Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.03.2024, 20:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта


19:19
Проблема сохранения Русского мира касается прежде всего этнических русских
О Русском национально-культурном обществе Харьковской области рассказывает его руководитель Михаил Петрович Годунов

- Предвидя вопрос, какие цели преследует наше национально-культурное общество, хотел бы сразу назвать входящие в него организации, и тогда ответ во многом будет предопределен. Не возражаете?

- Конечно, нет, Михаил Петрович.

- Итак, у нас бок о бок работают: Союз коллективов и мастеров русского народного творчества, Харьковское общество преподавателей русского языка и литературы, Харьковская ассоциация историков России, Харьковско-Белгородское землячество, Центр этнополитики, кукольный театр «Ларец», Клуб русской военной истории Харьковской области им. генерала П.С. Котляревского, Центр русского современного искусства «Новая сцена», оркестр русских народных инструментов п. Комсомольский Змеевского района Харьковской области, народный хор русской народной песни ДК Червонозаводского района Харькова, детский образцовый вокально-танцевальный ансамбль «Сударушка», Русский информационно-культурный центр. Всего 12 коллективных членов общей численностью более 1 тыс. человек.

Как видите, Русское общество объединяет в основном представителей научной и творческой интеллигенции: ученых и преподавателей, краеведов, артистов, художников, представителей других профессий, как профессионалов, так и самодеятельных авторов и исполнителей. Все они едины в одном - они не мыслят себя за пределами русской культуры.

Теперь о целях общества. Их три. Прежде всего, сохранение и развитие русской национально-культурной самобытности: это вопросы духовности, собственно русской культуры, включая науку, образование, искусство, традиции и т.д. Затем - содействие гармонизации межнациональных отношений в стране проживания: это - права человека в контексте национальных различий, в том числе достижение культурно-языкового равноправия всех национальностей как на уровне личности, так и на уровне социальных групп.

И, наконец, содействие сохранению и развитию братских связей народов России, Украины и Белоруссии. Для нас это особенно важно, потому что в ХХ в. русский народ в третий раз в своей более чем тысячелетней истории стал разделенным народом, а его рассеяние катастрофически умножилось. В этой связи тема русского единства становиться как никогда злободневной. Необходимость русского единства объединяет всех нас и на Украине, и в России. Без него мы обречены, страшно сказать, на исчезновение. Мы должны понимать, оглядываясь на судьбу исчезнувших народов, что без нас и наших потомков от русской культуры могут остаться только развалины. Пусть даже самые грандиозные и пышные.

- Как давно существует Русское национально-культурное общество Харьковской области?

- Оно учреждено в феврале 1995 году. В то время стало уже достаточно очевидно, что в обществе насаждается отношение к русской культуре как к чему-то чужеродному, нехорошему. Навязывалось мнение, что говорить о заметной доле русского народа в громадном культурном наследии, в научном и промышленном потенциале Харькова и Харьковской области - это дурной тон. Школы с русским языком обучения преобразовывались в украинские, вывески на русском языке на государственных учреждениях срывались и, нередко, заменялись вывесками на английском, повсеместно стиралась русская топонимика, как будто и нет в харьковском регионе миллиона русских, для которых она родная. В музеях, в библиотеках отделы русского искусства и литературы преобразовывались в отделы зарубежного искусства и литературы. Мы, наконец, обратили внимание, что у нас отняли русские имена и присвоили украинские.

Всего не перечислишь и не пояснишь в коротком интервью. И все это вполне соответствовало и соответствует принципу либерально-демократического права: невостребованное право - ненарушенное право. Это значит, чтобы побудить государственные власти заботиться о русском культурном наследии, о сохранении и развитии русской самобытности, готовить соответствующие кадры на Украине, русские сами должны действовать в рамках установленных процедур.

В Русском обществе мы увидели достаточный механизм для решения проблем, которые выпали на нашу долю после разделения русского народа. Но пора наших радужных ожиданий оказалась недолгой. Проблемы элементарного выживания, особенно в первые годы после разделения, буквально подавляли. Мы увидели, что наши соплеменники, вместо того, чтобы заботиться о своем культурном достоянии, одни ради куска хлеба, другие ради сладкой жизни, соучаствуют в демонтаже и даже разрушении объектов русской культуры или вообще оставляют русское культурное пространство на произвол. Хотя заботы и о куске хлеба, и о родном культурном достоянии прекрасно можно совместить, во всяком случае, не противопоставлять их. Тогда убежденные в том, что Бог не оставит русский народ, мы приступили к служению нашим целям, сколько позволяли наши силы и средства. Девизом нашей деятельности, как выразилась Татьяна Васильевна Креч, председатель Харьковского общества преподавателей русского языка и литературы, стало: ни дня без добрых дел. Эти дела - лепта Русского общества во благо русского народа, России и всех народов, рядом и среди которых мы живем.

С самого первого дня мы не стали замыкаться в рамках пусть важных, но все же разовых мероприятий - вечеров русской музыки, исторических и литературных чтений, празднования важнейших юбилейных и памятных дат русской культуры. Сохранение и развитие русской культуры на Украине в целом и в нашем регионе, в частности, требуют, по нашему убеждению, последовательности, систематичности, постоянных, рассчитанных на не один год усилий.

Немало мероприятий, имеющих большое общественное значение, мы проводим на протяжении уже ряда лет. Например, открытый международный фестиваль русского народного творчества Слободского края «Талица» - с 2002 г., олимпиаду по русскому языку и молодежный фестиваль песен военных лет «Победа», посвященный победе над фашистской Германией, - с 2005 г., международный детский и юношеский фестиваль русской классической и современной музыки «Ландыш» - с 2001 г., а фестиваль литературного и художественного творчества «Мой Пушкин» - и вовсе с 1995 г.

На систематической основе проводятся также международный Форум «Русский язык вне России как родной: проблемы использования, изучения и преподавания», праздник русской духовной музыки, праздник православного пения «Покровские голоса», научно-практическая конференция «О проблемах гармонизации межнациональных отношений», молодежная научная историко-краеведческая конференция «Военная история родного края». С 1996 года регулярно выходит в свет Календарь русских памятных дат.

- Будьте добры, расскажите о наиболее значимых инициативах подробнее.

- Ну, инициативы - это, пожалуй, слишком всеобъемлюще. Но если говорить о содержании конкретных дел, то возьмем для примера открытый международный фестиваль русского народного творчества «Талица» (художественный руководитель заслуженный артист Украины В.Н. Цыцырев). Первоначально он задумывался как фестиваль русского народного творчества Слободского края. Но очень быстро перерос пределы этого региона и стал международным поприщем русского народного творчества, причем за пределами России. К нам стали приезжать самодеятельные и профессиональные артисты и творческие коллективы из многих областей Украины и России. И как участники фестиваля, так и его гости - все увидели, что русская культура жива, она востребована и, благодаря творческой работе наших артистов и мастеров прикладного искусства, процветает. Мы можем гордиться тем, что за пределами России фестиваль, пожалуй, единственный своем роде, где русское народное творчество ежегодно представляется во всем своем многообразии. В его рамках прошли: смотры вокально-хореографического фольклорного творчества, выставка творчества самодеятельных художников и мастеров прикладного творчества, семинары «Мастера русского народного творчества Слободского края», чтения «Русское народное творчество Слободского края вчера, сегодня, завтра».

Только в 2009 г. свое мастерство продемонстрировали 37 самодеятельных и профессиональных коллективов и исполнителей общей численностью свыше 700 чел. из Харьковской, Луганской, Полтавской и Запорожской областей Украины и Белгородской области России. Заключительные концерты и выставку мастеров народного изобразительного и прикладного творчества посетили более 1200 человек. Растущая популярность фестиваля по обе стороны украинско-российской границы - наша лепта в сохранение дружеских отношений наших стран.

И в плане его поддержки фестиваль - образцовый. Нам с самого начала удалось договориться о ней с Харьковским горсоветом. Затем фестиваль поддержали Харьковская облгосадминистрация, генеральное консульство Российской Федерации в Харькове и правительство Украины. Хотя это еще не значит, что все проблемы организации и проведения фестиваля решены. В нынешнем году организаторы фестиваля оказались в крайне сложных условиях, из-за сокращения финансирования пришлось отказать многим потенциальным участникам. Однако все трудности, в конце концов, были счастливо разрешены благодаря содействию, оказанному Харьковской облгосадминистрацией.

Хотя поволноваться пришлось изрядно: помощь, пришедшая фестивалю буквально за день до его открытия, сопоставима только с чудом. Эта помощь выразилась в том, что Харьковский областной центр народного творчества (В.И. Гальперин) без оплаты оказал организационную и методическую помощь и предоставил помещение для проведения конкурса аутентичных русских коллективов. Управление Южной железной дороги (В.Н. Остапчук) также без оплаты предоставило помещение Дворца культуры железнодорожников и оказало услуги по проведению фестиваля. Наконец, весьма существенную финансовую помощь оказал Государственный научно-исследовательский и проектный институт основной химии «НИОХИМ» (Э.И. Велиев). Глубоко символично, что помощь в проведении фестиваля «Талица» оказали представители разных национальностей: азербайджанец, армянин, еврей и украинец, подтверждая, таким образом, высокий тонус межнациональной дружбы в Харьковском регионе.

Также в нынешнем году нам удалось на солидном уровне отметить 300-летие Полтавской баталии, проведя научную конференцию «Полтавская битва - взгляд через столетия». Учитывая, как много откровенной мути обрушилось на сознание наших сограждан в связи с этой датой, организаторы и участники конференции (а это были ученые-историки, преподаватели истории из Харькова, Полтавы, Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода) постарались донести до общественности правдивое, научно обоснованное представление о военном прошлом наших народов.

Этой же цели служит и рассчитанная сугубо на юных харьковчан научная историко-краеведческая конференция «Военная история родного края». Мы проводим ее ежегодно при поддержке генерального консульства РФ, главного управления образования и науки Харьковской области и управления образования Харькова.

Учащиеся средних школ, студенты, аспиранты готовят доклады, в которых исследуется и осмысливается героическое наследие предков, начиная с бронзового века. Особое место занимает военная история родного края в годы Великой Отечественной войны. При оценке докладов особое предпочтение отдается изложению боевого пути родных и близких, использованию их воспоминаний, семейных преданий. Тем самым молодежь получает лишнюю возможность приобщиться к научно-исследовательской работе, сформировать собственные объективные воззрения на историю своей страны и поделиться ими с ровесниками. Это очень важно, учитывая, повторюсь, той разнобой, с которым сталкиваются молодые люди, при изучении истории в школе и вузе.

- С кем из соотечественников, живущих на Украине, ни поговоришь, каждый сетует не только на искажение прошлого в учебных курсах, но и на ущемление права получать образование на русском языке, общаться на русском. Сталкиваетесь ли вы с этой проблемой в Харьковском регионе, и находит ли эта проблема какое-то преломление в деятельности общества?

- Безусловно, сталкиваемся, хотя, может, и не так остро, как в других регионах страны. И считаем нужным реагировать присущими нам средствами. Ежегодно Русское национально-культурное общество проводит Форум «Русский язык вне России как родной: проблемы использования, изучения и преподавания», который уже стал международным. Он направлен на реализацию права на использование родного языка в общественной жизни, которое является неотъемлемым правом в соответствии с принципами, провозглашенными ООН и соответствует духу Конвенций Совета Европы о защите прав и основных свобод человека. Эти права и свободы, напомню, в полной мере распространяются на граждан Украины, для которых русский язык является родным.

Указанный проект нацелен на то, чтобы выявить актуальные проблемы использования, преподавания и изучения русского языка как родного на Украине, содействовать национально-культурному и языковому равноправию граждан, независимо от национальной и языковой принадлежности; сформировать рабочие группы для создания и осуществления проектов деятельности детских и молодежных культурно-образовательных объединений российских соотечественников, а также деятельности преподавателей русского языка по повышению эффективности преподавания и изучения русского языка и литературы на Украине; повысить общественный престиж просветительской и педагогической деятельности преподавателей-русистов.

В рамках Форума у нас традиционно организуются конференция «О проблемах преподавания и изучения русского языка как родного в школах, университетах и учреждениях дополнительного образования Украины», круглый стол на тему: «Современное состояние и развитие культурно-языкового равноправия на Украине», выставка научных, научно-методических и других работ участников Форума, новинок научной и методической литературы. По итогам издается сборник докладов.

- Михаил Петрович, не надо быть прозорливцем, чтобы понять: за столь масштабными делами - неустанный поиск спонсорской помощи, решение десятков задач материального и организационного свойства...

- Чтобы показать, насколько верны ваши слова, сошлюсь лишь на один пример. Не так давно мы потеряли оркестр русских народных инструментов, много лет существовавший при ДК Харьковского тракторного завода. Завод переживал нелегкие времена. Там менялись собственники, кстати, инвесторы из России. Инструменты продали, коллектив разогнали...

Однако, если позволите, я выйду за пределы проблемы привлечения спонсорской помощи. Вопрос стоит куда шире. Вообще материальное обеспечение национальных культур, не только русской, характеризует состояние решения пресловутого «национального вопроса». Решение этого вопроса на Украине оставляет желать лучшего. Хотя вряд ли в мире есть государства, которые могут утверждать, что они уже достигли идеала.

Разумеется, в плане решения уставных целей и задач Русское общество опирается, прежде всего, на энергию, инициативу самоотверженность и самопожертвования своих членов. Но мы решаем не частную задачу типа побелить потолки у тещи или что-то еще в этом роде. Мы участвуем в решении задач по своей природе общегосударственных и международных, поскольку межнациональные отношения являются государствообразующими отношениями. Межнациональные отношения внутри государств имеют продолжение, как международные отношения. В Советском Союзе государство целиком и полностью брало на себя материальное обеспечение всех национальных культур, поскольку оно сосредоточило в своих руках все доходы советского народа. И, тем не менее, его постигла катастрофа самоликвидации.

В условиях капиталистического социально-экономического строя государство и общество в целом теряют контроль над значительной частью материальных ресурсов. Отсюда снижение уровня поддержки культуры со стороны государства и увеличение ответственности за нее собственников материальных ресурсов. Но это в идеале. А в жизни нетрудно представить себе уровень поддержки культуры нашими новыми собственниками, зная их уровень личной культуры, их отношение к голосу совести и к Богу.

Поэтому главным источником материальной поддержки культурно-просветительских программ остается матушка-Россия в лице генерального консульства РФ в Харькове, правительства Москвы и губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. Затем бюджеты различных уровней Украины и на третьем месте - частные пожертвования.

Если конкретно, то Русское общество рассчитывает на поддержку правительства Украины, Харьковскую облгосадминистрацию и Харьковский горисполком, которые, в соответствие с действующим законодательством, должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан Украины, независимо от национальности, на осуществление их законных интересов по поводу сохранения и развития родной культуры, национальной самобытности. Однако эта помощь остается весьма незначительной в сравнении с объемом работы, осуществляемой обществом. Кроме того, эта помощь не отличатся регулярностью и стабильностью. Например, в этом году правительство Ю. Тимошенко не оказало материальной поддержки ни одному из мероприятий Русского общества, хотя вроде бы планировало это сделать.

- А возможности российского бизнеса на Украине пробовали мобилизовать?

Пробовали... Результат, откровенно говоря, пока нулевой. Для сравнения: у нас в Харькове созданы и процветают культурные центры Великобритании, Франции, Германии, Польши, Израиля. Не в последнюю очередь они созданы для поддержки промышленных и торговых интересов бизнесменов этих стран. И от последних получают необходимые средства.

Есть у нас претензии и к администрациям сопредельных областей России. Кроме администрации Белгородской области, никто из них по-прежнему не взаимодействуют с организациями соотечественников в приграничных областях. Словно проблема сохранения Русского мира касается только нас, этнических русских, живущих на Украине. Понятно, если бы нам отказывали в средствах на содержание, скажем, аппарата. Но ведь речь идет о сохранении и развитии русского информационно-культурного пространства за пределами России.

Русские на Украине

Категория: Интервью | Просмотров: 904 | Добавил: rys-arhipelag