Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 11:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта


14:01
Радован Караджич: «Мусульманские подразделения в Сараево в три раза превосходили силы боснийских сербов»
В зале заседаний гаагского трибунала на этой неделе появился новый «свидетель» стороны обвинения по делу экс-президента Республики Сербской (РС). Это Джон Уилсон, австралийский генерал в отставке, возглавлявший с марта по июнь 1992 года группу военных наблюдателей ООН со штаб-квартирой в Сараево, и бывший военным советником Международной конференции по бывшей Югославии в 1992-1993 годах. Как это обычно и практикуется в гаагском судилище, обвинение в качестве доказательств против Караджича ввело сжатое «изложение» «показаний» Уилсона на процессах М.Краишника и М.Перешича. Основу этих «доказательств» составляют умозаключения генерала на пенсии об этнических чистках мусульман и его скомканные «впечатления» от встреч с руководством РС. Память у нового свидетеля, как и у его предшественников, как оказалось также весьма избирательна.
В «изложении» доказательств Уилсона указывается на взаимосвязь конфликтов в Хорватии и Боснии и Герцеговине (БиГ). По словам Уилсона, интенсивность «столкновений в Сараево была выше, чем в Южном Ливане», где он ранее проходил службу. Во время войны во Вьетнаме и Ливане он якобы не видел такого яростного огня, направленного против гражданских мишеней, как это было в Сараево.
«Мусульманские силы имели несколько минометов и немного артиллерии, у подчиненных власти Президиума БиГ их было с десяток. У сербских сил было не менее 200 стволов артиллерии, минометов и танков, которые можно было использовать против города», - говорится в изложении «свидетеля». По его словам, Армия Республики Сербской (АРС) весной 1992 года «неизбирательно, несоразмерно и наугад обстреливала Сараево». Несомненно, эти «бесспорные» факты будут внесены в приговор Караджичу.
На вопрос Караджича, знает ли свидетель о том, что он выступал в защиту гражданского населения, Уилсон ответил, что Караджич якобы никогда не отрицал этнических чисток и ничего не предпринял, чтобы их предотвратить. «Вы или говорили, что вас спровоцировали, или что речь идет о сербских интересах. Были отдельные выступления в защиту мирного населения, но общепринятым было то, что вы проводите операции в защиту сербского народа и РС», - заявил Уилсон. По утверждению отставного генерала, Президиум БиГ (тот самый, мусльмано-хорватский, выступавший за немедленный выход из Югославии), «хотел видеть интегрированное сообщество, которое может жить вместе»: «Позиция политического руководства (Президиума БиГ) состояла в том, что он хочет сохранить БиГ как многонациональное сообщество». Генерал прикидывается, что у него отшибло память, и он не помнит и не знает, как этот Президиум с распростертыми объятиями принял участие всевозможных душманов из стран Востока в войне против православных сербов.
Как сообщает агентство Бета, Уилсон заявил, что во время его деятельности в Сараево этот город «был подвержен постоянному артиллерийскому огню и снайперским атакам. Сильный огонь артиллерии и минометов беспорядочно велся по городу так, что немногие районы оставались нетронутыми». По его утверждению, «почти весь огонь велся с сербских позиций», а «правительственные» (мусульманские) силы практически не имели артиллерийских орудий. «На стрельбу десятка минометов и пушек, двух-трех танков Армии БиГ отвечали 200 артиллерийских стволов АРС», - объявил Уилсон. Неужели генерал всерьез считает, что сербы не должны были отвечать на мусульманские обстрелы, и тихо погибнуть во славу «новой Европы», где скоро станут явью стихи турецкого политика о «мечетях как казармах, минаретах как штыках»?
Уилсон описал встречу с генералом Ратко Младичем 24 мая 1992 года, когда командующий АРС пригрозил артиллерийской атакой на Сараево и якобы пообещал сравнять его с землей, если в течение трех дней не будет обеспечена эвакуация казарм Югославской народной армии (ЮНА). По словам Уилсона, казарма ЮНА имени маршала Тито была в указанный срок эвакуирована после того, как Младич отказался оставить мусульманам оружие, находящееся в ней. (Выходит, не будь угроз Младича, мусульмане продолжали бы блокировать казармы ЮНА). Но уже 28 мая последовал «обстрел города тяжелой артиллерией без военной необходимости». Через день во время переговоров об эвакуации с начальником управления безопасности ЮНА генералом Неделько Бошковичем представители сараевских властей продемонстрировали аудиозапись, на которой слышно, как якобы Младич отдает приказы об артиллерийском обстреле сараевских районов.
«Бошкович извинился, сказал, что ЮНА не поддерживает такие ненужные атаки и, что Младич находится вне контроля», - сказал Уилсон. Он отметил, что 30 мая 1992 года передал Младичу призыв генсека ООН воздержаться от атак на город. На это Младич ответил, что «защищает сербский народ и свою армию от нападений».
Уилсон был вынужден признать, что видел миномет армии БиГ, который вел огонь в непосредственной близости от здания Президиума БиГ, но опять подчеркнул, что ответ АРС на такие провокации, как правило, был «несоразмерным и неуместным».
На утверждения «свидетеля» Караджич ответил, что в Сараево находилось в три раза больше бойцов, чем солдат АРС вокруг Сараево, что мусульмане изгнали сербов из долины реки Неретвы, из северной Боснии и остальных областей. Караджич подчеркнул, что боснийские сербы не отводили свою артиллерию от города, опасаясь «резни и изгнания сараевских сербов», так как мусульманские силы в городе имели значительное превосходство над сербскими. Он указал, что в преддверии визитов иностранных делегаций мусульмане открывали огонь с позиций, расположенных вблизи гуманитарных учреждений, чтобы вызвать ответную стрельбу сербов и обвинить их в обстреле гражданских объектов, а затем призвать к международному вмешательству в конфликт на своей стороне.
Австралийский генерал был вынужден признать, что мусульманский Президиум БиГ желал международного военного вмешательства в военный конфликт в бывшей югославской республике. С другой стороны, он не захотел согласиться с утверждением Караджича, что «мусульмане не желали демилитаризации Сараево, так как хотели завладеть всем городом, используя в то же время ситуацию в нем в пропагандистских целях». Уилсону будто бы ничего не было известно о мусульманских обстрелах сербских кварталов города. Также Уилсон признал, что в самом начале военных столкновений существовали артиллерийские единицы, неподконтрольные генералу Младичу.
Караджич указал на то, что Уилсон легко рассуждает об огневых точках сербов, но сам никогда на них не был. Он подчеркнул, что сербы приглашали международных наблюдателей на свои позиции, чтобы те убедились, что они не ведут огонь по Сараево. Экс-президент РС назвал несколько позиций с северной и южной стороны Сараево, которые держала мусульманская сторона, обстреливающая город, что приписывалось сербам. Австралийский генерал заявил, что не знаком с географией Сараево, и не может ничего на это ответить. Кроме того, наблюдателей в Сараево было мало, и они не могли «расследовать все обстрелы города». Однако немощным наблюдателям хватило почему-то сил фиксировать обстрелы, приписываемые исключительно сербам. Уилсон признал, что сербы выступали за демилитаризацию Сараево.
Генерал Уилсон - 11-й свидетель, выступающий на процессе Радована Караджича. Сторона обвинения допрашивала генерала в течение часа, экс-президенту РС предоставлено 10 часов для перекрестного допроса.
Тем временем стало известно, что официальный Берлин обжалует решение гаагского трибунала о предоставлении ему документов, которые Радован Караджич считает важными для своей защиты. Немецкое правительство считает, что тем самым под угрозу могут быть поставлены интересы национальной безопасности Германии.
Бывший министр телекоммуникации в немецком правительстве периода войны в БиГ Кристиан Шварц-Шиллинг в интервью радио «Немецкая волна» заявил, что ему неизвестно об официальных поставках оружия в БиГ в 1995 году. По его словам, Караджич хочет отвлечь внимание от реальных фактов.
Тем не менее, коль скоро Германия не желает делиться информацией, значит, Берлину есть, что скрывать от общественности, и что может разрушить официальный западный миф о «безоружных мусульманах, противостоящих агрессии вооруженных до зубов сербов». Однако Шварц-Шиллинг, не стесняясь, перекладывает ответственность на своих союзников по НАТО: «Возможно, в немецкой документации содержатся компрометирующие данные. Например, информация о том, что Франция или Великобритания контрабандно поставляли оружие в БиГ, а сами публично выступали против отмены эмбарго на поставки оружия. Если немецкая документация содержит такую информацию, это было бы большим позором для наших партнеров и союзников по НАТО».
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»
Категория: Сербия | Просмотров: 548 | Добавил: rys-arhipelag