Меню сайта


Категории раздела
Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3979


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 20.08.2017, 16:24
    Главная » Статьи » Верноподданные России » Дом Романовых

    Августейший Поэт (памяти Великого Князя Константина Константиновича Романова)

    15 июня 1915 г. отошел ко Господу Великий Князь Константин Константинович Романов

    Имя великого князя Константина Константиновича Романова, как и его личность, жизнь и деятельность, мало известны широкому кругу читателей. А между тем, деятельность этого человека является частью нашей истории и культуры.

    Великий Князь родился в пригороде Санкт-Петербурга, Стрельне, 22 августа 1858 г. (по новому стилю). Он был вторым сыном генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича — воссоздателя после Крымской кампании Русского Императорского флота и ближайшего соратника Императора Александра II в великих реформах освобождения крестьян. Мать — великая княжна Александра Иосифовна — славилась своей необычайной красотой, живым умом и редким остроумием.

    Мальчик жил в семье, где царили любовь, уважение к ближнему и беспредельная вера в Промысел Божий. С ранних лет он увлекался поэзией и музыкой, прекрасно играл на рояле и виолончели, получил блестящее домашнее образование, знал математику, гуманитарные науки, историю. Качества характера, воспитанные с детства, стали фундаментом, на котором выросла и окрепла любовь к России, преданность долгу и чувство ответственности. Как писал его сын, Гавриил Константинович: «Его жизнь выходила далеко за пределы семьи. Он принадлежал России».

    С ранних лет Константин, как сын генерал-адмирала, был предназначен к службе в Российском Императорском флоте. В 1870 г. началась его пятнадцатилетняя служба в Императорском флоте с ежегодными кадетскими плаваниями в отряде судов Морского училища («Громобой», «Пересвет», «Гиляк», «Жемчуг»). Через четыре года его произведут в звание гардемарина, и он отправится в заграничное плавание на фрегате «Светлана». Вернется из плавания он уже мичманом и тут же будет отправлен на театр военных действий Русско-Турецкой войны на Дунай.

    В деле под Силистрией, ночью, Великий князь лично спустил брандер против вооруженного турецкого парохода у острова Гоппо на Дунае. За эту операцию Константин Романов был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Как сказано в представлении: «В награду отличной храбрости и распорядительности, оказанных при воспрепятствовании турецким войскам переправиться через Дунай у Силистрии».

    В следующий год он был произведен в чин лейтенанта. Недолго командовал ротой Его Высочества Гвардейского Экипажа, а в сентябре 1880 г. опять ушел на крейсере «Герцог Эдинбургский» в заграничное плавание, из которого возвратился только весной 1882 г. Этим походом закончилась его суровая морская служба.

    В декабре 1883 г. Великий князь Константин был зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, в котором служил семь лет, командуя ротой Его Величества. Затем девять лет — Преображенским полком. Врожденная доброжелательность, верность долгу снискали ему уважение в армии, помогли построить его взаимоотношения с подчиненными. В полку по его замыслам и инициативе устраивались литературно-музыкальные вечера — «Измайловские досуги».

    Вероятно, успех «Измайловских досугов» послужил поводом к назначению Великого князя в марте 1900 года на должность Главного начальника Военно-учебных заведений, а в 1910 году он становится генерал-инспектором всех военно-учебных заведений России. Вот что он писал своей сестре, греческой королеве Ольге Константиновне: «…Я люблю молодежь и детей. Теперь под моей командой тысячи молодых существ, от 10-летнего возраста и до 20-летнего. Все так весело смотрят прямо в глаза, приветливо улыбаются, чувствуешь их доверие».

    Великий князь часто посещал кадетские корпуса и военные училища и, обладая изумительной памятью, помнил имена многих кадетов и юнкеров.

    Военная летопись сохранила немало случаев, когда он по-отечески помогал попавшим в беду кадетам.

    Однажды в одном из кадетских корпусов дежурный воспитатель на ночном столике возле кровати, на которой отдыхал Великий князь, нашел лист бумаги, на котором рукою Великого князя был написан сонет, посвященный «Кадету». Сонет стал духовным заветом будущим защитникам Отечества.

    Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
    Родство с великой воинской семьей,
    Гордися ей принадлежать душой;
    Ты не один — орлиная вы стая.
    Счастливые пожертвовать собой,
    Вы ринетесь отважно в смертный бой.
    Завидна смерть за честь родного края,
    Но подвиги и славные дела
    Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела.
    Ей нужны труд, и знанья, и усилья,
    Чтоб мог и ты, святым огнем горя,
    Стать головой за Русь и за Царя.
    Пускай растут и крепнут крылья!


    Константин Константинович сторонился политики, предпочитая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состоянии писать стихи постоянно, беспрерывно», — записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными русскими писателями и поэтами. Мраморный дворец был всегда открыт для писателей, поэтов, художников, композиторов — деятелей искусства. Среди его посетителей — И. А. Гончаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; Великий Князь состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

    Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений Константина константиновича; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. Великому Князю присвоено звание почетного члена Императорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императора он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов — «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необходимо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочисленными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

    В 1889 г. Константин Константинович начинает переводить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью — любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пишет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно переводами.

    В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрывков из «Гамлета» в переводе Великого Князя. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском театре.

    Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящной словесности при отделении русского языка и словесности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литераторов, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

    В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений Константина Константиновича, он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». В этом же году он оставляет Преображенский полк в связи с назначением главным начальником военно-учебных заведений. В 1901 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом к императору.

    События русско-японской войны и революционные волнения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катастрофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Романовых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы Великий Князь не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и находит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

    В грозно-тревожные последние годы жизни Великий Князь единственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драматическим произведением — «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии острую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном театре.

    В определенной степени творчество Константина Константиновича стоит особняком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преобладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственного творчеству кумиров читающей публики — Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространенные в русском обществе к концу прошлого века, были абсолютно чужды миросозерцанию Константина Константиновича — поэта светлого жизнеутверждающего чувства. Для Великого Князя поэзия была особым, сотворенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

    Он считал, что задача всякого истинного христианина в умении ставить себя на место другого. Во многих его произведениях звучит голос совести, он сам говорит: «О, если бы совесть в жизни уберечь». В одном из стихотворений К.Р. содержится смысл жизни, как он его понимал:

    Поверь, мой друг, не страшно умирать,
    Когда средь огорченья и страданья,
    Средь испытаний и труда
    Ни разу грешные уста
    Не изрекали слов роптанья,
    Когда умели нежною душой
    Мы разделять чужое счастье,
    Когда в печали, полные участья,
    Мы жили радостью чужой,
    Мы плакали чистосердечно
    О горемычной участи людей
    И относилися беспечно
    К печали собственной своей.


    Начало первой мировой войны застало великого князя в Германии, откуда он срочно выехал в Россию. Пятеро старших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяжело ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессировала, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константинович скончался в Павловске в своем кабинете.

     

    Вера

    Не говори. Что к небесам
    Твоя молитва недоходна:
    Верь, как душистый фимиам,
    Она Создателю угодна.

    Когда ты молишься, не трать
    Излишних слов: но всей душою
    Старайся с верой сознавать,
    Что слышит Он, что Он с тобою.

    Что для него слова? - О чем
    Счастливый сердцем иль скорбящий,
    Ты ни помыслил бы - о том
    Ужель не ведает Всезрящий?

    Любовь к Творцу в душе твоей
    Горела б только неизменно,
    Как пред иконою священной
    Лампады теплится елей.
    Владимирской иконе Божией Матери

    С какою кротостью
    И скорбью нежной
    Пречистая
    Взирает с полотна!

    Грядущий час
    Печали неизбежной
    Как бы предчувствует она!

    К груди Она
    Младенца прижимает
    И Им любуется,
    О Нем грустя..,

    Как Бог Он взором
    Вечность проницает
    И беззаботен, как дитя!


     

     

     

    Надпись на Евангелии

    Пусть эта книга священная
    Спутница вам неизменная
    Будет везде и всегда.

    Пусть эта книга спасения
    Вам подает утешение
    В годы борьбы и труда

    Эти глаголы чудесные,
    Как отголоски небесные
    В грустной юдоли земной

    Пусть в ваше сердце вливаются
    И небеса сочетаются
    С чистою вашей душой
    Молитва

    Научи меня, Боже, любить,
    Всем умом Тебя, всем помышленьем,
    Чтоб и душу Тебе посвятить
    И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
    Научи Ты меня соблюдать
    Лишь Твою милосердную волю,
    Научи никогда не роптать
    На свою многотрудную долю.
    Всех, которых пришел искупить
    Ты Своею Пречистою Кровью,
    Бескорыстной, глубокой любовью
    Научи меня, Боже, любить!



     



    Редакция Переклички

    Категория: Дом Романовых | Добавил: Elena17 (20.06.2015)
    Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт создан в системе uCoz