Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 09:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта


03:14
Минобрнауки России согласно с историками-националистами из Татарстана?
Труды татарских историков, до сих пор находящихся под влиянием национал-сепаратистской идеологии Татарстана образца 1990-х годов, продолжают выпускаться тысячными тиражами. Более того, все это попадает в учебники по истории, которые издаются в Москве и рекомендуются к изучению Министерством образования РФ.

"Казанское правительство отдавало себе отчёт в том, какая политическая угроза нависла над Татарстаном в связи с решением Москвы - во что бы то ни стало покорить Казань и тем самым открыть путь к дальнейшей имперской экспансии... Ранней весной 1551 г. русская армия во главе с царём перешла границу и двинулась вглубь территории Татарстана", - именно такие строки прочтут студенты и школьники в учебнике "История Татарстана. С древнейших времен до наших дней" Дании Сабировой и Якуба Шарапова, выпущенном в Москве издательством "Кнорус".

Из учебника двух татарских профессоров учащиеся узнают, что "государственную границу Татарстана (!) пересекла русская армия" (с.110), "Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации" (с.127), "Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами" (с.113).

Через весь учебник проходит мысль о том, что Татарстан - суверенное государство, оказавшееся под властью России. Для доказательств профессора Сабирова и Шарапов используют сюжеты из колониальной истории западноевропейских стран: "Ещё одна особенность русской колонизации Татарстана заключается в том, что у русского государства и татарского народа было разное понимание перспективы Татарстана. На Западе в данном случае обе стороны (колониальные державы и захваченные ими страны) понимали временность объединения, считали, что со временем их взаимоотношения обретут иной характер. Так подходил к факту русского завоевания сам Татарстан, считая, что в будущем непременно восстановит свою независимость" (с.117-118).

Подобные "научные труды" вызывают удивление и осуждение у других казанских историков. "Перед нами произведение типичных работников "идеологического фронта" советского типа, которые в начале 1990-х годов в силу политической конъюнктуры отреклись от одной идеи, но только для того, чтобы в интересах бывшей номенклатуры обслуживать другую", - считает доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат исторических наук Александр Овчинников, предлагая обратить внимание на научную специализацию авторов учебника.

Тема кандидатской диссертации Дании Сабировой называлась "Совершенствование партийного руководства промышленностью в Татарии в третьей пятилетке (1938 - июнь 1941 года) (1975)", а докторской "Деятельность КПСС по укреплению и развитию интернациональных связей рабочего класса СССР с трудящимися зарубежных стран во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов (на материале партийных организаций Среднего Поволжья и Урала) (1989). До последнего времени Сабирова работала директором Института социальных технологий КГТУ, т.е. занимала высокий административный пост, что, по словам Овчинникова, "во многом объясняет отсутствие критических откликов в Татарстане на уже несколько раз переизданный учебник".

Её соавтор, Якуб Шарапов ещё в 1968 году защитил докторскую диссертацию на тему "Национальные секции РКП(б)" и выпустил монографию "Сила и жизненность национальной программы ленинизма" (1972).

"В результате появился учебник с явно выраженной антироссийской направленностью, ставящий под сомнение легитимность российского государства на территории Волго-Камья", - заявил ИА REGNUM Александр Овчинников. Через учебник красной нитью проходит мысль о противостоянии России и Татарстана. Сам Татарстан при помощи словесной эквилибристики объявляется одной из "древнейших стран на северо-востоке Европейского континента": "Ещё в V-II тысячелетиях до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной "уральской культурой".

Исторически как страна и как государство Татарстан локализовывался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Урала. В период средних веков Татарстан воспринимается в границах Казанского татарского государства (Казанского ханства). В XVII-XIX вв. Татарстан входил в состав Российской империи. В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Социалистическая Республика. В 1990 г. произошло провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации" (с.8).

"Истоки противостояния России и Татарстана авторы уводят в 10 век н.э., пытаясь интерпретировать сложности взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Булгарии как начало этого противостояния, - говорит Овчинников, приводя примеры: "Уже тогда эти две страны (Киевская Русь и Волжская Булгария) оказались в противоречивом взаимодействии. <...> В то же время Киев и Булгар, придерживаясь разных мировых религий и будучи потенциально на подъёме, оказались в состоянии противоборства в восточноевропейском наследии" (с.53).

"Наивысшей точки осовременивание истории достигает при описании событий, связанных с завоеванием Московским государством Казанского ханства в 1552 году, - указывает казанский историк. - Поражают названия параграфов и подпараграфов: "Обострение Татарстанско-Российских отношений" (речь идёт о первой половине XVI века, когда даже о Казанской губернии еще не было речи - прим. ИА REGNUM), "Война за независимость", "Борьба против оккупации", "Сопротивление русской военной администрации", "Русская колонизация Татарстана", "Особенности русской колонизации".

Казанское ханство и Россия того времени названы "национальными государствами" (с.105), что весьма странно для эпохи Средневековья. По логике изложения материала, в этих "национальных государствах" проживали татары и русские, следовательно, взятие Казани в 1552 году - это не просто противостояние двух государств, но ещё и двух ныне проживающих в Татарстане этносов. Термины "Россия", "Москва", "русские" в большинстве случаев подаются в негативной плоскости, причём делается это таким образом, чтобы "помочь" студенту найти соответствие событиям прошлого в современной действительности.

По словам Александра Овчинникова, данные положения являются логическим каркасом учебника. Например, при описании Великой Отечественной войны явно по аналогии с Первой мировой утверждается, что большинство татарского общества встало на путь "оборончества", т.к. СССР и входившая в него Россия для татар были "неродными государствами". Подчёркнуто нейтрально в учебнике при этом описывается деятельность созданной гитлеровцами военной организации татарских коллаборационистов "Идель-Урал" в составе вермахта".

О своеобразии "суверенной исторической науки в Татарстане" ИА REGNUM сообщало и ранее. Однако данный учебник, как значится на его титуле, "рекомендован в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Министерством образования и науки РФ", то есть правительством России.

Подобный факт достаточно удивителен, но определенным образом характеризует новый курс Москвы по отношению к оккупированным суверенным республикам на современном этапе. Ведь в учебнике черным по белому написано, что в XVI веке "из двух путей: позаботиться об обустройстве жизни на своей земле или эксплуатировать уже имеющееся у соседей - русское правительство тогда избрало второй".

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1471447.html#ixzz1eoiqo4jt
Категория: Русофобия | Просмотров: 575 | Добавил: rys-arhipelag