Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 25.04.2024, 03:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


11:53
Александр Каплин. "Гений Гоголя до сих пор остается неизвестным в желаемой полноте..."

Недавний 200-летний юбилей со дня рождения Н.В.Гоголя способствовал тому, что появилось немало как переизданий произведений самого классика русской литературы, так и публикаций о жизненном пути и творчестве этого, по слову С. Т. Аксакова, «истинного мученика высокой мысли».

Среди этой массы новая книга доктора филологических наук, профессора МГУ им. М.В.Ломоносова Владимира Алексеевича Воропаева «Николай Гоголь: Опыт духовной биографии», вышедшая в православном издательстве «Паломник» (М., 2008) ни объемом ни какими-то особенностями издательского оформления (чем уже трудно удивить) не выделяется.

Однако за внешней неэффектностью скрывается поистине лучший современный знаток духовной стороны жизни и творчества Гоголя, как никто много сделавший для того, чтобы читатель наконец-то узнал «истинного художника-христианина» (И.С.Аксаков). Здесь мы имеем в виду прежде всего подготовленное и изданное В.А.Воропаевым в содружестве с И.А.Виноградовым 9-томное Собрание сочинений Н.В.Гоголя (М.: Русская книга, 1994), где одних только комментариев было сделано не на одну большую книгу и где впервые были опубликованы выписки Гоголя из творений святых отцов и богослужебных книг, а также ряд изданий духовной прозы писателя.

Надо заметить, что и Собрание сочинений Гоголя, и сборники его духовной прозы готовились В.А.Воропаевым и выходили в печать в конце 1980-х – первой половине 1990-х годов, то есть в те времена, когда духовные ценности с ожесточением попирались, а то и попросту уничтожались. Поэтому совершенно справедливо, что именно В. А. Воропаев со временем стал Председателем Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры».

На фоне такого в высшей степени компетентного владения материалом, первая книга В.А.Воропаева «Духом схимник сокрушенный…» (М., 1994) была достаточно скромной по размерам. Не отличались большим объемом и другие его книги: «Н.В.Гоголь: Жизнь и творчество» (4-е изд. М.-Самара, 2004) и «Гоголь над страницами духовных книг» (М., 2002).

Могло оказаться более солидным издание «Опыта духовной биографии» Гоголя в возобновленном харьковском богословско-философском журнале «Вера и Разум», но, к сожалению, лишь часть «Опыта…» появилась в свет в трех последних номерах журнала (2002-2004), который не выходит последние несколько лет. Так что на продолжение и окончание публикации стоит только надеяться.

В этой связи новую книгу В.А.Воропаева можно считать и юбилейной, и в некотором смысле итоговой. Не преувеличиваем ли мы? Думается, что нет. И ей можно дать подзаголовок из его первой книги: «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя в свете Православия». Именно этим светом отличается и новая книга автора (хотя он и делает оговорку, что это лишь «попытка наметить вехи духовной биографии Гоголя, особенно в его связях с русским монашеством» (с. 8). После этих слов не покажется и преувеличением слова И.С.Аксакова о Гоголе как о «монахе-художнике» (именно в такой последовательности слов, хотя В.А.Воропаев имеет на этот счет свою более подробную аргументацию).

Новизна предлагаемого им подхода к биографии и творчеству Гоголя заключается прежде всего в том, что он рассматривает их «сквозь призму религиозного миросозерцания писателя» (с. 7). И здесь он выступает не только как тонкий знаток жизни и творчества великого писателя, но и святоотеческого наследия, истории Православной Церкви, Русской истории.

В максимально простой и доступной форме изложен жизненный путь Гоголя. Текст краток настолько, что, пожалуй, нужно задаться специальной целью, чтобы еще что-то сократить. Правда, это будет уже в ущерб полноте. Даже названия глав в основном состоят из одного-трех слов, но каких: «Иерусалим», «Оптина Пустынь», «Свято-Троицкая Сергиева лавра», «Завещание» (обратим внимание и на краткость названий писем в гоголевских «Выбранных местах из переписки с друзьями»).

Книги В. А. Воропаева (и рецензируемая в их числе), несмотря на внешние отличия от книг выдающегося русского мыслителя А.Ф.Лосева, имеют с ними определенное внутреннее сходство: в них основной смысл вкладывается в доведенные до совершенства афористичные выражения (как не вспомнить здесь слова П.В.Палиевского о «сокращении средств мысли»). И они могут быть понятными как специалистам, так и самому широкому кругу читателей. Но для глубинного понимания краткость эта необходимо должна быть дополнена огромным фактическим материалом и его осмыслением. О том, что кроется за подобной краткостью, можно отчасти судить по завершающем книгу очерке «Гоголь и отец Матфей», из которого с очевидностью следует, что и многие другие до сих пор непонятые или неверно трактуемые страницы жизни Гоголя требуют бережного и внимательного уяснения.

Конечно, наша высокая оценка новой книги и самого жизненного дела В.А.Воропаева, вовсе не делает их недоступными для критических замечаний или пожеланий. И несколько лет назад мы высказывали некоторые суждения, в частности о том, что необходимо помнить о совершенно недвусмысленной оценке святителем Игнатием (Брянчаниновым) гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями», что в более подробном православном осмысления нуждается раннее творчество великого писателя. Последняя тема не была предметом новой книги и изложена лишь в самом общем виде, но что касается оценки духовными лицами жизни и творчества Гоголя, то тут суждения В.А.Воропаева становятся с каждой новой работой всё более отточенными и проницательными.

Завершая свои краткие заметки, озаглавленные цитатой из новой книги ученого, хотелось бы пожелать ему приступить к обобщению в новом более объёмном труде того огромного материала, который был обнародован им в различных изданиях, журналах, в интервью на радио, телевидении, в интернете. Ибо Гоголь – это не только наша классика, это и важная страница истории Русской Православной Церкви, отечественной истории и ее святынь.

И совсем не случайно Аксаковыми неоднократно Гоголь упоминался как мученик. Святитель Филарет, митрополит Московский, говоря о святой мученице Татиане, подчеркивал связь мудрости и мученичества, ибо «мученическая мудрость не для одних мучеников. Она спасла и прославила их и светит всем на пути истины и спасения». Истина Божия и Христова одна. Гоголь, как и святитель Филарет, понимал, что нужно не только прийти к истине (и Истине), но и через истину и путем истины стремиться к истинной жизни. И здесь он оставил нам свой завет, что «нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».
Каплин Александр Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина

http://www.rusk.ru/

Категория: Культура | Просмотров: 939 | Добавил: rys-arhipelag