Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 17:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Иеросхимонах Амвросий (Оптинский). Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви

Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия, и неправильно приписывают латинской церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение cиe оказывается ложным, а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.

Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведение как учение Евангельское и Апостольское, так и Предание св. отцев и Постановления Вселенских Соборов, на которых Богоносные мужи, собравшись от всей вселенной, соборне составили Божественный Символ Православной веры, и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление или изменение или переставление в нем хотя бы одной юты. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к Евсевию Самосатскому. "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. посл., § 7).

Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не искать с ними соединения, говоря: еретика человека, по первом и втором наказами отрицайся: ведый, яко развратися токовый и согрешает и есть самоосужден (Титу 3, 10-11).

Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной римской церкви; но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действии.

Еще в седьмом столетии породилось в Западных церквах неправое мудрование, что Дух Святый исходить и от Сына.

Вначале против сего нового умствования восставали некоторые папы, называя оное еретическим. Папа Дамас так о нем говорить в соборном определении: "кто об Отце и Сыне мыслить право, а о Духе Святом не право, тот еретик" (Окруж. посл., § 5). То же подтверждали и другие папы, Лев III и Иоанн VIII. Но большая часть их преемников, обольстившись правами на преобладание, и нашедши в том для себя много мирских выгод, дерзнули изменить Православный догмат об исхождении Св. Духа, вопреки Постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов самого Господа во Евангелии: Иже от Отца исходить (Иоан. 15, 26).

Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с римскою церковью. Едва только успело явиться на Западе cиe неправое мудрование, что Дух Святый исходить и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частью противоречащая ясно изображенным в Евангелии Заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии Божественного призывания Всесвятаго и Животворящаго и Всесовершающаго Духа.

Также ввело новизны, нарушающая древние Апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и приняв Пречистых Таин, устранение брачных от Священства, признание папы за лице непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом низвратило весь древний Апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех Церковных учреждений,- чин, который содержала древняя, святая и православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл., § 5, п. 12).

Но главная ересь римской церкви, не по существу, а по действию, есть измышленный догмат главенства или, вернее, горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя Восточными патриархами. Ради сего преобладания приверженцы римской церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешительность. Но какова эта папская непогрешительность, свидетельствует неложная история.

О папе Иоанн XXIII говорится в определении Констанцкаго Собора, низложившего сего папу: "Дознано, что г. Иоанн папа есть грешник закоренелый и неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в человекоубийсте, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и упорно пред различными сановниками утверждал и доказывала что душа человеческая умирает и потухает вместе с телом человеческим, подобно душе животных и скотов, и что умершие отнюдь не воскреснет в последний день". Беззакония папы Александра VI и его сыновей были так чудовищны, что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства сатаны, а не Царства Божия. Папа Юлий II упивался кровию христианскою, постоянно для своих целей вооружая христианские народы друг против друга ("Духовн. Беседа", 1858, № 41).

Есть много и других примеров, свидетельствующих о великих погрешностях папе, но теперь говорить о них не время. При таких исторических свидетельствах о повреждении ересью и о погрешностях папе справедливо ли величаются паписты мнимым достоинством римской церкви? Справедливо ли уничижают Православную Восточную Церковь, основывающую свою непогрешительность не на одном какому-либо лицу, но на учеши Евангельском и Апостольском и на Правилах и Постановлениях седми Вселенских и девяти поместных Соборов? На сих Соборах были со всей вселенной мужи Богодухновенные и святые и установили все, касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви, согласно с Св. Писанием. Поэтому основательно ли поступают паписты, которые ради мирских целей поставляют лице своего папы выше Правил Вселенских Соборов, почитая папу своего более непогрешительным?

По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла oбщeниe с частною римскою церковью, как отпадшею от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы как начали гордостью, гордостью и оканчивают. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что римская церковь отпала от Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на видь, что патриархат их, во время единения с Соборною Православною Церковью, в числе пяти был первый и старшей, но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству или власти над другими патриархами. Несправедливо назвали они и церковь свою католическою, то есть соборною. Часть целым никогда называться не может, а римская церковь до отпадения своего от Православия составляла только пятую часть Единой Соборной Церкви. Особенно же потому римская церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям.

Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев латинской церкви и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна ли ради сей причины называться латинская церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорить в Евангелии: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лук. 12, 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его, разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшия верными долгу своему, не отпадшими. Посему напрасно латинская церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностью, и повсюдностью.

Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. Отцами означен совсем иной, то есть соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую или повсюдную церковь. Римская церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранить свято Соборных и Апостольских постановлении, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.

Также весьма ошибочно рассуждают к латинам благосклонные, которые думают, во 1-х, что по отпадении Западных от Православия, в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом - основанием на Севере Православной Церкви Русской. Во 2-х, будто бы ради прежнего старейшинства и ради численности римской церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною. Но ин суд человеческий и ин суд Божий. Апостол Павел ясно говорить: кое общение свету ко тьме? (2 Кор. 6, 14)? - то есть то свет истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может. Латины же своей ереси оставить не хотят и упорствуют, как свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетии слова Василия Великого: "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь",- как сказано выше.

Благосклонные к латинам вместо сего должны бы лучше рассуждать о сказанном во псалмах: возненавидех церковь лукавнующих (Псал. 25, 5), и по жалеть о тех, которые ради преобладания и сребролюбия и других мирских целей и выгод, возмущали едва не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых иезуитских происков и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции чрез своих миссионеров. Миссионеры латинские не заботятся обращать в христианскую веру природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и болгар, употребляя для сего всякие небогоугодные средства и ухищрения. Не лукавство ли это и не злобное ли лукавство? Благоразумно ли было бы искать единения с такими людьми? По этой же причине стоить ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер милосердия? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.

Что сказать еще на вопросы: латинская церковь и другие вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и Ковчегом спасительным и как разуметь о Евхаристии настоящей римской церкви?

Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а поврежденная еретическими мудрованиями не может. Св. апостол Иоанн Богослов говорить: От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бо от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть ecи от нас (11оан. 2, 19). И св. апостол Павел говорить: един Господь, едина вера (Ефес. 4, 5), то есть едина вера истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от Единой Истинной Церкви, о которых св. апостол Иуда пишет: яко в последнее время будут ругателе, по своих похотех ходяще и нечесиих. Сии суть отделяюще себе (от единости веры, и суть) телесни, духа не имуще (1уд. 1, 18-19). Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? Или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то, и другое не может совершаться без благодати Св. Духа.

В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Св. Духа. А латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание cиe, и исключили оное из своей литургии. И так разумеющей сам да разумеет о евхаристии латинской.

Еще вопрос: если же, как сказано, кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасете других вероисповедании, то почему же в России не проповедуется открыто истина сия?

На это ответь очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы; полковые и батальонные командиры - нередко иноверцы. Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения Русское Православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращенья с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий.

Несмотря на дух кротости и миролюбия и терпения Православной Церкви и ее пастырей и последователей, на Западе издано в предшествовавшее века последователями разных христианских вероучений, преимущественно же издается в наши времена, такое множество книг против учения Восточной Церкви, что их трудно было бы даже перечесть, не только оценить по достоинству. И хотя такие книги вообще наполнены клеветами, баснями, порицаниями, очевидными вымыслами и лжами, особенно же умственными ядотворными хитросплетениями с очевидною целью образовать в Европе дух, враждебный Восточной Церкви, особенно нашему отечеству, и, поколебав вероучение нашей Православной Церкви, совратить последователей ее с пути истины, но так как они издаются под заманчивыми названиями, в уютных формах, с такою типографическою опрятностью, что как бы невольно завлекают любопытство читателей, то, конечно, и в нашем отечестве, куда сии сочинения проникают темными путями, найдется немало таких, которые, имея поверхностное понятие о предметах христианского учения, не могут не увлечься мыслями, противными истине.

Особенно вооружились теперь против православных писатели латинской церкви, провозглашающие господство своего папы и частной римской церкви над всеми правительствами и частными церквами и народами Mиpa; преимущественно же в настоящее время заняты сим иезуиты во Франции, которые, пользуясь повсеместным распространением французского языка, усиливаются с какою-то лихорадочною деятельности посредством сочинений на этом языке насадить повсеместно свой образ мыслей, противный вероучение и иерархическому устройству Восточной Церкви,- не щадя для этой цели самых чудовищных вымыслов, очевидных лжей и бессовестного искажения исторических истин. Многие из православных образованных, читая эти сочинения на французском языке, и не читая своих на русском о православном вероучение, легко могут поверить хитросплетенной лжи вместо истины, которой они хорошо не знают.

Желающему подробно знать те причины, по которым паписты так далеко уклонились от Православия, полезно прочесть недавно вышедшее сочинение об отношениях римской церкви к другим церквам Авдия Востокова. В этой книге во 2-й части особенно замечательны места о присяге латинских епископов своему папе и о клеветах папистов на православных (стр. 49, 60 и 137).

--------------------------------------------------------------------------------

Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 384-394.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812 - 1891).

Категория: Собор | Добавил: rys-arhipelag (31.12.2009)
Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0