Меню сайта


Категории раздела
Антология Русской Мысли [533]
Собор [345]
Документы [12]
Русская Мысль. Современность [783]
Страницы истории [364]


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3979


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 23.08.2017, 07:26
    Главная » Статьи » Публицистика » Русская Мысль. Современность

    Ю.А.Лисовский. Радикальный национализм и глобализация против национального государства. Ч.I (2)

    4.      Радикальный этнический национализм

    Радикальный этнонационализм как политическое движение стремится к отстаиванию любыми способами интересов исключительно определённой национальной общности в отношениях с другими этносами и с государственной властью, в том числе в ущерб другим этносам и государству в целом. Радикальный этнонационализм не делает разницы между нациями в этническом или политическом смысле, что приводит к неоднозначности терминологии и к возможности политических спекуляций.

    Радикальный этнонационализм проповедует исключительность «своего» этноса, нетерпимость к людям, отличающимся в этническом плане, превосходство «своего этноса» или «государствообразующего народа» над другими. На жизнь государства он всегда влияет негативно, ибо  такие идеи ведут к расколу общества, к этнической нетерпимости. Как правило, проповедниками  данной идеологии являются амбициозные политические лидеры, склонные к вождизму.

    Идея «навести порядок», поставив у власти «свой» народ и назначив внутреннего или внешнего врага, достаточно легко овладевает массами.  Легче переложить вину за ситуацию на легко идентифицируемого по этносу или  религии врага, чем разбираться в истинных причинах происходящего. Этот приём широко используется политиками для достижения личных целей, неизменно приводя к негативному результату.  

    Так, популярный лозунг «Россия для русских!» у радикальных этнонационалистов звучит как претензия этнических русских на исключительные права, противопоставление русских всем остальным этносам. Но к чему ведёт сегодня этот лозунг и призывы русских националистов записать в конституцию положение о русских как о государствоообразующем народе? Да, великороссы создали основу российской государственности. Но к настоящему времени великорусский этнос, существование которого никто не отрицает, стал органической частью русской многоэтнической политической нации. Декларирование русского этнического национализма однозначно приведёт к взвинчиванию радикального этнонационализма прочих этносов – татарского, башкирского, кавказких народов и т.д., что создаст угрозу появления в России своего Майдана,  разрушающего государство. И трудно себе представить, что в критический момент солдаты России будут подниматься из окопов в атаку с кличем «Россия для русских!», а не с призывом, способным мобилизовать весь народ на защиту государства: «За Родину!»

    Лозунги этнонационалистов часто подхватывают авантюристы, фанатики, амбициозные карьеристы. Эта болезнь характерна и для русского радикального национального движения - оно разбито на мелкие группы, возглавляемые самозванными вождями. Так правило, вожди не способны к интеграции, конфликтуют между собой, затевают скандалы по поводу второстепенных идеологических различий, разрушая гражданскую общность. Стратегические цели и технология их достижения ими не рассматриваются. Это даёт основание предполагать, что многие лидеры этих групп или политически наивные люди или агенты неких организаций, заинтересованных в маргинализации протестного движения в России.

    Для создания напряжённости в разрушаемой стране (например, в СССР) была искусственно стимулирована деятельность этнонационалистов, в том числе и русских[44]. Возникли новые версии национальных историй, возрождены забытые национальные праздники, реконструируются и изобретаются национальные гербы и флаги. Вызывается повышенный интерес к этническим и генетическим изысканиями, разные этносы соревнуются в доказательствах того, что их народ самый древний и состоит в прямом родстве с шумерами, этрусками, древними греками, ацтеками и т.д.[45]. В результате таких «научных» исследований выясняется, например, что Ной, Иисус Христос и Будда имеют украинское происхождение[46], украинский язык, самый древний в мире и является основой всех индоевропейских, кавказско-яфетических,  прахамитских и прасемитских языков, а Овидий писал стихи на древнем украинском языке и геометрия на Украине применялась за 40 тыс. лет до рождества Христова. Звучат и утверждения, что культура Дагестана – самая древняя на территории Российской Федерации[47]. За первенство в изобретении колеса борются туркмены и украинцы.

    Легко представить, что сделает такой процесс, например, «в стране гор и языков» Дагестане, в Конституции которого записано положение, что «государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана» (более 30 языков, из которых  письменными являются только 14 языков[48]).

    Признание права того или иного этнического меньшинства (или большинства) на политические или экономические привилегии ущемляет права других этносов, что нарушает принципы равенства и справедливости в обществе. Попытка реализовать подобную этническую привилегию запускает процесс деления государства на более мелкие этнические общности, претендующих на статус полноценных политических наций.

    Этнический сепаратизм присущ небольшим этническим сообществам и, как правило, является деструктивным. Не имея политических и экономических условий, чтобы добиться реального национального суверенитета, эти сообщества, исторически не сумевшие создать государство, используют сепаратизм как политический инструмент для «торговли» с центральной властью ради получения всевозможных привилегий «титульного» этноса. Вопрос о стратегии развития этноса после отделения даже не возникает. Её заменяет демагогия, лозунги об освобождении от «оккупации» и необходимости абстрактного «национального возрождения». Двигателем этого процесса обычно являются эгоистические интересы лидеров.

    Сама по себе этничность не порождает конфликт, но различные социальные группы используют этничность как инструмент для реализации собственных целей. Этот мощнейший инструмент технологии «разделяй и властвуй!» активно используется мировой финансовой мафией для уничтожения национальных государств. И потому лидеры «националистов» зачастую являются агентами влиянии иностранных спецслужб.

    Часто, в результате политических манипуляций лиц, стоящих за спиной национальных движений, происходит «подмена цели». Так протестные настроения против этнических преступных группировок или мировых еврейских финансовых группировок превращаются в радикальный этнонационализм и антисемитизм. Но смешивать национальную преступную группу с этносом в целом является принципиальной ошибкой.  Более того, преступной группе всегда выгодно обозначить «ложные цели», «размазать ответственность», перевести противодействие общества  из правового поля в бессмысленный бунт толпы. Неудовлетворенность в любой сфере приводит к поиску «козла отпущения» в виде представителей других народов, а не к выявлению истинных причин происходящего.

    Этнический национализм часто используется  в политических конфликтах как прикрытие притязаний агрессора на территорию и на экономические ресурсы другой страны.

    Принципиально, что этнических конфликтов в чистом виде не бывает. Конфликт между этническими группами происходит обычно не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Поэтому широкая популярность идей радикального этнического национализма в современном мире говорит о серьёзных проблемах политических и экономических систем, об отсутствии диалога власти и общества.

    Хотя неправомерно называть фашистами все движения, которые делают акцент на этнонационализме, множество из них ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, с экстремизмом, что ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

    Радикальный этнонационализм противопоставляет себя политической нации, т.е. фактически уничтожат базу для государственной общности, что ведёт к разрушению национального государства.           

    Сегодняшний всплеск национализма в нашем обществе –  во многом реакция на упрощённое отношение к этой проблеме в советское время: «Национализм - идеология, политика и практика, ставящие свою нацию в привилегированное положение и направленные на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними»[49].

    Идеалом национальной политики считается политическое и социальное равенство всех граждан без различия национальности и право каждой национальности на культурное самоопределение, то есть на устройство своего быта сообразно с требованиями своего национального сознания.

     

    4.      Политический национализм

    Учёные различают этнонационализм («культурно - этнический национализм») и «политический национализм» (гражданский, государственный). Различия между двумя типами существенны: этнический национализм основан на отрицании многообразия в процессе строительства государства, а политический национализм основан на признании единства многообразия в пределах государства и идеологии солидарности. Фактически это деление на национализм больших, созидающих наций, выстраивающих империи и цивилизации, и деструктивный, сепаратистский этнонационализм малых сообществ, не имеющих, как правило, политических и экономических условий, чтобы добиться реального национального суверенитета. Лидеры последних видят самостоятельность и независимость не как ответственность за свои действия и средство для развития страны, а как политический инструмент для достижения личного успеха, получения привилегий «титульного» этноса перед всеми остальными гражданами.

    Политический национализм в качестве цели ставит гармонию нации и государства Он делает упор на политическую общность граждан определенного государства, на  согласование интересов различных этносов. При этом принадлежность человека к нации отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре страны. Выразителями подобных идей были Ганди, Неру, Мандела,  которые опирались на политический национализм при интеграции многоэтнического общества, противопоставляя его принципу «разделяй и властвуй».

    В современной России основная борьба идёт вокруг тезисов «является ли Россия многонационаьной страной», «имеют ли право национальные сообщества, входящие в Россию, на полный государственный суверенитет» и «необходимо ли закрепить конституционно роль русских как государствообразующей нации».

    Безусловно, нация создаётся на базе того этноса, который являлся ведущим в процессе интеграции, у которого хватило политической мудрости создать государство - перейти от этнической общности к надэтнической политической общности – политической нации. Однако, часто используемое публицистам и политиками определение мононационального государства, якобы исходящее из ООН (наличие не более 20% граждан национальных меньшинств) является вымыслом. Такого определения нет и быть не может, ибо ООН понимает под нацией именно политическую нацию, граждан национального государства.

    Например, Индия является одной из наиболее сложных в этническом отношении стран мира. В неё входит более 461 этносов, говорящих на 1141 языках, из которых 22 языка официально признаются конституцией[50]. Индусский этнический национализм хиндиязычного большинства (на нём говорит 42% населения) являлся одной из причин гражданских войн. Поэтому элита страны была вынуждена отстаивать индийский политический национализм  в противовес национализму хинди и меньшинств. Благодаря этой идеологии Индия сохраняет свою целостность.

    В Китае доминирующим народом является хань численностью более 1,2 млрд человек (92% населения), а национальные меньшинства составляют более 55 неханьских народов численностью около 150 млн человек. Тем не менее, Китай пошел по пути создания китайской общегражданской общности – китайской политической нации, осуждая «великоханьский шовинизм» как представляющий угрозу китайскому государству, ибо он провоцирует сепаратизм и ведёт к распаду Китая. Образ китайской нации как общности всех граждан страны был создан несколько десятилетий назад и успешно справляется с задачей обеспечения национальной идентичности китайцев.

    Показателен пример как этнонационалисты пытаются мешать созданию политической нации  в Казахстане, где вожди, бывшие убеждённые ленинцы – интернационалисты, пришли к власти в 1991 году на волне национализма. Их национальная политика привела к массовому оттоку из страны не титульных наций. Доля «коренного» казахского этноса возросла до 65,2%, что позволило претендовать этнонационалистам на статус официальной государствообразующей нации, поскольку эта цифра близка к высосанному из пальца «международному опыту» (если государствообразующая нация превышает две трети населения, то государство считается мононациональным)[51]. Стоит ещё раз заметить, что международное право распространяется на политические нации, а не на этносы. В реальности активная националистическая политика вытеснения «чужих» наций, «пришельцев… появившихся <на территории нынешнего Казахстана> в результате исторических катаклизмов»[52]  за 25 лет привела к уменьшения доли русских в 1,7 раза, украинцев в 2,9 раза, немцев в 5,2 раза.[53]

    Но власть смогла оценить угрозу, которую несёт государству радикальный этнонационализм и предприняла шаги по формированию общегражданской общности - политической нации. «Совет Ассамблеи народа Казахстана» в 2010 г. одобрил "Доктрину национального единства", формулирующую стратегическую задачу - достижение Национального Единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов»[54].

    Доктрина призвана определить приоритеты и механизмы «обеспечения национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе». Она определяет базовые принципы политического единства: осознание общности судьбы каждого гражданина и государства независимо от этнической принадлежности,  вероисповедания и социального положения.

    Альтернативный национал–патриотический проект, выдвинутый «Организационным советом Народного движения “Защита независимости”», полностью отвергал необходимость создания государственной общности – политической нации.  Основные положения проекта - «Казахскую страну (Қазақ елi) следует считать мононациональным государством …Для будущего казахской нации и других этнических групп являются опасными инициативы высшей власти – “евразийская идея” и политика “казахстанской нации”... Ошибочно считать, что в Казахстане свыше 140 национальностей и народностей …на Казахской земле (Қазақ елiнде) существуют только одна, т.е. государствообразующая казахская нация и другие этнические группы…, признать казахов государствообразующей нацией, а Казахстан переименовать в Казахскую Республику»[55]. Этот проект был отклонен обществом и властью.

    Тем не менее, и политический национализм имеет ряд системных проблем, связанных с господствующей идеологией. Например, политический национализм может основываться на коммунистических или социалистических доктринах. За основу может быть  взят капитализм  и либеральная идея (либеральный национализм), проповедующая приоритет прав личности, отводящая государству минимальную роль в общественной жизни.  В другой трактовке политического национализма, напротив, утверждается, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства (государственный национализм).

    Радикальный государственный  национализм так же как и радикальный этнонационализм, в предельном случае превращающийся в фашизм. Пример: Германия превыше всего! Сегодня это американская исключительность – навязываемое миру превосходство американской политической нации, которая ставит себя выше норм международного права, преследуя свои интересы, разрушает одно за другим государства – СССР, Югославию, Афганистан, Ирак, Египет, Ливию…

    Продолжение следует.

    [1]Тютчев Фёдор Иванович, русский поэт, член-корреспондент петербургской АН, выдающийся представитель философской и политической лирики. «Два единства».

    http://ilibrary.ru/text/1693/p.1/index.html

    [2] Николай Бердяев. Судьба России. 1918. http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_11.html

    [3] «Нация». Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2795#%D0%9D%D0%90%CC%81%D0%A6%D0%98%D0%AF0

    [4] «Nation». Online Etymology Dictionary. 2011. http://www.etymonline.com/index.php?term=nation

    [5] Anthony D. Smith, "Ethnie and Nation in the Modern World", Millennium, 1983.

    [6] «Nation».  Webster’s New Encyclopedic Dictionary

    [7]«Nation». Learners dictionary. http://www.learnersdictionary.com/definition/nation

      «Nation». Enciclopedia Merriam – Webster.  http://www.merriam-webster.com/dictionary/nation

    [8]   «Nation». Enciclopedia Merriam – Webster.  http://www.merriam-webster.com/dictionary/nation

    [9] Национальное государство - форма самоопределения и организации той или иной политической нации на определённой суверенной территории, которая выражает волю этой нации.

    [10] Круглый стол в Доме журналиста: «Что такое национализм. Определение национализма». 7 марта 20 . http://lindex-ru.org/Lindex5/Text/10990.htm

    [11] Всероссийская перепись населения 2010 г.. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm

    [12] Геродот. Древнегреческий историк. История. Книга Восьмая. Урания. http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/08.html

    [13]Л.Н. Гумилёв. "Этногенез и биосфера Земли". Свойства этноса. http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ebe02.htm

    [14] И.В. Сталин. «Марксизм и национальный вопрос». 1913.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/stal/marx_nac.php

    [15] Независимая исследовательская организация Religionen in Deutschland - Mitglieder und Anhänger (REMID).  http://www.remid.de/remid_info_zahlen.htm

    [16] Verheyen, Dirk.  The German question: A Cultural, Historical, and Geopolitical Exploration. Westview Press. 1999. http://books.google.com/books?id=uTBxLHDVX5UC&printsec=frontcover&dq=The+German+question:+a+cultural,+historical,+and+geopolitical+exploration&hl=en&ei=Rw2rTsavH86G-

    [17] С. Елишев. Основы национальной политики. 2011 г. http://suzhdenia.ruspole.info/node/1188

    [18] С.В.Кортунов. Заведующий кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ, профессор. «Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка». http://www.wpec.ru/text/200708310905.htm

    [19]В. Зорькин. Профессор. Председатель Конституционного Суда РФ. Апология Вестфальской системы. 22.08.2006. http://www.rg.ru/2006/08/22/zorjkin-statjya.html

    [20] В. Зорькин. Профессор. Председатель Конституционного Суда РФ. Современное государство в эпоху этносоциального многообразия. 7 сентября 2011 г. http://www.rg.ru/2011/09/07/zorkin-site.html

        Патрик Вейль. Профессор Центра социальной истории XX века Сорбонны. «Вестник Европы» 2005, №15.  http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/15/ve11.html

    [21] Цит. по «Принципы права почвы и права крови при определении гражданства». http://territoriaprava.ru/topics/33224

    [22] Мульти­куль­ту­ра­лизм - политика, направленная на сохранение и развитие культурных различий, признание прав параллельного существования в стране культур в целях их       взаимного проникновения, обогащения и развития. В современной Европе предполагает включение в общее культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

    [23] Jason J. McDonald. American Ethnic History: Themes and Perspectives. Edinburgh University Press. 2007

    http://books.google.ru/books?id=OYTMeVr-WLQC&pg=PA50&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

    [24] Согласно концепции салатницы американская нация представляет собой суперэтнос, состоящий из многих этносов, сохранивших свои национальные особенности так же, как сохраняют в салате свой вкус и аромат различные продукты.

    [25] В. Коровин. Директор Центра геополитических экспертиз.  Идея «плавильного котла» не работает даже в США. http://evrazia.org/news/29825

    [26] Эрик Кребберс: «Ни «мультикультурности», ни ассимиляции - против воображаемых сообществ».

    http://avtonom.org/news/erik-krebbers-ni-multikulturnosti-ni-assimilyacii-protiv-voobrazhaemyh-soobshchestv

    [27] Этнический состав населения США. Справка. http://ria.ru/us_spravki/20081028/153931296.html

    [28] Эктор Сент-Джон де Кревкер. "Письма американского фермера". Кто такой американец. 1782 г. http://www.grinchevskiy.ru/17-18/pisma-amerikanskogo-fermera.php

    [29] Д. Рогозин. Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости.  15 сентября 2011. http://argumenti.ru/society/n306/124792

    [30] О.В. Попова. Доктор политических наук. Особенности политической идентичности в России и странах Европы. http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/1/11.pdf

    [31]Вацлав Клаус, Президент Чехии. Выступление по случаю подписания Чехией Лиссабонского соглашения. 06.11.2009. http://rbcdaily.ru/politics/562949978996322

    [32] Растворится ли Чехия? http://www.zagranitsa.info/article.php?new=199&idart=1994

    [33] Степан Черноушек. «Разделение Чехословакии было глупостью», говорят жители приграничного региона.

    http://www.radio.cz/ru/rubrika/zapragoj/razdelenie-chexoslovakii-bylo-glupostyu-govoryat-zhiteli-prigranichnogo-regiona

    [34]Модест Колеров, главный редактор ИА «REGNUM».  "Литва - в одном ряду с образцами крайнего социально-экономического неблагополучия"

       «Литовский курьер» (Вильнюс), 10 февраля 2011 г. http://www.newspb.ru/allnews/1373473/

    [35] ЦРУ. The world Factbook. 2013. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

    [36] Дмитрий Рогозин, постпред России при НАТО. «Взгляд», 27 июля 2011 года http://vz.ru/news/2011/7/27/510506.html

    [37] Радикальный национализм в Прибалтике. http://www.memoid.ru/node/Radikalnyj_nacionalizm_v_sovremennoj_Pribaltike

    [38] Основы социально-политической концепции ВОПД РНЕ. http://www.rusnation.org/org.shtml#9

    [39] Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999.  http://www.slovarnik.ru/html_tsot/p/primordializm-6tni4eskiy.html

    [40] А.Н. Савельев. К пониманию политического национализма. 2008. http://www.zlev.ru/155/155_24.htm

    [41] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1897 г. http://www.runivers.ru/bookreader/book10171/#page/2/mode/1up

    [42] Shafer B. C. Nationalism: Myth and Reality. - N. Y.: Harcourt Brace, 1955.

    [43] Кон Х. Идея национализма. Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3.

    http://abimperio.net/cgi-bin/aishow.pl?state=index_rus&idlang=2

    [44] С. Родин. Химера. http://rudocs.exdat.com/download/docs-187476/187476.doc

        С.А. Панарин. Национально-культурное возрождение в республиках и территориальная целостность России

        http://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnoe-vozrozhdenie-v-respublikah-i-territorialnaya-tselostnost-rossii

    [45] Туркменский академик доказал азиатское происхождение ацтеков и викингов. 17-05-2012.

     http://oko-planet.su/phenomen/phenomennews/117353-turkmenskiy-akademik-dokazal-aziatskoe-proishozhdenie-actekov-i-vikingov.html

    [46] Украинский ученый доказал украинское происхождение Будды. 13-03-2009. http://oko-planet.su/science/sciencehypothesis/7167-ukrainskij-uchenyj-dokazal-ukrainskoe.html

       В. Лактанов Зомби остались без газа. 06/01/2009. http://www.rus-obr.ru/opinions/1621

    [47] Ш.А. Мазанаев, доктор филологических наук, профессор. Дагестанские языки в условиях полиэтнической среды. 1 Ноября 2012 г

    http://www.narodidagestana.ru/vipusk/24/stat/dagestanskie__yaziki_v_usloviyah__polietnicheskoy_sredi/

    [48] Dagestan. Wikipedia.

    [49] Круглый стол в Доме журналиста: «Что такое национализм. Определение национализма». 7 марта 20 . http://lindex-ru.org/Lindex5/Text/10990.htm

    [50] Country Profile: India.  Library of Congress – Federal Research Division. December.  2004 http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/India.pdf

    [51]  Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015.  http://www.zonakz.net/articles/27939

    [52] Арон Атабек.  “Казахстанская нация”, или Путь в резервацию. 6 октябpя 2004 г. http://www.zonakz.net/articles/7183

    [53] Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР. http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=5

        Статистическое управление Казахстана. 1 января 2013 г. http://www.newskaz.ru/society/20130515/5087880.html

    [54] Доктрина Национального единства Казахстана. 2010.  http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30501158

    [55]  Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015.  http://www.zonakz.net/articles/27939

     

    Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (28.03.2014)
    Просмотров: 760 | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт создан в системе uCoz