Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 29.04.2024, 11:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Н.Н.Смоленцев-Соболь. ИЖЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ. Часть 8. СВЯТОГОРЬЕ
О восстании в Святогорье почти 90 лет спустя собирал сведения местный краевед и журналист А.Гончаров. Даже в 2007 году, по его утверждению, архивы об этом восстании были закрыты органами госбезопасности. Несколько лет мы переписывались с Анатолием Николаевичем, он со своей стороны, я - со своей, стараясь по крупицам воссоздать историю этого крестьянского выступления.
Святогорье ныне это районный центр Красногорье. Находится на расстоянии около 60 верст к югу от Глазова, на водоразделе: к северу уходят притоки р.Чепца, на которой собственно город Глазов и расположен, к югу - многочисленные родники, ручьи, речушки, притоки р.Кильмезь. Место чистое, заповедное.
Святогорцы, а также жители окрестных деревень, услышав о восстании в Ижевском, послали своих людей: натерпелись, мочи больше нет, снабдите нас оружием, будем отбиваться от грабителей комиссаров, просим не задаром, желаем менять наш хлеб, крупы, мясо, масло, мед, овощи на винтовки.
Ижевцы откликнулись на призыв крестьян. Был послан обоз с оружием и огнеприпасами. Об этом обозе стало известно карателям. Коммунист С.Барышников, вновь назначенный глазовский военком, возглавил отряд для перехвата.
Уже в наши дни, в 2008 г., находятся такие, что пытаются Степана Барышникова выставить, чуть ли не лучом света в темном царстве, дескать, был он против насильственных мер, против использования оружия для осуществления реквизиционных дйствий.
Вранье!
Шел Барышников со своими полутора сотнями карателей страшно: не дает село продовольствия - сжигает село. Сделан был выстрел со стороны деревни Тараканово - одни трубы да головешки от деревни. Перехватил обоз с оружием неподалеку от дер. Андреевцы. Самой деревни больше не существует. Провел массовые казни в дер.Русский Караул, хотя "там им не оказали сопротивления", сообщает А.Гончаров.
Местные старатели от советской мифологии всячески обсасывали объяснение: 25-летний Степан Барышников шел, де, освобождать свою любимую в Святогорье. Некая Тина Вершинина, якобы учительница, была неуемной пропагандисткой, даже обличала священников.
Как установил А.Гончаров, девочку-сироту Тину (Устинью - ?) Вершинину в свое время принял к себе в дом священник, о. Василий (Лапшин) из с.Архангельского, что недалеко от Святогорья. Девочка дружила с дочками-поповнами, позже уехала в гимназию в Глазов, переписывалась с ними. Затем была принята в Коммерческое училище в Киеве. Возможно, училась на деньги священника.
Когда же вернулась весной 1918 г. - как подменили. Нашла место учительницы в школе села Широково, по соседству с Архангельским. Но оказалась ярой анархисткой, речи повела против народа, пьянь-голытьбу давай настраивать, "виновных" стала указывать: офицеры и кулаки.
Офицерами по деревням и селам были молодые мужчины, дети своих же, испокон веков живших здесь крестьян. Офицерские чины они получили уже в войну. Кулаками, при большом желании, можно было назвать и вовсе всех: не бедствовал трудолюбивый народ, по дорогам не бродили, в ставни не стучали, куски не собирали.
Вершинину арестовали и отвели в волостную управу. Степан Барышников, якобы узнав об этом, вышел со своими головорезами. Освободил Вершинину, ограбил крестьян и вернулся в Глазов. Боец его отряда М.Сигов повествует об этом так:
"Придя в Святогорье, красногвардейцы нашли село пустым: все жители бежали из него в леса. В Святогорье отряд стоял неделю. Крестьяне не давали ни подвод, ни продовольствия, вследствие чего отряд красногвардейцев вынужден был окружным путем через село Васильевское вернуться в уездный город Глазов..."
Уточним, что за красногвардейцы были под началом Барышникова. По данным А.Гончарова, 125 человек были красноармейцы (разница между регулярной армией и военизированными отрядами "красной гвардии" известна), еще 35 матросов, да впридачу 2 пулемета. С матросами и пулеметами все ясно. По моим сведениям, из 125 красноармейцев более половины были уголовники, выпущенные из тюрем, остальные - бывшие военно-пленные из Глазова.
Вершинина после ухода Барышникова снова повела пропаганду, призывая к тотальной сдаче хлеба и прочего продовольствия, стращая карами, стараясь поднять местную рвань. Тогда ее арестовали снова, и на этот раз, 26 августа 1918 г., расстреляли, припомнив все, что она за короткое пребывание в с.Архангельском и Святогорье натворила.
А.Гончаров тщательно проработал доступные материалы по Тине Вершининой. Как получилось,что девочка, воспитанная в доме священника, вернулась из Киева законченной подлюкой? Объяснения такой метаморфозе он дать не мог.
Стоит однако обратить внимание на то, что девочка была сиротой. Дата рождения Вершининой также неизвестна. Как это девочка-сирота из вятской глухомани вдруг едет в Киев и поступает в Коммерческое училище, тоже трудно сказать. Одно дело поехать из деревни учиться в Глазов, Вятку или Казань, даже в Санкт-Петербург (кстати, С.Барышников учился в Санкт-Петербургском университете), другое дело - почему-то в Киев и почему-то в Коммерческое училище.
Не было ли у Тины Вершининой там, в Киеве, родственников? Если были, то кто они? Какого происхождения? Не оказали ли они такого воздействия на девушку, что назад в с.Архангельское возвратился совсем другой человек? И с какой это стати молодая женщина, обучавшаяся коммерции, вдруг оказалась "учительницей"?
Развитие этого исторического сюжета вдруг делает резкий поворот... в начале 1970-х. После десятилетий восхваления "подвига" Вершининой, после ежегодных митингов общественности и пионерских линеек на ее месте захоронения в Святогорье (в советское время и до сих пор - Красногорье), вдруг было решено останки перезахоронить в более подходящем месте. Когда могилу вскрыли, то в ней обнаружились кости... мужчины. Вот так штука!
А.Гончаров замечает, что в связи с этим возникло сомнение: а была ли девочка? Это сомнение, в том числе, высказал и автор этих строк.
Прежде всего, я обратил внимание, что вернувшись в с.Архангельское, "Тина" отлеживалась от тифа. Факт сам по себе примечательный. Это значит, что волосы ей, скорее всего, обстригли. Селяне не видели ее несколько лет, внешне измениться она могла до неузнаваемости. Да еще стриженная голова - "после тифа"!
Поведение "Тины" по возвращении представляется диким. "Она" выступает на митингах, призывает к раскулачиванию, требует расправ над зажиточными крестьянами, а заодно над о.Василием, давшим ей кров и семейный уют. Это поведение не женщины и, тем более, не человека, выросшего и воспитанного в наших краях.
К односельчанам у нее ни сожаления, ни покаяния. Опять собирает всякую рвань, подзуживает их на расправу с домовитыми хозяевами, митингует, агитирует, угрожает, требует сдавать зерно, продукты. Другими словами, это поведение засланного продотрядовца или пропагандиста. Таких сотнями засылали в наши края - таково было распоряжение ВЦИК-а.
Например, Дмитриев и Куликов в своем опусе "Мятеж" проговариваются: "Еще задолго до организации Особой Вятской дивизии (карательное соединение, созданное в сентябре 1918 г. - Н.С.-С.) в глухие удмуртские селения был направлен рабочий московского завода "Динамо" Николай Кузьмичев. Он поселился в Зуре, провел выборы в советы, организовал деревенскую бедноту..."
Зуринское - село в тридцати верстах к востоку от Святогорья.
Для большевиков это была обычная практика - загодя засылать своих агентов в места, из которых впоследствии предполагалось брать хлеб. Либо которые затем станут стратегическими пунктами для формирования их банд.
Останки неизвестного мужчины вместо косточек "учительницы" все ставят на свои места.
Хотя пытается А.Гончаров объяснить эту метаморфозу тем, что якобы тетка Вершининой, женщина богомольная, тайком выкопала труп да перевезла в незнакомое место, эта гипотеза в свою очередь требует пояснения: кто ж богомольной старухе дал идею вместо убитой племянницы мужской труп подложить? И где она приобрела этот труп?
Посмотрим на эти превращения иначе: не было женщины, был молодой чловек, стрижка короткая, подделывался под женщину, возможно, и юбки носил с кофточками и жакетками. Агитатор в политическом смысле, а в личностном - гомосек, любимец военкома С.Барышникова.
Кстати, женился Барышников довольно поздно, уже в Сибири, на такой же партийной работнице. А из иных источников мы узнаем, что этот самый Барышников впоследствии сделает показательную карьеру, трижды будет занимать пост первого секретаря Удмуртского обкома ВКП(б). Его отчего-то сильно полюбит и приблизит Сталин, будет приглашать на свои выпивоны.
По воспоминаниям современников, умел Степушка пить много, но оставаться ласковым и послушным. Таких Усатый любил. Что не помешало ему в 1938 году подписать приказ об аресте Барышникова, как и многих других, с кем еще недавно пил красное вино и от которых слушал здравицы в свою честь. На том Барышников и кончился. Говорят, сгинул в лагере в 1942-ом.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О НРАВАХ КОМИССАРОВ
Надо добавить, что нравы у самих комиссаров были - подстать нравам их накокаиненной и проспиртованной матросне.
Например, близок был Барышников к Штернбергу Павлу Карловичу (1865 - 1920), которого его жена, В.Яковлева, председательница Петроградской ЧК, называла "мой профессор-боевик".
Оба, профессор-боевик и его чекистская садистка, прибыли в Вятку в августе 1918 года, как раз при известии о восстании в Ижевском. Оба были сторонниками самых жестких мер. Что такое жесткие меры? По Ленину, это исключительно зверский террор. Захват и расстрел заложников, массовые казни, грабежи и насилия, а при оказании малейшего сопротивления - поголовное уничтожение населения.
В официальных справках сегодня сообщается, что с 17 сентября 1918 по 18 июня 1919, Штернберг - член РВС 2-ой советской армии, затем член РВС Восточного фронта. Звучит респектабельно? Однако это - манная кашка для пост-советских школьников и студентов, пишущих рефераты по "истории развития революции в Удмуртии". Как бы между прочим, им до сих пор втирают в детско-недоразвитые мозги: революция должна уметь защищаться, так говорил Ленин. Следовательно, жесткие меры подавления контр-революционных выступлений были исторически необходимы... И прочий силос на навоз!
Есть однако другая сторона жизни Штернберга и Яковлевой, о которой зилоты исторической детерминации предпочитают не рассказывать. Оказывается, этот астроном-революционер высчитывал по звездам для себя "пик сексуальной активности" и со своей женой-садисткой заказывали подчиненным девушек-удмурток к этому времени.
Поставляли их ему гуртами, по 50-70 человек. Усердствовали в этом местные комиссары и командиры "бонв", в том числе и... С.Барышников. Штернберг с Яковлевой были довольны. Тем самым они осуществляли декреты советско-комиссарской власти "об отмене частного владения женщинами".
До сих пор нет подтверждений, что "декреты" были официально приняты большевицкой верхушкой, ВЦИК-ом и Совнаркомом, это верно. Однако они ловко вводились комиссарами на местах, например, в Вологде, Саратове, Вятке. Получалась как бы творческая революционная инициатива "снизу".
По этим декретам местного значения, мужья отменялись, им на смену являлись "мущины, члены трудового коллектива", а сами женщина объявлялись "достоянием всего трудового класса". В параграфе 5-ом подобного "декрета Саратовского губисполкома", например утверждалось: "Распределенiе заведыванiя отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности".
Каков механизм этой законодательной инициативы "снизу" мы уже видели. При введении военного положения вся власть, гражданская, административная, судебная, карательная и военная переходила к ревкомам, к "бонв", к "диктаторам", вроде матроса Бабкина, комиссара Хомака или астронома Штернберга. Им же переходило право на "распределение отчужденных женщин".
Что такое "ревкомы" и кто такие "диктаторы", мы уже видели.
После удовлетворения своего "пика сексуальной активности", или после изменения положения звезд, астроном-революционер сдавал гурты опозоренных женщин матросам и карателям - а куда ему было их девать?
Те утаскивали их на свои суда - как раз орудовала на юге Вятской губернии известная Волжская флотилия под общей командой Ф.Раскольникова. Обожравшись спиртом, "революционные" матросы продолжали оргии на своих баржах и пароходах. Затем кололи штыками или расстреливали женщин и сбрасывали их в реки.
Эти сотни замученных, со вспоротыми животами молодых женщин оказались частью красного террора. Это их вылавливали баграми и бредешками крестьяне по берегу Вятки, Камы и Валы.
В конце концов, навысчитывал "профессор-боевик" себе сифилис - уже в Сибири. Уехал в Москву. Там умер в 1920-ом от прогрессивного паралича. Согласно советских источников, которые очень уж настойчиво дудят в один голос, - от пневмонии, по пути в Москву. Как же, повезли человека с воспаленьем легких из Омска в Москву! Даже врать правдоподобно разучились.
Совершенно дегенеративной личностью был другой соратник С.Барышникова по "подвигам" в Вятской губернии - Г.М. Зусманович (1889-1944), в 1918 году начальник продовольственного снабжения советского Восточного фронта.
Это был открытый педераст, возивший в своем вагоне трех-четырех "адъютантов" с накрашенными глазами. Любил Григорий Моисеевич сладко поесть, пьяно попить. Практически на всех должностях в красной армии, начиная с 1918 г. и по самый немецкий плен в 1942-ом, числился по обеспечению, тыловым и интендантским службам. Либо в карательных частях.
Между прочим, есть в его послужном списке и такое назначение: с 1928 по 1935 год Зусманович был командиром и комиссаром 2-й Украинской конвойной дивизии Киевского военного округа. Вторая конвойная дивизия - это та самая, которая обеспечила военной силой "голодомор" в 1931-1933 годах, унесший жизни 10 миллионов украинцев. Ее спецподразделения блокировали въезды-выезды из сел и целых районов, обрекая жителей на медленную, страшную, голодную смерть. За свои "подвиги" Г.М.Зусманович был награжден... орденом Трудового Красного Знамени в 1932 году.
Попав в плен к немцам в 1942 году, "генерал" Зусманович требовал к себе "генеральского" отношения, много жаловался (!) лагерным и тюремным властям на недостаточно хорошую пищу и условия содержания. По сведениям его соплеменников, однажды даже ногой отшвырнул и перевернул миску с похлебкой. Словом, наглости данному экземпляру было не занимать.
Но у немцев периода Второй Мировой войны были свои методы объяснения, что миску ногой отшвыривать не надо. А именно: после тюрьмы Нюренберга, Зусмановича перевели в крепость городка Вайсенбург, а оттуда в Аушвиц, где он окочурился в июле 1944 г. и пополнил своим именем список из 6 млн. "жертв холокоста".
Еще оно действующее лицо трагедии русских и в частности, наших вятских, - Бриллиант Григорий Яковлевич (1886-1938). Уже упоминалось, что это его усилиями в наш Вятский край был введен принцип террора, как непременнейшего фактора утверждения власти большевиков.
Бриллиант был интеллектуал. Во время беспорядков 1905-06 гг. он посидел немного в тюрьме в московских Сокольниках, и позже взял вполне русскую фамилию Сокольников. Потом выехал в Европу. Проходил курс обучения в Париже, был близок к Троцкому, вместе сотрудничали в эмигрантских изданиях вроде "Наше слово". Бриллиант-Сокольников говорил свободно на шести языках. Что не мешало ему позже лично вешать и расстреливать крестьян и сжигать деревни в Вятской губернии.
Это он ввел образцом для карательных подразделений "Чертову дюжину" - нацистские зондер-команды блекнут перед палачами. Тогда же он передавал свой опыт Чевереву, насыщая карателей интеллектуальным багажом: мало убить, нужно внедрить страх в подсознание населения. Чтобы интеллектуальный багаж усваивался быстрей, Бриллиант-Сокольников, сын московского аптекаря, накачивал "боевиков" кокаином и спиртом. Действовало безотказно.
В "Чертовой дюжине" он орудовал вместе с Раисой Азарх. Обожравшись кокаином, они казнили безоружных крестьян сотнями. По воспоминаниям самой Азарх, любили каратели, например, под вечер на полном ходу на шарабанах прокатить по деревне, разбрасывая во дворы и окна гранаты. Конечно, при этом она утверждала, что в домах были белогвардейцы.
О садо-мазохистских и педерастических склонностях Бриллианта хорошо знали, например, в Британии. Когда он был назначен чрезвычайным послом в Лондон, в декабре 1929 г., король Георг V отказался пожать ему руку. Как сообщала британская пресса: по особой причине. При этом знали также, что Бриллиант трижды женат, от разных браков имеет детей.
Заходя несколько вперед, скажем, что в 1937 году Бриллиант-Сокольников был арестован по обвинению в поддержке троцкистско-зиновьевского блока. Была также арестована его третья жена Галина Серебрякова. Оба получили от Сталина 10-летние срока. Галина Серебрякова, отсидев 18 лет, вышла. До конца жизни писала лживо-коммунистические книжки. Мужу ее не повезло. Его урки в камере долго обижали, и в одиночку и по очереди, а потом и вовсе замучили до смерти в 1939-ом.
Революция дала выход самым низменным и грязным инстинктам. Среди комиссаров процветали наркомания, различные психические отклонения и тяжелые заболевания. Есть документированные свидетельства об Александре Коллонтай, о Ларисе Рейснер, жене-любовнице Ф.Раскольникова, которому она наставляла рога с каждым мало-мальски здоровенным матросом в краткие периоды между карательными экспедициями, об садисте-невротике Урицком, о наркомане-педерасте Менжинском, о знаменитой садистке Розалии Самойловне Землячке, исторгавшей сладострастные стоны при расстрелах офицеров.
Из тех, кто подавлял Ижевцев и крестьян Вятской губернии, наркоманами были Блохин, так называемый "командарм-2", вятский губвоенком С.Малыгин, получивший приказ создать Особую Вятскую дивизию, известный нам уже великий "стратег" Антонов-Овсеенко, так называемый "командарм-3" Я.Берзин, каратели Ю.Аплок, В.Азин, Крымкин, и "старый большевик" Г.Лунц, получавшие кокаин и морфий "из центра". В пьяном угаре творили свои преступления Чеверев, Кожевников, Деткин, Вахрамеев, главари вооруженных банд.
Удивительно, как это современные "историки", культурологи и прочие знатоки, до сих пор умильно обсасывающие "достижения советской власти" обошли данную тему: "Роль кокаина в "победном шествии советской власти" 1918-1921 гг. и формировании политико-командного состава красной армии".
У исследователя С.Жилина в его книге "От Прикамья до Приморья" приведен следующий документ из центрального госархива Удмуртской Республики:
"...в отношении пленных белогвардейских офицеров у т.Азина не было пощады, очень редкий офицер оставался живым, в большинстве случаев расстреливались самим т.Азиным, факт неотрицаемый, что т.Азин работает посредством какаина. Вечная Памят! т. Азину!" - свидетельствует В.Баташев (ЦГА УР, Ф. Р-1061, оп. 1, д.20, л. 7-8). Правописание источника сохранено. Что такое "какаин", думаю, объяснять не надо.
***
Вернемся к С.Барышникову и более пристально всмотримся в его личность. Удмурт по национальности, не из бедных, семья имела 5 лошадей, 4-5 дойных коров и прочую мелкую скотину типа свиней, телят, в сезон нанимала нескольких работников, как сообщил А.Гончаров.
Закончил гимназию в Глазове, на государственный кошт послан учиться в лучший университет Империи, в Санкт-Петербург. Прошел три курса обучения. В конце войны прервал занятия, поступил в школу прапорщиков, был отправлен на Румынский фронт. Там встречает известие о революции. Барышников возвращается в Вятку. В 1918-м его направляют в Глазов, где он становится военным комиссаром и возглавляет карательные экспедиции.
Как же так получилось, что удмурт-комиссар не жалел своих же удмуртских девушек, поставляя их "гуртами" сладкой садистской парочке Штернбергу-Яковлевой? Ответ мне дали земляки-удмурты: оказывается, происходил Барышников из северных удмуртов, которые исторически находились в неприятии и почти враждебности с южными кланами. Вот девушек из южных кланов и сгоняли по приказу Барышникова - и не только его одного! - интернациональная политика большевиков в действии.
У любого мужчины при виде беззащитных женщин и девушек просыпается чувство жалости, инстинктивное желание оберечь, защитить. Однако это у мужчины. У педерастов такие инстинкты подавлены их психо-отклонениями. У них развивается извращенная "женская психология": ревность, соперничество с женским полом. Когда же "соперницы" попадают в трудную ситуацию, срабатывает рефлекс: падающего - подтолкни! По С.Барышникову можно было бы, наверное, изучать все фрейдистские комплексы неполноценности.
Жестокость, с какой Барышников расправляется с жителями Святогорской волости, выдает его психические аномалии.
Только вчитайтесь в слова свидетеля, того же М.Сигова:
"...Но через неделю из города двинулся опять отряд Красной гвардии уже 150 человек и с 2-мя пулеметами. Дело принимало серьезный оборот... Красных били из-за каждой ели, с каждого дерева, в лесу и из деревни, стоящей позади... К вечеру красные прорвались через лес, рассеяли беспорядочную толпу белых и двинулись к Святогорью. Проходя по кулацко-кержацким деревням, красные предостерегали крестьян, что если по ним будет дан хоть один выстрел в этой деревне, будут жечь эти разбойничьи гнезда. И вынуждены были делать это..." (Цитируется по С.Жилин "От Прикамья до Приморья", стр. 95).
Вынуждены? Нет, жгли деревни безжалостно. Вне зависимости, было оказано там сопротивление или нет. После карателей отряда Барышникова оставались выженные села и трупы крестьян. Пройдет какое-то время, и правда всплывет в уголовном деле на "врага народа" Барышникова - в 1938-ом году. По показаниям свидетелей Перминова (местная староверская фамилия) и Степана Князева (фамилия удмуртская): "...в ходе подавления мятежа допускал бандитские проявления по отношению к мирному населению, при отказе дать масло, яйца, другие продукты отдавал деревни на разграбление, сжег 9 деревень..."
Что такое кулацко-кержацкие деревни? О кулаках мы уже неоднократно говорили: почитай, все в нашей Вятской сторонке могли считаться таковыми, сильный, богатый, трудолюбивый, умелый народ жил в наших лесах.
Кержаки, как известно, это сибирское название раскольников, то есть староверов. Весь наш лесной север был прибежищем для православных христиан, сохранивших старую веру и старый обряд.
Уже неоднократно цитированный мной А.Гончаров опубликовал целый цикл статей о староверах Удмуртии (многие на Интернете), однако важнейшим вкладом его в описание Святогорского восстания было то, что им установлено, кого С.Барышников казнил прежде всего и напоказ, при большом стечении людей: двух священников, о.Василия (Лапшина) из с.Архангельского, того самого, что когда-то дал кров и домашний уют девочке по имени Тина Вершинина, и о.Иоанна (Блинова) из Святогорья.
Обоих закололи штыками прямо во дворе Святогорского храма 13 сентября 1918 года, предварительно собрав оставшихся святогорцев "на посмотр". Святогорское восстание было жесточайшим образом подавлено. Деревни Тараканово, Рябово, само село Святогорье были сожжены и разграблены.
Рассказывала старуха Матвеевна, подруга М.К.Злобиной, крестной моей матери:
"Я сама с-под Глазова, из Тутаевских. Барышников... мы ево ненавидели... Моих трех сестер штыком заколол... Я с Иванихой в Балезино уехала, там прятались. Один мужик увез нас, добрый человек. У ее, у Иванихи-то, матерь застрелили. Она к колодцу пошла, хотела было воды набрать, солдат выстрелил и убил ее..."
У самой Матвеевны было пол-тела обожжено. У моей бабушки, Людмилы Павловны, тоже - вся левая сторона, от плеча и ниже, до пояса. Сама она не помнила, при каких обстоятельствах получила столь обширный ожог, ей было 4 года, когда красные брали и жгли Ижевск в ноябре 1918 года. А Матвеевна, которую она записала в своей тетради, была старше, ей в начале 1970-х было лет семьдесят, не меньше. Я хорошо помню эту старуху, потому что потом с бабушкой много говорили о ней, о наших родичах, свойниках, дедах, дядьях, кумовьях, по крови ли, по духу ли родных нам. Когда я спросил, как Матвеевна получила свой ожог, бабушка поджала губы: в бане погорела. И все. Молчали люди о своем прошлом.
***
Где и когда произошел этот слом в бывшем столичном студенте, в прапорщике военного времени Барышникове сказать трудно. В Петрограде ли, на фронте ли, или по возвращению в Вятку? Практически все красные палачи были явными садистами, что как известно, является видом сексуальных расстройств. И Барышников не исключение.
Цитирую А.Гончарова: "Сам Барышников вспоминал, что увидел в деревне (Тараканово): "Смотрю - убитые женщина и мальчик лет пяти. Я обратился к красноармейцам - кто это сделал? Кто убил? "Я, - говорит Коробейников (один из командиров). - Я ей кричу: стой, а она бежит. Выстрелил вверх, а она бежит, выстрелил еще и убил двоих одной пулей..."
Убить двух одной пулей? Знаток снайперского дела был этот Коробейников.
И еще о Барышникове. С детства запомнился один разговор. Мой дед, отдыхая от распилки бревен на дрова, прямо перед их домом в Игре, говорил соседу:
-Барышников твой - паскуда. Враг народа он. Свое получил...
Стоял примерно 1965 год. Сосед, с которым дед пилил бревна, спросил:
-Не забыл, Владимирыч? Уже, поди, сгнил он.
На что дед ответил:
-А тебе и память не нужна? Эх, голова - два уха...
О чем они говорили? Не моего детского разумения то было. Но если уж мой дед, самый справедливый человек на свете, сказал, что Барышников - паскуда, то так оно и останется навсегда.
 
"ВЕРНОСТЬ"
Категория: Террор против крестьян, Голод | Добавил: rys-arhipelag (07.05.2010)
Просмотров: 1106 | Рейтинг: 5.0/1