Меню сайта


Категории раздела
Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3993


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 22.11.2017, 00:03
    Главная » Статьи » Верноподданные России » Русское воинство

    Геройская смерть штабс-капитана П.В.Гурдова

    К 100-летию подвига русского бронеавтомобилиста …

    Штабс-капитан П.В.Гурдов

    Сегодня исполняется 100 лет со дня подвига, совершенного одним из первых русских бронеавтомобилистов, Георгиевским кавалером штабс-капитаном Павлом Васильевичем Гурдовым. 12/25 февраля 1915 года этот незаурядный русский офицер ценой собственной жизни переломил ход тяжелого сражения и поспособствовал русской победе у деревни Добржанково во время Праснышской операции.

    Павел Васильевич Гурдов родился 17 октября 1882 года в семье отставного капитана 1-го ранга, служившего на момент рождения сына управляющим Бакинского Агентства пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Окончив Бакинскую классическую гимназию и реальное училище, Павел, имевший склонность к технике и потому принявший решение стать военным инженером, в 1902 г. поступил в Николаевское инженерное училище, которое через три года окончил по первому разряду. Получив чин подпоручика он был определен на службу в Свеаборгскую крепостную минную роту.

     

    Пароход *Джон Графтон*
    В разгар революции 1905 года молодому офицеру Павлу Гурдову довелось командовать группой водолазов, в задачу которых входило поднять севший на мель британский пароход «Джон Графтон», везший закупленное на японские деньги оружие революционерам. По плану организаторов, оружие должно было быть выгружено в нескольких пунктах, около Выборга и других местах вдоль финского побережья, а затем доставлено в Россию и распределено между финскими, эсеровскими и большевистскими боевиками, чтобы в октябре 1905 г. поднять вооруженное восстание в Петербурге и Москве. На пароход было загружено 16 тыс. винтовок, 3 тыс. револьверов, 3 млн патронов, а также 3 тонны взрывчатых веществ ‒ динамита и пироксилина. Однако груз доставить не удалось, пароход сел на мель в 22 километрах к северу от финского Якобстада и, выгрузив часть оружия на шлюпки, команда взорвала судно. Но взрыв не привел к полному уничтожению груза и, поскольку пароход продолжал стоять на отмели, требовалось предотвратить попадание уцелевшего оружия в руки революционеров. Подпоручик Гурдов блестяще справился с возложенной на него задачей, за что вместе с другими офицерами удостоился благодарности Государя.
    Знак офицерской электротехнической школы

    В 1906 г. Павла Гурдова перевели в Петербург, зачислив в состав офицерской электротехнической школы, в которой способных к технике офицеров знакомили с открытиями и изобретениями по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу, весьма полезных в ходе современной войны. Блестяще окончив школу в 1908 г., поручик Гурдов был оставлен в ней в качестве преподавателя, прослужив в этом качестве четыре года. Увлекшись в 1912 г. изучением подводного дела, штабс-капитан Павел Гурдов решил продолжить свое образование и поступил на курсы подводного плавания, успешно окончив которые, вернулся к преподавательской работе в офицерской электротехнической школе и Николаевском инженерном училище.

    Кроме того, штабс-капитан был увлечен автомобилями, прекрасно в них разбирался, показав себя не только первоклассным шофером, но и знатоком их устройства. Всесторонне развитый, Павел Гурдов также пробовал себя в литературе (писал стихи) и в музыке, считаясь одним из лучших учеников виолончелиста А.В.Вержбиловича.

    1-я автопулеметная рота во время напутственного молебна

    Получив звание офицера подводного плавания, Гурдов ждал, когда его определят на одну из новых подводных лодок, но разразившаяся вскоре война не позволила ему стать подводником. В 1914 году П.В.Гурдов оставил преподавательскую деятельность и вместе с полковником А.Н.Добржанским занялся изготовлением первых бронеавтомобилей, сумев уже к октябрю 1914 года ввести в строй 8 боевых машин. Отправившись затем по собственному желанию на театр военных действий, Павел Гурдов был зачислен командиром взвода в только что созданную 1-ю Автомобильную пулеметную роту, отправленную после Высочайшего смотра и молебна в Варшаву. В  дневнике Императора Николая II в связи с этим событием была сделана следующая запись: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». А уже 11 ноября 4-й взвод, которым командовал Гурдов, принял боевое крещение, вступив в бой с неприятельской пехотой.

    *Руссо-Балты* 1-й автопулеметной роты на дороге в районе Прасныша, 1915 г.

    По свидетельству современников, штабс-капитана Гурдова отличало не только прекрасное знание техники, но и исключительное бесстрашие. 20 ноября 1914 года в бою возле Пабьянице, броневики под командованием Гурдова несколько раз приближались к окопам противника, заставляя противника пулеметным огнем прекращать стрельбу.

    Русский броневик в бою

    А ночью 4-й взвод штабс-капитана П.Гурдова вместе с небронированным «Олдейсом» получил приказание прикрыть фланг 68-го пехотного полка 19-го армейского корпуса, который пытались обойти немцы. В 3 часа ночи машины вышли к Ласскому шоссе, где было обнаружено движение немцев на левый фланг нашего расположения. Автомобили подоспели как раз вовремя, так как левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Увидев, что немцы вплотную подступили к шоссе, штабс-капитан Гурдов врезался на своем броневике в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100‒150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния вражеские пули решетили броню. Весь экипаж броневика, включая командира, были ранены. Вскоре обе наши машины были выведены из строя, а четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра, с помощью раненых пулеметчиков, на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда их отбуксировали подошедшие на помощь машины. За этот славный бой Гурдов удостоился ордена св. Георгия 4-й степени, а все нижние чины взвода ‒ Георгиевских крестов.

    Штабс-капитан П.В.Гурдов

    В январе 1915 года взвод штабс-капитана Гурдова был отправлен на фронт в распоряжение 1-го Сибирского армейского корпуса. 10 февраля бронеавтомобили успешно атаковали вражеские окопы и без потерь вернулись обратно. А через два дня ‒ 12 февраля ‒ штабс-капитан Гурдов вызвался выручить нашу пехоту, которая не могла занять деревню Добржанково из-за смертоносного артиллерийского огня противника. Этот бой оказался для Павла Васильевича последним. Вот что рассказал о нем военный корреспондент «Утра России» Сергей Михайлов:

    Русский броневик, Первая мировая война

    «Телеграф принес уже весть о беззаветно дерзком налете шт.-капитана Гурдова на германскую батарею у деревни Добржанково под Праснышем. Что-то титаническое, какая-то безумная удаль и полное презрение к смерти кроются в этом подвиге. Наши должны были пойти в атаку. Но лишь тронутся, как проклятая батарея своим метким огнем заставляет повернуть обратно и прятаться в окопы. Это была преграда, которую нужно было  устранить во что бы то ни стало. Иначе нельзя было двинуться вперед, не рискуя понести огромные потери. Нужно было обнаружить местонахождение батареи, а если можно, то и заставить ее замолчать. Кому поручить столь рискованное дело, кто сможет выполнить его? Кто же, как не безумно отважный, быстро находящийся при самых невозможных обстоятельствах штабс-капитан Гурдов, уже прославившийся в ночном бою под Пабияницами, где он с отрядом нескольких  бронированных автомобилей врезался в самую гущу неприятельских войск и искрошил около четырех немецких полков.

    Русские броневики, Первая мировая война

    Выехали автомобили. В переднем находился Гурдов, во втором ‒ поручик  князь Вачнадзе. С потушенными огнями тронулись автомобили и сразу же дали полный ход. Взглядами, полными пожеланий успеха, и со словами тихой молитвы на устах провожали товарищи силуэты удаляющихся вперед автомобилей.

    Счастливо вернуться! как бы про себя говорили солдаты.

    Всех их охватило какое-то напряженное состояние.

    Вдруг привычно ухо солдат различило характерную пачечную стрельбу, раздавшуюся из немецких окопов. Ясно было, что немцы заметили наших удальцов.

    Немецкая батарея, 1915 год

    Автомобили, между тем, не обращая внимания на страшный огонь, продолжали нестись. Пули простые и разрывные попадали в машины и пробивали броню. Но ничто не могло остановить храбрецов. Вот они уже за несколькими линиями немецких окопов. Наконец, подъехали к германской батарее и на расстоянии 20 шагов открыли страшный огонь.

    Атака бронированных автомобилей

    Прошло несколько мгновений, и вся батарейная прислуга была перебита, а орудия приведены в негодность. Между тем пруссаки из окопов и из других орудий продолжали жестокий обстрел автомобилей и прямо-таки изрешетили их пулями. Штабс-капитан Гурдов был уже ранен несколькими пулями, но не терял присутствия духа. А в это время наши войска, не сдерживаемые огнем замолчавшей батареи, пошли в атаку и один за другим взяли ряд немецких окопов. Герой же этого, можно сказать, легендарного дела, штабс-капитан Гурдов купил его ценой своей жизни. Немецкий снаряд попал в автомобиль, в котором он находился, и под вдавленной сталью машины перестало биться сердце героя. Поручик Вачнадзе, находившийся во втором автомобиле, был тяжело ранен. Однако, последствия этого беспримерного дела грандиозны: оно явилось ключом к нашей праснышской победе».

    Броневик штабс-капитана П.В.Гурдова подбитый в бою

    За героическое дело у деревни Добржанково штабс-капитан Гурдов был посмертно произведен в капитаны, награжден Георгиевским оружием и орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Тело героя было доставлено в Петроград. Отпевали его в церкви Михаила Архангела в Инженерном замке, похоронив 18 февраля / 3 марта на кладбище Александро-Невской Лавры. А 30 марта в честь павшего смертью храбрых героя был назван новый бронеавтомобиль «Паккард», носивший с этого времени вместо №20 имя «Капитан Гурдов».

    Бронеавтомобиль *Капитан Гурдов*, 1915 год

    Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

    Категория: Русское воинство | Добавил: Elena17 (27.02.2016)
    Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт создан в системе uCoz