Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Свою квартиру Троицкие оставили для проживания священнику Б.Ф.Филипповскому, с которым оказались тесно связаны последующие годы жизни и пастырского служения о. Николая. В изданных в 2003 г. в Казани "Записках Казанского протоиерея Бориса Филипповского (1885 – 1957)" содержатся его воспоминания о том, как, оставшись весной 1918 г. с семьёй (жена и пятеро детей, последний из которых – новорожденный) без средств существования, он получал помощь молоком и сухарями "от священника Воскресенской церкви". [18] Теперь же Б.Ф.Филипповскому осталась и квартира Н.М.Троицкого, в которой хранился архив КБЗСПВ. Однако, к сожалению, по сведениям А.В.Колясева и В.А.Кучина, вскоре после ухода Троицких в Сибирь Б.Ф.Филипповский поспешил сразу же сжечь всю документацию Братства, понимая, что "если её найдут, то пострадает его семья и семья Троицкого". Те же авторы упоминают и о том, что вскоре после занятия Казани, где большевики официально объявили и организовали "красный террор", несколько красноармейцев, исполняя приказ, прибыли в Воскресенскую церковь, "за попом Троицким", а затем, не найдя его, поспешили к о. Николаю домой, "но и здесь их месть ждала неудача". Известно, что в дальнейшем, "попа Троицкого", явно по "наводке" из Казани, разыскивали и иркутские чекисты. Так, например, преподаватель из Иркутска А.В.Кожин, рассказывая в своей статье "Становление карательных органов в Иркутской губернии в январе – сентябре 1920 года" об обыске в знаменитом Иркутском Знаменском женском монастыре, пишет, что: "Обнаруженные в нём "ряд бездокументных попов" были арестованы, зарегистрированы и освобождены на поруки местного Епархиального Совета. Не удалось задержать протоиерея Николая Троицкого, бежавшего из Казани и живущего нелегально". [19] Чем занимался Н.М.Троицкий в Иркутске при "белых" и как ему удавалось затем уходить от преследований "красных", нам пока доподлинно не известно. Однако, учитывая общественно-политические взгляды о. Николая и его личные связи (в частности, со священником П.А.Рождественским), не будет лишним предположить, что он продолжил своё пастырское служение в белогвардейских формированиях. Известно также, что 10 ноября 1920 г. указом известного деятеля монархического и белого движений архиепископа Иркутского и Верхоленского Анатолия (в миру – А.В.Каменского) о. Николай был определён священником в Михайло-Архангельскую церковь, расположенную в известном Иннокентьевском ските около станции Иннокентьевка, что недалеко от Иркутска. "Ораторские способности о. Николая и его значительный преподавательский опыт на данном поприще, – пишут А.В.Колясев и В.А.Кучин, – приносили значительные плоды. На следующий год, весной 1921 г., Владыка Анатолий, чтобы как-то отметить пастырские труды о. Николая, решает подать в Священный Синод представление о награждении о. Николая. Указом Священного Синода от 12/25 мая 1921 года за N 644 о. Николай "за усердную и полезную службу" был награждён наперсным крестом". Но не в правилах большевиков было прощать своих идейных оппонентов, пусть даже и отошедших от активной общественно-политической деятельности. В связи с этим уже летом 1921 г. "легализовавшийся" Н.М.Троицкий был подвергнут первому аресту по обвинению "в агитации против советской власти в г.[ороде] Казани в период с 1917 по 1918 гг.". Однако попытки следствия выяснить степень виновности о. Николая не принесли видимых результатов. Протомив Н.М.Троицкого в тюрьме до конца октября 1921 г. (в том числе – в сырой одиночной камере), "гуманная" советская власть "досрочно" освободила его в связи с очередной годовщиной октябрьской революции, после чего о. Николай вновь вернулся в Михайло-Архангельскую церковь и продолжил своё пастырское и преподавательское дело. По признанию на допросе 7 января 1931 г. самого Н.М.Троицкого, во время служения в Михайло-Архангельской церкви он также пережил "изъятие" большевиками церковных ценностей, которые, по его настоянию, "были выданы власти без всяких препятствий и возражений". Трудно сказать, так ли это было на самом деле, но очевидно, что служить в разграбленном храме под постоянной угрозой нового ареста о. Николаю было очень нелегко. Каким то образом Н.М.Троицкому удалось наладить переписку со своей казанской паствой, а также настоятелем Воскресенской церкви, и заручиться согласием его совета на своё возвращение в Казань к прежнему месту служения. После последовавшей в феврале 1922 г. кончины настоятеля, церковный совет обнадёжил о. Николая открывшейся настоятельской вакансией, но сделал это без предварительного согласования с тогдашним митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (в миру – К.И.Смирновым) [20] и управлявшим Казанской епархией во время его очередной ссылки епископом Чистопольским Иоасафом (в миру – И.И.Удаловым). В результате Н.М.Троицкий окончательно решил вернуться в Казань, но из-за плохого транспортного сообщения его отъезд из Иркутска затянулся. Однако в это время митрополит Кирилл, посчитавший действия совета Воскресенской церкви неправомерными, принял решение назначить настоятелем последней Б.Ф.Филипповского, а также заполнил вакансию второго священника. Церковный совет же, в свою очередь, не согласился с этим и затеял интригу по выживанию нового настоятеля из храма. Причём, как полагают А.В.Колясев и В.А.Кучин, ссылающиеся на мнение епископа Иоасафа, в этой неприглядной истории оказались замешаны внедрённые в совет агенты ГПУ, которые выманивали о. Николая в Казань, информируя о его планах "компетентные органы", и одновременно с этим пытались стравить священников Н.М.Троицкого и Б.Ф.Филипповского. В годину страшных испытаний 1 октября 1922 г. о. Николай, добившийся увольнения в отпуск в Европейскую часть России и имевший на руках соответствующие документы из Иркутского Епархиального Духовного Комитета, возвратился вместе с семьёй в Казань, после чего представил на имя временно управлявшего Казанской епархией епископа Иоасафа прошение о принятии в епархиальный причт. Желая во что бы то ни было видеть Н.М.Троицкого своим священником, совет Воскресенской церкви обратился в православное Казанское Епархиальное Управление (КЕУ) с просьбой ввести в штат третьего священника, имея в виду назначение в храм о. Николая. Показательно, что эту просьбу поддержал в своём обращении к епископу Иоасафу и Б.Ф.Филипповский, писавший ему: "Прошу Вас, дорогой Владыка, принять о. Николая в Воскресенскую Церковь, наш приход тогда будет совершенен во всех отношениях, по чувству христианской любви… желаю добровольно уступить своё место о. Николаю Троицкому, который, как отличный проповедник, будет на своём месте". Однако епископ Иоасаф по каким-то иным соображениям 29 декабря 1922 г. назначил Н.М.Троицкого в многострадальный Казанский Успенский Зилантов монастырь, [21] преобразованный в 1920 г. из мужского в женский, община которого (численностью 171 человек) в конце 1922 г. – начале 1923 г., несмотря на противодействие обновленческого КЕУ, была перерегистрирована как православная. Вполне возможно, что это было сделано именно в целях предотвращения обновленческого проникновения в монастырь. Но долго прослужить в нём о. Николаю "прозорливые" большевики так и не дали. Прожив несколько месяцев со своей семьёй в монастырской келье, 10 апреля 1923 г. – накануне Пасхи – Н.М.Троицкий был арестован за "незаконное преподавание Закона Божия и ведение антисоветской деятельности". Заодно о. Николаю припомнили его руководство КБЗСПВ. Однако обыски у Н.М.Троицкого и у Б.Ф.Филипповского (на бывшей квартире о. Николая) не дали ожидаемых результатов. Да и сам о. Николай решительно отрицал все обвинения, заявляя, помимо прочего, что: "Никаких занятий с детьми по Закону Божию в Зилантовом Монастыре не устраивал, детей не забирал. Несколько человек в б.[ывшем] Адмиралтейском училище (48 шк.[ола]) участвовали в хоре, который был устроен до меня и в организации и руководстве которым я не участвовал". В результате дело против Н.М.Троицкого начало разваливаться. Как позднее свидетельствовал сам о. Николай, суд заменил первоначально предъявлявшуюся ему "политическую статью" статьёй "церковною". При этом, пожалуй, самым весомым аргументом в его защиту стало письмо в местный отдел ГПУ рабочих Казанского порохового завода, под которым поставили свои подписи сто человек. Называя Н.М.Троицкого "истинным другом рабочих и всей нашей бедноты", помогающим всем нуждающимся, они просили "ускорить процесс следствия и не томить в подвале невинного и необходимого для нас человека, который и без того знаком с подвалами нашей рабочей бедноты", а также "не лишать нас пастыря в дорогие для нас Пасхальные дни". Не добрав компромата для "достойного" приговора и будучи вынужденными отреагировать на обращение рабочих, местные карательные органы ограничились в отношении о. Николая очередной острасткой. 26 августа 1923 г. томившемуся под арестом Н.М.Троицкому Областным судом ТАССР был вынесен приговор, гласивший, что: "Священник Николай Троицкий приговаривается к трём годам лишения свободы со строгой изоляцией". Но по случаю очередной годовщины "великого октября" ВЦИК РСФСР вновь разродился амнистией, под которую благополучно попал и Н.М.Троицкий. 12 апреля 1923 г. – когда о. Николай уже находился под арестом – православное Казанское епархиальное собрание избрало его благочинным 3-го округа церквей города Казани. Выйдя из заточения, с сентября 1923 г. Н.М.Троицкий приступил к исполнению своих новых обязанностей. А уже в следующем 1924 г. о. Николай был назначен настоятелем древней Вознесенской церкви Казани (также полностью уничтоженной уже в начале 1930-х гг. богоборческой властью), община которой была перерегистрирована в 1929 г. как православная с указанием в качестве канонического главы РПЦ митрополита Сергия (в миру – И.Н.Страгородского). В условиях противостояния двух КЕУ – сергиевского и обновленческого, действующего под покровительством ОГПУ, Вознесенская церковь под руководством о. Николая превратилась в один из форпостов истинной веры в Казанской епархии. "Вознесенский собор вплоть до его закрытия в 1931 году, – отмечают А.В.Колясев и В.А.Кучин, – становится оплотом Православия, пристанищем для ссыльного духовенства, которое, высылая из других городов, в качестве административного наказания по категории "минусников", поселяли в Казани, а также "центром притяжения духовных особ против обновленчества". При этом, служа в Вознесенской церкви, о. Николай поминал в своих молитвах не только заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (в миру – И.Н.Страгородского) и временно управлявшего Казанской епархией епископа Чебоксарского Афанасия (в миру – А.А.Малинина), ставшего затем архиепископом Казанским и Свияжским, но продолжал также поминать "частным порядком" гонимого и опального митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (в миру – К.И.Смирнова). Весной 1930 г. Н.М.Троицкий был возведён архиепископом Афанасием в сан протоиерея. Однако уже вскоре после этого – 30 (по другим сведениям – 31) августа 1930 г., на волне прокатившихся по Казанской епархии масштабных "церковных погромов", о. Николай был в очередной раз арестован по доносу и подвергнут обыску по обвинению в "антисоветской агитации верующих и тайных молениях по домам". Причём, теперь богоборческая власть решила не ограничиваться "мерами внушения" и сфабриковала групповое дело о Казанском филиале "Истинно-Православной Церкви" (ИПЦ), призванное одним махом очистить город от самых неудобных для неё церковных деятелей во главе с епископом Иоасафом (в миру – И.И.Удаловым) и связанных с духовными учебными заведениями преподавателей и учёных. "По одному с епископом Иоасафом делу, – сообщает, в частности, А.В.Журавский, – в июле-августе 1931 года были привлечены все оставшиеся в Казани преподаватели Казанской Духовной академии: профессор В.И.Несмелов, протоиерей Варваринской церкви Николай Петров (первый и последний ректор Богословского института), М.Н.Васильевский, Е.Я.Полянский, И.М.Покровский; епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), священники Николай Троицкий, Иаков Галахов (бывший профессор Томского университета), Андрей Боголюбов, Николай Дягилев, Сергий Воронцов, Евлампий Едемский-Своеземцев; монахини закрытых казанских монастырей, миряне (всего по этому делу было осуждено 33 человека)". [22] Для Н.М.Троицкого очередное "торжество пролетарского правосудия" обернулось ссылкой на три года в Казахстан, срок отбывания которой был определён с 31 августа 1930 г. По информации, размещённой на интернет-сайте ПСТГУ, приговор о. Николаю был вынесен 5 января 1932 г. по статье 58 (части 10 и 11) Уголовного Кодекса РСФСР, а предъявленное ему обвинение заключалось в том, что он являлся руководителем "контрреволюционной организации молодёжи "Союз христианской молодёжи", а также деятельным членом некой "Казанской контрреволюционной организации" и активным участником её преобразования в филиал ИПЦ. Вернувшись в 1934 г. (а по другим сведениям – уже в 1933 г.) в Казань, о. Николай продолжил своё пастырское служение, будучи определённым тогдашним митрополитом Казанским и Свияжским Серафимом (в миру – Д.А.Александровым) [23] священником в штат церкви преподобного Серафима Саровского города Казани (также разрушенной в советское время). А.В.Колясев и В.А.Кучин отмечают, что: "Служение о. Николая в этом храме (можно сказать поистине святое) было для многих в осуждение". Так, например, не желая ограничиваться в общении с детьми при исповеди тремя "дежурными" вопросами: "Не ленился ли при учёбе? Слушался ли преподавателей? И любишь ли своих родителей?" (которые из-за боязни обвинений в преподавании Закона Божьего, согласно негласному правилу, практиковали многие местные священники), Н.М.Троицкий уделял духовному общению с представителями молодого поколения особое внимание. Не останавливало его и то, что воспитательно-религиозная работа среди молодёжи являлась одним из обвинений в его адрес, по которому он совсем недавно безвинно отбыл срок. "Также, – пишут вышеназванные авторы, – не замолкала и его проповедь с призывами к покаянию. А во время исповеди, если к нему подходила молодёжь или дети, батюшка старался как можно подольше побеседовать с подрастающим поколением, переводя исповедь в воспитательно-нравственную, религиозную беседу". Кроме этого, о. Николай с благословения митрополита Серафима, в числе немногих обличённых особым доверием священников и монахинь, занимался тайным сбором средств для оказания помощи репрессированному духовенству. Замеченными за ним были и другие "страшные преступления" против советской власти: известно, в частности, что о. Николай совершал в своей церкви без первоначальной государственной регистрации обряды крещения, венчания и отпевания. Высоко ценя духовный подвиг Н.М.Троицкого, казанский архиерей исходатайствовал перед митрополитом Сергием (в миру – И.Н.Страгородским) награждение его митрой, которой о. Николай был удостоен уже через год после своего возвращения из ссылки. Безусловно, всё, что вершил Н.М.Троицкий, строго фиксировали карательные органы, старательно подшивавшие в его дело многочисленные доносы на о. Николая разного рода "доброжелателей", которые, помимо прочего, называли его фашистом и обвиняли в связях с митрополитом Кириллом, епископом Иоасафом, ссыльным и "непоминающим" митрополита Сергия духовенством. Наконец, терпение палачей окончательно лопнуло. 15 октября 1937 г. Н.М.Троицкий был арестован и помещён в тюрьму N 2 города Казани. Здесь же вскоре оказался и епископ Иоасаф. "В ноябре 1937 года, – пишет А.В.Журавский, – владыка Иоасаф был арестован у ложа умиравшей матери и, вместе с протоиереем Серафимовской церкви Николаем Троицким, монахинями разгромленного Богородицкого монастыря Евдокией (Двинских) и Степанидой (Макаровой), людьми из своего ближайшего окружения, заключён в тюрьму". [24] После нескольких допросов, на которых о. Николай отказался признать себя виновным в предъявленных ему обвинениях, он, вместе с епископом Иоасафом был приговорён к казни. "Обвиняется, – гласил протокол заседания "тройки" при НКВД ТАССР от 29 ноября 1937 г., – в том, что, являясь участником формируемого Епископом Иоасафом Удаловым антисоветского Тихоновско-Кирилловского подполья в Татарской Республике – был тесно связан с Удаловым. Среди верующих и молодёжи, в особенности среди детей школьного возраста, проводил активную антисоветскую религиозную деятельность, группируя их в нелегальный кружок. Одновременно вёл антисоветскую агитацию, сопровождая её антисоветской клеветой об экономическом и правовом положении населения в СССР. Виновным себя не признал, изобличается агентурными материалами и показаниями 2-х человек. Постановили: Троицкого Николая Михайловича – расстрелять, лично ему принадлежащее имущество конфисковать". [25] Одновременно были приговорены: к расстрелу – епископ Иоасаф (в миру – И.И.Удалов) и к десяти годам исправительно-трудовых лагерей – инокини Евдокия (в миру – Е.А.Двинских) и Степанида (Макарова). 2 декабря (19 ноября по ст. ст.) 1937 г. в 20 часов 30 минут приговор в отношении Н.М.Троицкий был приведён в исполнение, через пять минут – в 20 часов 35 минут – был расстрелян епископ Иоасаф. Произошло это в день, когда православная церковь чтила память Святого Иоасафа, царевича Индийского… Где были похоронены священномученики, доподлинно неизвестно. Предположительно, о. Николай упокоился в братской могиле на территории Архангельского кладбища города Казани. Его фамилия, в числе фамилий прочих жертв сталинского террора, выбита на одной из стел "Мемориала расстрелянным – жертвам политических репрессий", установленных на этом кладбище. Через шестьдесят пять лет – в 2002 г. – Н.М.Троицкий был реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан. Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань) -------------------------------------------------------------------------------- ПРИМЕЧАНИЯ: 1.Ныне – директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. – И.А. -------------------------------------------------------------------------------- ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: | |
| |
Просмотров: 1293 | |