Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 03:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Архим.Феодосий(Алмазов).Мои воспоминания(Записки соловецкого узника). ГлаваIV. Религия, Церковь и большевизм в России до 1931 г. (1)

Религия и церковь в России большевизмом неслыханно преследуются до полного уничтожения. Никакой свободы религиозной в России теперь нет. Через «Союз безбожников» большевики хвалятся совершенно уничтожить религию во всех ее видах. И собираются сделать это очень скоро. С 1927 г. до побега из ссылки в 1930 г. я был лишен возможности наблюдать «свободную» жизнь России, почему в своем систематическом заключительном обзоре пользуюсь высокоправдивой речью архиеп. Кентерберийского, произнесенной им в парламенте в марте 1930 г.[1] Как свидетель, обладающий полной способностью видеть, слышать, понимать и оценивать происходящее, утверждаю полную правду речи главы Англиканской церкви. Речь совершенно объективно излагает строго проверенные факты на основании беспристрастных точных сообщений. Оратор пользовался помощью четырех ответственных лиц, двое из них тесно связаны с Россией, двое, как люди ответственные, привыкли подходить с оценкой к свидетельским показаниям. Видно, что они обладают массой независимых сведений, доставленных от главных представителей Православной церкви, баптистского исповедания, евреев. Ими прочитаны многие донесения очевидцев, только что возвратившихся из России, равно как и частные письма из разных епархий ее.

Он читал апологию религиозной политике Советского правительства. По мнению большевиков в целях практического осуществления коммунизма, старый мир должен быть уничтожен, его умственная и экономическая структура должны быть устранены, все корни старого мира должны быть вырваны; наиболее же старый и самый твердый из этих корней — это вера в Бога. Луначарский изобразил ее как «отвратительный призрак, который причиняет такое дьявольское зло всему человечеству на всём протяжении его истории».

Ленин требовал от коммунистов обязанности быть атеистами, бросить в массы самую разнообразную атеистическую пропаганду. Эта антирелигиозная пропаганда является существенной частью экономической политики. Они связаны вместе. Религия фанатического атеизма не может быть отделена от политики и экономики. Наоборот, учение всякой религии должно быть рассматриваемо как контрреволюционное деяние. «Безбожник» — журнал антирелигиозного Союза безбожников, приводя проповедь баптиста: «Мы, проповедники Евангелия, должны поднять наш голос для проповеди Божьего слова мира и братской любви; мы должны объявить всем борющимся классам, что все люди братья, сыны своего Небесного Отца», — доносит об этой проповеди как об активном наступлении на безбожников, марксизм и материализм, а это означает борьбу против большевиков и советской власти.

По мнению большевиков, всякая религия противна Советской власти. Церковь, молитвенный дом, синагога, мечеть — все одинаково объявлены врагами социального опыта. По мнению коммунизма, все они одинаково являются по своей сущности контрреволюционными деяниями. Действительно, в продолжение 13 лет (до 1930 г.) в России идет — это удостоверяю — отчаянная борьба за душу народа.

Напряжение борьбы может усиливаться или ослабевать, меры могут менять направление или даже смягчаться по требованию момента, но искоренение религии из души народа останется существенной частью политики большевиков. Идеал нового мира, нового человека, освободившегося от страха Божия, от скорбного Божественного изображения Спасителя — этот большевистский идеал схвачен со всею смелостью веры фанатической религии.

В борьбе между идеалистическими нормами религии, с одной стороны, и материалистическими устоями народившегося коммунизма, с другой, три периода: I — 1918-1923 гг.; II — 1923-1928 гг. и III — 1928-1931 гг. За первый период более чем 8000 епископов, священников, монахов всех степеней и видов были преданы смерти без суда, по заочному приговору. Во второй период, когда Ленин объявил новую экономическую политику (НЭП), борьба против религии ослабела, точнее, отошла на второй план.

Приблизительно к этому времени большевики создали свою «Правительственную» (!) православную церковь из худших элементов клира, именуемую «Живой церковью», а в более приемлемом виде «обновленческой» церковью. Но эти опыты потерпели неудачу, как и опыт создания григорианства и сергианства уже без всякого изменения учения и быта церкви (1926-1927 гг.). Даже Святейший Патриарх Тихон перед смертью признал приемлемость Советской власти (впрочем, навязанное ему «завещание» им не подписывалось и потому подложно — это скверная работа ОГПУ) под влиянием заметных успехов НЭПа. Это было время, когда большевистский волк спрятал свои зубы и показал чужой лисий хвост и ласковые взоры проститутки.

Но с укреплением Сталина при руле государственного корабля, осуществление коммунизма вступило в новую полосу. НЭП, объявленный, по словам Ленина, «всерьез и надолго», постепенно отбрасывается. По-видимому, идет девятый вал. Возродилась антирелигиозная борьба с ужасной силой. Луначарский сказал, что «религия подобна гвоздю — ударишь по головке, он только глубже садится». Наступила эра искоренения религии. «Союз безбожников» на конгрессе постановил искоренить религию в течение трех лет — до 1932-1933гг. Церковь православная в развалинах. Организация ее рассыпалась. Теперь мне уже нет дела до религиозных течений, признавших Советскую власть в надежде спасти обломки этой организации. Убежден, что эти надежды нелепы.

Сначала нерешительно, а потом с настойчивостью взялись за устранение из школы религиозно настроенных учителей и учеников. Началась острая борьба идеализма и материализма в школе. Сначала велась бесплодная агитация, которой учителя сопротивлялись. Потом инспекторы антирелигиозной пропаганды постепенно изъяли из школ идеалистически настроенных работников.

Привожу примеры из школьной жизни. Дело было в школе под Москвой. Ученики заполняют анкету о вере в Бога. Одна ученица написала, что она не верит в Бога. Ее родители очень религиозны, как и сама девочка 12 лет. Она объясняла свой ложный ответ: «Если бы я написала иначе, учитель в следующую чистку школы уволил бы меня». В другой школе ребенку предлагают молитвой просить хлеба сначала у Бога (хлеб не появляется), а потом у Ленина: хлеб выдается голодному. Утверждаю, что эти примеры далеко не единичны, хотя и очень рельефны.

Статьей 59 Конституции 1925 г. служители религиозных культов объявлены эксплуататорским классом, лишены выборного права (им и раньше никто не мог пользоваться), права участия в профессиональных союзах. С 1929 г. лишены права получения пайковых кооперативных книжек и получения продуктов из кооперативов, что при полном отсутствии частной торговли грозит пастырям и их семьям голодной смертью, ибо верующие не могут помогать своими продуктами пастырям, потому что пайки очень малы и регулярно не выдаются. Пастыри — такова политико-экономическая система — лишены возможности получить комнату в муниципализированных домах (а других на правах собственности теперь, вероятно, и нет). Церковь не может иметь капиталов, ибо налоги всегда выше действительных поступлений и иногда покрываются специальными секретными сборами. Еврейскую синагогу уведомили, что она нуждается в ремонте — первый признак скорого закрытия. Правление запросило от своих членов средства для исполнения ремонта. Правление синагоги было немедленно посажено в тюрьму, некоторые из его состава имеют свыше 70 лет, а синагога обращена в то, что крикливо называется «домом культуры».

Статья 17 Декрета от 8 апреля 1929 г. говорит: «религиозные общины не могут оказывать материальной помощи своим членам, устраивать для детей, молодежи, юношей и женщин специальных богослужений или внебогослужебных собраний, групп, обществ для библейского или литературного чтения, шитья, работы или обучения религии, устраивать экскурсии, детские площадки, публичные библиотеки или читальни и организовывать санатории или медицинскую помощь». Очевидно, Церкви запрещена всякая благотворительная деятельность, как добавкой 1929 г. к Конституции 1925 г. ей запрещена всякая религиозная пропаганда. Хотя вернувшиеся за границу из Москвы и Ленинграда видели переполненные молящимися церкви и слышали умилительные хоры церквей, очевидно, что эти редкие, немногие церкви были полны только потому, что массы других церквей были закрыты. Религия в массах еще держится в силу своей неистребимости из души человека, но общественная жизнь Церкви уничтожена, а богослужение подвергнуто изнуряющим стеснениям.

Какие налоги платит служитель культа? Это видно из доклада украинского обновленческого Синода большевикам. Духовенство платит: 1) подоходный налог по норме для нетрудовых элементов; 2) самообложение, начисляемое по норме сельскохозяйственного населения; 3) сбор на хлебозаготовки; 4) сбор на заготовки в семенной фонд; 5) сбор на заем индустриализации; 6) особый налог на лишенцев; 7) налог на ликвидацию безграмотности. Оно принуждено отдавать больше поступлений, дополняя недостающие суммы продажей вещей и имущества. Несмотря на то, что сфера деятельности духовенства сокращается, и оно прогрессивно беднеет, обложение увеличивается, и духовенство (обновленческое — его доклад цитируем) массами покидает храм, профессию и отрекается от сана. Сбитые с толку гонениями на религию и отходом из нее служителей культа, религиозные массы — по докладу Синода — прибегают к подпольным формам религиозного сектантства. На селе разливаются секты апокалипсистов, краснодраконовцев с явно антисоветским уклоном. Православные в ряде местностей пробуют устраивать моления и даже проповедь без священников в виду их отхода и отсутствия. Советская власть — власть антихриста, представители ее красные драконы, с ними не нужно идти на военную службу, платить налоги, регистрироваться. Царство антихриста знаменует собой скорый конец мира в 1932-1935 гг. Не нужно коллективно обрабатывать землю в виду конца мира.

Обновленцы признаются, что их «попы» в некоторых местах оставляют рясу в количестве до 50%. Подтверждаю, что случаи отречения замечены и у православных пастырей. Один из петроградских протоиереев (с семинарским, кажется, образованием, забыл его фамилию), отрекшись от Христа, даже читал лекции и вел диспуты, утверждая, что Спаситель не воскресал из мертвых (лекция в 1924-1925 гг. у Нарвских ворот). Также мой товарищ по Московской духовной академии Владимир Александрович Тихомиров, окончивши ее первым, читал в Харькове, где был до революции преподавателем философии в семинарии, антирелигиозные лекции. Союз безбожников, поддерживаемый военной силой большевиков и руководимый ими, делает свое злое дело — разлагает своими гонениями иерархию.

По сведениям Кентерберийского архиепископа в 1928 г. закрыто 359 церквей, 78 монастырей, 57 синагог, 38 мечетей. Советская печать сама говорит о сотнях церквей закрытых в 1929 году. Вторично дополняем речь Кентерберийского архиепископа сведениями из свежих достоверных источников. Осквернены мощи свт. Митрофана, еп. Воронежского. Первое их кощунственное вскрытие состоялось еще в 1919 г. Теперь святые мощи извлечены из раки и переданы в краеведческий музей. Будут вскрыты и подвергнуты той же участи святые мощи свт. Тихона Задонского. Останки о. прот. Ивана Ильича Сергиева, чудотворца и молитвенника неустанного, погребенные в Петрограде, на Карповке, в женской обители о. Иоанна, им устроенной, после ее закрытия похоронены на Волковом кладбище, что пришлось сделать ночью из опасения народных волнений. В 1920-1921 гг. по всей Сибири были произведены вскрытия и осквернения святых мощей, причем мощи Иркутских святителей Иннокентия и Софрония удалось скрыть. Мы всегда утверждали, даже в проповедях, что святые мощи во многих местах России скрыты, но явит ли их миру милосердный Господь — это тайна Его всемогущего промысла. За сокрытие святых мощей епп. Иннокентия и Софрония все подсудимые, конечно, были расстреляны. Мощи свт. Иоасафа Белгородского выставлены в музее, в Москве на Петровке, на поругание. Замучены большевиками:

1) Святейший Патриарх Тихон — отравлен.

2) Владимир, митр. Киевский. Побои прикладом винтовки и штыковые раны.

3) Вениамин, митр. Петроградский — расстрелян.

4) Гермоген, архиеп. Тобольский — утоплен, привязанный к колесам идущего парохода.

5) Андроник, архиеп. Пермский, искалеченный, живым закопан в землю.

6) Платон, еп. Ревельский — обращен в ледяной столб.

7) Феофан, еп. Соликамский — утоплен зимой в проруби.

8) Исидор, еп. Самарский, посажен на кол.

9) Амвросий, еп. Свияжский, привязанный к хвосту лошади, убит.

10) Митрофан, архиеп. Астраханский, медленно убит.

11) Леонтий, еп. Царевский.

12) Василий, архиеп. Черниговский.

13) Иоаким, архиеп. Нижегородский.

14) Никодим, еп. Белгородский.

15) Макарий, еп. Орловский.

16) Лаврентий, еп. Балахнинский.

17) Пимен, еп. Верненский.

18) Мефодий, еп. Павлоградский (Павлодарский).

19) Герман, еп. Вольский или Камышинский.

20) Варсонофий, еп. Кирилловский.

21) Ефрем, еп. Селенгинский, сожжен заживо.

22) Мефодий, еп. Акмолинский.

23) Симеон, епископ.

24) Иоасаф, архиеп. Крутицкий.

25) Агапит, архиеп. Екатеринославский.

26) Никодим, архиеп. Симферопольский.

27) Василий, еп. Каневский (Богдашевский).

28) православный священник с. Дедино Себежского уезда, убит.

29) православный священник с. Засихино Себежского уезда, убит у алтаря.

30) православный священник того же уезда с. Слободки, повешен.

31) православный священник с. Турковщины был живьем прибит к царским вратам, а затем расстрелян.

32) Священник Павленко, диакон Биднов и четыре мирянина в с. Пески Николаевского округа, защищавшие храм от ворвавшейся туда безбожной процессии, расстреляны.

33) в Веневе Тульской губернии настоятель храма протоиерей Чугунов и несколько мирян расстреляны за протест против закрытия храма.

34) Иерофей, еп. Никольский, убит агентами ГПУ.

35) Филарет, еп. Костромской, замучен голодом.

36) Петр (Зверев), архиеп. Воронежский, в Соловках, выздоравливая от тифа, был отравлен, отпет мной.

37) Иларион, архиеп. Верейский, в Соловках пробыл более 6 лет, был в Петрограде болен тифом и отравлен 28 декабря 1929 г. (см. книгу Зайцева «Соловки»).

Мне известно, что в ссылке находятся следующие лица:

1) Борис, архиеп. Рязанский (был и в Соловках).

2) Петр, митр. Крутицкий, с 1925 г. в тюрьмах, а теперь или умер или на о. Хэ в Обской губе.

3) Кирилл, митр. Казанский, с 1922 г. в ссылке — устье р. Енисей. Умер.

4) Арсений, митр. Новгородский.

5) Никандр, митр. Московский — в Туркестане.

6) Парфений. еп. Ананьевский, в Киргизском крае.

7) Павел, иеромонах, там же.

8) Смарагд, Феофан, Евгений — иеромонахи, в Нарымском крае.

9) Антоний, еп. Мариупольский, в ссылке в Енисейской тундре.

10) Иоасаф, еп. Дмитровский (кн. Жевахов), там же.

11) Корнилий, архиеп. Екатеринбургский, в Нарымском крае (Каргасок).

12) монах Наум Волков получил четыре года тюрьмы и пять лет «поражения в правах» за составленный им листок с призывом к покаянию.

13) Амвросий (Полянский), еп. Подольский, место ссылки не известно.

14) Василий, еп. Лубенский, место ссылки не известно.

15) Мануил, еп. Петроградский (последний нетверд), место ссылки не известно.

Количество епископов в ссылке равняется 200 человек. В 1929 г. в декабре из Москвы сослано 60 человек духовенства. В 1928 г. из Петрограда выслано до 80 человек духовенства и мирян (Андриевский, Мейер, Аскольдов — религиозно-философское общество). Последние обновленческие журналы закрыты в 1928 г. Воспрещено печатать богослужебные книги. Из церковных библиотек изъяты все богословские и философские книги. Обновленческие академия и прочие школы закрыты в 1928 г. Всё духовенство Курской губернии нашло себе убежище в Харьковской епархии. Там шло массовое закрытие храмов. Весной в Харьковской тюрьме сидело 70 лиц местного духовенства. Закрыты все церкви и отданы под клубы и школы в селах Петропавловского округа Омской епархии. В Рыбинске закрыты три церкви, а колокола со всех 270 храмов Рыбинского округа отданы на нужды государства. В Острогожском уезде закрыта церковь за убийство «председателя коллективного хозяйства». В Актюбинском округе закрыты двадцать церквей. В Вольском округе закрыты две церкви и отданы под клуб и кинематограф. В Кашине закрыто 16 церквей, в Бежецке закрыто пять церквей. В Ядринском районе все церкви отданы под школы крестьянской молодежи. В Винницком округе закрыто три церкви. Церковь в Старой Белице отдана под клуб, а в с. Пересветов — под ссыпной пункт. В Мологе закрыт собор, а в селах Глебове и Погорелке церкви переданы под народные дома. В Петропавловске приговорен к расстрелу свящ. Подборов за систематическую агитацию с церковного амвона и за «призывы к антисоветским выступлениям» — несомненно выдуманное обвинение. Утверждаю, что подобных призывов теперь (1927-1930 гг.) никто не делает, да и церковная проповедь теперь почти угасла.

Закрыта Киево-Печерская Лавра, ее помещения отданы коммунистическому клубу. Украинские большевистские организации постановили закрыть все церкви г. Киева. Ценности Лавры еще в 1922 г. ограблены большевиками, а святые мощи ближних и дальних пещер преданы поруганию. В Саратове закрыт православный собор и отдан под научный комитет сельскохозяйственного института. В Подольске закрыта Воскресенская кладбищенская церковь и отдана под музей. В Гандже устроен театр рабочей молодежи. В Черкасском округе закрыто шесть монастырей, а имущество передано сельскохозяйственным коммунам. В Моздоке закрыт армянский собор. На Петроградском военном кладбище сняты кресты в «фонд чугунного лома». Решено снять кресты на всех православных кладбищах России. Подтверждаю, что в Соловках это постановление приведено в исполнение в наше там пребывание.

«Главнаука» (большевистское учреждение) постановила разобрать часовню в Летнем саду в Петрограде. Поднялся большой спор между «Главнаукой» и газетой «Правда» по вопросу о разрушении зданий Московского Симонова монастыря — сам он, конечно, закрыт. Щусев пишет: «рабочие (?) собираются без всякой надобности уничтожить военные сторожевые Симоновские укрепления, которые являются одним из лучших памятников древней архитектуры». «Главнаука» согласна на уничтожение Симоновского собора, а «Правда» требует сноса стен обители. Дни ее сочтены. Монастырь взорван. В Кронштадте на куполе закрытого чудного морского собора установлена бронзовая фигура Ленина. Андреевский собор (там же), где служил о. прот. Иоанн Ильич Сергиев, разрушен.

Петроградский Совет (большевики) постановил в течение 1930 г. передать на нужды промышленности все колокола петроградских церквей. Свято-Духовский Охтинский собор закрыт и отдан под клуб. Церковь св. Алексия, человека Божия, закрыта «для красного уголка». На Больше-Охтенском проспекте закрыта Покровская церковь; Николо-Чернореченская церковь и Никольская часовня в Лесном. Грузинская церковь на Георгиевской улице. Покровская церковь на Колпенской площади, церковь Михаила Архангела. Никольский собор на Садовой, Серафимовская, Ушаковская и Успенская церкви за Нарвской заставой — все они (как и многие другие Петроградские церкви) закрыты. До основания снесена Екатерининская церковь на Старо-Петровском (угол Рижского проспекта) проспекте — деревянная церковь при ней уничтожена еще в 1922-1923 гг. В этом (юго-западном) углу Петрограда, мне особенно хорошо известном, теперь открыта, кажется, одна только церковь — Гутуевская. Все остальные закрыты. Закрыты Казанский, Исаакиевский и Воскресенский на крови соборы. Закрыты Варшавская церковь, Афонское подворье, Измайловский собор и все храмы, включая Новодевичий монастырь по Забалканскому проспекту. Не знаю судьбы церквей Донской лавры, но монахи из нее изгнаны все давно.

Троицкая Лавра закрыта и большевики расхищают ее сокровища. Советская газета «Вечерняя Москва» сообщает об этом ужасающие подробности. После удаления ученых, ведавших музеем Лавры, комиссаром ее был назначен коммунист Злинченко. Он «буравил стены, раскапывал могилы, перетряхивал древние скелеты в поисках несметных богатств». Он переименовал башни, церкви, корпуса, дав им революционные названия: «келья» имени Октябрьской революции», храм «имени Коминтерна» и т. д. Старинную религиозную живопись на храмовых стенах велел замазать и покрыл их портретами революционных вождей (Калинина, Буденного и др.). Москва убрала Злинченко и прислала Федика (не Кефика ли, заведующего церковным столом Московско-Нарвского района?). Началось в Лавре превеликое пьянство (Кефик, действительно, пьяница — это мне было хорошо известно). Драгоценные вещи берутся из витрины якобы для научной проработки на дому и не возвращаются. Охрана музейных ценностей поставлена из рук вон плохо. Мы имели несказанно завидное счастье учиться в самой знаменитой Московской духовной академии, которая помещалась в Лавре. Лаврскую ризницу знаем, ее посещали, и даже ее редкости объясняли богомольцам в годы студенчества. Алмазы, бриллианты, золото, серебро, несомненно, расхищены в год изъятия церковных ценностей (1922 г.). Здесь речь идет о ценностях археологических, которые ворами распродаются на сторону, за границу. Какие там были митры, панагии, кресты всех типов, священные сосуды, Евангелия и т. д.!

В бытность инспектором Новгородской духовной семинарии (1903 г.) мы посещали знаменитый тысячелетний первоклассный Юрьевский монастырь, где когда-то был настоятелем подвижник архим. Фотий со своей сподвижницей графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, его почитательницей. Она перестроила обитель, поднесла в дар настоятелю и монастырю чудные бриллианты, изумруды, украшенные или священные сосуды, напрестольные и архимандричьи кресты, панагии, Евангелия и т. д. Мы видели эти ценности и восхищались ими. Даже в нас они возбуждали чувство национальной гордости, что же говорить о верующей массе, которая молилась за литургией, когда употреблялись эти драгоценности. А чудная колокольня с массой колоколов, из которых наибольший весил 1000 пудов (16000 кг.). Чудные настоятельские покои с обилием мебели, ковров и часов. Громадные благоустроенные братские корпуса. Этой обители нет теперь, как и от других обителей земли Новгородской остались только здания, населенные людьми, чуждыми христианской культуры. Это обители: Тихвинская, Валдайская, Белозерская и другие с их драгоценностями. Противные христианству речи раздаются в этих зданиях, где раньше молились и каялись, твердою стопою следуя заветам Спасителя. Из-за погони в обильной земле за хлебом, салом и мясом, народ бросил духовную пищу Христову и потерял всё свое достояние.

А что сказать о Патриаршей ризнице, которой мы управляли около полутора лет (1904-1905 гг.)? Мы варили св. миро в трех тяжелых серебряных вызолоченных котлах, переливали его после отстоя гущи (из 30 веществ) в два других тяжелых серебряных вызолоченных котла, а оттуда разливали его в 36 больших серебряных кувшинов — все это громадная ценность. А сколько в Патриаршей ризнице было золота, серебра, драгоценных камней на крестах, митрах, Евангелиях и священных сосудах, жемчуга на облачениях, плащаницах и покровах и т. д. Мы говорили о том, «что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1Ин. 1, 1). Ведь это было национальное достояние. Ведь это не «попам» принадлежало, но только ими тщательно охранялось и передавалось от поколения в поколение. На этих ценностях воспитывалась гордость народная, национальное самосознание. И всё это в силу подлой агитации верующий народ потерял, а большевики, пользуясь невежеством народным, забрали в свои цепкие лапы на пропаганду всемирной революции.

Лишь только Почаевская лавра (в пределах Польши) осталась цела и сияет своим православием всему Востоку. В Новгороде и Старой Руссе большевиками закрыты церкви для устройства зерновых складов. Колокола, конечно, отобраны: тысячу лет они собирали верующих в храмы на молитву, ну как уважать толпу, которая сегодня молится Богу, а завтра поддерживает и хвалит слуг сатаны? В Москве закрыта церковь св. Антипы. В Петрограде закрыта церковь св. Мирона на Обводном канале и часовня в домике Петра Великого. В Пскове запрещен колокольный звон. В с. Белом Боровичского округа закрыта церковь. Снесена в Москве часовня Иверской Божией Матери. В Москве запрещен звон колоколов. В храме Воскресения на крови (Петроград) музей революции. По «Известиям» от 22 марта 1929 г. в 1928 г. закрыто 354 церкви, 88 монастырей, а в 1929 г. закрыто гораздо более 253 церквей, как предполагалось.

Харьковский Николаевский кафедральный собор взорван. За 10 лет (по 1927 г.) на Украине закрыто 2573 православных храмов, а всего культовых зданий закрыто — 3384. За 1928 г. на Украине закрыто 79 церквей; за 1929 г. — 154 православных церкви, 11 монастырей; за 1930 г. — 42 церкви.

По всему Союзу за 1929 г. православных церквей закрыто 333, а всего культовых зданий закрыто — 422. Храм Рождества Богородицы в Москве на Петровке разрушен. Храм Вознесения Господня в Нижнем Новгороде взорван в престольный праздник. Саровский, Дивеевский, Оптина пустынь, Нилова пустынь, Новоиерусалимский, Донской, Данилов, Николо-Угрешский (в Москве), Спасо-Яковлевский (в Ростове), Спасо-Евфимиевский Суздальский монастыри закрыты и разрушены. Исаакиевский в Петрограде, Софийский в Новгороде, Владимирский в Киеве превращены в антирелигиозные музеи. По последнему сообщению «Главнауки» 6000 храмов исторического значения, находившиеся на учете комиссии охраны памятников старины и искусства, снимаются с учета и отдаются на слом. Весной 1929 г. в Харькове из 28 храмов было закрыто 12. У всех остальных отобраны колокола. По газете «Труд» в 1928 г. по всему Союзу (Россия) было закрыто более 1000 церквей. В последние три месяца 1929 г. закрыто 989 храмов. В Москве из 675 церквей остались открытыми 287: неудивительно, что они в праздники переполняются. Это было еще до последней самой страшной волны антирелигиозных преследований.

Выработана и проводится «антирелигиозная пятилетка». Ярославский, главарь атеистов и председатель Союза безбожников, заявил: «Для того, чтобы уничтожить оставшиеся 30000 церквей со всеми попами, достаточно одного росчерка пера, это мы знаем, но мы совершенно не знаем, что на это скажет 140 миллионов народной массы». Если Ярославский валит всё в одну кучу, то, значит, он разумеет и мечети, и синагоги, и молитвенные дома, и православные храмы, ибо в России православных гораздо меньше 140 миллионов. В таком случае, значит из 70000 православных храмов до революции теперь осталось открытыми не более 18-20 тысяч, по грубому расчету, ибо точная статистика в условиях советской жизни и политического ее террора невозможна[2].

Очевидно, еще боятся. Мы представляем вниманию будущего историка все данные, которые мы могли добыть, сопоставить и обсудить их правдивость, в надежде, что историк не забудет их наряду с другими ценными и верными фактами, ориентирующими его ученую работу, и сделает свои беспристрастные выводы. Если же наши данные будут по сему вопросу (об уничтоженной христианской культуре в России — ведь из-за этого ожидаемого результата борются две стороны: большевизированная толпа и редкие, но стойкие ряды верующих христиан) единственными, то ценность их для будущего историка еще более неоспорима, ибо мы искали только истины правды.

Продолжаем речь главы Англиканской церкви, дополняя ее характерными штрихами. В деревнях происходят бунты из-за чрезмерного обложения духовенства. Все судебные дела, касающиеся религии, считаются контрреволюционными. В мае 1929 г. на съезде Советов из конституции выкинут параграф, говорящий о свободе религиозной пропаганды. Что всякая религиозная пропаганда с точки зрения атеистов-большевиков является контрреволюционной, это мы знаем и проповедовали давно, но само закрытие и самоликвидация обновленческим Украинским собором автокефальной «православной» церкви, как он ее именовал, подтвердили наши воззрения с необычайной яркостью. Эта, с позволения сказать, «церковь» всячески угождала украинской советской власти, выполняла ее законы, признавала на всех площадях и улицах «правду социальной революции», за что верующие массы презирали «липковских» архиереев, иереев и пр. приспешников, всё же в лице своих деятелей подведена была под удар ГПУ. За «участие» в «Союзе освобождения Украины» (дело профессора-академика Ефремова и других) и ей приказано было ликвидироваться, что собор «липковцев» и выполнил с угодливостью хама.

В советской России типографиям запрещено печатание церковно-богослужебных книг и религиозно-нравственных произведений. Лишь митр. Сергию, признавшему власть большевиков над Церковью и Угоднику этой власти, разрешается пользоваться государственной типографией для печатания указов, деклараций и воззваний к пастве.

Руководители истинной церкви, стоящие правее митр. Сергия и не признающие соглашательства с большевиками-безбожниками, лишены возможности пользоваться печатным станком для установления связи с верующими. Воззвания противников митр. Сергия распространяются посредством пишущих машинок и гектографа. Являясь по необходимости подпольной, эта литература широко распространена среди верующих, беспощадно преследуется, как большевиками, так и митр. Сергием. Он называет эту литературу анонимной и бесчестной. На эту выходку митр. Сергия ему ответили, что кроме него никто не виноват в создавшейся трагедии. Он обвиняется в предательстве своих отцов и братий, и ему разъясняется, что это предательство всегда осуждалось церковью, хотя бы и было вынуждено пыткой. В этой литературе развивается церковное учение о власти вообще и советской в частности. Грустное положение.

Второй раз митр. Сергий стал в положение обновленца-предателя.

 

[1] Она передается по «Воскресному чтению» за 1930 г. (Варшава).

[2] «Возрождение» № 2055, 17 января 1931 г.: там же указан советский источник этой официальной речи Ярославского.

Категория: Террор против Церкви | Добавил: Elena17 (25.04.2015)
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0