Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 23:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Архив записей

Друзья сайта


19:56
Ю. Рубцов. Беспилотники из Израиля

Относительно незаметно промелькнуло сообщение в СМИ о том, что Министерство обороны РФ планирует в ближайшее время приступить к закупкам высокотехнологичного оружия за рубежом.

Как заявил начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, министр обороны Анатолий Сердюков поставил задачу Генеральному штабу, а также другим структурам военного ведомства проанализировать возможности отечественной «оборонки». В случае, если её продукция окажется не соответствующей «необходимым кондициям», предложено рассмотреть «возможность закупки подобного образца у иностранных производителей».

Кое в чём «возможность», которую предлагается рассмотреть, уже успела обернуться действительностью. Так, во Франции и в Израиле для нашей бронетанковой и авиационной техники закупаются сейчас тепловизоры (системы ночного видения).

Промелькнула в СМИ и информация об указании Сердюкова закупить в Великобритании несколько тысяч снайперских винтовок L96 взамен находящейся на вооружении в РА снайперской винтовки СВД. Разговор об этом приобретении прекратился только после того, как выяснилось, что стоящая в 5 раз дороже «англичанка» ничуть не лучше оружия отечественного образца.

После же «пятидневной войны» в Южной Осетии ищущий взор российских полководцев натолкнулся на беспилотные летательные аппараты (БПЛА)… опять-таки израильского производства. Эти «игрушки» хорошо зарекомендовали себя, когда, будучи на вооружении грузинской армии, вели воздушную разведку и корректировали огонь по российским войскам и миротворцам. Так что будем брать товар у того, кто вооружал нашего противника. Дескать, бизнес … Словно речь не об оружии, а марокканских апельсинах или чилийском вине.

То, что приобретение БПЛА у Израиля – не выдумка, подтвердил член правительства РФ, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве России Владислав Путилин. Правда, он пояснил, что для начала закупок необходимо изучение данного вопроса «Рособоронэкспортом»: предстоит определить, какие модели можно будет приобрести, и сопоставить их с аппаратами отечественного производства.

Заявление Путилина не очень вяжется с информацией, которую СМИ получили в Минобороны. Кто-то, возможно, и будет «изучать вопрос», но заинтересованным лицам всё ясно заранее. Контракт с компанией «Israel Aerospace» по закупке первой партии беспилотников на сумму 20–30 млн. долларов уже готовится. И если их пробная партия получит одобрение, вырисовывается контракт на сумму в 1,5 млрд. долларов. А это – почти 3% от военного бюджета России на 2009 год.

Всего-то, заметит оптимист. Стоит ли шум поднимать? Полагаем, стоит.

Как в капле воды отражается море, так и контракт на закупку БПЛА у Израиля отражает далеко не безоблачное положение с обеспечением военно-технологической безопасности России. Впервые с 30-х годов ХХ века (поставки союзников по ленд-лизу в годы Второй мировой войны не в счёт) наша страна прибегает к закупкам иностранного вооружения. Раньше это не делалось из-за реальной опасности возникновения зависимости от зарубежных поставщиков. Особенно это касалось изделий микроэлектроники – всякого рода неафишируемые «закладки» (деликатно выражаясь, – недокументированные возможности) способны непредсказуемым образом повлиять на тактико-технические характеристики вооружения. Да и отказ от выполнения контрактов, причём в самый нужный для потребителя момент, более чем вероятен.

Конечно, от трех процентов военного бюджета до границы, за которой заканчивается самостоятельность государства в сфере вооружения, действительно, немалая дистанция. Но её очень легко пройти, если будет принято принципиальное политическое решение ориентироваться на иноземные образцы.

Кстати, о политическом решении. Такое впечатление, что именно за министром обороны оставлено последнее слово в вопросе зарубежных закупок. Один из руководителей Военно-промышленной комиссии ещё говорит о возможности таковых, а контракт с израильтянами уже готовится. Мол, отечественный ОПК не удовлетворяет современным требованиям: производство не оптимизировано, а стоимость оружия растёт, опережая рост инфляции. Так что ставку делать на него не будем.

К естественному вопросу, на какие средства будут осуществляться зарубежные закупки, мы еще вернёмся, а пока обратим внимание на политический аспект проблемы. Интересует ли министра и его окружение, ценой каких потерь для обороны страны может обернуться зависимость от иностранных поставок вооружения? Подчиненные Сердюкова демонстрируют нарочитую отстраненность от этой стороны дела. Главным приоритетом в закупочной политике Минобороны будет, по заявлению генерала Шаманова, не принадлежность оружия к отечественному ОПК, а критерии «эффективного ведения боя».

Кто спорит: многие зарубежные системы более эффективны, чем отечественные, но поможет ли это нам, если российская армия окажется привязанной к иностранному рынку? Стремиться к сохранению замкнутого технологического пространства заставляет нас не мнимая склонность к изоляции, а наличие большого числа угроз и вызовов безопасности России, исходящих в первую очередь от технологически развитых государств.

Чтобы попасть в зависимость от иностранных производителей оружия, не обязательно оснащать их продукцией Вооруженные силы России целиком, достаточно поменять ключевые элементы, «нервные узлы». А таковыми и являются высокотехнологичные системы – средства разведывательно-информационного обеспечения, разведки, информационного противодействия, высокоточное оружие.

Принципиально важно и то, что 1,5 млрд. «зелёных» будут направлены на поддержку не своего, а чужого оружейного комплекса. Спрашивается: если правительство демонстрирует готовность поддержать отечественный автопром, почему в том же надо отказывать российскому ОПК? Да, в условиях кризиса все секторы экономики хотели бы получить дополнительные опоры, но, полагаем, оборонная сфера вправе рассчитывать на более пристальное внимание со стороны правительства, чем другие.

Что даёт в этом плане федеральный бюджет на 2009–2011 гг.? Государственный оборонный заказ на предстоящие три года составил 4 трлн. рублей, из которых 1,38 трлн. будут израсходованы в 2009 г. Если сравнить эти цифры с соответствующими параметрами действующего плана оборонного заказа на 2008–2010 гг., то виден немалый рост: в 2009 г. – на 25%, в 2010 г. – почти на 20%.

По словам первого заместителя главы ВПК Путилина, на выделенные средства в ближайшие три года удастся завершить испытания 600 образцов военной техники и вооружений и около 400 образцов принять на вооружение. Также в рамках ГОЗ планируется закупить более 70 стратегических ракет нового поколения РС-24, 30 ракет «Искандер», 48 боевых самолетов, 14 кораблей и почти 300 танков.

Специалисты сдержанно воспринимают череду этих цифр. В абсолютных величинах подобные затраты на оборону, действительно, рекордные. Но в относительном исчислении – это менее 2,6% от ВВП, то есть уровень расходов остаётся прежним. Давно и прочно забыты законодательно установленные еще в 90-е годы, но так ни разу не достигнутые 3,5% от ВВП. Однако и их не хватило бы, если учесть масштаб уже объявленных широкомасштабных преобразований в Вооружённых силах. По мнению известного военачальника генерал-лейтенанта запаса Юрия Неткачёва, чтобы армия и флот обрели «новый облик», денег на оборону потребуется гораздо больше – не менее 5% от ВВП.

Расчёты показывают также, что объявленное несколько лет назад резкое изменение соотношения между расходами на текущее содержание и техническое оснащение Вооружённых сил в пользу последнего (в пропорции примерно 30 к 70) останется в ближайшие годы прекраснодушной надеждой. По заключению комитета по обороне Государственной думы, на техническое оснащение армии и флота в 2011 г. пойдёт столько же, сколько и в прошлом году, а именно – 45,3% от всего объема расходов на ВС.

Учитывая параметры, зафиксированные в гособоронзаказе на предстоящее трехлетие, роста закупок вооружения при всем желании добиться невозможно. Прирост финансирования, как минимум, на три четверти съедается инфляцией, ростом стоимости оружия и боевой техники, транспортных тарифов и тарифов на энергоносители, топливо, продовольствие. А ведь относительные расходы на национальную оборону к 2011 г. и так снизятся до 2,3% от ВВП. Не исключено, что снижение может оказаться и более значительным, ведь госбюджет верстался без учета негативных факторов мирового кризиса.

Всё это наводит на грустные мысли о том, что в череде масштабных перемен в армии и на флоте, о которых уже объявлено, – сокращение численности офицерского корпуса и прапорщиков, изменение структуры ВС, средств на перевооружение может просто не найтись. И оно вновь может быть отложено. А стало быть, и технологическое отставание от армий наиболее развитых стран мира возрастёт.

И тут вернёмся к вопросу о том, из каких источников Министерство обороны собирается финансировать закупки оружия за границей. Последние, судя по словам В.Путилина, в оборонные расходы на предстоящее трехлетие не заложены. Поскольку во время кризиса привлечь какие-то дополнительные ресурсы маловероятно, нельзя исключать, что для израильских беспилотников средства будут взяты из статей, по которым финансируется производство отечественного вооружения.

Заинтересованы ли мы в поддержке израильского, французского и прочих иноземных производителей оружия вместо быстрых и эффективных мер по развитию отечественного оборонного комплекса? Ответ очевиден.

Другое дело, что поваленную на бок «оборонку» нелёгко поднять. Однако рано или поздно это надо делать, хотя времени конкуренты нам почти не оставили. Совершенствовать механизм финансирования ОПК, средства, выделяемые в рамках гособоронзаказа, максимально оперативно доводить до исполнителей – как раз об этом говорил недавно В. Путин. Восстановить, пока не упущены последние возможности, уникальные конструкторские школы, какими в свое время были коллективы, руководимые Надирадзе, Непобедимым, Расплетиным. Концентрировать силы и средства на разработке и производстве высокотехнологичного вооружения.

В отечественном ОПК трудится немало высококлассных специалистов, знающих пути выхода из кризиса, умеющих и без подсказки со стороны дать «асимметричный ответ» на любой вызов. Эти люди ждут от власти поддержки, а не усиления за счет российского бюджета прямых конкурентов. Закупки вооружения у израильтян (французов, англичан…) создадут лишь видимость переоснащения российской армии, на деле же усугубят кризис отечественной «оборонки».

 

ФСК, 10.01.2009
Журнал "Золотой Лев"
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 626 | Добавил: rys-arhipelag