Меню сайта


Категории раздела
Русское движение [344]
Русофобия [367]
Русская защита [1147]
Миграция, этнические конфликты [615]
Кавказ [608]
Армия и нацбезопасность [573]
Образование и наука [296]
Демография [120]
Социальная сфера [754]
Протест [517]
Власть и народ [1115]
Правопорядок [414]
Экономика [710]
Культура [676]
Религия [507]
Экология [126]
Обломки Империи [5143]
Зарубежье [990]
Внешняя политика [148]
Сербия [170]
Люди [101]
Интервью [183]
Статьи и комментарии [1639]
Разное [324]
Даты [229]
Утраты [103]


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3978


Форма входа


Поиск


Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 18.08.2017, 15:30
    Главная » 2015 » Февраль » 21 » Святитель Филарет Нью-Йоркский. Прощеное воскресенье; Пост
    20:31
    Святитель Филарет Нью-Йоркский. Прощеное воскресенье; Пост

     

    http://lovestorie.ru/wp-content/uploads/2013/03/proshhenoe-voskresene.jpeg

    Прощеное воскресенье

        Вероятно многим из вас известно, что в одной обители, когда происходила ссора между кем-либо из братий, между монахом или послушником, то духовный отец не разрешал им читать молитву Господню. Почему? Потому что в этой молитве мы молимся: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Т.е. прости нам грехи наши (долги это — грехи), потому что и мы оставляем должникам нашим. Или: постольку поскольку мы оставляем должникам нашим. «Значит, — говорил духовный отец своему духовному сыну, — если ты не оставляешь своему ближнему его грехов, то значит, ты просишь у Господа, чтобы Он не простил тебе грехи твои. А я не хочу, чтобы ты об этом молился. Поэтому, пока ты не помиришься, не читай молитву Господню». Самим собой понятно, что сразу терялся покой и все время приходило на ум: «Какой же я, собственно, христианин, если я не имею права читать главную христианскую молитву?» И это быстро приводило к сознанию необходимости примириться.
        Таким образом, Господь Свою милость, милость прощения наших грехов, ставит в полную связь с тем, как мы сами прощаем тех, кто против нас виноват.
        В этот вечер — вечер Прощеного воскресенья, по доброму обычаю, принятому в нашей Церкви, верующие просят друг у друга прощение, чтобы простить и получить прощение в грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых.
        Часто бывает так, что человек, тронутый этим умилительным, торжественным обрядом, охотно кланяется ближнему своему, прося у него прощенье, даже если он с ним как будто бы не сталкивался и может быть даже не встречался почти. Потому что бывают встречи и случаи, когда мы сами, того не зная, может быть чем-то или обидели, оцарапали нашего ближнего, его душу или же, каким-либо соблазном для него послужили. Один Господь все это ведает, а наши грехи, действительно, вольные и невольные и не только против нашего Господа, но и против нашего ближнего.
        И вот и бывает, что человек с поклоном, смиренно просит прощенье у своего ближнего, но не находит в себе милости, так же смиренно склониться и просить прощенье у того, с кем он, действительно, поссорился. Нужно нам помнить об одном обстоятельстве, которое всегда облегчает в таких случаях долг примирения. Самолюбие человека мешает ему, оно решительно поперек становится и все нашептывает ему, что он — прав, а что другой виноват и что ему просить не в чем прощения. В действительности, как указывают святые отцы, и как иначе и быть не может, всегда, когда у нас получаются такие столкновения, обе стороны виноваты. Это нужно затвердить раз и навсегда! Потому что, если бы мы были, действительно, совершенными христианами, то и ссор у нас бы не бывало, а раз бывают, значит, мы христиане плохие, а покрыть это можно только взаимным примирением. Вот почему подвижники духовно опытные, когда к ним приходили с вопросами, подобно вот таким: как примириться, как наладить отношения, они всегда говорили: «Не занимайтесь никаким выяснением отношений, потому что запутаетесь и поссоритесь еще больше, а просто, по-христиански, поклонитесь друг другу и попросите прощенье и увидите, как все, что вас разделяло и волновало сейчас же растает, как воск от лица огня».
        Великий пост есть время поста и молитвы, есть время покаяния, есть время, когда человек, в особенности, заботится о том, чтобы от милости Божьей получить прощение своих грехов. А вот, Господь предупредил, что если человек сам не примирится с ближним своим, не простит его, тогда напрасны все его молитвы о прощении. Господь ему ответствует: «Ты не прощал и не будешь прощен». Вот поэтому-то наш долг, повторяю, смиряя себя, непременно примириться и главным образом и больше всего с теми, с кем у нас, действительно, отношения испорчены и безусловно, тем более вражда.
        Постараемся сделать это от всей души, потому что Господь, заканчивая одну из Своих притчей, сказал, что Отец Небесный грозно и строго поступит с нами, если мы не простим каждый от сердца своего. Не просто внешне надо примирение, а именно от сердца своего, если простим ближнего своего прегрешения его против нас. Поэтому примиримся, братие, и прежде всего, конечно, мы служители Божьего престола, по самому положению своему, всегда могущие больше всех, кто бы то ни было, или дать соблазн каким-либо неосторожным проступком, или словом, или чем-либо обидеть кого-либо из наших духовных чад, нашей паствы духовной. Конечно, мы в первую очередь должны в этот торжественный, радостный и светлый вечер просить прощение у вас, наша возлюбленная паства. Вот я и прошу вас об этом, от своего лица, от лица всех наших возлюбленных сопастырей и служителей и всего нашего клира. Несомненно, во многом мы виноваты. Но помните, что любовь христианская все покрывает и поэтому во имя этой любви и по заповеди Господа, просим вас, простить нас. Простите нас, грешных!
       

    Пост

        Мы с вами в преддверии поста. Собственно говоря, православным христианам не нужно было бы и разъяснять, что такое пост и почему он нужен человеку, потому что пост есть установление церковное, а всякий православный человек, знающий Cвятое Евангелие, должен помнить многозначительные слова Спасителя: «Если человек не слушает Церкви, то он все равно что язычник и мытарь» (Мф.18:15–17), то есть через грех непослушания Церкви он сам как бы перестает быть православным христианином.
        Это ясно и просто... Однако же, теперь сама жизнь свидетельствует нам о том, что православные христиане, сплошь и рядом мнящиеся быть верными и преданными чадами Церкви, настолько нецерковно и неправославно смотрят на пост, что волей-неволей служителям Церкви приходится об этом говорить и напоминать.
        Прежде всего, возлюбленные, осознайте и твердо запомните, что пост установлен не каким-либо отдельным служителем Церкви, хотя бы то был и святой угодник и праведник; пост есть установление общецерковное; пост есть — церковный закон. Для того же, чтобы не исполнять закон — нужна какая-нибудь уважительная причина; если таковая причина в том или ином случае существует, — то Церковь всегда идет навстречу ей. Так, например, если тяжело больной человек нуждается в усиленном питании для укрепления ослабевшего организма — Церковь не только разрешает ему смягчить пост, но в некоторых случаях и вовсе освобождает от такового. Иногда бывает так, что человек оказался в условиях, в которых он лишен возможности избирать пищу по своему усмотрению; в подобных случаях Церковь также освобождает нас от обязанности поститься.
        Но, к сожалению, иногда приходится слышать странные речи, включительно до таких: «Не все ли равно Богу, что я буду есть — картошку или ветчину». Конечно, Господь не имеет нужды в том, чтобы мы ели то или иное, но помни, неразумный человек, что пост нужен не Богу, а тебе самому.
        Когда Сын Божий воплотился на земле, по свидетельству Святого Евангелия, в начале Своего служения, Он сам постился 40 дней и 40 ночей. А когда апостолы позднее спрашивали Его, почему они не могли изгнать злого духа из бесноватого юноши, то Господь ответил: «сей... род изгоняется (то есть побеждается) молитвой и постом» (Мф.17:21). В этих словах Спасителя пост поставлен наравне с молитвою, как средство победы над злой бесовской силою.
        Всмотритесь внимательно в то, что вы видите в этом святом храме. В нем много ликов святых угодников Божиих. И покажите мне среди них хотя бы одного, кто стоял бы на такой точке зрения, на которой стоят теперь, к сожалению, многие православные христиане, утверждая, что пост — это что-то неважное; что Богу все равно, что мы едим, и что поститься совсем не нужно. А вот св. угодники Божии, которых Церковь прославила и, следовательно, указала, что их путь — путь истинный, праведный и совершенный, — они все постились, и постились так, как многим из нас, быть может, было бы и не под силу поститься.
        Покажите же мне, повторяю, хоть бы одного из святых угодников, изображенных на святых иконах, который так бы говорил о посте, как говорят теперь умники, считающие, что их собственное гнилое рассуждение выше церковного закона. Преп. Серафим Саровский однажды точно указал на значение поста. Пришла к нему какая-то женщина — любящая мать, у которой дочь должна была выходить замуж; естественно, сердце матери тревожилось за судьбу и счастье своей дочери, и ей хотелось знать, будет ли ее дочь счастлива со своим будущим спутником жизни. С этим вопросом и пришла эта женщина к старцу Серафиму. Выслушав слова матери, преп. Серафим так ей сказал: «прежде всего иного, если у твоей дочери есть избранник, то прежде всего узнай — соблюдает ли он посты, ибо (далее старец прямо так и сказал) кто постов не соблюдает — тот не христианин».
        Запомни же это, душа христианская. Преподобный Серафим в этом вопросе — авторитет безусловный. Он никому не предписывал нести те неимоверные, сверхчеловеческие подвиги и тяготы, какие он сам нес. Он никому их не заповедовал совершать, но требовал от христианина непременного послушания Церкви, и свое разъяснение о посте как раз сделал в духе того изречения Спасителя о послушании Церкви, которое приведено выше. Если человек пост не соблюдает, то, значит, он не слушает Церкви, которая заповедала пост и, следовательно, он перестает быть сыном Церкви, перестает быть православным христианином. От этой железной логики уйти невозможно. А потому в отношении поста запомни раз и навсегда: если хочешь быть сыном верным Православной Русской Церкви — ты должен соблюдать посты.
        К сожалению, в этом отношении люди как-то чрезвычайно ослабели, распустились, как говорится. Когда-то один из церковных деятелей говорил, как бы оправдываясь, знаменитому русскому иерарху Московскому митрополиту Филарету, известному как святостью своего жития, так и особой мудростью: «Владыка, что ж делать, — дух бодр, а плоть немощна». Покачал головой митрополит Филарет и говорит: «Нет, друг мой; сейчас надлежит сказать обратное: дух немощен, а плоть сильна. И она диктует свои законы, а немощный дух не может ей противостоять и безвольно подчиняется им, и человек исполняет всякую прихоть своего тела, своей плоти».
        Часто говорят сейчас: «Трудно поститься; не всегда удается иметь постный стол». А по-моему это не верно. В условиях жизни в Австралии, где я недавно был, как и здесь в Америке, об этом просто стыдно говорить. Лучше прямо сказать: «Не хотим поститься». По крайней мере было бы откровенно, а иначе получается лживая отговорка.
        Мне пришлось последние годы проводить в Китае. Там был буквально голод; там была вопиющая нужда, там иногда было просто нечего есть. Многие там далеко не каждый день обедали, и однако же, люди, которые желали поститься — постились и там, и от голода не умирали. Преподобный Серафим кому-то сказал: «хлеб и вода никому не вредны. От поста ни один человек не умер, а от объедения многие умирают». Простое и мудрое указание.
        Возлюбленные братие слушатели! Мы с вами — чада Русской Православной Зарубежной Церкви, и должны помнить, что мы должны чем то отличаться от неправославных людей, среди которых находимся здесь. Когда то апостол Павел писал христианам города Филиппы, хваля их, что они «сияют, как светила в мире» (Флп. 2:15) среди того языческого мрака, который их окружает. И как явна была бы духовная красота и сила нашей Православной Церкви, если бы ее чада во всем и всегда строго и неуклонно соблюдали ее уставы и, в частности, посты. Это всегда вызывает глубокое уважение со стороны неправославных, со стороны инакомыслящих. Человек, последовательный в своих убеждениях и поступках, всегда заслуживает уважения от всех.
        Так вот, повторяю, мы с вами накануне поста, и хотелось бы мне надеяться, что все, кто слышал сейчас призывы Церкви — покажут себя в этом посту не как ослушники, а как послушники церковного учения. И, надеюсь, что все мы, здесь стоящие, будем этот пост, в меру своих сил, соблюдать, помня, что тот, кто не постился, никогда не встретит праздника Рождества Христова так, как тот, кто церковный пост соблюдал. Аминь.

     

     

    Категория: Даты | Просмотров: 292 | Добавил: Elena17
    Сайт создан в системе uCoz