Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В ноябре 1920‑го Русская армия (так с весны того же года именовались Вооруженные силы Юга России) покинула Крым. Завершилась трехлетняя борьба на Южном фронте — главном и последнем фронте антибольшевистского сопротивления (борьба еще продолжалась на Дальнем Востоке, но это уже не могло повлиять на исход событий).
|
Наверное, самым известным символом Белого движения стал знак отличия «За Первый Кубанский поход», учрежденный генералом Деникиным в конце 1918 года и сочетающий с «воинским» мечом терновый венец. Нужно ли специально повторять, откуда этот символ и что он говорит христианину? В конце же Гражданской войны, в 1920 году, в Крыму сменивший Деникина генерал Врангель учредил боевой орден святителя Николая Чудотворца, избрав для него знаменательный девиз «Верою спасется Россия» (он же вместе с иконой Святителя был и на Николаевских орденских знаменах — «коллективных» наградах отличившимся полкам). Сейчас, в историческом отдалении, этот девиз воспринимается уже как завещание Белого движения — и услышан ли он нами?
— Расскажите, пожалуйста, о дружинах Святого Креста и Зеленого знамени.
— Эти части начинают формироваться на Восточном театре Гражданской войны довольно поздно, в конце лета — осенью 1919 года, в общем контексте «добровольческого движения»: в армию зовут многочисленных беженцев, уходивших за отступавшими войсками из своих родных мест от красной оккупации, и ту часть местного населения, которая не подлежала мобилизациям. Но Главнокомандующий фронтом генерал Дитерихс попытался сделать и большее — создать Православные братства, в которых христианская духовность подкрепляла бы воинскую дисциплину, а борьба «с большевиками как с богоотступниками» велась бы с большим самоотвержением и доблестью. «Положение о дружинах Святого Креста» гласило, в частности:
«Дружина Св. Креста есть воинская добровольческая часть, рота, батальон, борющаяся с большевиками как с богоотступниками за веру и родину»; «каждый вступающий в дружину Св. Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием [1] обет верности Христу и друг другу»; «подчиняясь обычной воинской дисциплине, дружина Св. Креста, кроме того, следует особым Правилам, исключающим пьянство, нечестивость, сквернословие, распущенность, притеснение мирных жителей и так далее»; «каждая дружина Св. Креста, будучи воинской частью, есть в то же время и религиозное братство, имеющее своего небесного покровителя, имя которого носит (например, дружина Св. Гермогена, Св. Александра Невского, Св. Сергия Радонежского и так далее), и особые правила или братский устав, а все дружины образуют единое братство Св. Креста»; «в дружины Св. Креста могут поступать лица всех христианских исповедований, при дружинах Св. Креста могут существовать и нехристианские отряды (например, мусульмане), сражающиеся за веру [в] Единого Бога, подчиняющиеся своим уставам (они-то и носили наименование частей «Зеленого знамени». — А. К.)».
Думаю, стоит упомянуть и еще об одном из инициаторов формирования православных дружин — благочинном 11‑го армейского корпуса игумене Ионе (Покровском), в эмиграции ставшем епископом Ханькоуским и в 1996 году канонизированном Русской Православной Церковью Заграницей. Уже в первой половине августа 1919 года он обращался с ходатайством «о благословении на формируемые на фронте военных действий отряды Св. Креста» (кстати, существовало официальное требование: во время боевых действий такой отряд «наряду с командиром… ведет в бой и священник»); в октябре был назначен Главным священником Оренбургской армии и быстро стал близким сотрудником и советником атамана А. И. Дутова, который прислушивался к мнению тридцатилетнего игумена не только по церковным вопросам, высоко ценя знание им человеческой души. (Через много лет после того, как Дутов был убит большевицкими террористами, советский кинематограф не преминул изобразить отца Иону под его собственным именем в отталкивающем виде «попа-контрразведчика», чуть ли не лично руководящего пытками.) Интересно отметить и еще одно обстоятельство: епископ, запомнившийся «русским маньчжурцам» делами милосердия и благотворительности, умением высоко поставить авторитет Православной Церкви даже в глазах язычников-китайцев, был связан и с деятельностью, гораздо менее известной, — в первой половине 1920‑х годов (cвятитель Иона скончался в 1925 году) он оказывал поддержку и словом, и делом русским партизанам, которые вели на «подсоветской» территории отчаянную и, увы, безрезультатную борьбу.
— Известно, что не все в Белой армии Восточного фронта с энтузиазмом отнеслись к идее генерала Дитерихса о создании дружин Святого Креста; были и скептики, считавшие ее несвоевременной и бесполезной…
— Да, и скепсис или сомнения в определенной степени были оправданны. Ведь нельзя умолчать и о том, что «Положение о дружинах Святого Креста» содержит утверждения весьма спорные и даже опасные: «Дружины Св. Креста могут быть всех родов оружия, а равно могут быть соединяемы в более крупные части (дивизии, корпуса)»; «в случае недостаточной численности для образования самостоятельной части (полка, дивизии и так далее) дружины Св. Креста входят в состав других действующих полков, предпочтительно добровольческих, в виде отдельных рот или отдельных батальонов, но никоим образом не распределяются между ротами полка». Получается, что генерал Дитерихс, человек осторожный и расчетливый, допускает возможность создания из тыловых добровольцев или беженцев целых полков и, более того, войсковых соединений, которые вряд ли успели бы пройти серьезное обучение, и даже предполагает поместить их в боевую линию, потому что иначе формирование дивизий и тем более корпусов не имеет смысла? (Заметим здесь же, что инициатива игумена Ионы о формировании дружин на театре военных действий из фронтовиков выглядит намного более реалистичной с военной точки зрения.) Неужели Дитерихс сознательно стремился восполнить религиозным порывом такие необходимые на войне вещи, как выучку и — еще более важную — сплоченность новых, «сырых» частей? В каком-то смысле, пожалуй, перед нами — напряженное ожидание чуда. Но насколько оправданно и допустимо такое ожидание, когда речь идет о суровой и жестокой вещи — войне, и не будет ли оно подобно известному искушению — броситься с крыши храма, поскольку в 90‑м псалме сказано, что ангелы на руках возьмут тя, да не преткнеши о камень ногу твою?
Ведь религиозность, самая глубокая и искренняя, не исключает, естественно, и здравого смысла — вспомним хотя бы рассказ митрополита Вениамина о сентиментально-экзальтированном проекте в 1920 году «устроить грандиозный крестный ход» из Крыма на красные позиции: «Большевики расстреляли бы этих мечтателей, и только, — пишет об этом проекте владыка. — Да и наша власть (генерал Врангель. — А. К.) не согласилась бы на осуществление его, будучи ответственной за народ».
Нельзя также умолчать и о том, что идеи организации «христианских православных воинских частей по орденскому принципу (религиозному)», высказывавшиеся и ранее начала формирования дружин Святого Креста, еще в апреле 1919 года вызвали обстоятельный и критический ответ протоиерея Александра Касаткина, Главного священника армии и флота:
«В основу жизни воинских частей молодой нашей армии положены начала воинской дисциплины, любви к Родине, религиозности и нравственности…
В каждом полку имеются священники, пользующиеся высоким пастырским авторитетом и зарекомендовавшие себя в деле учительства и нравственного влияния на части с самой лучшей стороны; богослужения не только совершаются, но и посещаются воинскими чинами весьма усердно; молитвы утренние и вечерние введены; с пороками, неизбежными по греховности человеческой природы вообще, и пастыри, и начальствующие лица борются…
Таким образом, говорить о создании каких-то новых частей на принципах религиозности, нравственности, любви к Родине и уважения к дисциплине не только излишне, но и вызывает чувство обиды за нашу доблестную армию, которая так ярко проявляет и в своей жизни, и в борьбе с неприятелем эти высокие христианские и гражданские принципы».
— А нет ли здесь некоторой доли идеализации? Говоря о Белом движении, нередко вспоминают слова журналиста и политика В. В. Шульгина, который писал, что Белое дело начинали почти святые, а кончили его почти разбойники…
— Вполне вероятно, что в донесениях, на которых основывал свое мнение Главный священник армии и флота, присутствовала доля идеализации, а недоброжелатель может предположить здесь и отстаивание ведомственной «чести мундира»; а Шульгин, кстати, не ограничивался процитированными словами, но и приводил в своих мемуарах примеры неблаговидных поступков — «самоснабжения» (на грани грабежа, а то и за гранью) белых солдат и даже офицеров. Правда, о духовной прозорливости Шульгина, периодически увлекавшегося оккультизмом до спиритического «столоверчения» включительно, говорить не приходится. Приведенная же фраза хлестка, афористична и… лжива: и начинали не святые (да и немного на войне бывает святых), но и заканчивали отнюдь не разбойники. Не говоря уж о том, что жизнь самого Шульгина и сохранилась-то благодаря борьбе и жертвам этих «разбойников»; и что среди отряда, с которым он отступал, по его же словам, как раз разбойников не было. Но это, видимо, просто свойство человеческой натуры: в своей части всегда видеть доблестных и честных воинов, а вот в соседних — можно и «разбойников». Припомним и один из эпизодов, описанных Шульгиным же: солдаты гоняются за крестьянскими курами и гусями (напомним, — голодные солдаты нищей Белой армии, не имевшей правильного снабжения, средств и припасов и отнюдь не всегда встречавшей радушие местного населения, ею же защищаемого, скажем, от грабительской большевицкой продразверстки), а за ними буквально бегает, увещевая и уговаривая остановиться и не грешить, полковой батюшка. Шульгину, конечно, нужно было подать это в комическом и ироническом ключе, но если посмотреть на дело объективно, мы увидим священника, отнюдь не ограничивающего себя формальным исполнением треб, искренне болеющего о грехах своей непутёвой военной паствы. И вряд ли его упреки совсем уж не повлияли тогда ни на кого из солдат. Сильно ли эта картина противоречит словам протоиерея Александра Касаткина?
Возвращаясь к дружинам Святого Креста — в целом противопоставление «более православных» новых формирований «менее православной» армии выглядит, думается, довольно спорным. А возможно, вполне резонными были бы и подозрения насчет присутствия в «орденских» проектах излишней экзальтации (того же требования чуда) или даже гордыни их инициаторов, которым существовавшая армия, окормлявшаяся православным духовенством и имевшая в числе провозглашенных задач борьбу за поруганную веру, казалась недостаточно хорошей для них, «недостаточно христианской».
— Были ли попытки создания специальных формирований «крестоносцев» на других фронтах?
— Там дело действительно ограничивалось лишь попытками. Да и как могло быть иначе, скажем, с проектами, которые предполагали «двойственное подчинение» таких «орденских частей», как, например, в случае «Легиона Святейшего Патриарха Тихона» на Юге России [2]. Инициатором здесь выступил «Союз русских национальных общин», а идея создания легиона как первого шага в формировании «Гвардии Православной Руси» была провозглашена в конце лета — начале осени 1919 года. Но, учитывая, что части новой «Гвардии» должны были бы подчиняться, помимо армейского командования, еще и руководству Союза, да кроме того заниматься «пропагандой идей русского национализма», то есть сразу получить привкус «политических» войск, на поддержку этого проекта командованием Вооруженных сил Юга России рассчитывать не приходилось, и он так и остался нереализованным.
Сохранилось свидетельство об ответе генерала Деникина еще на одно предложение о формировании «крестоносцев» в сентябре 1919 года. Оно исходило от Общества ревнителей Православия одного из одесских приходов и предполагало формирование «из людей высокохристианской подготовки отрядов крестоносцев имени Иоанна Воина, которые бы, помогая сейчас Добровольческой армии, остались и по окончании Гражданской войны, чтобы творить большую созидательную работу, когда наступит неминуемая реакция». Формулировка, как видим, снова довольно темная и вызывающая больше вопросов, чем желания утвердить этот проект. Разговор представителя Общества с Деникиным шел вполголоса, и лишь на последних словах генерал возвысил голос, чтобы его слышали все окружающие: «…Надо думать, что сами добровольцы [3] — крестоносцы. Своим подвигом они проходят кровавый тяжелый путь. Зачем же еще какие-то особые отряды крестоносцев? Церковь же Православная в лице своих пастырей всё равно находится среди войск».
Здесь Деникин как будто повторяет, независимо от него, аргументы протоиерея Александра Касаткина; но слова генерала очень знаменательны еще и потому, что вновь позволяют понять, как смотрели на свою борьбу белые вожди. В самом деле, чаще понятие «крестоносец» связывается с воином, ополчившимся во имя святой цели. Неблаговидные деяния исторических западных крестоносцев, их борьба против Византии и Руси, жестокости во внутренних религиозных войнах и прочее сами по себе не исключают высокой цели освобождения Гроба Господня. Можно вспомнить и нашего Владимира Мономаха, который шел в поход против половцев не только с оружием, но и с иконами и хоругвями, со священниками во главе войск и пением тропаря Кресту и канона Богородице — то есть тоже как бы в крестовый поход. Но ведь Деникин говорит не о подвигах и победах, даже не о цели войны, а о тяжелом пути — крестном пути. Не апеллирует ли он к более религиозному, чем военно-историческому, понятию крестоношения как добровольной жертвы за други своя (Ин. 15, 13)? И то, что Главнокомандующий не отделяет одно крестоношение от другого, подвиг воина от подвига христианского мученика, — не лучший ли ответ на вопрос, сильно ли было в Белом движении религиозное начало?
И снова о дружинах Святого Креста, с которых мы начали. Как уже упоминалось, формирование их разворачивалось в чрезвычайно трудное время поражений; уже поэтому большого вклада в борьбу они внести просто не успели. И в тяжелейшее отступление Белой армии на Восточном фронте — «Великий Сибирский поход» — дружинники шли, умирая в боях, вынося все тяготы и не сдаваясь, — не в составе тех подразделений, которые их организаторам казалось нежелательным даже смешивать с другими, «менее православными», а в общем строю Белого Христолюбивого воинства. Символом же Сибирского похода вновь был избран обнаженный меч с терновым венцом…
— Владыка Вениамин в уже упомянутых Вами мемуарах неоднократно возвращался к одному эпизоду, видимо, запавшему ему в душу. Он разговаривал с совсем юными, еще безусыми защитниками Перекопского вала, которые с горечью спрашивали его: «Неужели мы проиграем? Ведь мы за Родину и Бога!». Но, как мы знаем, победили разрушители Родины и ненавистники Бога. В чем же главные причины поражения белых?
— Причин было более чем достаточно, в том числе и субъективных ошибок в стратегии или строительстве вооруженных сил (они все-таки представляются более значимыми, чем ошибки в политико-экономической области). Но, пожалуй, среди основных, хотя и редко упоминаемых, причин я бы назвал союз, заключенный большевиками весной 1918 года с немецкими оккупантами (ценой уступки немцам значительных территорий и выплаты им огромной контрибуции). Картина «Советской Республики в огненном кольце фронтов», которую еще моему поколению усиленно внедряли в умы со школьной скамьи, полностью лжива. От Мурмана [4] до Воронежа большевики, благодаря благожелательству немцев, почти весь 1918 год имели мирную границу, спокойно формируя свои войска, пользуясь материальной и промышленной базой центральных губерний и их мобилизационными ресурсами (губернии с высокой плотностью населения), в то время как на окраинах белые сражались разобщенно друг от друга, не имея запасов старой армии (все крупные склады — в центре) и зачастую просто в окружении врагов! После такой «форы», кажется, нужно не говорить о возможностях победы белых, а удивляться, как они вообще смогли продержаться так долго и быть так близко к победе осенью 1919-го?!
Впрочем, вопрос, как я понимаю, не совсем об этом. Победа богоборческой власти, сопровождавшаяся массовым террором, поруганием святынь, стоившая России стольких невосполнимых жертв, может с отчаянием восприниматься как слишком несправедливая, и, вероятно, именно это имели в виду собеседники владыки Вениамина. Но ведь существует множество подобных вопросов: почему погибла, не сумев предотвратить нашествия и тяжелейшего ига, дружина Евпатия Коловрата? Можно объяснить это тем, что полчища Батыя многократно превосходили числом тех немногих, кто пошел за Евпатием. Но ведь и на большинстве этапов Гражданской войны численное превосходство красных над белыми было не меньше. Почему пала Византия, бывшая, при всех ее недостатках, православным государством, почему она была сменена османским игом, принесшим христианам столько горя? Почему православные сербы были разбиты на Косовом поле теми же османами? Почему под натиском католической экспансии не состоялось как православное Литовское государство (а ведь предпосылки к этому были)? Думается, тайны Божиего Суда останутся тайнами для нашего слабого земного разума, и прискорбны сегодняшние самонадеянные попытки «истолкований» Промысла, раздачи индульгенций или, наоборот, ниспровержения в преисподнюю людей, чаще всего уже давших ответ Господу. Зачастую попытки эти предпринимаются на основании собственных незрелых или просто необоснованных взглядов и представлений. Но мы можем, да, наверное, и обязаны сделать другое: пристально, с любовью и состраданием обращать наш взгляд на горькие страницы истории не меньше, чем на славные, и тогда в Смуте ХХ века мы увидим то, о чем писал эмигрантский историк и публицист А. А. Керсновский, отнюдь не случайно обратившийся к библейской аналогии:
«В Содоме не нашлось и трех праведников. В России семнадцатого года их были тысячи.
Этими праведниками всероссийского Содома были офицеры Русской армии и увлеченная ими русская учащаяся молодежь», а в последующие годы, добавим, и тысячи других русских людей всех сословий и состояний: казаки, крестьяне, рабочие (ижевцы, воткинцы, донецкие шахтеры…), ставшие под русское знамя на защиту Родины и веры. Конечно, не все были праведниками в полном смысле слова, а многие были и грешниками; но и высокомерное заявление литератора И. А. Родионова владыке Вениамину — «Вы здесь хоть и благочестивы, но не святы» (после чего Родионов благополучно уехал за границу) — выглядит кощунством на фоне тех жертв за други своя, которые принесла Русская Белая армия.
И последнее, о чем хотелось упомянуть. В советских мемуарах встречается рассказ, как в одном из боев красные столкнулись с полком, состоявшим из священников и монахов, в конном строю в лоб атаковавших вражеские пулеметы. Конечно, это миф, может быть, ставший отголоском слухов о дружинах Святого Креста, а может быть, и от начала до конца измышленный на потребу коммунистическо-атеистической пропаганде. Но… независимо от мотивов лгуна-мемуариста, не слышен ли в его рассказе нечувствительный для него самого голос испуганной совести, знающей, откуда ждать кары? Ибо борьба Белой армии за Россию была неотделима от борьбы за веру, и русские воины действительно шли в бой и на смерть за Бога и Родину.
Николай Туроверов
Перекоп
<фрагмент>
Родному Атаманскому полку
Нас было мало, слишком мало.
От вражьих толп темнела даль;
Но твердым блеском засверкала
Из ножен вынутая сталь.
Последних пламенных порывов
Была исполнена душа,
В железном грохоте разрывов
Вскипали воды Сиваша.
И ждали все, внимая знаку,
И подан был знакомый знак…
Полк шел в последнюю атаку,
Венчая путь своих атак.
Забыть ли, как на снеге сбитом
В последний раз рубил казак,
Как под размашистым копытом
Звенел промерзлый солончак,
И как минутная победа
Швырнула нас через окоп,
И храп коней, и крик соседа,
И кровью залитый сугроб.
Но нас ли помнила Европа,
И кто в нас верил, кто нас знал,
Когда над валом Перекопа
Орды вставал девятый вал?..
О милом крае, о родимом
Звенела песня казака,
И гнал, и рвал над белым Крымом
Морозный ветер облака.
Спеши, мой конь, долиной Качи,
Свершай последний переход.
Нет, не один из нас заплачет,
Грузясь на ждущий пароход,
Когда с прощальным поцелуем
Освободим ремни подпруг,
И, злым предчувствием волнуем,
Заржет печально верный друг.
Туроверов Николай Николаевич (1899–1972) — поэт русского зарубежья. Добровольцем ушел на Великую (Первую мировую) войну. Закончил Гражданскую в чине подъесаула.
[1] Воинская присяга, разумеется, также принималась перед Крестом и Евангелием. — А. К.
[2] Об отношении Патриарха Тихона к Белому движению см.: Кручинин А., Кузнецов Н. Незримая звезда адмирала Колчака / Беседовала О. Гаркавенко // Православие и современность. 2014. № 31 (47). С. 103-105. — Ред.
[3] То есть чины Добровольческой армии и, шире, всех Вооруженных сил Юга России; такое словоупотребление было в то время обычным. — А. К.
[4] Мурман — тогдашнее наименование Мурманского (устар. Поморского) берега Баренцева моря от Норвежской границы до мыса Святой Нос. — Ред.
Журнал «Православие и современность» № 35 (51)