Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 15:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта


01:37
Константин Сивков: « Дипломатия вместо демонстрации силы, уступки Западу вместо контрмер ведут страну к перевороту и распаду»

Российское руководство не предпринимает эффективных действий для устранения условий либерального реванша, не видно решимости, игнорируя санкции, применить силу для предотвращения очевидных угроз. Формируется представление, что оно неспособно на жесткие меры против доморощенных майданщиков. Это может спровоцировать США на применение мягкой силы против России.

Ситуация на юго-востоке Украины развивается далеко не самым благоприятным для России образом. Силы самообороны вынуждены оставлять города, сокращая контролируемое народными республиками пространство. Войска хунты, отбросив ограничения, применяют против мирных жителей в городах, которые еще контролируются ополченцами, все виды вооружений, включая самые разрушительные. Потенциал сил самообороны тает, и, судя по всему, угроза падения Новороссии (ЛНР и ДНР) еще до конца лета (если не будут предприняты экстраординарные меры по их защите со стороны России) станет реальностью. В результате Россия получит на своих юго-восточных рубежах враждебное и маложизнеспособное государство, которое сможет существовать только при условии активной борьбы с внешним противником. Для фашистской Украины им, естественно, станет Россия. США будут всемерно ориентировать киевский режим на борьбу с восточным соседом. Основной инструмент – мягкая сила, майданизация России по украинскому сценарию.

Главным организатором выступят США, а основным участником – «пятая колонна» внутри России. Украина назначена на роль плацдарма и поставщика боевиков, когда создадутся условия для дестабилизации ситуации у нас в стране. Уже неоднократно отмечалось, что в России сложились все объективные условия, благоприятные для инициирования внешними силами процессов развала государства. В качестве примера приводилась Украина, в которой аналогичная ситуация (пусть несколько более обостренная, чем в России, но принципиально идентичная) привела к свержению законной власти с последующим распадом страны и началом гражданской войны. Необходимы экстренные меры по предотвращению аналогичного развития событий в России. Между тем анализ ситуации и действий нашего руководства на международной арене показывает, что пока эффективных мер по предотвращению украинского сценария не предпринимается.

Уроки не впрок

Один из первых уроков, который следовало бы извлечь нашей элите из украинских событий, заключается в том, что для предотвращения дестабилизации в первую очередь следует максимально сглаживать социальные противоречия, минимизировать шаги, ведущие к обострению напряженности внутри страны. К сожалению, власти пока не демонстрируют такого стремления. Как пример можно привести закрытие коммерческих банков. «Плохие» надо ликвидировать – кто спорит. Только почему это не делалось раньше, когда угроза дестабилизации была существенно меньше? Теперь массовое закрытие банков с компенсацией лишь доли сбережений (основная часть вкладчиков хранила там существенно более крупные средства, чем возмещаемые 700 тысяч рублей) привело к возникновению значительного слоя людей, понесших серьезные материальные потери.

Для многих из них это личная катастрофа. Эти люди весьма враждебно настроены к действующей власти, которая сначала всемерно содействовала увеличению количества коммерческих банков, а затем, когда население в массовом порядке было вовлечено в эту сферу, внезапно приступило к их ликвидации с фактическим изъятием средств тех, кто поверил в проводившуюся до недавнего времени финансовую политику. На этом фоне информация о беспрецедентном увеличении числа долларовых миллионеров за 2013 год резко усиливает социальную напряженность.

Возникает предположение, что пассивность России обусловлена не столько стремлением избежать войны, сколько желанием спасти олигархов от санкций ”

Принципиальным уроком, который следовало бы вынести из украинского кризиса, является то, что главный внутренний источник угрозы действующей политической власти – олигархат, тесно связанный с иностранными акторами. Именно они выступают материально-технической базой «пятой колонны». Без них ее деятельность была бы просто невозможна в условиях, когда в массе населения либеральная идея полностью себя дискредитировала. Деятельность таких сил необходимо в максимальной степени ограничивать, а по возможности и пресекать полностью, например, проведением хотя бы частичной национализации тех активов, которые оказывают наибольшее влияние на социальную ситуацию в стране.

Приходится констатировать, что реальных шагов в этом направлении пока не предпринимается. За все это время деятельность ни одного олигарха, даже из числа откровенных противников власти, не была пресечена. К сожалению, российское руководство не сделало выводов и из этого урока украинской драмы. Более того, курс взят диаметрально противоположный – на приватизацию с участием иностранного капитала и связанного с ним российского олигархата стратегически важных отраслей российской экономики. На торги предполагается выставить огромные активы, в том числе такие стратегически важные объекты, как Объединенная зерновая компания, РОСНАНО, «Интер РАО ЕЭС» и Ростелеком, где к 2016 году планируется полное прекращение участия Российского государства. Заявлена приватизация до 50 процентов акций ведущих банков – Сбербанка и ВТБ. Следствием будет существенный рост зависимости российской экономики (соответственно и политики) от западного капитала.

Гнев и разочарование

Важнейший урок, который нашему руководству необходимо извлечь из событий на Украине, состоит в том, что ключевым условием устойчивости политической власти при наличии мощной и влиятельной элитарной оппозиции является завоевание превосходства в информационной сфере. Необходимы активные наступательные действия на упреждение противника, принуждающие его обороняться, становиться на позицию самооправдания.

Здесь российская власть демонстрирует стремление перехватить инициативу. Но это явно не удается. Основные усилия в противоборстве на внутреннем информационном пространстве сосредоточены на формировании образа внешней угрозы, проистекающей от США и их марионеток на Украине в виде фашиствующей хунты. В качестве главного метода, судя по содержанию передач по телевидению и радио, материалам в официальных печатных изданиях, выбрана демонстрация невероятной жестокости войск, нарушения ими всех норм международного права, что безоговорочно поддерживается американскими покровителями. Это, бесспорно, справедливо. Жертвы мирного населения давно перевалили за тысячную отметку. Г-н Коваль, будучи министром обороны Украины, уже пообещал загнать всех жителей юго-восточных областей в фильтрационные лагеря (мягкое название концентрационных) с последующей высылкой большей части из родных мест. Раздаются голоса, призывающие лишить население юго-востока Украины гражданских прав. Поступает информация о зверствах войск хунты в захваченных ими населенных пунктах, в частности о массовых расстрелах матерей ополченцев. На этом фоне приобрели систематический характер обстрелы объектов на территории России. А с недавнего времени артиллерийские удары стали целенаправленно наноситься и по приграничным российским городам. Есть жертвы.

Однако посеяв справедливый гнев, российская власть не дает ему выхода, ограничиваясь дипломатическими заявлениями и возбуждением уголовных дел, которые вряд ли когда-либо будут доведены до справедливого завершения в силу недоступности для нашего правосудия главных фигурантов.

При этом в российских СМИ активно обсуждаются экономические санкции против отдельных крупных компаний, по большей части находящихся в частной собственности. В таком контексте у многих граждан естественным образом возникает предположение, что пассивность России в украинском кризисе (даже в случаях прямой агрессии в виде обстрелов нашей территории) обусловлена не столько стремлением избежать войны, сколько желанием избавить олигархат от потерь из-за санкций. На фоне информации об огромных жертвах среди мирного населения это провоцирует негативные настроения по отношению к власти, поскольку формируется представление о том, что интересы крупных собственников ставятся выше государственных, оказываются важнее безопасности и жизни граждан.

Демонстрируя зрителю активность противника, грубо попирающего все правовые и моральные нормы, российская власть не показывает реальных ответных шагов по пресечению этого беспредела. В итоге у нашего населения рано или поздно, но неизбежно будет складываться убеждение в неспособности власти противопоставить откровенному злу хоть что-либо. Разочарование после патриотического духовного взлета, последовавшего за присоединением Крыма, может привести к значительному падению авторитета политического руководства. А это является важнейшим фактором, благоприятствующим применению противником мягкой силы.

Таким образом, внутренняя информационная политика России не соответствует внешнеполитической практике, порождая разочарование населения. То есть руководству страны пока не удалось сформировать эффективную систему информационного противоборства, включающую аналитические центры, опирающиеся на высокоинтеллектуальных экспертов.

Неиспользованный арсенал

Прилагая усилия по дискредитации нашей власти в глазах населения, в частности, демонстрацией ее мягкотелости, те, кто планирует майданизировать Россию, решают и еще одну задачу – вскрыть пределы реальной решимости российского руководства в условиях угрозы применения санкций. Это исключительно важный вопрос. Ведь если власть обладает достаточной волей и способна пойти на объективно необходимые действия, несмотря на риск и неопределенность ситуации, то начинать инициировать дестабилизацию весьма опасно – можно потерять располагаемый ресурс «пятой колонны» и в результате поражения либеральной оппозиции получить еще большее укрепление той власти, которую собирались свергнуть.

Достоверно определить решимость противника напрямую практически невозможно. Она меняется в большом диапазоне в зависимости от условий обстановки и даже психологического состояния руководства. Поэтому противоборствующие стороны всегда стремятся прощупывать противников. При этом появляется возможность оценивать не саму решимость как таковую, а ее демонстративные проявления. Прощупывание состоит в проведении мелких провокаций, которые позволяют вскрыть, какой ответ способен дать противник.

Очевидно, что если страна идет постоянно на различные мелкие уступки, не получая за это какого-либо выигрыша, не реагирует на такие провокации, ее руководство не обладает достаточной решимостью. Значит, можно и далее давить, наращивая требования и выставляя более жесткие условия, усиливая акции устрашения в экономике, информационной сфере, дипломатии и даже в военном отношении. Если же уже при первых попытках жесткого давления страна отвечает адекватно, противник вряд ли решится на эскалацию.

Руководство России продемонстрировало решимость к действиям по защите своих интересов и союзников в 2008 году в Южной Осетии. После этого, несмотря на масштабную информационную атаку, никто ни на что более серьезное не решился. Отголоском того успеха можно считать отказ НАТО от каких-либо даже имитационных действий в процессе воссоединения Крыма с Россией. Демонстративная решительность российского руководства позволила спасти Сирию.

Противоположным примером может служить деятельность Януковича, действия которого в ноябре 2013 – феврале 2014-го представляли собой цепочку сдач и уступок, однозначно демонстрирующую отсутствие у него воли и решимости к настоящей борьбе, его неспособность пожертвовать малым – зарубежными активами ради сохранения своей власти.

К сожалению, действия руководства России в посткрымский период представляют собой нечто напоминающее логику поступков Януковича. Это последовательная цепочка отступлений под давлением угрозы санкций. После политического заявления о возможности защиты мирного населения юго-востока Украины в случае попыток киевской хунты применить против него вооруженные силы, Россия, несмотря на массированные бомбардировки городов и поселков, «зачистки» с огромными жертвами, ограничила свою поддержку ДНР и ЛНР политическими и дипломатическими заявлениями. Ответом на систематические обстрелы российской территории стали ноты протеста, на которые никто не прореагировал, и возбуждение совершенно бессмысленных в этих условиях уголовных дел.

Оправдывая такую пассивность, многие эксперты заявляли, что это мудрая политика, направленная на то, чтобы избежать втягивания России в войну. Однако такие утверждения не выдерживают критики. Ведь Россия располагает большим арсеналом средств, позволяющих решить проблему поддержки дружественных сил юго-востока Украины и без прямого применения своих ВС. Так, например, нейтрализация Коломойского привела бы в течение относительно короткого времени к распаду главной ударной силы хунты – его наемных батальонов. Уже одно это позволило бы в решающей степени обеспечить успех сил самообороны ДНР и ЛНР. Но главное не это. Ведь не реагируя адекватным образом на проявления угроз, российское руководство демонстрирует отсутствие решимости применять все располагаемые силы для защиты страны и своей власти. А это означает одно – враг видит возможность наращивать давление. Вполне вероятно, рассуждает он, что российское руководство не решится применить в требуемом масштабе силу и против своих майданщиков. Соответственно можно разжигать митинговую активность в Москве и других крупных городах. Тем более что «пятая колонна» в России чрезвычайно могущественна и еще ни одного действия по ее практической нейтрализации нашей властью не предпринято.

Пассивность России в украинском кризисе провоцирует США на инициирование антиправительственных выступлений. А то, что такие планы давно существуют, всем хорошо известно. Ведь уже была первая попытка либерального реванша (на Болотной площади и в последующих выступлениях), которая провалилась. Теперь, после более тщательной подготовки с проверкой решимости руководства России бороться за власть в условиях угрозы различных санкций и формирования соответствующего плацдарма на Украине, весьма вероятна новая либеральная вылазка. Она будет уже несравненно более масштабной, с привлечением опытных бойцов киевского майдана, которых с полумиллионным потоком беженцев с Украины проникло в Россию уже немало.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на трагизм ситуации в соседнем государстве и порождаемые ею непосредственные угрозы российской власти и самому существованию нашей страны, уроки из украинского кризиса не извлечены. К сожалению.

Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 328 | Добавил: Elena17