Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 07:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта


12:26
В.И.Бояринцев. Министерство обрезания науки - Минобрнауки

Вся деятельность конторы под руководством А.Фурсенко показывает, что это - наиболее точная расшифровка названия министерства, отражающая цели и задачи его в период «встраивания» России в качестве Сырьевой Державы в Мировую экономику.    

      Перефразируя знаменитое выражение, можно сказать:

      У РУССКОЙ НАУКИ ДРУЗЕЙ НЕТ. ЕСТЬ ДВА ВРАГА: ВЫСШЕЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО И ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК.

     Известно, что  наука имеет три составляющие:

     - фундаментальная наука;

     - прикладная наука;

     - университетско-вузовская наука.

     Эти три составляющие не должны противопоставляться друг другу, а должны друг друга дополнять.

      Российская наука занимает особое место в мировой науке. Академия наук создавалась для того, чтобы «в народе науки расплодились» и выросли свои, российские учёные, которые будут трудиться на благо страны. Такая наука и существовала в Советском Союзе.

      Но вот некоторые основные данные о разгроме науки времён Индустриальной Державы, какой был Советский Союз:

- по сравнению с 1991-м годом общее количество учёных-исследователей уменьшилось примерно в три раза (осталось чуть более четырёхсот тысяч человек);

- количество исследователей в РАН только к 1998-му году сократилось на 22%, после чего последовали регулярные сокращения. При этом наблюдается явление, которое можно назвать именем президента РАН - «парадокс Осипова»: который формулируется, как «чем меньше учёных, тем больше академиков».

- практически полностью разрушена прикладная наука;

- в стране стали забывать о такой категории, как вузовская наука.

     Русская наука под предлогом «модернизации» оказалось на грани полного исчезновения, и в этом вина не только правящих чиновников, но и учёных чиновников Академии наук.

     Вот что говорит министр науки и образования А.Фурсенко: «Модернизация не может быть позитивной для всех. Так не бывает. Неминуемы негативные социальные последствия... Абсолютно ясно, что какое-то число людей, институтов будет сокращено». Правда, никакого «позитива», в «модернизации» науки с 1991-го года не наблюдается.

      Изданное в мае 2006-го года постановление правительства предписывало сократить численность науки на 7%. Всего предполагалось сократить 20% научного состава институтов Академии наук с тем, чтобы общее число увольняемых сотрудников составило 22 тысячи. 

      Заметим, что никакие сокращения не касаются двух категорий - научной администрации, членов-корреспондентов и академиков РАН. При этом возрастной момент не беспокоит академиков. По словам академика В.Гинзбурга, «с 1 января 2008 года из 500 человек в академии меньше 80 человек будут моложе 70 лет и меньше 100 - моложе 65 лет» («Известия», № 54, 2007 г.).

      Журнал  «Forbes», октябрь 2006-го года пишет:

 «Российская наука на грани вымирания, как ни горестно это констатировать... Выбывающих академиков просто некем заменить. Варианты реформы обсуждаются уже полтора десятка лет..., ни одна социальная группа в РАН не заинтересована в переменах. Верхушка РАН, академики и члены-корреспонденты, просто не хотят никому отдавать власть и боятся перемен. Директора институтов не готовы делиться с кем-либо доходами от аренды и использования аппаратуры...»

      Об отношении к отраслевой науке говорит статья журнала «Forbes»:

     «Легендарная реформа РАО ЕЭС затронула научно-исследовательскую часть электрического гиганта: 63 НИИ и проектных института, принадлежащих РАО, слиты в семь "инженерных центров". В начале 2008 года за несколько месяцев до окончательной реорганизации РАО, эти объединения будут выставлены на продажу... На торги пойдёт только "мозг" научного комплекса - трудовые коллективы, разработки, наборы патентов и т.д.»

     Вводя в своей системе крепостное право РАО ЕЭС, как всегда, говорит о том, что это пойдёт только на пользу отраслевой электрической науке. «"А без крыши над головой учёные не останутся - инженерным центрам обещана аренда в их прежних штаб-квартирах "по ценам ниже рыночных"».

     Но кризис внёс свои поправки: хозяева отраслевых научно-исследовательских институтов просто увольняют научных сотрудников.

      О проблемах российской медицины говорит академик Академии медицинских наук А.Егоров: «В связи с кризисом резко сокращается выделение грантов на научные исследования. А гранты - это основной источник финансирования научных лабораторий, зарплаты учёных. В Российском фонде фундаментальных исследований сократили гранты на 30%. В результате многие научные программы прекращены, а от тех, что остались на урезанном финансировании  требуют прежнего объёма выполнения работ.

      Целый ряд технологических институтов, связанных с медицинской промышленностью, объявлены банкротами. К ним относятся ФГУП ГНЦ по антибиотикам, ФГУП "Центр по химии лекарственных средств", Институт витаминов, полностью уничтожен Институт антибиотиков в Санкт-Петербурге и многие другие головные медицинские научные организации. Ведущих сотрудников увольняют, распродаётся оборудование, здания. А без научно-технологических разработок ни о каком возрождении отечественной фармпромышленности сегодня не может идти речи».

      Не забывают чиновники и олигархи и о других отраслях знаний:

      «Олигархи сокращают науку» - так называется небольшой материал газеты «Аргументы и факты» (№ 9, 2009 г.), где говорится, что Дерипаска наполовину сократил штат учёных из принадлежащего «Русалу» Сибирского НИИ алюминиевой и электродной промышленности.

     И уже Сергей Миронов начал что-то соображать: «Нужен мораторий на сокращение работников бюджетных учреждений и военнослужащих до 2010 года».

      Для исправления положения дел необходимо принять меры по преобразованию Академии наук, при этом основными целями Академии  должны являться:

- разработка проектов, соответствующих основным задачам новой науки;

- экспертиза существующих и разрабатываемых проектов;

- выделение приоритетных направлений исследований;

- внедрение   проектов   в   планы   научно-исследовательских   институтов,  проведение их в   жизнь.

- необходим коренной пересмотр структуры и деятельности Академии наук и её Президиума.

      Чтобы сохранить научные кадры, отток которых из страны велик,  необходимо:

- иметь условия для научной работы и внедрения результатов;

- иметь достаточное финансирование научных исследований, обеспечение их современным оборудованием;

- результаты научных исследований должны быть востребованы экономикой страны.

      Много слов сказано руководством страны о необходимости развития новейших технологий.

      По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:

- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;

- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;

- современного оборудования для проведения экспериментов нет.

      Говорит Жорес Алфёров: «В России высокотехнологическую индустрию, созданную за многие десятилетия, мы разрушили. Поэтому у нас теперь... постиндустриальное общество». Но если страны Запада вошли в постиндустриальное общество с более низкой ступени развития, то мы скатились с индустриального общества в другую, сторону, в область раннего капитализма.

      В Советском Союзе наиболее ценные и интересные научные высокотехнологичные разработки делались с учётом их применения в военно-промышленном комплексе, который выступал главным заказчиком науки.

      О современном состоянии дел военно-промышленного комплекса говорил в Государственной думе вице-премьер С.Иванов: «Огромные трудности с кредитованием, просто непреодолимые трудности! Кредиты под реализацию инвестиционных проектов для большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса практически стали недоступными. Для всей промышленности эта проблема наиболее острая».

      На кого жалуется вице-премьер? На себя?

      А пока, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии»:

- 30% организаций военно-промышленного комплекса «имеют признаки банкротства»;

- 50% предприятий «относятся к потенциальным банкротам».

      Говорит директор Института экономических стратегий РАН А.И.Агеев:

      «В современной экономике знание уже стало реальным фактором капитализации. Информация - знание - мудрость - смысловые поля - именно здесь, а не в необъятных потоках товаров, услуг или капитала, сейчас куются конкурентные и стратегические преимущества завтрашнего дня...

      Что такое в этом смысле новые госкорпорации? С 1990 по 2000 годы мы потеряли 25% имеющихся технологий. Мы их даже не можем воспроизвести. Либо люди ушли на пенсию, либо документы исчезли, либо украдено оборудование, либо запатентовано за рубежом. Сейчас эта цифра, наверное, превышает треть...»

      А на какую величину упало промышленное производство, если внутренний валовой продукт Российской Федерации уменьшился в 2 раза?

      Автор продолжает: «...траектория развития очень жёстко и по инерции вдавливает нас в положение сырьевого придатка развитых стран мира и Китая. И в придачу пока дешёвого интеллектуального придатка...»

      Напомним, что в июле 2007-го года была учреждена корпорация «Роснанотех» для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». На эти дела государство выделило около 134 миллиардов рублей.

      Прошло более полутора лет, и, по мнению многих специалистов, Россия ещё больше отстала в международной гонке. «Так из 400 проектов, которые поступили в корпорацию, её научно-технический совет дал положительную оценку всего четырём. Ещё одна претензия к "Роснанотеху" - слабое взаимодействие с теми структурами, которые уже развивали данное направление, и прежде всего с Роснаукой и Курчатовским институтом - головной научной организацией в области нанотехнологий (Ю.Медведев).

      Если в США плоды нанотехнологических разработок востребованы сильной наукоёмкой промышленностью, то у нас существовавшие в советское время научно-производственные объединения, являвшиеся основными потребителями академических научных разработок, разрушены. Разрушена и система прикладной и отраслевой науки.   Создаётся впечатление, что нанопрограмма по Чубайсу ориентирована на использование оставшегося научного потенциала России для развития западного высокотехнологического производства, в первую очередь ВПК США.

           Много красивых слов сказано о системе высшего образования страны: «Мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одарённым ученикам» (В.Путин, 2005 год).

      В советское время по   числу   студентов   на  10 тысяч человек населения мы занимали второе место в мире. Сейчас по этому показателю  нас обогнали Канада, Австрия,  Бельгия, Финляндия, Испания и некоторые государства Латинской Америки. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов.

      По данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 40-е, по другим данным - на 47-е место. За период «реформ».

      Страна с сырьевой экономикой не заинтересована в подготовке специалистов технического профиля, о чём и говорит министр Фурсенко: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» (февраль, 2009 г.).  В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности.

      Видимо, министр Фурсенко, будучи доктором физико-математических наук, делает такое заключение на основании собственного опыта!

      Обратите внимание: как любят наши чиновники говорить красивые слова. Вот сообщение о пожаре в Московском авиационном институте: «По предварительным данным, пожар произошёл в результате теплового проявлении электрического тока при аварийном режиме работы электросети», - сообщил «Интрфаксу) высокопоставленный источник в руководстве Главного управления МЧС по Москве.

      Но творческие способности убивает внедряемая Фурсенко система ЕГЭ (единого государственного экзамена).

      Говорит человек, пишущий на темы науки - писатель В.Губарев: «Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности». На проблему обратил внимание и президент: «Решение принято. Нужно разработать оптимальный механизм, по которому этот экзамен будет приниматься».

      В планах министра Фурсенко - оставить из 450 ныне действующих институтов не больше 200, а система внедрения платного образования в период кризиса сама попала в кризисное состояние.

      Если говорить о подготовке специалистов для внедрения новейших технологий, то представляется необходимым осуществить следующие меры в области высшего образования:

      - ликвидировать систему платного высшего образования с закрытием частных учебных заведений, восстановив утраченную советскую систему государственной подготовки специалистов.

      - обратить особое внимание на развитие вузов, готовящих специалистом для предприятий промышленности и науки, способных свернуть страну с пути энергетического донора развитых стран.

      - в условиях приближающегося продовольственного кризиса усилить и увеличить подготовку специалистов сельскохозяйственного производства.

      - запретить внедрение единого государственного экзамена, как средства снижения качества подготовки будущих специалистов.

      - запретить введение системы бакалавр-магистр, как средства снижающего общий уровень российского образования.

      - в условиях экологического кризиса организовать расширенную подготовку специалистов-экологов.

      - в крупных технических вузах восстановить роль вузовкой науки, организовав и оснастив специализированные лаборатории.

      А пока в стране пользуются спросом юристы, журналисты-международники, экономисты - их готовят за 170-430 тысяч рублей в год, это специальности для избранных, для будущих российских чиновников.

      В России внедряется модель развития высшей школы, главным содержанием которой является полная ликвидация подготовки в стране специалистов-профессионалов для реальных секторов экономики и замена их подготовкой бакалавров и магистров, не владеющих необходимыми знаниями.

      Обратите внимание: о реальном секторе экономики наши чиновники заговорили в кризис, когда уже нельзя говорить об экономике ВИРТУАЛЬНОЙ - гордости чиновников.

      Совершенно ясно, что без квалифицированных кадров не может быть восстановлен промышленный, высокотехнологический потенциал страны.

      И опять интересный момент: людей с учёными степенями в руководящих органах России полно, а о науке позаботиться некому, реформы, начинавшиеся кандидатами наук, завершаются несостоявшимися аспирантами (магистрами экономики) - Владиславом Сурковым и Аркадием Дворковичем.

      Но если нет цельной государственной политики, не будет, ни науки, ни образования, ни высоких технологий и не спасут положение отдельные, частные, «национальные программы», нацеленные только на снижение политической напряжённости в стране. 
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 513 | Добавил: rys-arhipelag