Меню сайта


Категории раздела
Герои наших дней [554]
Тихие подвижники [131]
Святые наших дней [5]
Судьбы [39]
Острова Руси [13]
Люди искусства и науки [84]


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3996


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 18.12.2017, 06:09
    Главная » Статьи » Современники » Люди искусства и науки

    Максим Катырев: Каждый человек тебе учитель!

    Какую картину рисует наше воображение, когда мы слышим – «романтика романса»? Уютная гостиная в дворянском поместье, в темноте мягко сияют свечи, слышны переливы рояля, и вот звучит голос. Нежный, глубокий, теплый баритон. Он рождает в сердце сложную гамму чувств – от светлой печали до восторженного апофеоза любви. Нет, век романсов не канул в лету. Его мелодии продолжают жить. И этот волнующий баритон принадлежит молодому талантливому певцу. У нас в гостях – ведущий солист Московского театра оперетты, лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе и телевизионного конкурса «Романтика романса» на телеканале «Культура», Максим КАТЫРЕВ.

    Максим Катырев– Максим, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в музыку?

    – Я не пришел – родился в музыке. У нас в семье не было профессиональных музыкантов: папа играл на гитаре, дед – на фортепиано (он самоучка, подбирал какие-то мелодии), мама когда-то пела в хоре. Все это музыкальное аккумулировалось во мне. Когда я еще не родился, мама часто слушала классическую музыку. Ей кто-то из родственников сказал, что пока ребенок находится в утробе матери, очень полезно слушать классику: родится музыкальный воспитанный ребенок. И мама все время слушала Баха.

    Родился я в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком). Вообще-то семья жила в военном городке под Красноуральском. Отец – военный, офицер-ракетчик. Когда наступило время моего появления на свет, мама поехала рожать в свой родной город. Затем мы вернулись на Урал, и до пяти лет я прожил в глухом военном гарнизоне. В детстве вокруг меня были, в основном, солдаты и ракеты, а общался я с детьми офицеров. Это была как бы одна большая семья. Так что я избежал в раннем возрасте и больших городов, и связанных с ними стрессов.

    В музыкальную школу пошел в пять лет, когда мы вернулись в Горький. Меня отдали учиться игре на фортепиано, но поучился я немного, для общего развития. Просто был маленький, мне хотелось играть в мальчишеские игры, а не сидеть за роялем. Позже, где-то в подростковом возрасте, сам потянулся к музыке, захотел научиться играть на гитаре, сам записался в школу и с удовольствием занимался.

    Не думал, что буду музыкантом: играл на гитаре для себя, для души. Сочинял песни, как и многие подростки. Увлекался фотографией и радиоэлектроникой. За все брался, искал себя. Еще в школе начал участвовать в конкурсах художественной самодеятельности, пел и играл на гитаре. И меня услышали. Даже принимал участие в конкурсе «Новая звезда», правда, безуспешно. Это было 17 лет назад.

    После конкурса ко мне подошла женщина: «У вас есть голос. Не хотите попробовать сделать карьеру певца?». Я, конечно, об этом не задумывался. Хотя с детства хотел быть таким, как, например, Муслим Магомаев, пластинки которого слушал. Она пригласила меня к себе в Центр дополнительного образования. Через некоторое время понял, что музыкальное образование обязательно нужно, поэтому пришлось поступить в музыкальное училище, которое окончил с отличием. После чего меня пригласили в консерваторию.

    Во время учебы в вузе я уже был лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов, участвовал в разных программах. Например, в Петербурге в театре имени Римского-Корсакова в проекте «Дебют» пел в опере Моцарта «Так поступают все». Естественно, когда ездил в северную столицу, посмотрел все спектакли, которые шли в то время в Мариинском театре. Было жаль, что именно то, что я услышал в театре, почему-то не преподавали у нас – в Нижегородской консерватории.

    В годы учебы я уже работал в Арзамасском и Нижегородском театрах оперы и балета, а после окончания консерватории поехал в Воронежский оперный театр, где занимался два сезона. Учил партии, репетировал с концертмейстерами, выходил на сцену. Сделал там партии Онегина из «Евгения Онегина» Чайковского и Роберто из его же «Иоланты». Исполнил роль Марулло в опере «Риголетто» Верди. Спел графа Данилу в оперетте «Веселая вдова» Легара. Приготовил партию, но не успел выйти на сцену в роли Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини.

    В Москве вначале меня взяли в театр Бориса Александровича Покровского, но я там не задержался: переманил театр оперетты.

    Максим Катырев
    Максим Катырев
    Максим Катырев
    Максим Катырев

    – Кого вы считаете главным учителем своей жизни?

    – Я вспоминаю всех, но особенно дорог один – Андрей Михайлович Седов. Учитель должен быть один. Я благодарен Светлане Ивановне Бержинской, преподавателю музыкального училища, и всем концертмейстерам, которые много работали надо мной. Или я работал над собой вместе с ними!

    А вообще каждый человек меня чему-нибудь да научил. Светлана Ивановна говорила: «Не каждый человек тебе друг, но каждый человек тебе учитель!»

    – Голос – это уникальный природный инструмент, который требует постоянной, очень тонкой настройки. Сколько времени каждый день вы уделяете голосу?

    – Тут важны не столько вокальные упражнения, сколько умственные затраты на голос. Нужно держать себя в форме не только физической, но и моральной, психологической. Владение голосом – в первую очередь психологический процесс. От правильного настроя очень многое зависит. Надо много думать, слушать, размышлять над посылом звука, фразировкой: например, эту ноту надо выделить, спеть ярче. Это я все время прокручиваю в голове. Работа идет постоянно, 24 часа в сутки. 20 часов, 4 часа на сон, ладно! А по поводу физических упражнений – это распевки по полчаса ежедневно и две репетиции по полтора часа. Получается, часа три-четыре в день пою, но не каждый раз, а день ото дня.

    – Говорят, чтобы хорошо звучал голос, вокалисту надо высыпаться... А есть еще секреты красивого звучания голоса?

    – Главный секрет – певец должен нормально поесть.

    – Особое питание?

    – Белковая пища, чтобы было больше сил петь. Важно разнообразие, большое количество микроэлементов, витаминов. Даже желательно пить витамины дополнительно. У нас вся семья пьет витамины, особенно в период респираторных заболеваний. Еще полезно ходить в баню, но, естественно, не перед пением. Главное – не столько физическая сила и здоровье, а настрой. Даже если плохо себя чувствуешь, но есть положительный настрой и желание петь, все будет хорошо. И надо поддерживать в себе это желание – петь, жить, стремиться к чему-нибудь, быть жизнерадостным человеком, культивировать в себе радость и нести ее другим.

    – Сейчас вы занимаетесь с преподавателем или работаете над голосом самостоятельно?

    – С одной стороны, я говорю, что у меня педагогов много. С другой стороны, у меня только один педагог – Седов Андрей Михайлович. Я езжу к нему в Нижний Новгород «полечиться». Пою какое-то время, а потом приезжаю, чтобы посоветоваться, как звучит голос, в правильном ли направлении я двигаюсь. Вообще есть определенная методика, которой я следую. И если буду ее придерживаться, голос не должен «расшатываться», а будет только расти. Надеюсь, это и происходит.

    – Следите за новым проектом на Первом канале – «Призрак оперы»?

    – Да, смотрю иногда.

    – Как вы считаете, насколько сложно «перестроить» эстрадную манеру пения на оперную?

    – Мне несложно. Еще в училище сказал своему педагогу, что хочу петь эстраду. Светлана Ивановна ответила: «Сначала научись петь в оперной манере, а потом будешь петь все, что угодно». Потому что основа пения и эстрадного, и академического – одна и та же. Основа любого пения – правильное дыхание. Мой педагог как раз и занималась правильной постановкой голоса на дыхание. Позже я выбрал академическое пение, но эстрадную музыку тоже пою иногда.

    А насчет ребят из «Призрака оперы», насколько я знаю, они серьезно готовились, занимались с преподавателями. Хочу сказать им спасибо, что взялись за такое непростое дело. На мой взгляд, суть проекта в том, чтобы показать людям, что опера – это не так-то просто. Подготовить и спеть полноценную арию гораздо сложнее, чем песню в удобной тесситуре. Но наши артисты справились с этой задачей. Они, конечно, не претендуют на звезд оперной сцены, тем не менее в большинстве случаев это звучит прилично.

    По-моему, в этом проекте не должно быть победителей. Участники уже преодолели себя, не побоялись выйти на сцену в новом амплуа, выглядеть где-то смешными, где-то как ученики на кафедре. Мы с супругой смотрим этот проект с интересом, с улыбкой: «А где эта нота? А вот эту ноту не спел!». Главное – исполнение произведения в целом. А это практически каждому удается. Донести мысль до слушателя. Мне кажется, на Первом канале, да и на других федеральных каналах должно быть больше оперы, классики, потому что канал «Культура» не все смотрят. Надо чтобы люди слушали классику, повышали свой культурный уровень. Может, в оперу захотят пойти или в оперетту?

    – Как вы почувствовали, что оперетта – ваше призвание?

    – А я не почувствовал. Мое призвание – музыка. А это и оперетта, и опера, и эстрада. Конечно, хочется спеть все, но все спеть невозможно. Ведь не усидишь на трех стульях одновременно.

    – Сейчас на российскую сцену «внедряют» американские мюзиклы. Может ли оперетта конкурировать с этим новомодным явлением?

    – Им не надо конкурировать, они идут параллельно. Кому-то нравится оперетта, кому-то мюзикл. И потом, например, наша премьера оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха – это практически мюзикл. Современное действие, современные люди в современных нарядах, современный сюжет. Все осовременено.

    Почему мы отделяем оперетту от мюзикла? Это просто разные названия одного и того же жанра. И родились они в одно и то же время... (Дата рождения оперетты – 5 июля 1855 года – связана с открытием театра «Буфф-Паризьен» композитором Жаком Оффенбахом в Париже на Елисейских полях, где были поставлены 89 его оперетт. Первым мюзиклом признана постановка «Black Crook» на сцене Нью-Йорка в сентябре 1866 года – Т.Т.) Просто оперетта появилась во Франции, мюзикл – в Америке. Оперетта не претерпела особенно серьезных изменений. А мюзикл развивается, становится коммерческим проектом.

    Если бы композиторы называли свои новые мюзиклы опереттами, то и этот жанр был бы популярным и коммерческим. Да, мюзикл – современный жанр, оперетты сейчас не пишут, но я думаю, что мюзикл и оперетта – это как бегемот и гиппопотам. Слова-синонимы. Кстати, оперетту «Веселая вдова» в Америке называют мюзиклом. Спорить можно сколько угодно, но это явления одного порядка. В этом легко могут убедиться читатели. Пусть приходят к нам в театр. У нас состав молодой, много интересных спектаклей. Артисты очень хорошо играют, поют, молодежь набирает обороты. И потом, это зрелище – русифицированная оперетта, ничуть не хуже западных мюзиклов.

    – А в каких спектаклях вас можно услышать?

    – В «Орфее в аду», в «Сильве» пою Эдвина, в «Графине Марице» – Тасилло, в «Летучей мыши» – князя Орловского. Если хотите просто познакомится с опереттой, лучше выбрать представление «Большой канкан», потому что это красивое зрелищное шоу, попурри из разных оперетт.

    – Ваши любимые композиторы?

    – Классики. Я не могу обойтись без Баха, Моцарта, Генделя, Гайдна, Бетховена. Считаю, что эта база просто необходима человеку. Очень важно познакомиться хотя бы с самыми знаменитыми произведениями этих композиторов. А потом уже избранные – Мендельсон, Лист, Шопен... Мне, например, у Шопена нравятся такие сочинения, как этюд до-минор, известный как «Революционный», мазурки, ноктюрны, полонезы. Даже таких композиторов, как Черни, можно с удовольствием послушать. Все, что приносит нам положительные эмоции, эмоционально нам близко и одухотворяет нас, – имеет место быть. Даже тот же рэп – если он кого-то вдохновляет, почему бы и нет, пусть тоже будет музыкой.

    – У вас есть любимый зал?

    Максим Катырев– Мой родной зал в Театре оперетты. Очень люблю свой театр, зал, сцену. И если какое-то время не выйду на сцену, кажется, чего-то не хватает. В день, когда у меня нет спектакля, все равно стараюсь просто выйти на сцену: постоять, подышать, зарядиться творческой энергией.

    – Что для вас карьера?

    – Для меня главное – творчество. Больше ролей, концертов, интересных произведений. Работать, трудиться, заниматься! А карьера? Я работаю ведущим солистом главного театра оперетты самой большой страны в мире, куда еще круче? Куда дальше должна пойти карьера? В Большой театр разве что... Мы тут рядом находимся. Если я подойду к какому-нибудь проекту, конечно, с большим удовольствием поработаю и на той сцене, но свой театр – это родной дом! А из дома уходить – зачем?

    – Есть у вас увлечения помимо музыки?

    – Да сколько угодно! Делаю сайты в интернете своим друзьям, например, сайт «Романсиада» (http://www.romansiada.ru). Это сайт международного конкурса исполнителей русского романса, лауреатом которого я являюсь. Еще у меня дома есть своя студия звукозаписи. В основном, записываю свой голос, например, в качестве диктора. Одно время озвучивал аудиокниги – «История России», «Злые мысли человечества», некоторые мультфильмы, компьютерные игры. Лет десять проработал на разных радиостанциях. Был ведущим, звукорежиссером, читал новости, вел в Нижнем Новгороде на радио «Золотой дождь» передачу о классической музыке.

    Это было еще в период учебы, и мой педагог, самый «страшный» педагог в консерватории по истории современной музыки, сказала мне, что я теперь должен сдавать ей семинары посредством этих передач. Она их будет слушать, а потом ставить за них оценку. Поэтому я старался вдвойне. Горжусь тем, что вел такую передачу, целый час рассказывал людям о классической музыке, ставил ее в эфире. И был очень удивлен, когда узнал, что меня слушают люди, далекие от искусства. Я ведь ориентировался на интеллигенцию и однажды узнал, что мою передачу включает, например, водитель маршрутного такси. Значит, сделано уже 99%.

    – Максим, расскажите, пожалуйста, о вашей второй половинке...

    – У нас уже и третья половинка есть! Моя жена – Юлия Гончарова, ведущая солистка нашего театра. Молодая, талантливая, красивая, любящая супруга. И у нас есть дочка, которой чуть больше двух лет. Уже вовсю поет. Иногда она приходит ко мне в студию, берет микрофон, вынимает его, забирает с собой в комнату и говорит: «Микрофон, микрофон!». Потом открывает крышку рояля, начинает «барабанить» по нему и что-то свое петь в микрофон. Не знаю, растет певица или нет, но музыкальную грамоту в любом случае ей надо будет освоить для общего развития.

    – Поделитесь, пожалуйста, вашим фирменным рецептом хорошего настроения...

    – Лечь спать до 24 часов: отличное настроение с утра гарантировано. А если встать еще в 8 часов (не в 9 или в 10, как все в Москве просыпаются), то успеваешь сделать больше дел. Хотя я и сам иногда засыпаю поздно, в 4 часа утра, и раньше 9 часов уже не проснусь. Это когда многое надо успеть: выучить что-то, записать в студии, сайтом позаниматься. А иногда, если что-то в течение дня не успел посмотреть или не дослушал какое-нибудь произведение, просто не могу уснуть, пока не досмотрю или не дослушаю до конца, но это если с утра не надо рано вставать.

    Еще хорошее настроение бывает, когда можно поехать за город, в лес или на бережок какого-нибудь озерца. Естественно, хорошее настроение, если что-нибудь купить. Куплю себе, например, костюмчик, раз – и сразу поднимается настроение. Недавно в Нью-Йорке на распродаже купил отличный костюм с приличной скидкой, так у меня настроение до сих пор хорошее, а это было более полугода назад. А еще для поднятия настроения можно встать с утра, взять кастрюльку, приготовить что-нибудь вкусненькое, поесть и помыть за собой посуду. Можно прибраться в квартире, или в комнате, или в общаге: кто где живет. В общем, в углу своем навести порядок. От этого тоже сразу почему-то улучшается настроение!

    Беседу вела Татьяна ТОКУН

    Категория: Люди искусства и науки | Добавил: Elena17 (27.12.2014)
    Просмотров: 1212 | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт создан в системе uCoz