Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 00:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


А. Н. Федосеев. Уничтожение морали и нравственности в России
Современное российское государство представляет собой крупную мировую державу.. Население России   составляет 143 300 тыс. человек [это по официальным сведениям, а за вычетом мигрантов,  по неофициальным - от 90 до 100 с небольшим миллионов человек. – Ред.].  ВВП Российской Федерации ежегодно растет на несколько процентов, страна входит в Совет Безопасности ООН и является членом ВТО.

Основой политической системы является демократическая форма правления, экономика основана на капитализме.

Страна имеет очевидные проблемы с нравственным уровнем населения. Россия занимает первое место среди стран Европы и СНГ по количеству убийств, разводов и абортов. В России самая низкая продолжительность жизни среди стран с развитой и переходной экономикой, а смертность превышает рождаемость – происходит естественная убыль населения. Причины столь плачевных статистических показателей кроются в резком падении морального уровня российского общества, деградирующего с каждым днем все сильнее.

Данные ВЦИОМ свидетельствуют о пессимистичных настроениях большинства россиян на улучшение условий своей жизни в новом году, также большинство опрошенных говорят, что 2012 год не стал лучше предыдущего ни в масштабах страны, ни для каждого конкретного человека. Больше всего россиян волнуют проблемы ЖКХ и коррупции, обеспокоенность вопросами морали, культуры и нравственности показывают лишь 18% опрошенных. Аналогичную статистику приводит и Левада-центр, исследование которого также свидетельствует о низкой заинтересованности россиян этическими вопросами.

Известный исследователь Л. В. Кудрявцев отмечает: «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».

По данным июльского (2007 г.) социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр», большинство россиян всё ещё не видят для себя новых возможностей для существенного улучшения качества жизни. Около 43 % опрошенных испытывают трудности с приобретением продуктов питания и одежды, в том числе 12 % - едва сводят концы с концами, 22 % заявляют, что им приходится ограничивать себя в большом и малом. Общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом суициде, то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.

Федеральная служба государственной статистики РФ в 2010 году провела аналитическое исследование распределения доходов среди населения страны:

– в крайней нищете находятся 13,4 % с доходами ниже 3422 рубля в месяц

– в нищете существуют 27,8 % с доходом от 3422 до 7400 рублей

– в бедности перебиваются 38,8 % с доходами от 7400 до 17 000 рублей

– выше бедности проживают 10,9 % с ежемесячным доходом от 17 000 до 25 000 рублей

– со средним достатком живут 7,3 %, их доходы от 25 000 до 50 000 рублей в месяц

– к состоятельным относится 1,1 %, они получают от 50 000 до 75 000 рублей в месяц

– и только 0,7 % богатых имеют доход свыше 75 000 рублей в месяц.

Иными словами 90,9 % населения с переменным успехом балансирует на черте бедности.

Содержание 1 заключенного в колонии строгого режима обходится в 6800 руб./мес.

Средний размер пенсии в среднем по России составляет 6629,76 руб.

В совокупности приведённые данные свидетельствуют о болезненном состоянии российского общества, но удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде. Согласно общественным опросам, с максимальным интересом жители России наблюдают за политическими интригами в нашей стране и за рубежом, спортивными мероприятиями, Ближневосточными конфликтами. Не меньший, а зачастую даже больший интерес в ушедшем году россияне проявили к событиям в мире актеров театра и кино, чем к наводнению в Крымске, проблемам армии, коррупции.

При этом огромную проблему составляет вопрос безработицы и уровень жизни населения. Уровень жизни населения - это социально-экономическая категория, выражающая совокупность условий жизни, труда и быта людей, достигнутых на определенном этапе развития общества, и характеризующая степень удовлетворения физических, социальных, интеллектуальных и других потребностей населения. Уровень жизни населения является не только характеристикой развития общества, но и объективно необходимым условием его развития. Количественное определение жизненного уровня населения характеризуется совокупностью социально-экономических показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами, а также степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Одним из показателей характеризующих уровень жизни - является общий уровень безработицы. Общий уровень безработицы - это уровень безработицы с учетом всех ее основных форм. Уровень безработицы равен отношению количества безработного населения к общему количеству занятого (работающего) населения. Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера развития экономики. Факторами формирования безработицы являются недостаток спроса на рабочую силу, географическая неравномерность распределения рабочих мест, сезонные колебания и другие.

Различают явную (открытую) и скрытую безработицу. Под явной безработицей понимают статистическую безработицу, складывающуюся из граждан, обратившихся в поиске работы в государственные службы занятости населения и состоящие на учете в таких службах. Скрытую безработицу образуют неработающие граждане, не обратившиеся в службу занятости, а также формально работающие граждане, но находящиеся в вынужденном неоплачиваемом отпуске либо при минимальной занятости в течение рабочей недели, а также работающие по тем или иным причинам под реальной угрозой увольнения в ближайшей перспективе и другие подобные категории граждан.

Общий уровень безработицы в России за последние 7 лет практически не изменился. Он колеблется от 4.3 млн. чел. Доходя до внушительной цифры в 7.1 млн. чел. Таким образом, ежегодно около 5.5 млн. россиян в среднем находятся без работы. Подобная статистика также способствует увеличению уровня напряженности в обществе, что обратно пропорционально росту нравственности и морали. При отсутствии работы население лишается главного источника своих доходов, а значит оно не сможет удовлетворить свои основные потребности, если не найдет другой источник доходов. Чем ниже общий уровень безработицы, тем выше уровень жизни населения.

Еще одна проблема современной России – преступность. В нашей стране насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов[1]. Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения, а от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, еще 50 тыс. – убегают из дома. Но самое тревожное заключается в том, что темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности, при этом детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек. Агрессивно настроенная молодежь демонстративно не уступает места в транспорте пожилым людям, а порой подростки способны убить за сделанное им замечание. Ужасный случай произошел в г. Кольчугино, где компания молодых людей, распивавшая водку на мемориале героям Великой Отечественной войны, убила и сожгла на «Вечном огне» человека, попытавшегося их усовестить.

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами, широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал ... смех. Налицо процесс ожесточения подрастающего поколения, стирания нравственных границ между понятиями «хорошо» и «плохо». Подобные явления воспринимаются как привычные, а не из ряда вон выходящие, как нормы современной жизни.

К. Н. Брутенц отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета». Таким образом, формируется терпимость к злу, переходящая впоследствии в полную подмену им добра.

Эти процессы можно подвести под общий знаменатель, которому название «моральная деградация» современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение морали». По мнению исследователя О.Т. Богомолова «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу». Удивительно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов не воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, отходя на второй план за обсуждениями личной благоустроенности жизни.

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Социологи показывают, что «в конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения» - акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков - его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др.

Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия». Философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? - задавался вопросом И.А. Ильин и отвечал, - он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы».

Следует констатировать, что сегодня мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке.

Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизнь все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Ценности, пропагандируемые в современном мире – это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального.

Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы. В России национальные проекты не являются составной частью цельной, взвешенной и легитимной в глазах общества долгосрочной социальной стратегии. Такой стратегии в России ещё нет, хотя дискуссии вокруг этой проблемы в последние годы активизировались. В проектах отсутствует системность, а выделенные ресурсы и имеющиеся институциональные возможности недостаточны для достижения поставленных целей.

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993—2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.

Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11—2,15. Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе «Программы развития ООН», Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения. Страна вступила в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребёнка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Эти тенденции также подтверждают данные социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в 2008 году. Их данные свидетельствуют, что почти две трети россиян (60%) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. (Всего 5% опрошенных россиян собираются завести детей в ближайшие год-два. Каждый третий (34%) является родителем, 22% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 10% - двоих детей, 2% - более двух детей). Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по числу абортов на число родившихся (до 1995 года второе после Румынии). Однако в последние годы этот показатель почти постоянно сокращается — с 206 на 100 рождений в 1990 до 81 в 2008 году. Но все равно это довольно большое количество абортов. И это официальные цифры, реальная картина может быть совершенно другой, поскольку официальная статистика не учитывает, сколько делается подпольных абортов.

Духовно-нравственную организацию человека принято рассматривать на уровне высших инстанций структуры личности, ее формирует социокультурная и экономическая среда, в том числе государственная политика, массированные воздействия СМИ. Какой же тип личности целенаправленно формируется государством, всеми его идеологическими и экономическими рычагами в современной России? В поисках объективности обратимся к взгляду человека со стороны, к интервью греческого писателя Никоса Зерваса, опубликованному в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 5 за 2006 г.) под названием «…Иногда стыдно за русских» сначала автор излагает традиционные взгляды о российской культуре, основанной на православии, как о культуре совести». Далее говорится следующее: «Совесть позволяла русскому человеку отделить грех от правды: в собственной душе и в окружающей жизни. А что происходит сейчас? Посмотрите правде в глаза: основным культурологическим типом стал человек без совести… люди восточного типа христианской цивилизации — русские и греки — в этом очень похожи: если мы остаемся без совести, то теряем все».

Особое место в России занимает культура потребления. Журналист А. Заспа в статье «Грешный креатив» в газете «Невское время» (2007 г.) пишет: «Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ — идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках». Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

О главной пагубе общества потребления писал доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом»[2].

Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.

Современное российское общество потребления уже не руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния окружающей среды – эти вопросы российские граждане считают второстепенными.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.

В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выяснили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и является главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все, кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег.

Британские ученые доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность. Таким образом, высокий уровень воровства в России является как раз следствием низкого нравственного уровня и отсутствия четких моральных устоев.

Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы. Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.

Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.

Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).

В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% — «полностью согласны», 32% — «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.

По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.

Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.

Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов»; «Криминальная субкультура в последние годы масштабно проникает и в массовый культурный продукт – художественные фильмы и сериалы, блатные песни, звучащие по радио, в ресторанах, кафе, транспорте, детективы и боевики (которыми завалены все книжные прилавки), даже в рингтоны для мобильных телефонов». Подмечено, что главный герой наших кинофильмов и сериалов – «хороший» бандит («Бумер», «Бригада», «Брат» и др.), а отнюдь не борец с криминалом. По данным опросов, больше половины наших сограждан систематически использует блатной жаргон и т.п. На наших телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам.

Социологи констатируют, что «сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова (Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.

Даже экономическое благополучие государства сильно зависит от нравственного уровня общества. Если бизнесмен будет использовать аморальные способы для достижения цели, то сначала он может быстро обогатиться, но в дальнейшем никто не захочет иметь с ним дело, так как не будут ему доверять. В определенные годы русским купцам не нужно было заключать письменные договоры между собой, потому что слово купца было крепче любой подписи. Сегодня многие зарубежные компании выделяют значительные средства на социальные проекты, так как понимают, что поддерживая незащищенные версты населения, способствуют достижению социальной стабильности, что в свою очередь будет положительно влиять на их бизнес. А что происходит с экономикой, когда падает мораль? Если число людей, учитывающих общественную поправку (моральных людей) уменьшается, то эффективность общества в целом падает (функция общественной полезности уменьшается). Это значит, что в проигрыше остается подавляющее большинство. Конечно, некоторые паразиты могут на этом нажиться. Но вот какие побочные эффекты случаются от такой наживы. Когда турецкий султан Мехмед II взял Константинополь, он был очень удивлен тем, что при нищенском положении армии защитников города, знать была очень богатой, не дала на оборону города денег. Судьба этой знати оказалась очень печальной - султан их казнил, так как если они заботились только о своей выгоде и не думали о спасении города, то будут опасны и для новой власти. Таким образом, экономика и мораль тесно связаны друг с другом. Государство с сильными моральными устоями будет только развиваться, а государство, погрязшее в разврате и подлости - обречено.

Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводили к плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на два противоборствующих лагеря – старообрядцев и никоновцев, а после смерти Петра Великого – к смутным для России временам дворцовых переворотов. Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны «плоды» излишней приобщенности русского общества к западу: эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ от традиционного русского патриархального семейного уклада – обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал отказ от царской власти и попытка заменить ее сурогатом демократического правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества.

Среди основных причин падения нравов в пореформенной России обычно отмечаются следующие. Общее ослабление контроля над поведением граждан, трансформация которого, как показывает история и опыт других стран, характерны для «турбулентных», изменяющихся обществ, и неизбежно сопутствуют радикальным реформам. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики. Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля.

Нравственное состояние общества, которое сторонники «экономического детерминизма» склонны игнорировать, относя, по их явно уничижительному выражению, к «так называемой социалке», имеет в системе социальных процессов, по-существу, многокомпонетный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) основу того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем современной России.

Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества. А. Ю. Мягков и С. В. Ерофеев отмечают, что «в теориях социальной интеграции рост самоубийств традиционно считается важным признаком усиления напряженности и самодеструктивности в обществе, являющихся, в свою очередь, следствием глубоких девиаций в социальных структурах и отсутствия ценностно-нормативного единства» … «продолжающийся рост самоубийств - это та цена, которую мы до сих пор вынуждены платить за нецивилизованные формы перехода к рынку».

Подавляющее большинство наших сограждан, как демонстрируют опросы, выступает за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля. Аналогичные инициативы наблюдаются в органах власти, а также в Общественной палате, члены которой заявляют, что «главная проблема современной России - падение морально-нравственной культуры». Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая потребность. Наше общество деградирует с большим ускорением. Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями.

Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях экономического кризиса и высокой социальной напряженности, вызванной в основном недовольством действиями существующей власти. В любой момент недовольство внешними раздражителями может совпасть с внутренним разладом и сподвигнуть общество на решительные меры по перемене существующей действительности. Экономических мер удержания общества потребления в нужном русле явно недостаточно для российской действительности, о чем свидетельствует наша история. Каждое падение морали в России сопровождалось невиданным подъемом последней через некоторое время и в результате серьезных преобразований. Тем удивительнее наблюдать действия нашего государства, а точнее власть придержащих, официально выступающих за укрепление идей патриотизма, любви к Родине, воспитания нравственной основы в подрастающем поколении, а реально потакающих растлительной деятельности СМИ, увеселительных и развлекательных заведений, реализовавших значки с возрастным ограничением на телевидении вместо введения полноценной цензуры. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны – только таким образом можно будет достичь желаемого результата.

Источники:

1. Леонид Чуприй, кандидат философских наук, доцент, Директор Центра социально-политических исследований «Генезис» - «Падение нравственности в российском обществе».

2. Юревич Андрей Владиславович, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН - «Нравственное состояние современного российского общества».

3. Финансовая и экономическая информация: КАПИТАЛ.РУ

4. ВЦИОМ

5. Левада-центр

http://i-rsi.ru/articles/obshchestvo/zagovor_protiv_rossii_unichtozhenie_morali_i_nravstvennosti/


[1] Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007; Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2006 г.

[2] Новый обскурантизм и Российское просвещение журнал «Скепсис» 

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6864&Itemid=41

Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (16.02.2013)
Просмотров: 959 | Рейтинг: 0.0/0