Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 17:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


К. Писенко. Уроки религии в государственной школе (1)

 

На протяжении вот уже нескольких лет в России ведется дискуссия по вопросу преподавания религиозных дисциплин в светской школе. Возрождение духовной жизни в нашей стране, осмысление отечественных религиозных и образовательных традиций со всей очевидностью свидетельствуют об органичности преподавания религиозных знаний в образовательной системе российского государства. Приходит понимание невозможности образования и воспитания полноценно и всестороннее развитого в культурной, нравственной, интеллектуальной и духовной областях человека без знания духовной культуры своей страны, коренящейся в вековых религиозных традициях России. Это понимание находит отражение в том, что религиозное образование преподается не только в конфессиональных образовательных учреждениях, но все большее распространение получает в системе светской школы. И это процесс объективный, он отражает заинтересованность в таком образовании большинства россиян, многие из которых за годы господствующей атеистической идеологии почти утратили связь с собственными религиозными традициями, однако желают эту связь восстановить, в том числе при помощи возможностей инфраструктуры светской системы образования. Однако нередко в общественной дискуссии встречаются мнения о том, что преподавание религии в школе, в том числе в культурологическом аспекте, противоречит светскому характеру государства, а значит и Конституции, которая провозгласила Россию светским государством. Отсюда делается вывод, что конфессиональное образование не может иметь места в государственной школе, в государственной системе образования.

Среди отечественных ученых, общественных деятелей сформировались различные подходы к пониманию светскости государства[1]. Можно выделить два основных, выражающих основные противоборствующие идеи. Одни полагают, что светскость равнозначна понятию атеистичности государства, и настаивают на удалении религии из публичной сферы, в том числе из системы государственного образования, что практически означает разделение религии и общества. Другие считают, что светскость не предполагает отделение религии от общества, понятие светскости неравнозначно понятию атеистичности государства, и в светском государстве активно развивается сотрудничество государства и традиционных, уважаемых значительными группами населения страны конфессий в социальной и иных публичных сферах, в том числе в сфере образования. Ведь государство само есть производное от общества образование, а общество составляют носители религиозных традиций конкретной страны, и искусственное вычленение и отделение религиозной сферы от общества, от общественной жизни было бы противоестественным социальным феноменом и нарушало бы права верующих соответствующей страны. Отличие светских государств от религиозных состоит не в том, что сфера религии и ее лидеры и структуры искусственно изолируются, а в том, что в светском государстве нет слияния конфессиональных структур с государственными, руководители государства не назначают религиозных руководителей, и наоборот, религиозные лидеры не участвуют в формировании властных элит государства, и в обществе присутствует религиозный плюрализм, предполагающий свободу вероисповедания и ее защиту. В этом контексте можно говорить о светскости таких стран, как Россия, Италия, Германия, другие европейские страны, США, Австралия и многие другие, и несветскости таких государств, как Ватикан, Саудовская Аравия, в которых, в частности, институты главы государства и духовного главы религиозной общины совпадают[2].

Автор настоящей статьи разделяет позицию тех, кто считает, что светскость не означает атеистичности или безразличия государства к религиозной сфере, но предполагает органичное взаимодействие и сотрудничество государства с традиционными для данного государства религиозными конфессиями в соответствии с конфессиональным выбором большинства его граждан, в том числе в такой важнейшей сфере общественной жизни, как образование.

Большинство европейских государств – это страны с развитой демократией, правовые государства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти государства являются светскими. Поэтому весьма интересно рассмотреть, как подходят светские государства Европы к вопросу возможности преподавания религиозных дисциплин в государственной школе.

 

Великобритания

 

Согласно Акту о школьных стандартах 1998 года[3] и Акту об образовании 1996 года[4], все школьные программы должны содержать религиозный компонент. При этом п. 3 ст. 375 части 3 Закона об образовании 1996 года гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране». По согласованию со школьными властями возможен отказ от религиозного компонента, равно как и от обязательной коллективной христианской молитвы. При этом приветствуется замена, а не полный отказ. Также по согласованию возможно изменение характера молитвы.

Действуют также религиозные школы, например исламские, которые тоже могут получать финансирование от государства. Преподавание религии в них регулируется особо.

 

Германия

 

Основные принципы отношений государства и Церкви устанавливает Основной закон (Конституция). Особое значение имеют раздел основного права ст. 4 Основного закона, в котором гарантируется как индивидуальная, так и коллективная свобода религии, а также ст. 7 (о праве на религиозное образование). Ответственность за регулирование правового статуса Церквей возлагается на земельные органы власти (ст. 140 Основного закона). Отсюда происходят определенные различия в соответствующих законодательствах каждой конкретной земли[5] Наряду с этим существует так называемое право Церквей на заключение соглашений с каждой конкретной землей, которое приобрело большое значение в новых землях после объединения Германии. Федеральные земли заключают соглашения с земельными евангелическими Церквами, а с Католической Церковью – конкордаты. Важным примером является государственный конкордат 1933 года, который был заключен как договор между немецким государством и Святым престолом, оформленный согласно всем нормам международного права. Со времен Реформации двумя крупнейшими конфессиями Германии являются Евангелическая Церковь Германии и Римско-Католическая Церковь. Данные Церкви традиционно имели особое общественное значение в Германии, и в настоящее время они пользуются признанием и играют большую общественную роль.

Многие вопросы регулирования преподавания христианской религии в рамках римо-католического и евангелического исповеданий определяются имеющими обязательный правовой характер соглашениями и конкордатами, заключаемыми германскими землями, соответственно, с Евангелической Церковью Германии (соглашения) и Римско-Католической Церковью (Святым престолом) (международно-правовые конкордаты). В частности, между землей Северный Рейн–Вестфалия (центр – г. Дюссельдорф) и Святым престолом в 1981 году заключен законодательно оформленный договор, согласно которому земельное правительство и Римско-Католическая Церковь соглашаются на совместное ведение педагогических и других учебных институтов. Образцом для заключения такого договора является аналогичный договор между Святым престолом и свободным государством Пруссия от 1929 года, а также другие действующие соглашения в других федеральных землях и государствах с преобладающим католическим населением. Также в 1933 году были заключены конкордаты между Римско-Католической Церковью и Германией, а также и Австрией, которые до сих пор имеют законную силу.

Статья 7 § 3 Основного закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (ограничивается ст. 141 (поправка Бремера)): изучение религии в государственных школах является обязательны учебным предметом, за исключением нерелигиозных школ. Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ. Учителя не могут привлекаться против своей воли к преподаванию религиозных предметов.

Кроме того, обе Церкви, а с ними иудейская община и исламская федерация имеют свои конфессиональные школы (в Берлине теперь насчитывается 17 евангелических школ, 19 католических, 2 иудейских и одна исламская). Помимо этого, все религиозные сообщества имеют право открывать конфессиональные детские сады.

С 12 декабря 1999 года в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного закона) религиозный предмет является обязательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга, преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этическо-морального мироощущения.

В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Обычно на уроках религии класс разделяют на католиков и протестантов. Право на преподавание и обязанность изучения религии имеют и православные, несмотря на свою небольшую численность. Так глубоко уважается потребность реализации вероисповедания граждан. Остальным ученикам вместо религии преподается этика.

Согласно берлинскому местному закону (§ 13 берлинского закона о школах от 26 января 2004 года), отличающемуся от законодательств других земель, проведение религиозных занятий является делом тех или иных Церквей или религиозных общин. Школьники могут добровольно принимать в них участие, притом результаты успеваемости по нему не учитываются при переводе ученика в следующий класс. Санкция на ходатайство выдается администрацией Берлинского сената, она же утверждает учителей, заботится о повышении их квалификации и подыскивает школы, где такие занятия могли бы проходить. В настоящее время в общеобразовательных школах земли Берлин–Бранденбург следующие Церкви и религиозные организации предлагают религиозные занятия: Евангелическая Церковь земли Берлин–Бранденбург и Силезского Оберлаузица, Берлинская архиепископия Римско-Католической Церкви, Гуманистическое общество Германии, Берлинская исламская федерация, Берлинская иудейская община, Культурный центр анатолийских алевитов (алавитов), Буддийское общество Берлина.

Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах. Кроме того, в конфессиональных школах преподавание религии является общеобязательным предметом.

 

Испания

 

Основные принципы образовательной деятельности в Испании заложены Конституцией этой страны от 27 декабря 1978 года. Статья 27 Конституции Испании устанавливает: «1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. 2. Образование имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод. 3. Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям».

В соответствии с законодательством Испании, «религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей»[6]. Религия в Испании преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией; религиозное образование является факультативным[7].

Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях – от детского образования до университета. Данные уровни включают в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.

В Испании вопросы религиозного образования детально регламентируются на уровне центрального законодательства, церковно-государственных конкордатов, актов, прямо регулирующих вопросы образования, а также в актах, касающихся других вопросов, но включающих нормы, связанные с регламентацией в области религиозного образования. Многие вопросы регламентируются и проводятся в жизнь автономными областями в рамках так называемого делегированного законодательства. Например, королевскими декретами коммуне Мадрида был передан ряд полномочий в области управления образованием. В связи с этим мадридскими властями издано значительное количество актов, регулирующих порядок, расписание, состав предметов в рамках детского, школьного, высшего и других видов образования, включая преподавание религиозных или альтернативных им предметов, в соответствии с соглашениями между государством Испании и Католической Церковью и другими религиозными объединениями. Нормативными актами урегулировано и преподавание религии в частных вузах. Преподавание художественных дисциплин на различных уровнях на основе мадридских актов должно включать изучение религиозного искусства разных эпох и в разных видах искусства. Акты бюджетного права Мадрида содержат отдельные положения, касающиеся материального обеспечения преподавателей религии.

К общим актам, регулирующим вопросы религиозного образования, в частности, относятся: королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря, регулирующий порядок религиозного образования[8], приказ от 21 сентября 1993 года, регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления[9].

В Испании в качестве альтернативы преподаванию религии разрешено изучать нерелигиозные этические предметы. Порядок преподавания таких предметов определен в приказе от 3 августа 1995 года, регулирующем образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную королевским декретом 2438/1994[10].

Особый корпус составляют акты, регламентирующие преподавание католической религии в государственных учебных заведениях Испании, а также порядок религиозного образования вообще. Основные принципы и нормы преподавания католической религии закреплены в соглашении между государством и Святым престолом в области образования и культуры (1979). Кроме того, ряд вопросов в данной области урегулирован в соглашении от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.

Как уже говорилось, предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей гарантируется тем религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве.

Положения указанных соглашений являются основой для преподавания религии в учебных заведениях. Они органично встроены в систему испанского законодательства. Нормативно-правовые акты в области образования содержат ссылки на указанные соглашения обычно приблизительно в следующей редакции: «Преподавание осуществляется в соответствии с пунктом соглашения между Испанским государством и Святым престолом в области образования и культуры (1979) или иными соглашениями, заключенными между Испанским государством и иными религиозными объединениями». К таким актам относятся законы, декреты, приказы, касающиеся вопросов детского, начального, среднего, высшего образования, регламентирующих порядок осуществления образования, состав и режим преподавания учебных предметов, регламентирующих трудовую деятельность преподавателей и их участие в управленческом процессе.

К нормативным правовым актам, непосредственно регламентирующим порядок религиозного образования, относятся, например, королевский декрет 3/1995 от 13 января, принятый во исполнение положений соглашения между государством и Святым престолом по вопросам образования, культуры в части изучения и наименования церковных наук на уровне университетского образования; приказ от 9 сентября 1993 года, обнародовавший соглашение об экономическом режиме лиц, занятых в преподавании католической религии (веры).

Соглашения между Испанией и Святым престолом и, в частности, соглашение в области образования и культурной деятельности носят весьма конкретный характер и детально регулируют комплекс вопросов в данной области. Так, согласно пунктам III и IV ратификационной грамоты от 4 декабря 1979 года, соглашению от 3 января 1979 года между Испанией и Папским престолом, касающемуся образования и культурной деятельности, на дошкольном уровне, образовательных уровнях начальной и средней школы и технических колледжей религиозное обучение должно осуществляться теми людьми, которые каждый учебный год назначаются академической властью из числа предложенных епархиальным духовенством. Путем предварительного уведомления духовенство епархии сообщает имена тех преподавателей и лиц, которые признаны компетентными для осуществления указанной образовательной деятельности.

В общественных дошкольных заведениях, начальных школах и технических колледжах при назначении преподавателей предпочтение должно отдаваться тем из них, которые подавали заявление на назначение. При этом никто не должен быть принужден преподавать религию. Преподаватели религии в любом случае должны являться частью преподавательского состава соответствующих учебных заведений. Изучение католической доктрины и изучение ее в университетских педагогических школах, если оно происходит на тех же основаниях, которые установлены для других базовых дисциплин, должно быть добровольным для учащихся. Преподаватели католического вероучения должны назначаться властями учебного заведения так же, как установлено в статье III указанной ратификационной грамоты; к ним так же следует относиться, как ко всем преподавателям факультетов.

На региональном уровне, местном уровнях осуществляется уже не столько регламентация, сколько реализация, проведение в жизнь положений центрального законодательства и конкордатов (соглашений) с религиозными объединениями в области образования. Так, мадридское законодательство о религиозной деятельности в области образования развивает положения общего испанского законодательства и конкордатов с религиозными объединениями в сфере образования. В сферу мадридского регулирования входит реализация центрального законодательства об образования и соответствующих государственно-конфессиональных соглашений в области преподавания религии, в том числе по обеспечению преподавания религии в мадридских школах, интеграции преподавателей в систему педагогической деятельности, их участия в управлении образованием и материального обеспечения. Преподаватели религии выделены в специальном реестре должностей в бюджетных актах общины (коммуны) Мадрида.

В частности, вопросы защиты прав преподавателей религии находят свое отражение и в соглашении с Правительственным советом от 17 марта 2005 года, «которым утверждается ясно и определенно соглашение от 11 марта 2005 года окружной службы переговоров по условиям труда служащих администрации и служб, обеспечивающих главную администрацию коммуны Мадрида и ее автономных органов».

Среди специальных актов, определяющих статус преподавателей католической религии, следует назвать и соглашение от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.

В заключение обзора регулирования преподавания религии в Испании хотелось бы заметить, что хотя в Испании в последнее время шла общественная дискуссия о преподавании католической религии в школах и на волне атеизации определенных слоев испанского общества высказывались отдельные мнения о нецелесообразности такого преподавания, однако, как отмечают испанские исследователи, эти настроения мало обоснованны и в целом не отражают реальных настроений и позиции большинства испанского общества о необходимости изучения религии в школе[11]. Как пишет испанская исследовательница Г.М. Моран, в Испании «тесные связи государства с Католической Церковью, глубоко традиционные для истории страны, не могли быть устранены при помощи закона, поскольку они обусловлены культурой самого общества»[12].

 

Польша

 

В Польше религиозный предмет – закон Божий – является в школе таким же обязательным, как польский язык или математика. Иными словами, данный предмет изучается в сетке обязательных школьных дисциплин. При этом преподавание осуществляется на альтернативной основе. Эта система напоминает, в частности, испанскую, но с тем отличием, что если в Испании в школе преподаются на альтернативной основе те религии, общины которых достигли соглашения с государством, то в Польше все зависит от численности учеников той или иной конфессии, обучающихся в классе. Таким образом, католический закон Божий преподается во всех школах, а религиозные предметы иных общин – в зависимости от наличия в классах приверженцев соответствующей конфессии. По польским законам, чтобы преподавать такой предмет, необходимо наличие в классе не менее трех учеников-единоверцев. С первых дней обучения ребенка в школе школьная администрация и учителя знают о вероисповедании каждого ребенка и учитывают его в течение всего учебного процесса.

Так, если в какой-то школе учатся хотя бы три православных ученика, им уже начинают преподавать православный закон Божий соответствующие преподаватели. Важно отметить, что даже если в классе обучается меньше трех православных или представителей иных религий и конфессий, то они хотя и не могут изучать свою религию в этом классе, но не лишены такой возможности в рамках школьной программы в целом. Они получают знания о своей вере на занятиях в специальной совместной группе в одной из школ, куда приходят на уроки в определенное время.

Православных христиан в Польше сегодня проживает около 500 тыс. По словам предстоятеля Польской Православной Церкви митрополита Варшавского и всей Польши Саввы, православные ученики польских школ обеспечены всеми правами и возможностями свободного изучения основ Православия.

Таким образом, законность и право религиозного преподавания в школах Польши не только установлены государством, но гарантируются и обеспечиваются на практике.

 

[1] См., напр.: Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003.

[2] Там же.

[3] School Standards and Framework Act 1998 // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1998/19980031.htm

[4] Education Act 1996 // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1996/1996056.htm

[5] Классическим примером различий в законодательствах различных земель Германии является, например, порядок взимания церковного налога.

[6] Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. С. 386.

[7] Там же. С. 363.

[8] Королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря, регулирующий порядок религиозного образования // BOE. 1994. 26 января. 22.

[9] Приказ от 21 сентября 1993 года, регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления // BOE. 1993. 2 октября. 236.

[10] Приказ от 3 августа 1995 года, регулирующий образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную королевским декретом 2438/1994 // BOE. 1994. 1 сентября. 209. Также ряд вопросов религиозного образования определен в соглашении от 5 апреля 1962 года о государственном признании аттестации по нецерковным предметам, преподаваемым в университетах Католической Церкви. При этом важно отметить, что Католическая Церковь занимает важное место в университетском образовании: значительная часть испанских университетов католические.

[11] Хотелось бы заметить, что в настоящее время в Испании, действительно, наблюдается тенденция некоторого охлаждения к вере и рост атеистических настроений. По мнению российских исследователей, «падение духовности и атеизация испанцев сегодня вызваны во многом навязыванием католицизма франкистским режимом». Римско-Католическая Церковь имеет в настоящее время традиционно большое уважение в испанском обществе, что обусловлено исторически большим влиянием католической религии на эту страну. Вместе с тем государство сегодня не оказывает давление на духовную жизнь людей. «Здесь показательно решение Верховного суда Испании от 2 ноября 1987 года, в котором сказано, что государство не вправе определять, что является религиозной целью, а что нет. В решении говорилось, что государство не может диктовать или оценивать религиозные цели, а может лишь установить некоторые формальные критерии и то, что им соответствует» (Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. С. 263, 360).

[12] С испанской точки зрения: Беседа с профессором Глорией Моран // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III. М., 1996. С. 91.

 

 

Православие.ру
 
Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (04.03.2009)
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0