Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 02.12.2024, 02:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


И.А. Ильин. О ГОСУДАРСТВЕ. 3. О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ
Для того, чтобы верно понять и обосновать идею госу­дарства, необходимо прежде всего усмотреть душевный ук­лад здорового государственного правосознания: это есть уклад творческий и притом христианский.
 
Начнем с необходимых предварительных разъяснении.
 
Обосновать идею государства совсем не значит провоз­гласить, что все государства, известные нам из истории че­ловечества, были «хороши», находились на высоте идей и творили одно благо. Этого нельзя сказать про человечес­кие дела ни в одной области жизни. Всюду — ив религии, и в нравственной сфере, и в литературе, и в живописи, и в науке, и в праве, и в политике — бывали лучшие и худшие, высшие и низшие создания, а бывали и такие явления, которые следовало бы отнести не к «культуре», а к «анти­культуре». Такие явления не компрометировали, однако, всю свою сферу: пошлый, нехудожественный роман не ком­прометировал всю литературу; религиозные заблуждения скопцов или хлыстов не ставили под сомнение всякую ре­лигиозность; дурные законы не свидетельствуют о невоз­можности справедливого права и т.д. Согласно этому, отвергать идею государства на том основании, что в госу­дарственности и в политике есть немало безобразных яв­лений, было бы неосновательно и неумно.
 
Точно так же было бы неосновательно, отправляясь от этих искажений государства и политики, настаивать на не­приемлемости государства для христианского сознания. А между тем ныне стали появляться такие софисты, кото­рые решаются утверждать, что государство есть изобрете­ние и орудие «диавола». Понимать государство как формальную систему насилия, как организацию безнравствен­ного притеснения слабых сильными и т.п., значит или об­наруживать полное отсутствие здорового правосознания, или же сознательно вводить в заблуждение темных людей. Не следует, конечно, по-детски идеализировать историчес­кие государства; но, с другой стороны, недопустимо отвер­гать идею государства, не постигая ее здоровой и глубокой сущности.
 
В противоположность этим ошибочным воззрениям мы выдвигаем идею государства, вынашивавшуюся здоровым правосознанием на протяжении многих веков, и утвержда­ем, что верно понятая государственная политика воспиты­вает людей по-своему в духе христианского учения. Со­гласно этому, настоящее здоровое государство есть светлое и благое начало в истории человечества, и насаждение здо­рового государственного правосознания поможет вывести человечество на пути духовного обновления...
 
Мы установили только что, что духовная солидарность граждан между собою составляет реальную основу госу­дарства и политики. А это означает, что государство надо понимать как живую систему братства, прямо соответст­вующую духу евангельского учения.
 
В сердце настоящего гражданина, а особенно истинно­го политика, государственный интерес и его личный инте­рес пребывают в состоянии живого неразложимого тож­дества. Это не значит, что у него нет никаких личных инте­ресов, что он отрекается всецело от себя и живет одними государственными делами. Но это значит, что интересы своей родины и своего государства он принимает так близ­ко к сердцу, как свои собственные; а в случае прямого стол­кновения между ними — он приводит свой собственный интерес к молчанию. Так, он ни за какие богатства в мире не возьмется шпионить в пользу соседнего государства; он ни при каких условиях не будет кривить в государствен­ном деле за взятку; он не станет подрывать валюту своей страны спекуляциями; он не захочет обогащаться вред­ным для своего государства импортом и т.д. До всего это­го его не допустит то живое тождество интересов, из кото­рых он думает и действует в течение всей своей жизни.
 
Но, принимая интерес своего государства столь же близ­ко к сердцу, как свой собственный, он тем самым испыты­вает каждый духовно-верный и справедливый интерес каждого из своих сограждан, как свой интерес. Ибо каждый такой интерес включен принципиально в интерес всего государства в целом. В этом аксиома здорового государст­венного правосознания.
 
Именно к этому сводится содержание политической жизни; и можно было бы просто сказать, что только те граждане имеют основание активно участвовать в поли­тической жизни, которые доказали свою способность к такому отождествлению интересов, ибо все остальные бу­дут вести кривую и неверную политику, они будут иска­жать сущность государственного правосознания, подры­вать доверие к государству и насаждать дух гражданской войны*.
 
Попытаемся теперь заполнить эту аксиому здоровой государственности живой силой воображения.
 
Может ли быть назван гражданином тот, кто не при­нимает цель своего государство? Такой человек может жить в стране, работать или торговать; но в чем же будет выражаться его гражданство, если ему нет дела до инте­реса, до цели, до задания, до судьбы данного парода и го­сударства? Он явно будет пользоваться удобствами жиз­ни и нравами, но не будет нести ни обязанностей, ни бреме­ни, ни ответственности; он будет паразитом или прижи­вальщиком, или, в лучшем случае, гостем, но не гражда­нином. А чтобы стать гражданином, он должен будет при­нять интерес государства так, как он принимает свой собственный.
 
Это возможно только двояким образом: или государст­во опустится до уровня его частного, личного своекорыстия и начнет служить ему (напр., частным выгодам одной партии или одного класса) — тогда вся политическая сис­тема окажется извращенной и выродившейся, а госу­дарство рано или поздно разложится и рухнет; или же (вторая возможность) — индивидуальная душа подни­мется к содержанию истинной государственной цели и на­стоящего государственного интереса, т.е. человек станет патриотом и гражданином и начнет служить своей родине. Но тогда окажется, что истинная и высшая цель его жизни не отличается по существу от цели его родного государ­ства; напротив, между ними обнаружится истинное и живое тождество. «Мое дело есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом, а, с другой стороны, дело моего народа и моего государ­ства мне настолько близко и важно, как если бы оно каса­лось меня самого и моей судьбы» — вот формула истин­ного патриотического гражданства.
 
Не следует понимать это «тождество» только в смысле самоотречения и жертвенности. Потому что в действитель­ности она выражает и акт самоутверждения, осуществляе­мый гражданином: ведь государство не только ограждает и растит всю национальную культуру сообща, но обслу­живает еще и каждый духовно-верный и справедливый ин­терес каждого из своих граждан*. А это означает, что гра­жданин, отождествляя себя со своим родным государст­вом, не только «жертвует», но и «приобретает», не только «отрекается», но и «выигрывает»... Это выражается во мно­гих отношениях: и в том, что каждый гражданин, в каче­стве субъекта права, пользуется своими священными и не­отчуждаемыми правами свободы и защитой своих частных, имущественных прав; и в том, что его жизнь и националь­ная независимость ограждаются государственной армией; и в том, что государство делает для него в порядке социаль­ного строительства, начиная от школы и кончая железны­ми дорогами, начиная от государственного страхования трудящихся и кончая призрением нетрудоспособных...
 
Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духов­но свободным и творческим центром сил, ибо труды и соз­дания этих духовных центров составляют живую ткань на­родной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возмож­ность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе. Каждый гражданин должен быть уверен, что и он защищен, принят во внимание и найдет себе справед­ливость и помощь со стороны государства; и в то же время каждый должен быть самостоятелен и самодеятелен. Го­сударство может требовать от граждан службы и жертв; но оно само должно служить и жертвовать. Иными словами, государство должно внушать гражданам живую уве­ренность в том, что в его пределах господствует живая христианская солидарность.
 
Государство говорит каждому из своих граждан: «Не только ты служишь, и тебе тоже служат. Твое служение состоит в отречении и жертвенности. Но если у тебя есть духовно-верный и справедливый интерес, то он должен быть принципиально признан, поддержан или, по крайней мере, защищен государством. Ибо интерес государства состоит именно из всех духовно-верных и справедливых интересов его граждан; часть этих интересов выделяется как общий всем интерес и обслуживается особо; другая часть остается частною и личною, но и она учитывается и поддерживается государством в меру духовной верности и справедливости. Не только ты один желаешь — быть здоровым, получать образование, иметь работу, не под­вергаться эксплуатации, иметь пособие по болезни, поль­зоваться скорым, правым и милостливым судом и т.д.; в этом заинтересован весь твой народ и твое государство в целом. Но и в частных интересах твоих государство под­держивает тебя, если они обоснованы и справедли­вы: то дешевым кредитом, то установлением необходимой опеки над малолетними, то обеспечением земельного наде­ла, то примирительным разбором в столкновении классов. Ты не только средство для государства; ты в то же время — его живая цель.
 
И, внушая эту уверенность гражданину, государство предоставляет ему творить по собственной, свободной инициативе; оно не связывает его и не стесняет ненужной опекой; оно только заботится о нем, помогает ему. И если эта забота в чем-нибудь не проявляется, то вопрос сводит­ся не к тому, призвано ли государство к этой заботе, а лишь к тому, в чем и как оно должно проявляться...
 
Все это не означает, что призвание государства сво­дится к справедливому и социальному обращению с от­дельными гражданами. Цель государства совсем не есть механическая сумма, слагающаяся из всех справедливых интересов отдельных граждан. Можно было бы, напротив, утверждать, что государство имеет дело исключительно с общим, всенародным интересом, ибо частный и личный интерес граждан может лишь постольку приниматься в расчет, поскольку он, именно в силу своей духовной верности и справедливости, может быть воспринят и истолко­ван, как интерес общий и всенародный. Это допускает и этого требует всеобщая солидарность и взаимность граж­дан. А именно: в удовлетворении каждого духовно-верного и справедливого интереса каждого гражданина заинтере­сован не только он сам, но и все его сограждане; это инте­рес общий, народный, государственный.
 
Каждый нищий в стране есть не просто неудачливый бедняк, но живая язва народной и государственной жиз­ни. Каждый безработный, каждый беспризорный есть национальное бедствие. Каждый безграмотный есть все­народная опасность. Каждый противообщественный эксплуататор есть всенародный вредитель. Каждый рос­товщик требует государственного обуздания. Каждое попранное право есть пробел или разрыв в общей сети правопорядка и т.д. И все это не пустые слова; ибо одна из основных аксиом государственности гласит: «один за всех, все за одного». Народ есть живое единство, связан­ное тысячей живых нитей и пребывающее в непрерывном духовном и хозяйственном обмене; он подобен живому организму, где все находится в связи со всем и все питается от всего остального. Частная и личная жизнь разверты­вается в глубоком лоне всенародной жизни и общих интересов. Об этом нельзя забывать; мимо этого нельзя проходить равнодушно и безразлично. Народ, который не умеет и не хочет беречь и укреплять общие основы своего бытия, будет сурово наказан; первое же социальное зем­летрясение даст ему хороший урок и можно только желать, чтобы этот урок пришел не слишком поздно.
 
Итак: государство не призвано опускаться до частного интереса отдельного человека, но оно призвано возводить каждый духовно-верный и справедливый интерес отдель­ного гражданина в интерес всего народа и всего государ­ства. Если государство это делает или, по крайней мере, стремится к этому, то оно выполняет свое духовное и хри­стианское призвание, становится через это социальным го­сударством и воспитывает этим своих граждан в духе хри­стианской политики. И тогда оно становится орудием все­общей солидарности и гражданского братства.
 
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (24.09.2009)
Просмотров: 1303 | Рейтинг: 0.0/0