Приветствую Вас Вольноопределяющийся!

Вход на сайт

Друзья сайта

Каталог статей

Российские учёные, уничтоженные в годы репрессий. 7 судеб
Лихачев Николай Петрович (12(24) апреля 1862, Чистополь Казанской губ. – 14 апреля 1936, Ленинград) – историк, палеограф, искусствовед. Член-корреспондент Петербургской АН по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения с 1 декабря 1901, академик по Отделению исторических наук и филологии (история, палеография) с 1 августа 1925. Создатель частного историко-культурного музея, переданного им государству (с 1925 – Музей палеографии АН СССР) и бессменный директор его до момента ареста. Член Археографической комиссии АН, профессор ЛГУ.

Арестован 28 января 1930 (по др. д. 12 янв.) по "делу АН". Исключен из АН Общим собранием АН СССР 2 февраля 1931. Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 выслан на 5 лет в Астрахань. Согласно приговору, имущество Лихачева и его семьи конфискации не подлежало, однако было увезено (рукописи, фотографии, мебель, картины, предметы домашнего обихода), что лишило его, в отличие от С.Ф.Платонова и М.К.Любавского, возможности существовать на средства от продажи своего имущества. Вернулся в Ленинград в 1933. Не принят на работу в созданный им Институт книги, документа и письма (бывший Музей палеографии) даже на должность рядового сотрудника. Паспорт для постоянного жительства в Ленинграде получил 4 февраля 1934. Оказавшись в положении иждивенца своей дочери, много месяцев не получал, тем не менее, хлебной карточки. В попытках формально восстановить свою квалификацию научного работника обращался в КСУ, СНР и т.д., а затем к правительству (В.В.Куйбышев), руководству АН СССР (В.П.Волгин), руководству ленинградского ГПУ (А.А.Мосевич). На пенсию, как привлекавшийся по 58-й статье, прав не имел. С декабря 1935 прикован болезнью к постели. Реабилитирован ВК ВС 20 июля 1967. Восстановлен в АН в постановлением Президиума АН СССР от 5 апреля 1968 г. №24 (§218) в связи с реабилитацией (по др. д. в 1990).

Надсон Георгий Адамович (23 мая (4 июня) 1867, Киев – 15 апреля 1939, похоронен на "Коммунарке", Моск. обл.) – ботаник, микробиолог, генетик. Заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Чл.-корр. АН СССР по разряду биологическому Отделения физико-математических наук с 14 января 1928, академик по Отделению физико-математических наук (микробиология) с 12 января 1929. Русский, б/п, обр. высшее; прож. в Москве: Дурновский пер., д.1б, кв.1.

Окончил естественное отделение Петербургского университета (1889) и преподавал там же анатомию, физиологию, морфологию и систематику растений (1890-95), с 1896 впервые начал читать курс микробиологии. С 1897 профессор ботаники Женского (ныне 1-го Ленинградского) медицинского института. Заведующий ботанико-микробиологической лабораторией Государственного рентгенологического и радиологического института (1918-37); заведующий Лабораторией микробиологии АН СССР, созданной по его инициативе в Ленинграде (1930-34), директор Института микробиологии АН СССР (1934-38); редактор первого в России журнала (1914-38) по общей микробиологии.

Ранние работы Надсона посвящены геологической деятельности микроорганизмов, действию на них повреждающих факторов. Доказал на низших грибах возможность искусственного получения мутаций под действием ионизирующей радиации (1925, совместно с Г.С.Филипповым). Исследовал закономерности индуцируемой изменчивости микробов, экспериментальное получение новых стойких рас микроорганизмов.

Арестован 29 октября 1937. Решением Общего собрания 29 апреля 1938 исключен из Академии наук. Приговорен ВКВС СССР 14 апреля 1939 по обвинению в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 15 апреля 1939, похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.). Реабилитирован 29 октября 1955. В Академии восстановлен Общим собранием 1 февраля 1956 (§4).

По-видимому, был включен в список "активных участников контрреволюционных правотроцкистской, заговорщицкой и шпионской организаций" (931 чел.), представленный Л.Берия и А.Вышинским 8 апреля 1939 для санкции расстрела 198 чел. и осуждения 733 чел. к заключению в лагерь на сроки не менее 15 лет. Санкция оформлена как решение Политбюро № П1/217 от 8 апреля 1939 за подписью Сталина.

Данные о дате его гибели были сфальсифицированы: в «Большой советской энциклопедии» приводится ошибочная дата 5 декабря 1940, эта же дата приведена в официальном справочнике «Академия наук. Персональный состав» (т.1-2, М.: Наука, 1974), и воспроизводится до сих пор (http://www.pran.ru). Точная дата и место гибели впервые выяснены «Мемориалом» (http://www.memo.ru

Соч.: О влиянии рентгеновых лучей на половой процесс и образование мутантов у низших грибов (Mucoraceae), «Вестник рентгенологии и радиологии», 1925, т.3 (совм. с Г.С.Филипповым);

Об образовании новых стойких рас микроорганизмов под влиянием рентгеновых лучей, там же, 1932, т.10 (совм. с Г.С.Филипповым);

Экспериментальное изменение наследственных свойств микроорганизмов, М.-Л., 1935;

Избр. труды, т.1-2, М., 1967.

Нумеров Борис Васильевич (17(29) января 1891, Новгород – 15 сентября 1941, Орловская тюрьма) – астроном, геофизик, геодезист, гравиметрист. Чл.-корр. АН СССР по разряду математическому (астрономия) Отделения физико-математических наук с 31 января 1929. Окончил Петербургский университет (1913). Основатель и директор Вычислительного института при Всероссийском астрономическом союзе (1919-23) и Астрономического института (директор в 1924-36; ныне Институт теоретической астрономии АН СССР). С 1926 по 1928 директор Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова, в 1930-34 председатель Астрономического комитета при Наркомпросе РСФСР. Инициатор и участник строительства первой в СССР астрофизической обсерватории (1932, Абастумани). В 1921 организовал составление и издание Астрономического Ежегодника, Морского Ежегодника и Астронавигационного для геодезической службы, мореплавания и воздухоплавания. На момент ареста был также профессором Ленинградского ун-та и Горного ин-та. В 1920-30-х гг. жил на 2-й линии Васильевского острова, 3.

Основные труды по астрометрии, небесной механике и геофизике. Предложил новый метод (метод экстраполирования) для определения орбит и меняющихся координат малых планет, получивший мировое признание. Разработал новые методы и приборы гравиметрической разведки и принимал непосредственное участие в разведке нефтяных месторождений Эмбанефти, Грознефти и др. Открыл многие месторождения нефти в СССР. Был инициатором общей гравиметрической съемки территории СССР. Создал школу в области теоретической астрономии.

Арестован в ночь с 21 на 22 октября 1936, сидел в Крестах. В ноябре 1936 была арестована В.С.Мошкова, ближайшая сотрудница Нумерова, его "правая рука", а затем еще три сотрудника Астрономического института Н.Ф.Боева, С.М.Варзар и А.В.Марков за "участие в фашистской террористической организации в Астрономическом институте" (ответвление «пулковского дела»). Согласно официальной справке по «пулковскому делу» с осени 1936 по начало лета 1937 Управлением НКВД по Ленинградской области было арестовано более 100 ведущих ученых, научных работников и специалистов различных научных организаций, учебных заведений и предприятий, в т. ч. 10 сотрудников Пулковской обсерватории (директор Пулковской обсерватории Б.П.Герасимович и др.) – см. Справку КГБ СССР о судьбе пулковских астрономов.

Приговорен 25 мая 1937 по статье 58 параграфы 6 (шпионаж), 7 (вредительство), 8 (террор), 11 (организация заговора против советской власти) к 10 годам тюремного заключения, конфискации имущества и высылке семьи (жена и трое детей в возрасте 10, 13 и 15 лет). В Крестах на клочках бумаги написал три новых работы – автоматическая машина, теория больших планет, определение склонений (посланы в Верховный Совет вместе с просьбой о помиловании 25 июня 1937); судьба этих и других работ, написанных в тюрьме неизвестна.

В июле 1937 имел несколько свиданий с семьей в Крестах. На последнем свидании Б.В.Нумеров сумел передать письмо, написанное карандашом на папиросной бумаге, в Президиум АН СССР (хранится в СПБ Филиале Архива РАН, ф.950, оп.1, №7). После этого он прошел Владимирскую тюрьму (1937-1940) и Орловский каторжный централ. Расстрелян 15 сентября 1941 в Орле (по приговору от 13 сентября 1941 без какого-либо дополнительного расследования или допроса) перед сдачей города фашистам. Место захоронения до сих пор точно не установлено: или у стен орловской тюрьмы или в Медведковском лесу. Исключен из Академии Общим собранием 29 апреля 1938. Реабилитирован по обоим приговорам постановлением ВК ВС СССР 11 мая 1957 (№ 4н-0119420/56), восстановлен в Академии решением Президиума АН 11 августа 1967, №713 (?).

Его жена – Е.Е.Нумерова была арестована в сентябре 1937 и осуждена на пять лет пребывания в исправительно-трудовом лагере без права переписки. По ее запросу в 1944 было объявлено, что Нумеров еще жив и находится в Особом лагере. Дата смерти Б.В.Нумерова 19.3.1943, объявленная родственникам в 1950-е и опубликованная в «Большой советской энциклопедии» не соответствует действительности. Также неточна и дата 13.9.1941 (дата приговора). В августе 1990 А.Б.Нумеровой (дочери) было выдано свидетельство о смерти Б.В.Нумерова, из которого следует, что он был расстрелян 15 сентября 1941. Однако следует отметить, что Б.В.Нумеров не числится в Книге памяти Орловской области, отсутствует он и в опубликованном расстрельном списке на 130 политзаключенных Орловской тюрьмы, по которому были расстреляны Х.Раковский, М.Спиридонова, математик Ф.Нетер и др. Таким образом или существуют еще пока не обнародованные расстрельные списки з/к Орловской тюрьмы или Нумеров погиб каким-либо иным образом. Так или иначе обстоятельства его гибели остаются пока неизвестными. В официальном справочнике РАН (1999) дата гибели Б.В.Нумерова пока сохранена как 13 сентября 1941, а место гибели – Орел стоит с знаком вопроса.

Лит.: Нумерова А.Б. Борис Васильевич Нумеров. Л., 1984.

Яхонтова Н.С. Б.В.Нумеров (к 70-летию со дня рождения) // Бюл. института теоретической астрономии АН СССР, 1963, т. 9, №3 (106), с. 213-15.

А.И.Еремеева. 100 лет со дня рождения советского астронома и организатора науки Б.В.Нумерова (1891-1941) // Астрономический календарь, Москва, Наука, 1990, с.335-342.

В.К.Абалакин. Люди науки. Б.В.Нумеров и его время (к 100-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная, 1991, № 1, с. 39-45.

А.Б.Нумерова, Н.И.Невская. Борис Васильевич Нумеров (1891-1941). Последние годы жизни. Документы и воспоминания // Деятели русской науки XIX-XX веков, Санкт-Петербург, РАН, 1993, с.131-157.

Игнатовский Владимир Сергеевич (8(20) марта 1875, Тифлис – 13 января 1942, Ленинградская тюрьма) – математик, физик, специалист в области оптической техники. Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук (математическая физика) с 29 марта 1932.

До 1917 больше за границей, чем в России: школа и университет в Германии, научная и практическая работа у Цейса, преподавание в Берлинском политехническом, постройка оптического завода во Франции; первая жена – англичанка. Немецким владел так, что, когда волновался, переходил с русской речи на немецкую. Вскоре после Февральской революции послан из Парижа принять на себя научное руководство заводом в Петрограде. С этим заводом (в советское время Гос. оптико-механический завод – ГОМЗ), производившим у нас значительную часть военной оптики, связана была вся его дальнейшая жизнь. В 1921-1938 работал консультантом и в другом военном научно-исследовательском центре – Особом техническом бюро (Остехбюро). В момент ареста – также профессор ЛГУ. Арестован 8 января 1942 в блокадном Ленинграде – возможно, по делу "Союза старой русской интеллигенции". Обвинен в "шпионско-вредительской деятельности". Военным трибуналом Ленинградского фронта приговорен 13 января 1942 к расстрелу (вместе с женой-домохозяйкой). Реабилитирован посмертно 28 мая 1955 определением ВКВС СССР.

В официальном справочнике «Академия наук. Персональный состав» (т.1-2, М.: Наука, 1974) приведена неточная дата смерти – 1943.

Бенешевич Владимир Николаевич (9(21).8.1874, Друя Дисненского у. Виленской губ. – 27.1.1938, Ленинградская тюрьма) – историк-византиновед, археограф, историк церковного права. Член-корреспондент по разряду исторических наук (история) Отделения исторических наук и филологии с 6 декабря 1924, член Академий в Страсбурге (1912), Мюнхене (1927) и Берлине (1929). На протяжении многих лет между арестами и до них – профессор Петербургского (Ленинградского) университета и сотрудник ГПБ. В июле 1922 – обвиняемый на процессе митрополита Петроградского Вениамина. Сидел около полугода. Освобожден "за недоказанностью вины". Вновь арестован в 1924. В связи с желанием советского правительства наладить отношения с Польшей, освобожден из заключения (в соответствии с условием поставленным президентом Польши) и отправлен на самолете в Варшаву. Во время пребывания за границей как раз и избран (6 декабря 1924) членом-корреспондентом РАН. 25 ноября 1928 арестован в Ленинграде по одному из религиозных "дел", помещен в ДПЗ, постановлением Коллегии ОГПУ от 14 июня 1929 сослан в Кемь (Соловецкие лагеря). 28 февраля 1930 арестован в СЛОН по "делу АН", привезен в Ленинград, включен в число главных обвиняемых. Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 приговорен по ст.58, п.11 к заключению в концлагерь на 5 лет. По 5 лет получили и брат Бенешевича, и его жена – дочь почетного члена АН, филолога-классика Ф.Ф.Зелинского, уехавшего в Польшу и ставшего там профессором Варшавского университета. Бенешевич находился в Ухтпечлаге (командировка I отделения Баб-Губа) до февраля – марта 1933. Вернувшись в Ленинград, застал свою библиотеку разоренной дотла – частью или целиком погибли многие работы и свыше двух тысяч фотоснимков. Из 49 описаний рукописей, сделанных Бенешевичем в библиотеках разных стран, сохранились три. Последнему аресту Бенешевича предшествовал погромный обыск в его квартире (5 сентября 1937) и арест обоих его сыновей-близнецов, а также кампания против ученого в связи с публикацией им в Мюнхене самой крупной своей работы по истории византийского права. Арестован 27 ноября 1937. Часть времени, видимо, провел в тюремной больнице (страдал серьезными заболеваниями сердца и печени). Коллегией НКВД 17 января 1938 приговорен к ВМН, расстрелян 27 января 1938. Из состава АН СССР исключен Общим собранием 29 апреля 1938 (предложение о лишении Бенешевича звания члена-корреспондента Президиум АН СССР решил внести в Общее собрание АН еще за месяц с небольшим до его ареста). В 1938 расстреляны также сыновья Бенешевича и его брат. Приговоры 1929 и 1938 отменены Военным трибуналом ЛВО 20 августа 1958, приговор 1931 – ВК ВС 20 июля 1967. В Академии наук восстановлен постановлением Президиума АН 19 декабря 1958.

Дата смерти Бенешевича была фальсифицирована. В официальном справочнике «Академия наук. Персональный состав» (т.1-2, М.: Наука, 1974) была приведена ложная дата 19 декабря 1943. В современном аналогичном справочнике (1999, http://www.pran.ru) фигурирует дата 27 февраля 1938. По-видимому, более точная дата 27 января 1938.

Баландин Алексей Александрович (8(20) декабря 1898, Енисейск – 22 мая 1967, Москва) – химик-органик, создатель крупнейшей школы химиков-каталитиков. Любимый ученик академика Н.Д.Зелинского. Чл.-корр. АН СССР по Отделению химических наук с 30 сентября 1943, академик по Отделению химических наук (органическая химия, катализ) с 30 ноября 1946, лауреат Сталинской премии (1946). Арестован 16 июля 1936. В 1937-1939 находился в административной ссылке в Оренбурге. На момент ареста – заведующий лабораторией органического катализа Академии наук, профессор МГУ. По сообщению Н.А.Баландиной, которая ознакомилась с делом отца в Центральном архиве ФСК Российской Федерации, в НКВД поступил донос о том, что в лаборатории изготавливаются взрывчатые вещества для террористических актов против советского руководства. По свидетельству ученика А.А.Баландина д-ра хим. наук Л.Х.Фрейдлина, следователь, который вел "дело" А.А.Баландина, вызывал сотрудников лаборатории органического катализа и предлагал им оговорить своего учителя. Ни один из них не позволил себе бросить тень на талантливого ученого и прекрасного человека. Н.Д.Зелинский писал письма Н.П.Горбунову и В.М.Молотову (вместе с Курнаковым и В.И.Вернадским) и добивался приема у Сталина до тех пор, пока Баландин не был освобожден. К моменту второго ареста – профессор МГУ, научный сотрудник Института органической химии АН СССР. Арестован в 1949 по "красноярскому делу", в том же году исключен из академиков. При попытке Зелинского вмешаться ему дали понять, что это приведет к обратному результату и, кроме того, плохо кончится для самого Зелинского (которому к тому времени исполнилось почти 80 лет). Баландин осужден на 10 лет и отправлен в Норильск, отсидел 4 года. Восстановлен в звании академика с 13 июня 1953 (распоряжение Президиума АН № 2-1112).
Лит.: Алексей Александрович Баландин. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука. Соловьев Ю.И. Алексей Александрович Баландин // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М.: Наука, 1995, с.182-193.

Баев Александр Александрович (10 января 1904 (28 декабря 1903), Чита – 31 декабря 1994, Москва) – биохимик, специалист по молекулярной биологии. Член-корреспондент по Отделению биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений с 26 ноября 1968, академик по Отделению биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений (молекулярная биология) с 24 ноября 1970. Награжден золотой медалью им. В.А.Энгельгардта за цикл работ по молекулярной биологии, генетической инженерии и биотехнологии (1994).

К моменту первого ареста – старший научный сотрудник и ученый секретарь Института биохимии им. А.Н.Баха. Арестован в Москве 30 апреля 1937 по делу о "террористической организации молодых бухаринцев". На следствии – в Казани, где в 1903-1932 участвовал в семинаре по методологии биологии профессора В.Н.Слепкова (брат известного "бухаринца"). Суд – в Москве, в Лефортово, 19 сентября 1937. Решением ВКВС приговорен по ст. 17, 58-8 и 58-11 УК РСФСР "к тюремному заключению сроком на 10 лет с поражением политических прав на 5 лет". После примерно двух недель в Бутырской тюрьме и месяца во Владимирской – этап в Кемь и Соловецкая тюрьма. 10 месяцев в общей камере на острове Большая Муксолма, затем камера № 79 в кремле. Летом 1939 Баева, как и других узников Соловецкой тюрьмы, выпустили из камер и стали водить на работу, продолжавшуюся несколько недель. Работал на кладбище (раскопка могил монахов), либо на пляже (уборка валунов – подготовка взлетно-посадочной полосы). При ликвидации Соловецкой тюрьмы (СТОН) этапирован морем в Дудинку, оттуда по железной дороге в Норильск. С августа 1939 – в Норильлаге, исполнял обязанности лагерного врача и врача больницы для вольнонаемных. Освобожден по сокращению срока 30 апреля 1944, оставлен на поселении в Норильске. Благодаря помощи В.А.Энгельгардта, сохранившего текст кандидатской диссертации Баева, закончил работу над ней. По разрешению МВД приезжал ненадолго в Москву (где месяц жил и работал на квартире Энгельгардта) и в Ленинград (где в июне 1946 (по др.д. летом 1947) защитил диссертацию в Институте физиологии у Л.А.Орбели). В 1947, получив возможность покинуть Норильск, но, имея "минусы" (запрещение жить в ряде городов), нашел подходящее место лишь в Сыктывкаре.

К моменту второго ареста – зав. биохимической лабораторией Коми филиала АН СССР. Вторично арестован по старому делу 22 февраля 1949 в Сыктывкаре, постановлением ОСО при МГБ СССР от 25 мая 1949 сослан "навечно" в Сибирь. Отбывал ссылку в селе Нижнее Шадрино Ярцевского района Красноярского края, работал врачом, заведующим больницей. Освобожден в сентябре 1954, реабилитирован 11 сентября 1957.   (По сайту "Репрессированные ученые").

Категория: ГУЛАГ | Добавил: rys-arhipelag (12.07.2013)