Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Среда, 08.05.2024, 15:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4120

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В.И.Бояринцев, Л.К.Фионова. На что направлены реформы науки. Реформировать - значит уничтожить...
«Указания» президента страны не остались без последствий: чиновники Министерства образования и науки предложили «реформировать» науку и выпустили документ под названием: «Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки».

Документ предусматривал меры по приватизации институтских зданий, построенных в советское время и расположенных в престижных районах городов России, это - последний ещё незадействованный ресурс обогащения - и есть причина пристального внимания властей к науке, вдруг проявившейся в последнее время. Здания институтов, да ещё поддерживаемые в приличном состоянии, являются желанной целью временщиков - чиновников-демократов. Именно это вызывает у них неотступное желание науку «реформировать».

Правительственный план «реформирования» науки предполагает «оптимизировать государственный сектор науки», что предусматривает:

-        сокращение числа федеральных организаций науки;

-        передачу «части государственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации».

            Предполагается «оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки»,  для чего  предусматривается:

-        преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества;

-        значительное сокращение числа государственных учреждений путём их объединения, ликвидации и  приватизации;

-        количество бюджетных учреждений в сфере науки должно сократиться примерно на 40%.

Сразу же оговоримся: не все намеченные меры удалось осуществить, но курс на сокращение количества учёных выдерживается строго.

По планам разрушителей науки Федеральный сектор науки к 2008 году должен  включать в себя 400 организаций. Из них исследовательское «ядро» составят всего 100-200 научных организаций. Предполагается изменение структуры институтов РАН: создание гибких, мобильных научных коллективов. Предлагается также провести своеобразное «разделение труда» в институтах Академии наук: одна часть будет заниматься фундаментальными исследованиями, другая - прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам (газета «Поиск», № 38, 2004 г.). Предполагается и переход от так называемого базового к конкурсному планированию и финансированию науки. Это надо понимать так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования, что подразумевает поощрение тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей и высокотехнологичных товаров.

В довершение уничтожения отраслевой науки предлагалось оставить в стране только малую часть научно-исследовательских институтов. К началу 2008-го года Министерство образования и науки предлагало сократить число научных организаций с нынешних полутора тысяч до 250, из 58 научных центров образовать 5-7 крупных «национальных лабораторий», а число действующих учёных «урезать наполовину».     

Говорит депутат Государственной Думы от КПРФ профессор И.Мельников: «В стратегии развития науки и инноваций до 2015 года обозначено, что 64 миллиарда рублей на фундаментальные исследования - минимально допустимая сумма. Теперь в планах власти видим 58 миллиардов. В проект трёхлетнего бюджета на 2008-2010 годы заложено в два раза меньше средств на гражданскую науку, чем пять лет назад было признано президентом России минимально необходимым для перехода страны к инновационному пути развития...» (газета «Советская Россия», № 81, 2007 г.).

Хотя в 1996-м году вступил в действие Федеральный закон «О науке», согласно которому на финансирование этой отрасли должно было направляться не менее 4% от расходной части бюджета, это требование ни разу не выполнялось. Финансирование науки год от года сокращается:  в 1997-м году  на научные исследования истрачено  2.8% ВВП,  в 2003-м году - 1,28% (уровень Советского Союза 1946-1950 годов), мировой уровень - 1,5-3%. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2007-м году составили 0,46% ВВП. Такую  разрушительную финансовую политику проводят «демократические» власти в отношении науки, хотя «расходы   на   науку в обязательном порядке должны быть перенесены  в число защищённых  статей  бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни  при каких условиях», как справедливо считает академик В.Н. Страхов.

В 2006-м году финансирование фундаментальной науки России  составило 35 млрд рублей, в том числе 21 млрд рублей получила РАН. Для сравнения: в 2000-2001 годах общий бюджет по спонсорским исследованиям университета  в Стэнфорде составил 660 миллионов долларов, что сопоставимо с бюджетом всей Российской Академии наук, затраты на финансирование исследований фирмы «Сименс» (Германия) больше, чем финансирование всей науки в нашей стране.  «У нас финансирование науки в сотни раз ниже, чем в Соединённых Штатах, а требования к отдаче чуть ли не такие же», - говорит вице-президент РАН А.Некипелов.  По  доле  финансирования науки  из  государственного  бюджета  российская наука скатилась на уровень Таиланда и Румынии.

В течение пятнадцати лет чиновничий аппарат  предлогом повышения внедренческой деятельности научных организаций  пытался ограничить финансирование науки, ссылаясь на необходимость её самоокупаемости. Сегодня около трети финансовых поступлений научных организаций идёт от непрофильной деятельности; часть этих средств позволяет предохранить здания институтов от разрушения. Без государственного финансирования остались экспериментальные работы, оборудование катастрофически устарело, а попытка заняться внедрением уникальных научных результатов свелась к тому, что, например,  с помощью передовой лазерной техники изготавливаются вывески коммерческих фирм и пунктов по обмену валюты. Эти примеры «стрельбы из пушки по воробьям» следствие того, что  академические институты, надеясь выжить и сохранить научные кадры, занимаются абсолютно чуждыми им проблемами. При этом власть забывает,  что Российская Академия наук создавалась как организация, финансируемая государством, призванная обеспечить не только его научно-производственные интересы, но и высокое качество образования в стране. Полностью игнорируется также опыт цивилизованных стран, где наука в обязательном порядке пользуется государственной поддержкой.

Лауреат Нобелевской премии, академик РАН Ж.Алфёров сказал на встрече в Донецке («Дуэль», № 18-19, 2007 г.): «Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё!  Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня. Конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует.

Я специально провёл исследование. В 20 ведущих американских университетах финансирование научно-технических разработок на 50-60% идёт из федерального бюджета, на 20-30% из бюджетов штата, и лишь 10-15% составляют частные инвестиции. Поэтому забота о науке - это государственное дело. Бюджетное обеспечение науки, здравоохранения и образования - это святой долг государства. Относительно финансирования есть очень простой принцип: один миллион -   на научно-исследовательские    работы,    десять    миллионов - опытно-конструкторские работы, 100 миллионов - производство. Но без миллиона, вложенного в НИР, сто миллионов, вложенных в производство «сгорят» и ничего не получится. Кроме того, не надо думать, что если будут науке платить больше денег, то у нас всё изменится. Научные исследования должны быть востребованы промышленностью и экономикой»

Сегодня учёные не могут принять участие в международных и даже российских конференциях из-за отсутствия денег, ибо стоимость билета соизмерима с их зарплатой,  поехать же за  счёт  Академии наук невозможно - нет средств. Средняя зарплата доктора наук до 2005 года составляла примерно 4 тыс. рублей, что меньше зарплаты уборщицы. Затем она была поднята до 6 тысяч (уборщицам тоже прибавили зарплату до такого же уровня).  В 2007-м году она достигла 10-15 тысяч рублей (столько получает продавщица на оптовом рынке). В 2008-м году  после всех повышений  ставок доктор наук в институте РАН получает зарплату на уровне  кассирши супермаркета. Пенсию как у уборщицы  профессор может получить, проработав на 8-9 лет дольше, т.к. в его трудовой стаж не засчитываются годы обучения в институте и аспирантуре, никаких пенсионных льгот у учёных нет. Хотя учёные, как и чиновники, являются «бюджетниками, но чиновничьи пенсионные льготы на них не распространяются.

«Демократические» власти неизменно сохраняет ситуацию неконкурентоспособности и непривлекательности научного труда по сравнению с другими видами деятельности, хотя очевидно: пока мелкий клерк торговой или нефтяной компании, как это имеет место сегодня, получает в месяц столько, сколько профессор за десять лет, страна будет погибать. 

Сегодня в качестве большого достижения подаётся повышение в 2008-ом году  должностных окладов учёным до 25 000-30 000 рублей,  сократив при этом численность сотрудников институтов на 20%. При этом ни в одном плане не предусматривается восстановления материальной базы институтов. Сегодня денег хватает только на покупку компьютерного оборудования для таких служб как канцелярия, бухгалтерия, плановый  отдел, отдел кадров и т.п. Иными словами: власти предлагают, не увеличивая финансирование науки, уменьшить численность учёных, создав себе пропагандистскую славу радетелей отечественной науки, в действительности её уничтожая.

            Правительство России неистощимо на новации, призванные побыстрее покончить с наукой. Н.Волчкова в статье «Борьба с барьерами» так пишет о проекте совершенствования системы оплаты труда учёных и руководителей РАН: «По сей день в системе академии проводятся конкурсы только на замещение должностей, занятых научными сотрудниками, которые работают по срочному найму. Работники, договоры с которыми заключены на неопределённый срок, если они не претендуют на более высокую должность, проходят лишь регулярные аттестации на соответствие занимаемой должности» (газета «Поиск» № 16, 2007 г). В статье указано, что повышение должностных окладов научных сотрудников и руководителей в 1,7 раза будет произведено за счёт сокращения числа бюджетных ставок на 7,2%. Руководство РАН также предлагает ввести практику перевода части сотрудников на неполные ставки с доплатой за счёт внебюджетных средств, если таковые найдутся. А тем временем сокращения в институтах Академии идут по намеченному плану.
Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (03.06.2009)
Просмотров: 560 | Рейтинг: 0.0/0