Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 00:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта


01:59
Крым охватывает жажда. Запасы пресной воды на полуострове стремительно истощаются

В ближайшее время Крым может столкнуться с острым дефицитом воды. Это следует из заявления заместителя губернатора Севастополя Андрея Атаманцева. Выступая 7 ноября перед депутатами Заксобрания, Атаманцев пояснил: в Чернореченском водохранилище, снабжающем водой Севастополь, осталось 9,3 млн кубометров воды. Без угрозы для состояния водоема город может взять порядка 2 млн кубометров, этого хватит примерно на 20 дней.

«После 7 млн кубометров начинается красная зона, и мы вводим почасовую подачу воды во всем городе. После этого мы сможем взять из водохранилища еще порядка 3 млн кубометров, которые нам нужно будет растянуть до марта. Ниже этого брать нельзя: водоем будет убит», – сказал замгубернатора.

В некоторые районы Севастополя вода уже подается по графику: 1 ноября губернатор города Сергей Меняйло подписал соответствующее распоряжение. В обращении к горожанам он предупредил, что в дальнейшем отключения затронут весь Севастополь – подача воды будет производиться с 05:30 до 10:00 и с 17:00 до 23:00.

Такой режим водопользования могут ввести и по всему Крыму. Скажем, Межгорное водохранилище под Симферополем, которое прежде пополнялось днепровской водой из Северо-Крымского канала, сейчас ощутимо обмелело – канал, как известно, перекрыла Украина. Чтобы компенсировать эти потери, воду берут из Вилинского водозабора в Бахчисарайском районе, из озера у горы Гасфорта, и из имеющихся подземных скважин. Но насколько этих запасов хватит полуострову – вопрос открытый.

Выход из ситуации власти Крыма видят в бурении дополнительных подземных скважин: в карстовых пустотах полуострова – теоретически – есть значительные запасы пресной воды. В том же Севастополе, по словам Атаманцева, к марту пробурят скважины в Гагаринском районе города, которые дадут дополнительно порядка 40 тысяч кубометров в сутки (сейчас суточное водопотребление Севастополя –140-150 тысяч кубометров).

Однако, как выяснила «Свободная пресса», проблема обеспечения Крыма водой выглядит намного серьезнее, и ее решение в авральном порядке может лишь усугубить ситуацию.

– Пробурить скважины можно довольно быстро, – отмечает директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. – Но проблема в другом. Подземные воды Крыма были разведаны во времена СССР только до глубины 200 метров, и почти никогда не исследовались глубже. В 1990-е в плане гидрогеологической разведки полуострова не делалось практически ничего. Все народное хозяйство Крыма в этот период деградировало, и даже по Северо-Крымскому каналу подача воды сократилась в несколько раз – это произошло, подчеркну, еще до присоединения Крыма к России.

Так вот, что касается подземных источников. Я с февраля 2014 года везде говорю и пишу: нужно провести полное магнитное геофизическое сканирование территории Крыма. В наше время сделать это довольно легко. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и приборы, которые используются для сканирования, оказалось возможным установить на вертолет. Разведку можно провести за несколько месяцев – по всей территории Крыма. Но это надо было делать еще летом, сейчас много времени упущено.

В результате, сегодня никто толком не знает, насколько хватит подземных крымских месторождений. Сколько там воды, еще более-менее оценить можно. Но скорость возобновления этой воды – неизвестна. А от нее зависит, сколько воды из месторождения можно брать.

«СП»: – Почему, на ваш взгляд, не была проведена разведка?

– Потому что это дешево стоит – всего каких-то 35-40 млн рублей. А у нас интересуются, в первую очередь, проектами, которые тянут на десятки миллиардов рублей.

«СП»: – Можно предположить, что сейчас в Крыму начнут экстренно бурить скважины. К чему это может привести?

– К истощению подземных источников. Как правило, хаотичное, беспорядочное бурение в условиях, когда не проведена в необходимых объемах геологоразведка, приводит к потерям водных месторождений. Понимаете, все нужно делать своевременно и аккуратно, и такие возможности у нас были. А сейчас главное – дров не наломать.

«СП»: – Есть какая-то альтернатива подземным водным источникам Крыма – например, опреснительные заводы?

– Прежде всего, опреснительный завод чудовищно дорого стоит. Во-вторых – а электричество для него где брать? Получается, в придачу к заводу нужно строить и атомную станцию. Сколько лет на все это уйдет? И какую воду все эти годы будут пить крымчане?!

«СП»: – А предложение прорыть канал из Краснодарского края, с забором воды из реки Кубань и переброской через Керченский пролив по трубе?

– Это гидрологический бред. Бассейн Кубани – водонедостаточный. Там своей воды не хватает: в Краснодарском крае, в среднем, из пяти лет два-три года бывают маловодными, а иногда случается и по шесть маловодных лет подряд. А в маловодный год потребности народного хозяйства Краснодарского края в воде удовлетворяются максимум на 60%.

Поймите: при проектировании канала нужно брать в расчет не среднегодовой сток Кубани, а тот объем, который вы можете использовать фактически, с учетом перехватывающих водохранилищ (которые удержат паводковые воды). С учетом этих факторов, подавать кубанскую воду в Крым – все равно, что латать Тришкин кафтан…

– Мы были готовы провести гидрогеологическую разведку в Крыму, но не нашли структуру, которая бы могла эти работы заказать, – рассказывает главный геофизик ЗАО «Геотехнологии» Юрий Подмогов. – Только из-за этого работы не состоялись. К сожалению, академическая наука – тот же Институт водных проблем РАН – не может выступать в роли заказчика, у нее для этого просто нет средств. А до местных крымских руководителей мы не достучались.

«СП»: – Сколько времени занимает такая разведка?

- Это зависит от площади сканирования. Мы летаем на вертолете с соответствующим оборудованием со скоростью 150-180 километров в час, причем точки измерения в таком режиме идут очень плотно – фактически, через каждые семь метров. В месяц возможно просканировать около 10 тысяч погонных километров маршрута. Что важно, в условиях Крыма магнитное геофизическое сканирование можно делать круглый год.

«СП»: – В Севастополе, как объявил замгубернатора, воды осталось на 20 дней. Сколько времени вам понадобилось бы, чтобы найти подземные источники и обеспечить город водой?

– Если говорить конкретно о районе Севастополя, мы могли бы найти новые источники карстовых вод. Думаю, чтобы довести дело до бурения, нам понадобилось бы два месяца.

«СП»: – Крым в целом – с учетом, что Северо-Крымский канал перекрыт – можно полностью перевести на снабжение подземными водами?

– На мой взгляд, можно. Есть вероятность открытия новых подземных резервуаров с водой. Напомню, что 40% вод Северо-Крымского канала терялась – вода не только испарялась, но и уходила куда-то под землю. Это значит, под руслом канала имеются водяные линзы. Их можно найти, проведя разведку в зоне канала.

Кроме того, в Крыму может быть найдена масса водных месторождений так называемого неартезианского типа – например, в зонах карстов, которых на полуострове очень много.

Но чтобы найти эти месторождения, нужна детальная гидрологическая картина. Проблема в том, что все эти источники очень локальны, и простым разведочным бурением обнаружить их чрезвычайно сложно…

С Богом

Пока наука не востребована, в Крыму борются с надвигающимся дефицитом воды с Божьей помощью: у берега Чернореченского водохранилища состоялась закладка Храма в честь Богоявления Господня. Чин освящения был совершен митрополитом Симферопольским и Крымским владыкой Лазарем. «Ежедневно здесь будут совершаться службы и возноситься молитвы Господу нашему, мы будем просить Бога дать нам в изобилии чистую воду для поддержания нашей жизни телесной», – сказал владыка Лазарь.

– Проблема еще и в аномальной погоде, – отмечает собкор «Свободной прессы» в Крыму Сергей Ильченко. – Не только в Крыму, но и на Украине стоит феноменальная засуха. Горят торфяники в Черниговской и Волынской областях, вплоть до Полтавы. В Крыму дождей нет уже четвертый месяц – ни единой капли – это настоящая природная катастрофа!

На случай форс-мажора

(из аналитической записки директора ИВП РАН В.И. Данилова-Данильяна)

«Более 83% потребляемой в регионе воды доставляется из Украины по Северо-Крымскому каналу (СКК) – в 2013 г. было подано 1358 млн. м3. Из этой воды порядка 85% направляется на орошение. Остальная подаваемая из СКК вода используется как хозяйственно-питьевая в Восточном Крыму и как резервный источник для пополнения в случае крайней необходимости водохранилищ, обеспечивающих Симферополь и ряд других городов и населённых пунктов. Если отказаться от рисосеяния, то подача воды из СКК может быть уменьшена до 850–900 млн. м3. Эта величина показывает тот минимальный объём поставок пресной воды из внешних для региона источников, при котором обеспечиваются скромные потребности населения и сельского хозяйства (последнее необходимо для занятости значительной части трудоспособных). При таком минимальном объёме ни о каком серьёзном развитии экономики Крыма говорить не придётся. Эта ситуация не может быть изменена раньше чем через 3–4 года (при самых оптимистичных оценках) даже в результате обнаружения и вовлечения в хозяйство новых месторождений пресных подземных вод на территории Крыма».

«В ближайшие 3–4 года (как минимум!) альтернативы СКК не существует. Поэтому надо добиваться от Украины продолжения функционирования СКК. За поставляемую воду придётся платить, но при любых обстоятельствах эти затраты будут ниже каких бы то ни было альтернативных. По-видимому, минимальная цена за объём 1350 млн. м3 по аналогии с мировой практикой составит около 400 млн. долл. (за объём 850 млн. м3 – около 250 млн. долл.)»

«С учётом реалий развития событий на Украине надо быть готовыми к возникновению аварийных ситуаций с подачей воды по СКК в относительно краткосрочные периоды (несколько недель, один-два месяца). В таких ситуациях программа-минимум – обеспечение питьевой водой населения восточного Крыма, программа-максимум – хотя бы 30-процентное (от российской санитарной нормы) снабжение хозяйственно-питьевой водой. Доставку питьевой воды можно осуществлять в бутилированном виде, при населении этой части Республики Крым несколько более 300 тыс. человек требуемый объём составит не менее 1 млн. литров в день. Возможна доставка воды танкерами (достаточно широко практикуется в современном мире). Известны способы подготовки нефтеналивных танкеров (в течение 1 суток) для этой цели, даже для питьевой воды. По имеющимся данным, на Волге функционируют 43 танкера «Волгонефть» водоизмещением 5000 регистровых тонн и 5 танкеров «Лена» водоизмещением 3000 регистровых тонн. Время хода танкера Волгоград–Азов–Волгоград составляет 6 суток, стоимость ГСМ за время перехода – 700 тыс. руб. (На планируемую навигацию 2014 г. свободны от эксплуатации 28 танкеров.)»

«Все формы водопотребления всеми потребителями в Крыму следует сделать платными. Это вовсе не исключает субсидирования водопотребителей, но оно не должно принимать форму бесплатного или льготного предоставления воды: такая форма неизбежно приводит к неэффективному расходованию воды «льготниками»».
Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/103809/

Категория: Обломки Империи | Просмотров: 521 | Добавил: Elena17