Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 13:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Алексей Максимов. Русский Златоуст
Одна из духовных дочерей писала старцу Амвросию Оптинскому: что вы, мол, батюшка, всё словами из Писания меня потчуете? Напишите-ка лучше что-то от себя, а Писание-то я и сама читать могу.

Что на такое письмо ответить? Не отругать ли неразумную? Не сказать ли ей, что выше Писания ничего нет, что если, мол, тебе и Писание не наука, то что же тебя и вразумить-то может? Что же, тебе убогий Амвросий выше Моисея, Давида и Евангелистов? Что, мол, всё, о чём мы сейчас говорим, всё, чему учим, есть только неумное, робкое, путаное переложение слов Писания?

Ничего подобного не написал святой старец духовной дочери. Написал он следующее:

"Пожалуй, по желанию твоему, слушай. Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают? Если бы на хмель не мороз, то он и дуб бы перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало; иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло, и хорошо очищенное, и хорошо соблюдённое. За битого двух небитых дают, да ещё не берут. Чего не досмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света; сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносить слова, разумно обдуманные. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу…"

"Целую кучу человеческих слов" наговорил старец. А слова-то эти, если разобраться, – тоже не от себя говорил. Это всё пословицы да поговорки русские, народные. Русскую народную мудрость св. прп. Амвросий едва ли не приравнял к мудрости Писания. Ну, приравнял не приравнял, а во всяком случае дал понять, что в русских пословицах, если захотеть, можно найти немало пищи духовной, которая душу напитает и к Богу приведёт.

Надо ли кому-то сейчас доказывать, что силу и благодатность русского слова св. прп. Амвросий чувствовал, как мало кто, пользоваться им умел, как хирург-виртуоз своим скальпелем. Чувствовал русское слово так, что порой трудно понять, от себя ли он говорит, или старую, исконную пословицу вспоминает: "Сам не юли и другим не вели"; "Ум хорошо, два лучше, а три – хоть брось"; "Не хвалися горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь"; "Не беда, что во ржи лебеда, вот беды, как ни ржи, ни лебеды"… Да многие его слова и стали со временем пословицами: "Отчего человек плох? – Да позабыл, что над ним Бог!"; "Правда наша в семи случаях кривдой бывает"; "Кто нас корит, тот нам дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет"; "Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного"…

Если подумать, то поймёшь: создать пословицу – настоящую, ёмкую, сильную – ничуть не легче, чем написать большой роман. Годы служения прп. Амвросия совпали с золотым веком русской литературы: Толстой, Достоевский, Лесков, Некрасов… А почему бы не вписать в этот ряд и оптинского старца? Вот он, русский Златоуст: его учение не в велеречивых проповедях, не в мудровании, не в игре фразами, а в раскрытии Божественной сущности русского слова. А ещё старец Амвросий понимал: если всю благодать, что заключена в русском слове, сразу показать людям, то можно, пожалуй, и навредить неподготовленным слушателям – всё равно что заставить их взглянуть на яркое полуденное солнце. Потому он прикрывал свои речи покровом юродства, простонародного шутовства, даже скоморошества. Возможно ли представить себе такую проповедь в той же Византии? Ни греческий язык, ни греческое миропонимание юродству не родственны. Это только наше, это русское… Слова старца Амвросия – это такая же великая русская словесность, как басни Крылова, сказки Пушкина, как повести Лескова и стихи Есенина. Это один из образов русской святости, один из образов русского духовного подвига, одна из главных русских дорог…

Скверные дела, жизнь сошла с ума,
Тронулась совсем, это видно всем.
Нечего читать, некого любить.
Как жить? Ну как жить?
В городе – позор, на селе – разор,
Худо на земле, мир лежит во зле.
Как нести свой крест? Как детей растить?
Как жить? Ну как жить?
Вечером и днём всё горит огнём.
И дела все вдруг валятся из рук.
Как себя сберечь – душу сохранить?
Как жить? Ну, как жить?

Припев:
Старец Амвросий отвечал на вопросы,
Отвечал на вопросы русский старец Амвросий:
"Жить – не тужить, никого не осуждать,
Никому не досаждать, и всем моё почтение".

http://pravpiter.ru/
Категория: Светочи Земли Русской | Добавил: rys-arhipelag (28.10.2009)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0