Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 02:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


А.В. Иванов. Государственный орган разрушения науки и образования
Вслед за системой российского образования в качестве кандидата на уничтожение предстала российская наука. Даже поверхностный анализ предложенного закона о «реформировании» РАН показывает, что его целью является вовсе не институциональная оптимизация деятельности нашего академического научного сообщества, а все те же, далекие от объективных национальных интересов,  цели чиновников и стоящей за ними темной закулисы: а) сокращение государственных расходов на науку и образование параллельно с прозаическим желанием получить доступ к немалому имуществу Академии;

б) ликвидация российских традиций научного и университетского самоуправления как представляющих прямую угрозу  некомпетентной и корыстной власти, озабоченной преимущественно собственным выживанием; в) моральное унижение (буквально воровское «опускание») интеллектуальной элиты страны, чтобы «свое место знала».  

Эмпирическим подтверждением этого  является то, как протаскивается закон – тайком,  накануне летних отпусков и, самое главное, вопреки воле тысяч самих научных работников. Понятна и «логика» действий разрушителей: надо шоково вбросить предельно жесткий, «наукоедский» проект; втянуть в его обсуждение научных работников, тем самым сделав безальтернативным; предельно ограничить сроки и аудиторию этого обсуждения; а потом, уступив в несущественных деталях, добиться принятия основных положений, по возможности, максимально расплывчатых. То, что основной состав Думы закон в третьем чтении примет – сомневаться не приходится. А бороться с вредоносной глупостью, получившей статус государственного закона, будет неимоверно сложно. Исторический опыт показывает, что проигрыш всегда бывает там, где оппонент соглашается играть на поле и по правилам противника. А то, что Министерство науки и образования – противник российской науки и образования, как бы враг внутри собственного войска, я думаю, уже мало, кто сомневается из трезвомыслящих людей, причем самой разной идейной ориентации.

Следовательно, необходимы быстрые и решительные контршаги, совершаемые с ясным осознанием серьезности ситуации. Пора расставаться с привычными российскими интеллигентскими иллюзиями, что все как-то само собой образуется,  и лично меня роковые перемены не затронут. Затронут, и обязательно. Каток истории в первую очередь прокатывается по раковинам тех, кто думает, что в них отсидится. Понятно, что, от слов до дела – дистанция огромного размера; и предлагать – одно, а реально делать – это нечто другое. Тем не менее, я бы господам академикам предложил сделать следующее:

1)                 Официально предложить Государственной Думе свой – альтернативный – проект реформирования Академии, где бы были бы в первую очередь гарантированы  ее самоуправление как общественной организации и право распоряжаться вверенной  собственностью. Желательно заручиться поддержкой этого проекта до сентября со стороны академиков,  широкой научной и университетской общественности. Прямо заявить, что если этот альтернативный вариант Госдумой не будет рассмотрен, тогда  общественность оставляет за собой право на иные формы общественного протеста.

2)                 Не просто требовать отставки министра Ливанова или правительства в целом. Как показывает ближайший исторический опыт России – на «каждого плохого фурсенко найдется еще худший ливанов». Причины лежат глубже: Министерство науки и образования – это принципиально патологический государственный орган, который должен быть элементарно ликвидирован. Чиновники ни по своему интеллектуальному, ни моральному уровню, а, самое главное, институциональному положению, в принципе  не могут профессионально управлять ни наукой, ни высшим образованием. Кстати, хорошо известен психологический факт быстрой профессиональной и человеческой деградации даже очень талантливых ученых и деятелей высшей школы, решивших встроиться в чиновничью иерархию и этикет.  С другой стороны, нет таких  стратегических и тактических задач управления наукой и образованием, которые не могли бы решить сами ученые и университетская общественность.

 Посему есть объективная потребность в  Министерстве начального,  среднего и среднего профессионального образования, а  вот правительственные функции управления наукой и высшим образованием необходимо  передать Академии наук и российскому Совету ректоров.  Соответственно, президент РАН должен автоматически после избрания входить в правительство РФ на правах министра науки, а председатель Совета ректоров на правах министра высшего образования. Им должно быть доверено право самостоятельно формировать политику и определять структуру своих  министерств, причем можно apriori предсказать, что управленческая деятельность будет организована  на порядок эффективнее, а обойдется она налогоплатильщику на порядок дещевле. Управленческая самоорганизация снизу исключительно эффективна, если самоорганизуются профессионалы, кровно заинтересованные в успехе дела.  Здесь-то как раз чиновничий вирус личностной деградации и отчужденность от объекта управления  грозить никак не будут. Более того, при достойной зарплате ученых на основном месте работы, они многие управленческие функции могли бы вообще осуществлять на общественных началах. Социологические исследования показывают, что у творческого человека  удовлетворенность результатами своего труда и осознание их социальной значимости занимает в шкале  ценностных приоритетов иерархически более высокий статус, чем любые материальные блага. И, наконец, можно уверенно предсказать, что функции реального государственного управления наукой и высшим образованием потребуют в первую очередь энергии молодых ученых, заставят работать профессиональные академические лифты, о которых сегодня столько говорят.

В качестве министров науки и высшего образования президент РАН и председатель Совета ректоров,  опираясь на стоящие  за ними мощные  профессиональные корпорации,  могли бы осуществлять и подлинно независимую экспертную деятельность, без санкции  которых не может быть принята ни одна стратегическая государственная программа развития страны. Если уж и искать причины глобальных провалов российской политики и экономики последних десятилетий, то это, в первую очередь, отчуждение научной и педагогической общественности страны от принятия важнейших   властных решений.

Если мы не хотим быть и дальше  заложниками чиновничьей бездарности и порочности, равно как и корысти бизнес-элит, то самое время, пользуясь сложившейся ситуаций вокруг  Академии наук, потребовать для науки того места в обществе и во власти, которые они реально заслуживают. По крайней мере, можно быть вполне уверенными, что в нашем правительстве будет, по крайней мере, два исключительно умных и профессионально грамотных человека, посвятивших жизнь поиску Истины и ее донесению до сознания сограждан и, самое главное, чей авторитет и полномочия признаны интеллектуальными элитами России.

 

Иванов А.В., д.ф.н., проф., зав кафедрой философии

 Алтайского государственного аграрного ун-та

http://www.za-nauku.ru/

Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (27.07.2013)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0