Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 13:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Олег Слепынин. Наши святые напоминают, что значит быть воином Христовым
Огромный храм – полон. На воскресную архиерейскую службу в черкасский Свято-Михайловский собор народу пришло несколько более обычного; в этот день (7/20 сентября) наша Церковь совершает память святого преподобномученика Макария, Каневского чудотворца, убитого в 1778 году.
 
Здесь заметим, что на многих православных сайтах в тексте Жития святого неверно указано местонахождение его мощей говорится: «...с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы». Сведение устаревшее. Более шести лет назад, 26 мая 2003 года, в год 325-летия прославления, мощи преподобного Макария были торжественно, через весь город, перенесены из храма Рождества Пресвятой Богородицы в новый кафедральный Свято-Михайловский собор.
 
Преподобномученик Макарий Каневский известен прежде всего как стойкий исповедник православной веры. Ему выпало жить, когда, как пишет летописец, «в больших и малых городах и селениях церкви Божии были или запечатаны, или в аренде у жидов (в современной политкорректной терминологии – у иудеев. – О.С.), имения церковные расхищаемы, монастыри разоряемы, священники гонимы, дети умирали без крещения, возрастные умирали без христианского напутствия и погребаемы были без священного молитствования».
 
В Житии святого Макария, напечатанном в 1890 году Полтавскими епархиальными ведомостями, говорится: «Латиняне обратили на него всю злобу и лукавство, желая исхитить из рук православия управляемый им монастырь (в Овруче, 110 км на севро-запад от Киева. – О.С.) А он, как мог, вразумлял униатов, предавших веру своих предков: «Вы оставили свет и возлюбили тьму, оставили Главу Церкви – Иисуса, и поклонились под ноги западного властителя церкви. Вы говорите, что имеете веру христианскую, покажите же веру вашу в делах ваших. Христианские ли ваши дела, когда вы угнетаете и убиваете христиан?..»
 
  «Настоятельство его, – говорится в старинном Житии преподобного Макария, – было скорбное». Сказано точно и вот почему. С 1638 года, когда митрополит Пётр Могила назначил святого настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (современная Белоруссия), до мученической кончины в 1678 году, все возглавляемые им монастыри были захватываемы и разоряемы. Эти годы – 40 лет! – годы его непрекращающейся битвы за Православие на территории западной Руси. Наверняка он не раз отвергал те предложения, от которых, как говорят ныне, «нельзя отказаться». Можно. Он преодолел все искушения. Кажущиеся поражения оказываются для верных Православию победой. В 1642 году пал Воскресенский монастырь, в 1656 году – Купятичский. Пинский монастырь святой возглавлял с 1656 по 1659 годы. В сане архимандрита, он руководил Овручским монастырём с 1660 по 1671 годы. В 1671 году в Овручском монастыре он остался один. Таков был террор, что вся братия разбежалась. Некоторое время преподобный подвизался в Киево-Печерской Лавре. Вскоре он возглавил монастырь в Каневе…
 
Это были годы, которые вошли в историю Малороссии как Руина. В 1669 году гетман Пётр Дорошенко, мечтая о пожизненном гетманстве с правом передачи булавы по наследству, заключил с султаном Мухамедом IV договор, по которому правобережная Подолия переходила под власть Турции. Польша стали забирать у гетмана города. В 1672 султан с большой армией, подкрепленной войском крымского хана и отрядами Дорошенко, обрушился на Польшу. Малороссийское население правого берега Днепра, разоряемое крымскими татарами и турками, массами бежало на Левобережье.
 
4 сентября 1678 года татары штурмом овладели городом Канев, ворвались в монастырские ворота. В Полтавских епархиальных ведомостях за 1890 год так описаны трагические события того дня: «Настоятель, с немногими из братии, с крестом в руках стоял против врагов. С яростию бросились нечестивые на святого мужа и, требуя денег и сокровищ монастырских, подвергли его самым тяжёлым истязаниям. «Моё золото на Небеси, – говорил Преподобный мучителям, –  а имущество Церкви – в благодати и милости Господней!..»
 
 Он пытался их вразумить!
 
 «От такого дерзновения Преподобного мучители распалялись всё большею яростию: били Преподобного, истязали его и, наконец, усекнули его голову мечём. Последние слова Преподобномученика, сопровождавшие душу его к Отцу светов, были: «...в селения Твои желает душа моя». Обитель была предана огню. «По удалении нечестивых, сошедшаяся на пепелище братия и христолюбивцы, под грудами камней и обгорелых остатков зданий, во множестве тел, мученически пострадавших, обрели всечестное тело своего отца страстотерпца, совершенно не повреждённое, облачённое в мантию, с крестом в руках…»
 
Треть тысячелетия минула с того дня. Что же для человека переменилось? Достижения технического прогресса, конечно, не в счёт. Искушения искусителя стали подлее? Ещё бы, несомненно! Открыты и в изобилии строятся новые храмы, свободно совершаются требы, работают духовные семинарии, академии… Но мы видим – вековечные враги не оставляют мечту учинить в русском Православии катастрофический раскол, в их руках законы, школы, банки, СМИ…
 
Черкассы – центр Украины; середина Днепра. С 1992 года епархию возглавляет митрополит Черкасский и Каневский Софроний, известный не только как выдающийся зодчий, но и как автор ряда высказываний, вносивших смущение в среду православных верующих.
 
 Кажется знаменательным, что проповедь в соборе в праздничный день 20 сентября 2009 года произнёс протоиерей Пётр Дмитрук, благочинный Смелянского округа, старший брат митрополита Черкасского и Каневского Софрония. Он проникновенно всем напомнил о стойкости святого преподобномученика Макария, о его верности Православию. «Он стоял и выстоял, – говорил протоиерей Пётр, – несмотря на то, что на него давила вся мощь государственной машины… Он доказал своё право называться сыном Божьим… Случается, что к нему, к его мощам, к его ручке подходит мёртвый и чувствует живое тепло, исходящее от него…»
 
В Житии, составленном нашим современником, строго и ярко сказано: «Священномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный ещё при жизни чудотворением и даром прозорливости. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранилось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами».
 
 Мощи святого были обретены нетленными в 1688 году. Потом 254 года они пребывали в городе Переяславле, в различных его храмах и монастырях, а после революционных событий 1917 года – в музее. О том, как мощи преподобного Макария попали в Черкассы, существует предание. Рассказывают, что в 1942 году рака с мощами приплыла по Днепру и была обнаружена немецким патрулём в районе моста, рака вращалась в водовороте. Каким образом мощи из переяславского музея очутились в водах Днепра, остаётся неизвестным. После разбирательства рака была установлена в Троицком соборе. В начале 1960-х, перед взрывом этого собора (на его месте к 25-летию Победы возведён мемориал «Холм Славы»), мощи были перенесены в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там они почивали почти 40 лет. Многие годы каждый четверг перед святыми мощами служится молебен с чтением акафиста. В нынешнем году, накануне праздника, мощи преподобного были помещены в серебряную, художественно исполненную раку, детали и некоторые фрагменты которой позолочены. Рака изготовлена мастерами знаменитого подмосковного Софрино на средства одного из жертвователей, благоукрасителей собора. На поверхностях имеются образы преподобного: серебряный – на наружной стенке, живописный, в полный рост – на внутренней стороне крышки. Рака и сени над ней в день праздника были украшены гирляндами цветов. Не многие из горожан, всего несколько тысяч, пришли поклониться преподобному…
 
 За два дня до праздника, в пятницу, в Черкассах зачем-то кем-то был организован некий «праздник огня» – с фейерверками и прочими будоражащими штуками. Говорят, мероприятие широко анонсировалось. В пятницу вечером, когда стемнело (может и совпадение, в этот день иудеи отмечали Новый год), на улицы вышли тысячи и тысячи человек, может, и десятки тысяч! Не иудеев, вероятно. Я проезжал в тот час на маршрутке, проехать было непросто. Во мраке огромные толпы людей, задрав головы, смотрели в небо, реагируя на взрывы, как бы по-дикарски радуясь тому, как в небе разнообразно разлетаются в стороны цветные огоньки… Тысячи голов, сотни светящихся цифровых фотоаппаратов. Головы вверх, головы вниз, вверх, вниз, как у болванчиков… Новые огнепоклонники, что ли?..
 
 Святой преподобномучениче Макарий, моли Бога о нас!
 
Категория: Светочи Земли Русской | Добавил: rys-arhipelag (06.10.2009)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0