Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 00:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Александр Каплин. «Через наш бурный век он прошел евангельски кротко и апостольски безстрашно...» (2)

С Февральской революцией (переворотом) 1917 г. епископат и духовенство оказались в сложном положении. Обвинение архиепископу Антонию в том, что он как один из ведущих членов Поместного Собора 1917/1918 гг. участвовал в благословении Временному Правительству, не имеет основания так как иерархи признали правительство законным по послушанию Государю Императору Николаю II, призвавшему к этому в его последнем указе. Как говорил 5 марта архиепископ Антоний, получив «известие об отречении от престола благочестивейшего Императора Николая Александровича, мы приготовились согласно его распоряжения поминать благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и повелел повиноваться Временному Правительству, а посему, и только посему, мы поминаем Временное Правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить повиновение Царя и Царствующего Дома».

Из-за негативного отношения к архиепископу Харьковскому и Ахтырскому новых властей и части украинских националистов правящий архиерей 1 мая 1917 г. был уволен с кафедры с предписанием покинуть пределы Харьковской епархии. Владыка вынужден был отправиться на местожительство в Валаамский монастырь.

Здесь им было написано сочинение «Догмат искупления», которое было представлено как действие «сострадательной любви Христовой». Это произведение, изданное в том же году[xviii], впоследствии вызвало немалые споры среди православных богословов[xix].

В августе 1917 г. на епархиальном собрании в Харькове архиепископ Антоний вновь был избран правящим архиереем Харьковским и Ахтырским. И когда в начале сентября он прибыл в Харьков, то был встречен с крестным ходом. 16 сентября он выехал в Москву для участия в Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. как епархиальный архиерей[xx].

На Соборе архиепископ Антоний исполнял обязанности товарища (заместителя) председателя Собора и председателя Отдела единоверия и старообрядчества, произнес одну из самых убедительных речей в пользу восстановления Патриаршества. При избрании кандидатов на Патриарший престол он получил наибольшее (159) число голосов. 5 ноября 1917 г. Патриархом Московским и всея России жребием из трех кандидатов был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). А 28 ноября 1917 г. архиепископ Антоний был возведен в сан митрополита, 7 декабря - избран членом Св. Синода.

В это время значительно усложнилась ситуация на украинских землях, так как в Киеве осенью 1917 г. образовалась украинская Церковная Рада во главе с заштатным епископом Алекием (Дородницыным).

В январе 1918 г. митрополит Антоний приехал в Киев и присутствовал при открытии Всеукраинского церковного Собора. Перед взятием Киева большевиками он успел покинуть город, где сразу же начались кощунства и насилия. 25 января (ст. ст.) в Киево-Печерской Лавре был арестован и около нее убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В те дни митрополит Антоний находился в Житомире, затем он вновь приехал в Киев и вернулся в Москву для участия в продолжающемся Поместном Соборе. В Харьков он прибыл к Пасхе, когда Юг России был освобожден от большевиков и оккупирован немцами. На Украине формально установилась власть гетмана П. П. Скоропадского.

19 мая 1918 г. митрополит Антоний на епархиальном собрании был избран митрополитом Киевским и Галицким. Первоначально украинское правительство не признавало его в качестве правящего архиерея, так как он был противником не только автокефалии Украинской Церкви, но даже автономии. Однако на 2-й сессии Всеукраинского церковного Собора (30 июня - 11 июля 1918) владыка Антоний был повторно избран митрополитом Киевским. Собор принял «Положение о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине», согласно которому церковное управление здесь организовывалось на началах автономии при сохранении канонической связи с Патриархом Всероссийским[xxi].

В декабре 1918 г. по распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры митрополит Антоний вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским), а затем и епископом Никодимом (Кротковым), архимандритом Виталием (Максименко) за противодействие «самостийникам» объявить автокефалию Украинской Церкви были арестованы. Петлюровцы содержали узников в тяжелых и оскорбительных условиях сначала в Тернополе[xxii], а затем в базилианском униатском монастыре в г. Бучач (Тернопольского округа). Здесь митрополит Антоний написал несколько сочинений, в частности, «Опыт Православного Катехизиса» и свою основную работу о Ф.М. Достоевском с названием: «Не должно отчаиваться». Эта книга стала своего рода опытом православной социальной философии и в то же время проповедью о Божием Промысле, Божием милосердии и призывом к покаянию[xxiii].

Весной 1919 г., после захвата Бучача польскими войсками, арестованных заточили в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Положение несколько улучшилось, когда их привезли во Львов к униатскому митрополиту Шептицкому. Летом 1919 г. митрополит Антоний вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским) был освобожден при посредничестве французской военной миссии. Через Румынию, они были доставлены в Константинополь, а затем возвращены в Россию, в Новороссийск. В сентябре 1919 г. Митрополит Антоний был радостно встречен в Киеве. Однако уже вскоре он вместе с отступающими войсками генерала А.И. Деникина направляется в Ростов, затем Новочеркасск.

В конце 1919 г. в Ставрополе он был избран председателем Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России (ВВЦУ) и назначен временно управляющим Кубанской епархией, проживая в Екатеринодаре.   

В марте 1920 г., после поражения Добровольческой Армии митрополит Антоний из Новороссийска на греческом миноносце был вывезен в Константинополь, а затем отправился на Афон, где с апреля по сентябрь 1920 г. находился в русском Пантелеимоновском монастыре, намереваясь уйти в затвор. Но в сентябре того же года он был приглашен генералом Врангелем в Крым и вновь возглавил в Симферополе деятельность ВВЦУ. Однако уже 19 октября из-за поражения войск Врангеля и наступления Красной армии, он окончательно покинул Россию и прибыл в Константинополь, где находился до февраля 1921 г.

Сначала митрополит Антоний предполагал, что, оказавшись за границей, он сможет передать попечение о множестве беженцев и Армии местным Церквам. Но когда стали обсуждать связанные с этим вопросы, то и он сам, и члены Высшего Церковного Управления увидели, что это практически невозможно. С таким мнением согласилась и Вселенская Патриархия, которая высказала уверенность, что митрополит Антоний не допустит ничего неканонического[xxiv].

Русские архиереи-беженцы грамотой Вселенской Патриархии от 2 декабря 1920 г. получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную комиссию», которая получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). Впоследствии почти все Православные Поместные Церкви тоже предоставили ему автономное управление русскими беженцами на своей территории.

В феврале 1921 г. по приглашению Сербского Патриарха Димитрия ВВЦУЗ под председательством митрополита Антония переехало в Королевство сербов, хорватов и словенцев (г. Сремски-Карловцы). А 31 августа 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять ВВЦУЗ под свою защиту с сохранением ее самостоятельной юрисдикции над русскими беженцами.

У митрополита Антония было глубокое убеждение, что за границей должна существовать сильная своим единством Русская Православная Церковь, твердо исповедующая Православие, обличающая антихристову сущность большевизма, различные уклонения под влиянием модернизма и экуменизма. Отвергая любые компромиссы, митрополит Антоний высоко держал знамя Святой Руси и начал православного Царства.

Он активно участвует в собирании русских изгнанников, его не оставляет равнодушным трагическая судьба родины. В апреле 1921 г. митрополит Антоний принял участие в Съезде Хозяйственного восстановления России в Бад-Райхенхалле (Бавария), на котором он был избран почетным председателем Высшего монархического совета.

А 8 - 20 ноября (21 ноября - 3 декабря) 1921 г. в Сремских Карловцах с согласия Сербского Патриарха Димитрия состоялось «Общее собрание представителей Русской заграничной Церкви», позже переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор, председателем которого был избран митрополит Антоний. Он же являлся и председателем отдела Высшего и окружного церковного управления. Собор высказался за восстановление в России монархии и царствующего Дома Романовых, а также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков в России и помочь Белому движению продолжать с ними вооруженную борьбу. Собор образовал и Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) во главе с митрополитом Антонием. В статье «Церковность и политика», изданной после завершения собора он более подробно выразил мысли и заключения, высказанные на Всезаграничном Соборе по вопросу о духовном возрождении России, о восстановлении монархии[xxv].

Однако вскоре, 5 мая 1922 г., постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Св. Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) ВЦУЗ было упразднено. Собравшийся 2 сентября 1922 г. в Сремских Карловцах Архиерейский Собор, подчинился постановлению и вынес решение об упразднении ВЦУЗ, вместо него учредив под управлением старейшего иерарха митрополита Антония Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), которому и были переданы все права и полномочия ВЦУЗ.

Понимая тяжесть сложившейся обстановки и не желая усложнять дело церковного управления, митрополит Антоний в канун Рождества Христова 1922 г. решил удалиться на Афон и принять постриг в схиму. Кинот Св. горы сначала дав на это согласие, затем отменил свое разрешение, что митрополит Антоний воспринял как волю Божию.

31 мая 1923 г. под его председательством в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, задачей которого была организация высшей церковной власти в диаспоре. Высшим органом этого управления был провозглашен ежегодный Архиерейский Собор, председателем которого стал митрополит Антоний. В межсоборное время общецерковное управление должен был осуществлять Архиерейский Синод, также возглавляемый им. В непосредственном окормлении Синода находились русские церкви на Балканах, на Ближнем и Дальнем Востоке, в то время как русские церкви в Западной Европе и Америке образовали автономные митрополичьи округа, возглавляемые соответственно митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским), имеющими на то указы Святейшего Патриарха Тихона.

Ситуацию осложняло вмешательство Константинопольской Патриархии, в том числе признанием обновленческого Синода высшим церковным управлением в России. Отношения с другими патриархами были несравненно более дружественными, так с апреля по октябрь 1924 г. митрополит Антоний совершал паломничество по святым местам православного Востока. В июне посетил Александрию, где встречался с патриархом Фотием, и Иерусалим, где имел встречу с патриархом Дамианом. Также он посетил Патриарха Антиохийского Григория, который совместно с митрополитом Триполийским Александром (впоследствии Патриархом Антиохийским) финансировал издание «Опыта христианского православного катехизиса»[xxvi].

25-27 июня 1926 г. под председательством митрополита Антония в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ. В связи с кончиной 7 апреля 1925 г. Святейшего Патриарха Тихона Собор признал Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Крутицкого священномученика Петра (Полянского) и рассмотрел текущие церковные дела. На Соборе Синод РПЦЗ потребовал безусловного подчинения себе всего русского церковного зарубежья. Это требование вызвало протест со стороны митрополитов Евлогия и Платона, которые согласились признавать за Собором и Синодом только «морально-общественное, но отнюдь не каноническое и не судебно-административное значение». В итоге от РПЦЗ откололись Западноевропейский и Североамериканский митрополичьи округа.

9 сентября 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ определил прекратить сношения с церковной властью в Москве и категорически отказался исполнить адресованное зарубежному русскому духовенству требование Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) дать подписку о лояльности советскому правительству во всей своей общественной деятельности.

Несмотря на возраст, большую занятость, бытовые неудобства, скромные, даже бедные условия проживания митрополит Антоний продолжал заниматься и публицистикой, литературной критикой. Так в 1929 г. он переработал материал 30-летней давности в новую статью «Пушкин как нравственная личность и православный христианин», которая была напечатана в июньском номере монархического журнала «Царский вестник», а затем вышла отдельной книжкой в Белграде. Публиковал он и другие свои статьи, обращения, речи, проповеди, послания, вёл обширную переписку... Хотя делать это из-за финансовых трудностей было очень нелегко.

К концу 1920-х гг. здоровье владыки Антония становилось всё хуже и хуже, о чём он неоднократно указывал в переписке. Тогда же его поразило неизлечимое нервное заболевание, приведшее к параличу ног.

митрополит АнтонийГотовясь к кончине, митрополит Антоний еще в 1931 году сделал на этот случай некоторые распоряжения. В течение всего времени пребывания за границей митрополит Антоний продолжал именоваться «Киевским и Галицким». В марте 1931 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ ему был присвоен титул «Блаженнейший»[xxvii].

В августе 1932 г. он руководил работой очередного Архиерейского Собора, на котором по его предложению был избран наместник председателя Архиерейского Собора и Синода, которым стал архиепископ Анастасий (Грибановский), возведенный в 1935 г. в сан митрополита.

23 мая 1933 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий обратился к Сербскому Патриарху Варнаве с просьбой принять на себя посредничество в переговорах с руководством РПЦЗ с целью примирения РПЦЗ с РПЦ. 25 мая 1934 г. Патриарх Варнава сообщил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя о решительном отклонении митрополитом Антонием предложения митрополита Сергия.

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Синод РПЦ 22 июня 1934 г. предали архиерейскому суду и запретили в священнослужении митрополита Антония и группу единомышленных с ним архипастырей РПЦЗ, которые не подчинились этому решению, считая, что оно издано по требованию советских властей. В этом он был поддержан Патриархом Варнавой и епископатом Сербской Церкви, сохранившей с РПЦЗ молитвенное общение.

По единодушному мнению хорошо знавших его людей митрополит Антоний был «исключительно церковным человеком», стоящим на стргоканонических позициях, последовательным противником экуменизма. Римский папизм, латинство для него были и продолжали оставаться ересью.

Он активно, безкомпромиссно выступал против масонства, подписав знаменитое Соборное послание 1932 г., в котором масонство осуждалась как преступная организация, а нераскаявшиеся её члены подлежали отлучению от Церкви.

Архиерейский Собор РПЦЗ (16 октября - 7 ноября 1935 года) под руководством митрополита Антония признал еретическим учение о Софии, Премудрости Божией, протоиерея С. Булгакова, бывшего в то время деканом Православного богословского института в Париже. Это еще более осложнило отношения РПЦЗ с Западноевропейским митрополичьим округом.

В то же время он поддерживал те организации, чьи программы, политика, действия были направлены на борьбу с большевизмом и его союзниками.

Такая многогранная деятельность всё более негативно отражалась на здоровье митрополита Антония. Всё труднее приходилось не только руководить жизнью РПЗЦ, но участвовать в церковных богослужениях. Ему настолько было трудно ходить, что для произнесения поучений его выносили на стуле. Незадолго до смерти митрополит Антоний принял схиму.

Кончина Митрополита Антония наступила после нескольких дней обострения изнурительной болезни (в это время в Сремских Карловцах находился знаменитый врач, профессор Н.В. Краинский)[xxviii]. В субботу 26 июля/8 августа 1936 г., с согласия больного было совершено над ним елеопомазание.

Скончался он 10 августа, причастившись незадолго до этого. У одра его находился патриарх Варнава, митрополит Анастасий читал отходную. Из Сремских Карловцев гроб с телом митрополита Антония был перевезен в Белград и по предложению патриарха Варнавы установлен в кафедральном соборе (из-за тесноты Св. Троицкой русской церкви).

13 августа патриархом Варнавой и сонмом архипастырей была совершена Божественная литургия. Отпевание совершил митрополит Анастасий. Похоронили владыку Антония при огромном стечении православного народа на русском участке Нового кладбища Белграда в склепе под Иверской часовней.       

Весь православный мир откликнулся на это событие, отмечая значение для Вселенской Церкви светлой личности усопшего иерарха. Архиепископ Никон (Рклицкий) в десятом томе «Жизнеописания» митрополита Антония отмечал, что по сообщению иностранной прессы в Москве, Ленинграде, Киеве десятки священников были отправлены в концлагеря, главным образом за желание служить панихиды по митрополиту Антонию, когда в СССР стало известно об его кончине.

В жизни русского зарубежья его деятельность, несмотря на некоторые недоразумения, крайности и нестроения сыграла огромную консолидирующую роль. Именно он определил направление не только церковной жизни, но и общественно-политической.

Митрополит Антоний был молитвенником, исповедником, строго церковным человеком в своих вглядах, безупречным в нравственной жизни, безсребренником и нестяжателем, аскетом, великолепно знавшим Священное Писание и Священное Предание, противником всякого модернизма в Церкви.

По слову св. Иустина (Поповича), «блаженнейший митрополит - исключительное святоотеческое явление в наше время», ибо «в новейшее время никто не оказал такого сильного влияния на православную мысль», как он. Поэтому его подвижническая личность имеет огромное значение не только для русского, но и для всего православного мира, ибо «он православную мысль перевел со схоластическо-рационалистического пути на благодатно-подвижнический путь. Он непобедимо показал и доказал, что сила и безсмертие православной мысли в святоотечестве».

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук

 



[i] Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1-7. - Нью-Йорк, 1956-1961 и др.

[ii] Мнение о том, что Алексей Храповицкий является прототипом Алеши Карамазова не соответствует действительности, так как во время написания  романа «Братья Карамазовы» ему было около 17 лет, да к тому же он не был лично знаком с Достоевским. О том, что сам митрополит Антоний отрицал своё знакомство с Достоевским, писал М. Э. Поснов в книге, вышедшей в 1929 году и позднее перепечатанной в официальном органе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (см.: Поснов М. Э. Митрополит Антоний, как православный богослов-догматист // Церковные ведомости.- 1930. 1 (14) - 15 (28) июня. № 11 и 12 (198-199).- С. 7.

[iii] Безценный опыт всероссийского пастыря стал одной из основ курса пастырского богословия, составленного впоследствии архимандритом Антонием.

[iv] Взгляды Л.Н. Толстого стали предметом критики иеромонаха  (затем архимандрита) Антония уже в статье "О народных рассказах Толстого" (1886) и в его магистерской диссертации (1887) ,  в речи "Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице" (1892) и т.д., где он типологически сближает писателя с тюбингенской школой богословия, делающей крайние выводы из учения Канта. К идеям и личности Л.Н. Толстого митрополит Антоний и впоследствии обращался неоднократно.

[v] Большинство из около 60 его пострижеников (за  всё  время ректорства архимандрита Антония в духовных академиях) стали архиереями. Но у некоторых монашеская жизнь складывалась неудачно.

[vi] В 1900 году в Казани вышло его первое собрание трудов в 3 томах, включавшее в себя догматические, философско-критические сочинения, а также проповеди.

[vii] По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1890 года, постановили: Преосвященного Антония, епископа Уфимского и Мензелинского, избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

[viii] В 1907 года был объявлен всероссийский сбор средств, а 3 сентября 1911 года  храм был освящен в присутствии Государя Императора Николая II.

[ix] Освящение собора состоялось 9 января  1912 года в присутствии Государя Императора Николая II.

[x] После обсуждения в Синоде доклад был подан Государю Императору, который в связи с революционной смутой признал эти вопросы несвоевременными.

[xi] По мнению некоторых биографов митрополита Антония это стало одной из причин неприязненных отношений между иерархами в эмиграции.

[xii] 13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета.

[xiii] Кроме этого он состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела Русского собрания.

[xiv] Например: «Против учения о том, что Господь Иисус Христос был социалистом-революционером» (3 декабря 1908 г.) и др.

[xv] Никольский В., э.о. проф.,  Пономарёв П., проф. О богословских трудах Высокопреосв. Антония, архиепископа Волынского и Житомирского // Православный Собеседник. - 1913. - Октябрь. - С. 49-85.

[xvi] Вскоре они вышли отдельным изданием.

[xvii] Одного из самых популярных в России нигилистических авторов, книга которого «Жизнь Иисуса», по мнению архиепископа Антония, «привлекает внимание и далеких от революционного фрондерства русских читателей, многие из которых даже не замечают, что автор отрицает божество Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых».

[xviii] Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917.

[xix] Архиепископ Антоний считал необходимым для православной догматической мысли отойти от получившей господство в школьном богословии теории искупления Ансельма Кентерберийского, в соответствии с которой Голгофская жертва Христа принесена ради удовлетворения бесконечного Божиего правосудия, оскорбленного безмерным грехом Адама. В искупительном подвиге Спасителя архиепископ Антоний важным моментом  считал не только Голгофскую жертву, но и страдания, которые Господь Иисус Христос испытал во время гефсиманской молитвы и которые были вызваны, по выражению владыки «сострадающей любовью Богочеловека».

В эмиграции сотериологические воззрения митрополита Антония особенно решительно критиковали архиепископы Серафим (Соболев) и  Феофан (Быстров).

[xx] В то же время он избран членом Собора и от монашествующих, но это избрание сложил.

[xxi] «Положение» было утверждено 20 сентября 1918 г. на 3-й сессии Поместного Собора в Москве.

[xxii] См. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М., 1994.- С.294.

[xxiii] Впервые опубликовано: Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского (Не должно отчаяваться). - София: Рос.-болг. кн-во, 1921. -  185 с.

 

[xxiv] Впоследствии Константинопольский Патриархат предпринимал неоднократные попытки подчинить диаспору Русской Церкви своей юрисдикции, в связи с чем митрополит Антоний неоднократно выражал письменные протесты против вмешательства во внутренние дела Русской Православной Церкви.

[xxv] Впоследствии, не зная о лишении Государем Императором Николаем II прав престолонаследия Великого князя Кирилла Владимировича из-за его нарушения церковных, фамильных и государственных законов, митрополит Антоний признал его в эмиграции главою Дома Романовых и наследником престола.

[xxvi] 27 марта 1925 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о замене в преподавании катехизиса свт. Филарета (Дроздова) на катехизис митрополита Антония, что вызвало протест некоторых архиереев РПЦЗ. 22 апреля 1925 г. митрополит Антоний направил Синоду заявление, в котором просил определение о замене катехизисов отменить. В «Окружном послании» от 23 июля 1926 г. митрополит подтвердил отказ от официального утверждения собственного катехизиса.

[xxvii] Архиерейский Собор РПЦЗ, заседавший в Сремских Карловцах 25-30 мая 1931 г., утвердил это решение Архиерейского Синода.

[xxviii] О Н.В. Краинском см. подробнее: Александр  Каплин "Кто не захочет сдаться - иногда сумеет выбраться"

Категория: Светочи Земли Русской | Добавил: rys-arhipelag (30.03.2013)
Просмотров: 799 | Рейтинг: 0.0/0