Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.03.2024, 11:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В.И.Бояринцев, Л.К.Фионова. Третья труба
В «демократическое» время мы поняли, что экономика страны существует благодаря двум трубам - нефтяной и газовой, по которым природные богатства страны утекают за рубеж. Но кроме нефтяной и газовой труб, уносящих  из России богатства недр, «демократическими» властями сооружена и уже почти двадцать лет исправно действует третья труба, по которой утекает самый ценный природный ресурс - мозги.

        Даже согласно официальной статистике за рубежом сегодня работает около 700 тысяч  (по некоторым данным до 800 000) научных сотрудников из России. Чтобы получить реальное число людей, генетически предрасположенных к интеллектуальному труду, это число надо по крайней мере удвоить или даже утроить, ибо они эмигрируют с жёнами и детьми. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов, эмиграция специалистов (в основном молодых)  сохраняется на уровне 10 -15 тысяч человек в год.

     Какой смысл рассуждать о способах улучшении демографической ситуации,  если из страны систематически изымается такое количество молодых, умных, высокообразованных граждан, что приводит к резкому падению не только количественных показателей, но и качественных?  

     По подсчётам экспертов ООН отъезд за рубеж одного человека с высшим образованием наносит стране ущерб размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов. По сообщению ректора МГУ академика В.Садовничего, на обучение одного специалиста мирового класса Московский Государственный Университет тратит до 400 тысяч долларов. Таким образом, только выпускники МГУ ежегодно «уводят» за границу 120 миллионов долларов.

     По данным Ю.Лисовского, сегодня почти четверть американской индустрии высоких технологий держится на выходцах из России. Наши эмигранты, живущие в США, обеспечивают 20-25% американского производства в области высоких технологий, что составляет около 10% мирового рынка.  Если бы те специалисты, которые выехали из России, начиная с 70-х годов, обучались в университетах США и Западной Европы, то на их подготовку этим странам пришлось бы потратить более 1 триллиона долларов.

     Согласно оценкам ЮНЕСКО, уже к середине 1990-х годов потери России от «утечки умов» превысили 30 миллиардов долларов. Эта сумма, по сути, была вложена в бюджеты принимающих стран. [Немного позднее были официально признаны потери страны от научной эмиграции, эквивалентные 600 миллиардам долларам. - Ред. сайта ДЗВОН.].

     Вопреки утверждению главы Министерства образования и науки А.Фурсенко, что «слухи об опасности "утечки мозгов" из России сегодня сильно преувеличены», она ежегодно обходится нашей стране, минимум, в 25 миллиардов долларов.

     По данным ректора Российского нового университета, председателя Совета Ассоциации негосударственных ВУЗов России В.Зернова, точную сумму ущерба страны от «утечки мозгов» подсчитать невозможно, но она, по оценкам, составляет примерно один триллион долларов.

     Кроме того, эмигранты увозят с собой не поддающийся оценке объём научных сведений,  разработок технологий, ноу-хау и других видов интеллектуальной продукции. Если учесть, что активный возраст в науке приходится на 30-40 лет, необходимо признать, что не только количественные, но и качественные  показатели русской науки упали и продолжают падать, приводя науку России в недееспособное состояние. 

     Оказывая «гуманитарную помощь» «цивилизованным» странам, Россия остаётся со стареющими научными кадрами. Так академик В.Страхов в 2004-м году писал, что средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год, членов РАН более 70 лет.  Другие эксперты считают, что средний возраст научных сотрудников сегодня уже превышает 63 года, так по оценке президента Лиги содействия оборонным предприятиям А. Долголаптева средний возраст инженеров, конструкторов и высококвалифицированных специалистов в отечественном ВПК в 2006-м году составлял 65 лет.

     В стране работает ещё одна форма «утечки мозгов» - внутренняя,  когда специалист живёт в России, но работает в западных или отечественных фирмах по международным грантам. По данным С.Миронина потери государства от такого рода «утечки мозгов» составляют 600-700 миллионов долларов в год. Такая форма эксплуатации интеллектуального потенциала России более выгодна для Запада и потому она расширяется.

     Потери интеллектуального ресурса вызваны и уходом квалифицированных специалистов в области, не связанные с наукой и высокими технологиями внутри страны.  Сегодня только 10% выпускников ВУЗов России работают по специальности. Массированная пропаганда гедонизма привела к тому, что сегодня молодые стремятся  получить как можно больше денег, не  заботясь о способе их добывания. В результате выпускники лучших ВУЗов России - физики, химики, авиаконструкторы, электронщики предпочитают работать в финансовых и торгово-посреднических структурах, наполняют банки, страховые и ипотечные конторы, риэлторские и туристические фирмы и т.д. Причина одна: уровень вознаграждений в коммерческих структурах в несколько раз превышает заработную плату, которую могут предложить заводы, конструкторские бюро, проектные и научно-исследовательские  институты, униччверситеты. Погоня миллионов молодых людей за сиюминутной выгодой быстро обернётся социальной катастрофой - деградировавшие профессионально клерки, достигшие 40-45 лет, перестанут быть востребованы коммерческими фирмами. Уже сегодня ряды безработных пополняют люди с высшим образованием, кандидаты и доктора наук.

     Молодые люди уходят из науки и уезжают не только в поисках больших денег или самореализации. Многих из них выталкивают из страны невыносимые условия жизни - дороговизна и низкое качество жилья, плохая экология и высокая преступность  в Москве и Петербурге, разрушенная инфраструктура, нищета  и безработица в провинции. При этом за рубежом учёные-эмигранты из России неизбежно теряют свой творческий потенциал и деградируют, ибо попадают в рабскую зависимость  от местного босса, который зачастую имеет более низкий уровень квалификации. Природа не рождает много людей, способных к интеллектуальному труду, поэтому потеря каждого из них - потеря неоценимого природного ресурса страны. Известно, что вырезание из социума его наилучшей части неизбежно приводит к снижению среднего уровня, к деградации всего общества. По словам Б.Паскаля «Достаточно уехать трёмстам  интеллектуалам,   чтобы Франция превратилась в страну идиотов».

     Массовая эмиграция молодых специалистов, намеренное снижение стоимости умственного труда привели к ситуации, когда право руководить, учить, говорить в средствах массовой информации получили не те, у кого больше ума и знаний, а те, у кого больше денег.  В результате деградация - умственная и нравственная -  поразила все слои российского общества.

     Как результат: по индексу человеческого развития, включающему уровень образования, науки и технологий, заболеваемости и долголетия, ВВП на душу населения и др., Россия с 52-го места в 1992-м году, уже к 1997-му году скатилась на 119-е место в мире. На мировом рынке высоких технологий в настоящее время доля США составляет 60%, Сингапура - 6%, России - 0,5-0,8%.  Среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия сегодня занимает последнее место. 

     Существенно, что резерв интеллектуалов в стране воспроизводится всё хуже. Стерилизация интеллекта России осуществляется и посредством реформы системы школьного образования. Свёртывание изучения русского языка и литературы (с романом «Война и мир» дети знакомятся по тоненькой брошюрке, преподаватели русского языка, как и прочих предметов, зарабатывают существенно меньше учителей английского языка), введение Единого Государственного Экзамена, построенного по принципу игры «Что? Где? Когда?» - всё это уничтожает способность мыслить, анализировать, делать выводы. Даже министр А.Фурсенко, выступая в июле 2008-м году на съезде проправительственного молодёжного движения «Наши» на озере Селигер, признал, что уровень школьного образования резко упал: «ЕГЭ при всех его недостатках показал, что 25% школьников не знают математики и примерно столько же - не знает русского языка». Это заявление прозвучало как отчёт разрушителей перед своими нанимателями - задача  уничтожения системы образования в России успешно выполняется.

     Эмиграция молодых учёных, старение научных кадров привели к снижению уровня обучения в ВУЗах. Сегодня студенты приходят в институты не за знаниями, а за дипломами. Отрицательно сказывается на качестве обучения и то, что большинство студентов подрабатывает, виной тому  увеличивающаяся доля платного образования и завышенный стандарт потребления, внедрённый в молодёжную среду.

     В российском высшем образовании вводится унифицированная система, юридически закреплённая «Болонской конвенцией», к которой присоединилась и наша страна. В результате обучение становится двухуровневым, производя после краткого обучения бакалавров-недоучек, что, по сути, ликвидирует подготовку специалистов для реальных секторов экономики.

      Утверждение, что предложенная авторами реформы замена бывшей лучшей в мире советской системы образования чужеродной западной - присоединение к «болонскому пространству», что позволит договориться о взаимном признании российских и европейских дипломов - не выдерживает никакой критики, т.к.  во-первых, российские специалисты и без того в высшей степени востребованы во всём мире, и во-вторых, заботиться об облегчении экспорта наших мозгов - значит занимать антигосударственную позицию.

     Проводимая реформа образования имеет одну цель - обеспечить дальнейшее снижение интеллектуального потенциала России, закрепить за ней роль сырьевой колонии. Уже сегодня по данным ЮНЕСКО  по интеллектуальному потенциалу молодёжи Россия скатилась с 3-го места в мире (1953-й год) на 40-е, по другим данным - на 47-е место.

     В такой ситуации слова властных чиновников о переводе страны на инновационный путь развития  не более чем циничная и лицемерная пропагандистская акция. Даже президент Д.Медведев 5 мая 2009-го года на встрече с победителями конкурса молодых программистов признал, что осуществить переход на инновационный путь развития страны пока не удаётся. Щедро профинансированная корпорация «Роснанотех» (на старте 130 миллиардов рублей, в бюджете на 2008-2010 годов предусмотрено ещё более 180 млрд. рублей) по словам президента страны пока не дала ничего и вообще неясно, как потратить эти деньги. При этом вопрос - зачем  были выделены большие деньги на непонятные цели, да ещё переданы в руки печально известного А.Чубайса, назначенного главой «Роснанотеха»,  почему-то не возникает. На выставке продуктов нанотехнологий в США в мае 2009-го года Россия представила всего 9 экспонатов. Нетрудно подсчитать в какую сумму обошёлся каждый из них.   

     В итоге почти 20-ти лет «реформ» потеряно целое поколение квалифицированных специалистов, что вызвало жестокий кадровый голод в стране. Эмиграция идёт в основном за  счёт людей, имеющих образование в области технических и естественных наук, что обескровило реальный сектор экономики. Сейчас в России не хватает 500 000  специалистов в области высоких технологий. В июле 2008 года на экономическом форуме в Петербурге президент Д.Медведев заявил, что и кадры политиков не имеют скамейки запасных. При этом представители власти  на форуме предложили весьма странный путь борьбы с кадровым голодом: создание сети крупных образовательных центров на базе федеральных университетов, заместив недостающие отечественные научные кадры  преподавателями из-за рубежа. Намеренно выталкивать из  страны соотечественников, замещая их гастарбайтерами - от дворников до профессоров, значит разрушать Россию.   

     Очевидно, что разрушение интеллектуальной среды России носит системный характер и никакие точечные разовые вливания (финансирование нанотехнологий, гранты молодым учёным, создание наукоградов и т.п.) ситуацию не спасут. Поэтому главная рекомендация, которая может быть дана во имя спасения ситуации - восстановить ценность интеллектуального труда и вернуться к уникальной советской системе науки и образования,  систематически внося поправки, адаптирующие систему к требованиям современности.

     Для спасения науки  необходимо осуществить следующие меры.

  • Восстановить систему распределения молодых специалистов после окончания ими технических учебных заведений и ВУЗов сельскохозяйственного направления, установив для них заработную плату на уровне мировых стандартов.
  • Запретить выезд из страны на работу за рубеж молодых специалистов с высшим образованием в течение 10 лет после окончания ВУЗов. В исключительных случаях выезд на работу за рубеж до истечения указанного срока может быть разрешён только после оплаты им всех затрат, сделанных государством при подготовке данного специалиста.
  • Разработать систему мер по возвращению на родину учёных-эмигрантов, создав систему льгот для возвращающихся (использовав, в частности, опыт Китая), поставив при этом жёсткий фильтрующий барьер - ловкачи, бегающие по миру в поисках тёплых мест, пользы русской науке не принесут.
  • Очевидно, что для осуществления этих мер необходимо  реорганизовать систему науки. Устранить от руководства главный балласт, убивающий её - околонаучное чиновничество - членов РАН и директорат.
  • Дать власть и деньги наиболее уважаемым учёным, занимающим чёткую гражданскую патриотическую позицию, организовав их в отраслевые экспертные советы.
  • Изучив рекомендации этих советов, совместно с правительственными органами выработать программу вывода страны из кризиса, подчинив этой цели  развитие науки.
  • Для ускоренной подготовки новых кадров организовать научные школы, руководимые  ведущими учёными страны.

     Однако, при существующем управлении наукой и образованием эти меры неосуществимы в принципе. Перефразируя знаменитое выражение, можно сказать: у русской науки друзей нет. Есть два врага: Министерство образования и науки и Президиум Академии наук. За разрушение науки  и образования эти ведомcтва и их главы - А.Фурсенко и Ю.Осипов должны понести наказание. Однако, при существующем статусе России как сырьевой колонии развитых государств, заменить А.Фурсенко и Ю.Осипова невозможно, ибо они есть нужные внешним силам винтики в механизме уничтожения России.

      Самое печальное, что сегодня по сути уже не к кому обращать  призывы исправить ситуацию, ибо научное сообщество в стране больше не существует. Сегодня его составляет  кучка деградировавших стариков, перепуганных угрозой пенсионной нищеты. Поэтому работу по восстановлению русской науки и образования должны выполнить молодые патриоты, связывающие своё будущее с будущим своей страны. 

     Разрушение науки в России чревато резким снижением уровня мировой науки. И это чрезвычайно опасно именно сегодня, когда человечество столкнулось с проблемами, которые способна разрешить только наука - истощение невосполняемых энергетических ресурсов, глобальная экологическая катастрофа. Ситуацию следует исправлять быстро, ибо в противном случае мы столкнёмся не только с опасностью потерять страну, но и с глобальными опасностями, угрожающими человечеству гибелью.
Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (15.05.2009)
Просмотров: 591 | Рейтинг: 0.0/0