Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Среда, 24.04.2024, 13:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Русские художники. ОДНОЙ ДОРОГОЙ ПО ЖИЗНИ КОНСТАНТИН МИРОШНИК И НАТАЛИЯ КУРГУЗОВА-МИРОШНИК. Часть 2.


«Я ИГРАЮ, СЛЕЗ НЕ ЗНАЮ…».
КОНСТАНТИН

«Я не думал никогда, что стану художником. Мне и сейчас кажется, что этот выбор сделала за меня судьба, я не стремился к этому с детства, так получилось, так Бог распорядился» - такой ответ дает художник Константин Мирошник, когда ему задают вопрос о том, как он пришел в профессию. Но, мы позволим себе не поверить мастеру, поскольку вся его жизнь всегда была насквозь пронизана творчеством. Помимо профессионального занятия живописью, Константин пишет песни, записывает музыкальные альбомы, с детства играет на гитаре. И все это у него получается легко и весело, как в известной песне:

Дум высоких, одиноких
Непонятны мне слова
Я играю, слез не знаю,
Мне все в жизни – трын-трава.

Костя родился в Симферополе 14 июня 1971 года в семье военных. Отец художника Вячеслав Владимирович служил капитаном железнодорожных войск. Семье приходилось часто переезжать с места на место. Новые впечатления, безусловно, пробуждали интерес к окружающему миру, что впоследствии переросло в желание выражать в творчестве свои мысли и настроение. Детство было наполнено постоянно меняющимися яркими красками и ощущениями, когда в обыденном и привычном вдруг виделось то, что удивляло: ливень прошел и старый намокший забор поменял цвет, а через минуту ослепительно, словно жемчуг, заблестели на листьях капли дождя. Впечатлительному и юному Косте невозможно было не взять в руки карандаш и кисть, хотя тогда еще никто не догадывался, что его ждет судьба художника. На тот момент в поле интереса мальчика были футбол и гитара.
Родители возили Костю по всей стране: Сибирь, Забайкалье, Урал, Крым, Волга, но нигде семья не задерживалась более чем на два года. К 16 годам мальчик успел сменить восемь школ.
Учебу Константин закончил в городе Горьком, в школе расположенной недалеко от воинской части, где служил в то время отец.
Посоветовавшись с родителями, Костя решил поступать в педагогическое училище. Отец и мать одобрили выбор сына, считая, что учитель это нужная и интересная профессия.
В это время Вячеслав Владимирович, Костин папа, увольнялся из армии, и в планы семьи входило возвращение на родину в Симферополь.
Мама – Наталья Петровна - посоветовала будущему художнику поступать в педагогическое училище, расположенное в старинном и удивительно красивом городке Юрьеве-Польском, недалеко от Владимира, на специальность преподавателя черчения, рисования и физкультуры. К этому времени экзамены уже закончились, но в связи с тем, что многих абитуриентов отсеяли и был недобор, Наталье Петровне удалось договориться о дополнительных экзаменах для сына.
Константин вспоминает, что тогда ему задали вопрос, умеет ли он рисовать, мальчик пожал плечами и ответил: «Не знаю, не пробовал». Экзамены были успешно выдержаны и Костю зачислили в училище.
Художник с благодарностью вспоминает своих учителей, замечательных и самобытных мастеров, умеющих полностью отдавать себя творчеству и преподавательской деятельности: Наталью Модестовну Ермилову, Михаила Владимировича Коробченко, Юрия Александровича Борисова.
Константину приходилось постигать искусство живописи с нуля – не было ни подготовки, ни практики. Вместе со своими однокурсниками он снял в Юрьеве-Польском квартиру, возвращаясь в которую после учебы, ребята тренировались писать портреты, служа моделями друг для друга.
Учителя были в меру строги по отношению к своим питомцам, они не думали о том, что кто-то из них станет известным художником, поскольку готовили наставников для школы.
Через четыре года Константин с отличием закончил училище. Сейчас художник, вспоминая студенческие годы, любит шутить, что за четыре года обучения в училище он открыл в себе талант, что умеет рисовать быстро, и дальше добавляет: «лучше быстро и плохо, чем медленно и плохо». Костя намекает на то, что училище – это самый первый его шаг в искусстве.
После защиты дипломной работы, Константин Мирошник, как лучший выпускник, был отправлен с рекомендациями на поступление во Владимирский педагогический институт. Вместе с ним пробовать свои силы в качестве абитуриента поехал однокурсник - Сергей Шкарёв, которому ребята дали прозвище «Дед» - юноша был самым взрослым в их группе.
На вступительном экзамене по живописи было дано задание написать акварелью натюрморт. Сергей и Костя были единственными из абитуриентов, кому комиссия выставила самые высшие балы – пятерки. Леонов и Изотов, талантливые владимирские художники, ведущие преподаватели института, уже видели в мальчиках своих будущих студентов. Но Костя не смог выдержать экзамен по литературе, за сочинение он получает двойку.
Перед экзаменом, Константин попросил искусствоведов из института помочь ему с материалом для подготовки к сочинению, чтобы он «непременно получил пятерку или, в крайнем случае, четверку». Искусствоведы проявили участие и дали художнику сочинение, написанное на двух страницах неразборчивым почерком. Костя заучил этот текст, и на экзамене без труда воссоздал его по памяти. Но, как признается художник, в то время он еще не слышал о писателе Владимире Набокове, а в переданных ему листах буквы были написаны неясно. Поэтому на протяжении всего сочинения Костя писал фамилию классика с ошибкой: «Напоков». Автор упоминался в тексте несколько раз, соответственно грамматических ошибок оказалось много.
Художник Леонов, видя в Константине Мирошнике талант и большой творческий потенциал, много сделал для того, чтобы помочь молодому мастеру продолжить обучение живописи во Владимирском институте, но, в силу разных обстоятельств, он оказался бессилен, набор в учебное заведение был завершен и Костя не поступил.
Сейчас художник говорит об этих происшествиях, как о судьбоносных, планомерно ведущих его к давней мечте – поступлению в Академию и возможности заниматься живописью профессионально, полностью посвящая себя искусству.
По прошествии нескольких дней Костя уже сидел на железнодорожном вокзале в ожидании поезда и сочинял песню «Старый вокзал»:

Старый вокзал греет мне душу
Расскажет мне про любовь.
Стук колес я долго буду слушать
Пока не позовет пирон.

Там северный путь мой, северный дождь ждет.
Ветер начнет отсчет, парус ведя за собой.

И когда взойдет твоя луна, и на сны похожи будут облака,
Будет ясно это дом не твой
Скажешь тихо ветру: Я хочу домой.

Художник ехал к бабушке на Украину работать учителем рисования в деревенской школе, и одновременно готовиться к поступлению в Академию Ильи Глазунова.
Мирошник с ностальгией вспоминает свою работу в школе. С восторгом отзывается о коллективе. Все учителя были молодыми, энергичными людьми, приехавшими из разных уголков страны, чтобы преподавать в маленькой украинской деревеньке.
Константин знал, что в Академию принимают художников с очень высоким уровнем подготовки, поэтому необходимо было найти преподавателя, который смог бы помочь ему приобрести недостающие навыки.
В Симферополе Костя и его мама Наталья Петровна долго искали специалиста, который смог бы стать для юноши учителем по живописи. И в Симферопольском художественном музее им дали телефон Алексея Николаевича Горохова – выдающегося копииста. Это был удивительный человек, добрый, веселый, отзывчивый. Алексея Горохова интересовало и увлекало многое. Он был не только замечательным живописцем, но и талантливым изобретателем, и виноделом. Алексей Николаевич познакомил Костю со многими знаменитыми современными мастерами, которые жили или бывали в Симферополе.
В Симферопольском художественном музее они начинаю копировать полотна Айвазовского. Копирование необычайно важно для художников. Подобная практика входила изначально в учебные программы всех лучших европейских и отечественных школ живописи, она дает мастеру блестящую профессиональную грамоту. Копирование это не механическое повторение оригинала, а освоение приемов построения формы и законов композиции. Копируя, художник осваивает технические навыки, которые дают впоследствии ощущение полной свободы в воплощении своих творческих замыслов. Суть именно такого подхода к копированию емко и образно выразил А.С. Пушкин в словах, сказанных по поводу Карла Брюллова: «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал «Афинскую школу» Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея».
Целый год Мирошник совмещал работу в школе с активной подготовкой к поступлению в Академию.
В мае, заранее выставив ученикам годовые оценки, Костя берет свою гитару, этюдник и вместе с Алексеем Николаевичем Гороховым они отправляются в Алушту, где продолжают работать целое лето. В Алуште их принял у себя искусствовед Виктор Ефимович Рудаков. Константин с восторгом вспоминает, что дома у него была потрясающая коллекция живописи, оригиналы кисти великих русских художников: небольшой этюд Врубеля, полотно Богаевского, акварельный этюд Шишкина, картина «Бахчисарай» Куприна.
Виктор Рудаков от всей души помогал молодому художнику в подготовке к поступлению в Академию, и часто говорил, что если Костя станет учеником Глазунова, то это будет их общей победой.
Узнав о том, что в Академии, помимо факультета живописи есть еще факультет реставрации и архитектуры, Рудаков и Горохов, посоветовали Косте дополнительно сделать копию иконы и архитектурный чертеж здания.
Осенью Константин поехал в Москву поступать в Академию, его сопровождала мама, которая очень переживала за сына, и понимала, что ему важна будет поддержка близкого человека.
На экзамены Мирошник взял с собой два чемодана, полностью заполненных картинами.
Поскольку своего постоянного помещения у Академии на тот момент не было, экзамены проходили в недействующем храме, расположенном на улице Маросейке. Церковь была посвящена святым бессеребреникам Косме и Дамиану, или как часто говорят у нас Кузьме-Демьяну. Символично, что будущих студентов принимали в храме, посвященном именно этим святым, поскольку наши предки молились Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте.
Костя был у входа в старую церковь, раньше всех – в 4 часа утра. Очень скоро за ним выстроилась длинная, почти на километр, очередь из абитуриентов. Костя зашел первым, разложил 600 своих работ, чем невероятно поразил комиссию. Илья Глазунов посмотрел работы Мирошника, задал ему несколько вопросов и, оставшись довольным ответами, допустил до следующего этапа, который должен был состояться через неделю. На это время Константин с матерью отправились в монастырь в Оптину Пустынь, где жили и помогали монахам по хозяйству.
Через семь дней проводилась повторная развеска картин абитуриентов, комиссия вновь смотрела работы.
Когда экзамены закончились, Константину предложили стать студентом факультета архитектуры, приемная комиссия отметила его архитектурный чертеж.
Но молодой художник мечтал учиться в мастерской живописи, поэтому, числясь на архитектурном отделении, постоянно приносил и показывал свои новые работы ректору Илье Глазунову, чтобы добиться перевода.
Старания и усердие в работе не прошли для Мирошника даром, уже через полгода он был переведен на факультет живописи. Случилось это после практики в Петербурге, когда комиссия во главе с Ильей Глазуновым признала студенческие работы Кости лучшими.
Но уже на ближайшем просмотре Константина чуть было не отчислили из Академии. На просмотре он выставил натюрморт с маской Петра I – «Гимн Петру I». В произведении сказалось желание мастера выразить свой интерес к бурной и противоречивой эпохе петровского времени, умение показать органическую связь между ставшими ныне уже музейными экспонатами атрибутами прошедшей истории. За каждым из них – судьбы людей и страны, сражения, подвиги, переломные моменты истории России времен ее первого императора. Над этой картиной Костя долго и усердно работал, обдумывал каждую деталь, каждый нюанс, но преподаватели не приняли эту работу. Мирошнику поставили две двойки и тройку, которая в итоге явилась для него спасительной, поскольку студенты, получившие по три двойки, в тот же день были отчислены. Этот случай дал Константину понять, что ему еще очень многому необходимо научиться.
Костя вспоминает, что одними из самых ярких впечатлений об учебе в Академии были месяцы, проведенные на практике в Питере. Художник рассказывает, что любимой дисциплиной в то время являлось для него копирование. Занятия по копированию проходили в Эрмитаже, куда студентов пускали за два часа до открытия. Однажды, закончив работу над копией полотна кисти Рембрандта, Костя выносил из Эрмитажа свою картину, но на выходе охранники его внезапно остановили, поднялся скандал, сбежались работники музея и произведение у художника отобрали. Как выяснилось позже, копия, написанная Костей, была настолько точной, что сотрудники Эрмитажа решили, что какой-то злоумышленник выносит из музея оригинал полотна великого мастера.
С практикой в Петербурге связано множество забавных и казусных случаев. Один из них произошел во время экскурсии в Царскосельский лицей, когда шутка Ильи Глазунова обернулась довольно смешным происшествием. Илья Сергеевич со студентами зашли в зал, в котором 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея, все ощутили величие представших перед их глазами исторических интерьеров, возможно, кому-то из учеников вспомнились известные пушкинские строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…

В этой торжественной обстановке, Илья Глазунов, всегда требовавший от своих учеников инициативы и самостоятельности в творчестве, произнес с укором: «Почему никому не пришло в голову написать картину, посвященную великому русскому поэту, например: «Пушкин сдает экзамены в лицее» - отличная тема, хорошая получится картина, любой ее у вас купит за большие деньги! Такая картина миллион долларов стоить будет! А вы ничего не делаете…».

С деньгами у студентов было трудно. Поэтому некоторые решили, что возможно совет Ильи Сергеевича действительно поможет им исправить материальное положение.
Затем все вместе отправились в Знаменскую церковь, построенную в первой половине XIX века по проекту архитектора И. Бланка. В храме, некоторые ребята начали советоваться с Глазуновым, какие книги почитать, как подойти к теме, чтобы наверняка вышло удачное произведение. Илья Сергеевич тут же порекомендовал проштудировать книгу, посвященную жизни великого поэта, которая продавалась тут же в соседнем ларьке, цена фолианта оказалась для студентов непосильной, поэтому дорогое издание так и осталось ждать другого покупателя.
Вернувшись в Москву, все художники, чтобы реабилитировать себя перед ректором, решили обратиться к теме Пушкина…
И уже через несколько недель напряженной творческой работы, один из наиболее предприимчивых студентов вышел на перрон Московского вокзала в Петербурге, держа в руках свой будущий первый миллион долларов - картину «Пушкин в Царском селе». Художник был почти уверен, что шедевр купят «прямо с вокзала», но этого не произошло. Картину удалось благополучно довести до Царскосельского лицея. Сотрудники мемориального музея встретили находчивого художника с недоумением, хотя и предложили поместить полотно в интерьерах лицея, где оно и провисело четыре года, пока мастер не забрал его обратно в Москву.
Во время своей учебы, в 1994 году Константин Мирошник принимал участие в выставке работ И.С. Глазунова в Манеже, а уже в 1995 году состоялась персональная выставка мастера в городе Юриеве-Польском, ставшем за время учебы в училище родным. В экспозиции было представлено более ста картин, которые вызвали восхищенные и благодарные отзывы зрителей.
В 1997 году Константин заканчивает Академию, его дипломная Работа «Старые книги» была признана лучшей на курсе. Руководитель портретной мастерской – профессор Хасьянова Лейла Самиуловна.
Созданию полотна предшествовала поездка Константина в Троице-Сергиеву лавру, чтобы у гробницы преподобного Сергия в горячей молитве попросить благословение на создание нового произведения. Костя совершил это путешествие, чтобы припасть к мощам великого молитвенника, испрашивая себе благословения и помощи. Многие говорят, что в этом священном месте в душу снисходит глубокий внутренний мир и спокойная решимость.
В Троице-Сергиевой лавре молодому художнику удалось в очередной раз увидеть столь любимые им места, которые некогда были покрыты дремучим лесом и являлись свидетелями уединенных молитвенных подвигов преподобного Сергия. Здесь душу Кости вновь охватило неизъяснимое чувство умиления.
Затем Костя направился в столь любимую им Оптину Пустынь, которая приютила его с матерью, когда молодой художник поступал в Академию.
Образ молодого монаха в картине «Старые книги» полон глубокой сосредоточенности и отрешенности. Он погружен в чтение старых книг и для него это становится моментом откровения, приобщения к Вечной истине.
На картине коленопреклоненная поза послушника, благоговейность жеста рук, одухотворенность его облика дают нам понять, как трепетна и искренна радость юноши, какое необычное волнение охватило его.
Свет, проникающий из высокого оконца, мягко падает на лицо монаха, на страницы раскрытых книг, вспыхивает на красно-золотистой ткани.

Крупнее
Трактовка темы духовного искания, нравственного становления человека в картине предполагает тонкий психологизм, определенную конкретизацию обстановки, искренность чувств и переживаний самого творца. Время словно замерло на мгновение, чтобы затем вновь продолжить ход. Художник воплощает свой эстетический идеал, руководствуясь христианскими представлениями о прекрасном, которое и есть высшее воплощение добра, и в понятии православного человека – действенного добра. Послушник полон внутреннего света в своем стремлении к познанию Бога.
В картине образ книги приобретает необычайно глубокое значение. Книга, особенно духовного содержания, всегда была главным, а иногда и единственным утешением для голодных и измученных, служила некоей духовной компенсацией в трудные периоды жизни, истории. Книга, говоря словами известного поэта, исправляла «боль на музыку» и всегда утверждала самоценность человеческой личности как Божеского создания, более важного, чем все государственные законоположения и формы устройства.
В книгах сосредоточена вся мудрость и вся философия жизни. Книга – это неотъемлемая составляющая культуры, создающей то, что мы называем нашим духовным миром. Духовный мир - высшая форма жизни, благодаря которой люди отходят от того, что, в сущности, является первобытным восстановлением физических сил. Если люди занимаются лишь тем, что, поглощая продукты, работают, чтобы эти продукты произвести - это круговорот первобытного человека. К сожалению, многие сейчас, по сути, так и живут. Лишь единицы выходят из этого круга, создавая в ходе своей жизни что-то поистине существенное. А люди, приобщившиеся к ним, узнают, что есть высшие формы жизни, а узнав, становятся счастливыми - как собственно люди. И в этом приобщении важную роль играет именно книга, она – главный проводник. И действительно, пожалуй, ни одна сфера нашей духовной жизни не сравнится с тем, что может дать литература – духовная, художественная, историческая.
Книга учит распознавать величие человеческого бытия. Она неразрывно связана с культурой, нашим социальным обликом, каким бы он ни был - печальным или вселяющим оптимизм.
Жанровое разнообразие живописи художника исходит от жизненной позиции самого художника, который считает, что нельзя замыкаться в себе, на своих сугубо личных переживаниях, нужно постоянно стремиться к нравственному совершенству, к божественной гармонии. Поэтому для Константина Мирошника обращение к евангельским сюжетам, или сюжетам глубоко религиозного содержания является не случайным.
Еще одним серьезным этапом в творчестве Константина является создание картины «Броненосец Потемкин» (1998). Это полотно посвящено трагическим событиям русско-японской войны. Эта героическая страница в истории русского флота была перевернута утром 15 мая 1905 года.
Атмосфера морского боя передается художником с чувством восхищения и гордости. Вспышки от взрывов снарядов ярко выделяются на фоне чернеющей зыби. Контрастность в колорите усиливает ощущение смертельной опасности, нависшей над моряками. Правда, войны не сводятся Константином Мирошником к обнаженному натурализму, что вполне в традициях русского батального жанра: перед нами не бесстрастная хроника, а переживаемая всей душей тяжелая минута гибели русского корабля.
Со временем Наталья и Константин покидают приютивший их детский садик и перебираются жить в Люберцы. Так маленькая квартирка на первом этаже становится их новым домом и новой мастерской. Художники рассказывают, что жилище было маленьким, сырым и неудобным, они называли его в шутку подвалом. В квартире водились мыши, от которых невозможно было избавиться - никакие способы не помогали, доходило до того, что Костя ловил их за хвост и выбрасывал в окно.
Именно здесь в Люберцах художники знакомятся с Александром Барыкиным. Однажды утром, стоя у открытого окна, Мирошник увидел проходящего мимо человека в шляпе, надвинутой на глаза и с собакой на поводке. Костя сразу узнал известного композитора, поскольку давно любил его творчество. Художник вышел на улицу, окликнул Барыкина, и через пятнадцать минут они сидели в доме у Мирошников и разговаривали за чашкой чая, словно старые друзья.
Так началось их знакомство. С этого дня Барыкин почти каждый день в 8 часов утра стучался в окно квартиры Наталии и Константина, и потом, сидя у них на диване, писал песни, брал уроки живописи. Благодаря беседам друзей рождались новые темы для картин, новые музыкальные композиции.
Дружба, связывающая композитора и художника, оказалась взаимообогащающей и плодотворной. Александр Барыкин увлекся изобразительным творчеством, начал создавать картины. А Константин, давно и серьезно занимавшийся музыкой, благодаря продюсерскому центру А. Барыкина выпустил компакт-диск с записью своих песен.

Наталия и Константин - необычные художники. Все свои картины они создают в соавторстве. Художники признаются, что совместная работа для них и интересна и плодотворна. Когда двое творческих людей постоянно вовлечены в процесс, нет опасности, что кто-то выдохнется на половине пути, остынет к теме, поскольку, как говорят живописцы: «соавторство – это постоянный диалог, иногда спор, поиск новых решений поставленных живописных задач, это по определению не может быть скучным».
Константин и Наталия с успехом участвуют в большом количестве выставок, о них печатают статьи, репродукции работ художников публикуются во многих каталогах, издательство «Белый город» выпустило в свет монографию, посвященную творчеству молодых мастеров.
Невероятный успех имели выставки, прошедшие в 2002 году на Волжском автозаводе и во Дворце культуры и техники ОАО «АВТОВАЗ».
Наталия и Константин продемонстрировали зрителям более семидесяти работ. В экспозицию попали все самые лучшие произведения авторов - картины на религиозно-историческую тематику, пейзажи, портреты, натюрморты.
На эту первую крупную выставку художники привезли свои монументальные полотна с изображением Владимира Мономаха, патриарха Тихона, пейзажи с красотами русской природы, церквями. Все эти вещи несут в себе идею объединения Руси, возвращения к духовным истокам. Экспозиция прекрасно демонстрировала творческое кредо авторов: «стремиться к возрождению русской реалистической живописи, воспевать в красках историю и культуру русского народа». Именно во время этой выставки молодые художники включили в свои творческие планы создание серии картин, посвященных волжским просторам. И это не удивительно, поскольку Волга всегда вдохновляла мастеров кисти: во второй половине XIX века здесь работали художники-передвижники Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан и многие другие.
Один из посетителей оставил в книге отзывов следующие слова: «В здании АВТОВАЗа часто проходят выставки, но ничего подобного мне видеть ранее не приходилось. До глубины души радостно и приятно созерцать результат работы людей поистине высокого таланта, таланта от Бога, которые, невзирая на наше смутное и конъюнктурное время продолжают говорить о красоте, о возвышенных чувствах. В этих картинах я увидел все, что способно взволновать сердце русского человека, увидел Родину».
Одна за другой проходят выставки в Самаре, Новокуйбышевске, в Московской Государственной Думе.
Интересный случай произошел во время пребывания художников в Дубаи (ОАЭ). В течение всего отдыха Наталия и Константин, неизменно в шесть часов утра отправлялись на этюды, трудились практически в течение всего дня, таким образом, по прошествии двадцати дней им удалось написать более пятидесяти работ. Руководство гостиницы, в которой жили художники, увидев их удивительные произведения, предложило организовать выставку. Мастера с радостью согласились. Успех превзошел все оживания, Наталию и Константина буквально умоляли остаться в стране, обещали предоставить все условия и возможности, для того, чтобы художники работали в Дубаи.
Настоящим событием в культурной жизни столицы стала прошедшая в 2007 году в «Новом Манеже» персональная выставка Константина и Наталии - «Высокий реализм». Мероприятие это состоялось, во многом благодаря помощи депутата Государственной Думы Константина Затулина, лично направившего запрос в Министерство культуры.
В организации выставки Мирошникам помогали и друзья, и знакомые, и поклонники таланта художников, друг семьи, поэт и почитатель искусства Иван Иванович Переверзин помог оформить многие работы в рамы.
Молодые художники всегда говорят: «Самая большая награда для мастера – это внимание, обращенное к его произведениям». И выставка в «Новом Манеже» продемонстрировала внимание искушенной московской публики к искусству Мирошников. Книги отзывов являются свидетельством того, что зрители не только признали высокий профессионализм и бесспорный талант Наталии и Константина, но и искренне полюбили творчество молодых мастеров.

ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН ПРИРОДЕ

Константин и Наталия – художники необычайно высокого таланта, ищущие, беспрестанно совершенствующиеся, несмотря на молодость уже успевшие стать классиками в своем формате. Их творческая мысль близка и понятна современному человеку, их искусство способно не только дарить зрителю прекрасные эмоции, но и с успехом служить воспитанию любви к родной земле. Сегодня они вписывают в историю отечественного изобразительного искусства новую сокровенную, исполненную поэтического видения мира страницу, создают живописный гимн природе России.
Особенности пейзажного искусства художников с достаточной полнотой раскрываются в картине «Дом в деревне Медведево» 1999 года. Это произведение вызывает особый интерес, поскольку в нем близкие мастерам мотивы среднерусской природы получили строгую, почти эпическую трактовку.

Опять мне снится по ночам
Дорога через сад.
Деревья старые скрипят
И сучьями стучат.
Опять я вижу по ночам
Пустой угрюмый дом.
Вороны грузные кричат,
Сбивая снег крылом…
(Г. Фролов)

Стены старого дома – «свидетеля судеб человеческих» хранят отзвуки былой жизни. Но сейчас он покинут и пуст, время остановилось для него, высокие окна напоены темнотой, наличники припорошены снегом. Созерцательность и образность в пейзаже уживаются вместе, и дом, словно живое существо обращается к нам с немым вопросом. Мы настолько сильно чувствуем его заброшенность и одиночество, как будто речь идет о покинутой всеми человеческой душе.
Немного грустное настроение безлюдного деревенского пейзажа определяется особым ритмом жизни русской окраины, где в тишине доживают свой век старые родовые гнезда. Глядя на эти деревянные, исполненные особого застенчивого благородства, постройки в наших сердцах неизменно начинает звучать сладостная и щемящая ностальгия, мотивы сожаления о былых временах, воспоминания о детстве, об отце и матери, о родных местах. Наталия и Константин сумели перенести на холст свое восхищение размеренным укладом деревенской жизни. В этой картине они спели гимн неповторимости российской провинции.
Интересным отличием живописи Мирошников является сочетание на одном полотне сразу двух жанров - пейзажа и портрета. Пример подобной комбинации - картина «Июль. Наташа», выполненная Константином Мирошником в 2007 году. Полотно, изображающее супругу художника Наталию на фоне летнего леса, исполнено созерцательного лиризма и поэтизации окружающего мира. Тонкое владение пленэрной живописью помогло мастеру объединить звучные красочные пятна изящной женской фигуры с мягкими сдержанными красками пейзажа, передать поэзию тихого летнего дня, гармоническую связь человека с природой. Пейзаж полон ощущения свежести и непосредственности восприятия текучей, подвижной жизни природы.
Пейзаж «Святая гора Афон» (2001 год, Константин Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник) исполнен величественного образа святого места. Главным в картине становится эмоциональное восприятие и философское осмысление жизни каждого человека в отдельности. Пейзаж побуждает нас обратиться к своей душе и найти в ней тот же чистый свет, который на полотне зримо и символически окутывает святой Афон.
Берег с горой Афон расположены в самом центре композиции, они будто парят в воздухе. Так художниками достигается впечатление недосягаемости и отрешенности святой горы от мирской суеты. Ровный, мистический, всепроникающий свет разливается по всей поверхности полотна, охватывает холмы, предгорья, воду. Но более интенсивным световым акцентом отмечено пространство у самого подножия древнего монастыря. Колорит здесь тонко подчеркивает настроение и идею произведения.
Трепетное волнение охватывает зрителя благодаря необычайной торжественности живописного строя пейзажа. Это связано с тем, что Константин и Наталия создали произведение, наполненное глубокими философскими раздумьями о времени, о себе, о человеческой судьбе. Катрина «Святая гора Афон» – это величественный рассказ о непреходящей красоте земли, о гармонии мира.
Тихой печалью и грустью наполнено произведение «Дорога», созданное Константином Мирошником в 2000 году. Тема путника, покидающего отчий дом, казалось бы, столь знакомая, издавна привлекает многих художников именно глубиной и обилием ее значений и прочтений.
В этой картине-размышлении мастер, передавая поэтический образ мест, где он прожил многие годы, обращается к архетипам нашего сознания, к образам родины, странника, пути. Но ностальгическая печаль художника светла, ведь дорога – это символ будущих перемен, новой жизни.
Мы всматриваемся в самую глубину пейзажа, взгляд охватывает бесконечные, погруженные в голубоватую дымку бескрайние дали, и что-то неясное начинает просвечиваться сквозь эту зыбкую серо-голубую завесу – в нашей душе, постепенно, один за другим возникают образы из детства, лица близких людей, друзей, старый отчий дом.
Все эти фрагменты, всплывающие в памяти, складываются в отдельный рассказ, исполненный душевного тепла. Картина «Дорога», заставляющая нас обратиться к своим глубинным чувствам, к воспоминаниям, может быть близка каждому человеку, поскольку художественный образ, который использует Константин, превращается в символ жизненного пути человека, а своеобразие пейзажного вида, отсылает нас к памяти, которая хранит воспоминания о родном доме.
Композиция пейзажа «Дорога» строится на гармоничных соотношениях широко раскинувшейся долины и вертикали полотна широкой тропы. Плавные композиционные ритмы придают картине эпически-песенное начало. Общему приподнято-величавому строю произведения вторит и колорит. Цветовая гамма полотна, несмотря на всю её сдержанность и приглушенность, разработана художником с большим разнообразием оттенков, противопоставлением и сближением тонов.
Многие пейзажные образы, кисти Константина и Наталии, обладают подлинно эпическим жизнеутверждающим звучанием. Ярким тому примером могут служить такие произведения, как «Старая липовая Аллея» (1995), которая восхищает мощной пластикой дуплистых, словно изборожденных морщинами стволов и свободно раскинувшихся ветвей, полотно «Сосны» (1999), создающее впечатление таинственного покоя летней природы. Особенно убедительно лучшие качества живописи художников выступают в картине «Лес» (2007), отличающейся необычайной свежестью в выборе пейзажного мотива и чертами своеобразного пленэризма.
На полотне старые вековые деревья изображены почти с портретной достоверностью. Прекрасная по качеству живопись в сочетании с мягкой и ясной воздушностью, подробная разработка деталей в созвучии с композиционной обобщенностью помогли художникам одновременно передать буйную силу и светлое, радостное ликование природы.
Всю поверхность полотна занимают прямые словно иглы, устремляющиеся своими верхушками к небу стволы корабельных сосен. Лаконизм и строгий ритм этих вертикальных форм зрительно почти нивелируется, благодаря использованию выразительных световых и красочных эффектов.
Свет здесь является одним из средств передачи лирического, эмоционального содержания летнего леса. Переменчивое освещение, таинственная дымка, окутывающая мягкой пеленой деревья, придают изображению легкость и воздушность. Это произведение, казалось бы, простое по содержанию пленяет своей одухотворенностью и мечтательностью, завораживает атмосферой мистической таинственности и тишины.
Необычайно интересной является серия произведений, относящихся к 2001 году, выполненных в результате путешествия Мирошников в Объединенные Арабские Эмираты.
В Дубаи художники ни на миг не расставались с кистью. Всё, что окружало их ежедневно, становилось предметом зарисовок. Результатом двадцатидневного отдыха стало создание более пятидесяти этюдов. Экзотическая и первозданная природа востока в картинах Наталии и Константина буквально очаровывает зрителя. Эта серия этюдов открывает для нас своеобразный, таинственных и прекрасный мир, очаровавший художников.
Этюд «Эмираты», выполненный Наталией полон умиротворенности и покоя. Яркость красок моря и неба смягчается цветом песчаной полосы берега и тонким колоритом приглушенной зелени экзотических растений. Здесь художница подчеркивает естественный покой, гармонию и вечное, незыблемое величие природы.
Картина «Персидский залив», также принадлежащая кисти Наталии Кургузовой-Мирошник, написана светлыми незамутненными красками, для нее характерны тонкие и мягкие соотношения цвета, который блестяще передает характер восточной природы и архитектуры.

Борисова Марина,
искусствовед

http://kn-miroshnik.ru/


Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (31.12.2009)
Просмотров: 5885 | Рейтинг: 5.0/6