Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 26.04.2024, 17:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


«ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ БЫЛИ ВЕРУЮЩИМИ В БОГА»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти

К настоящему времени осуществлены публикации документов, посвященные истории церковно-государственных отношений в советский период, в которых основательно показаны характер и направленность политики государства по отношению к Русской православной церкви, отражены отдельные направления практической реализации «отделения Церкви от государства», дезорганизаторской работы по разложению и ликвидации Церкви как помехи для социалистического строительства (кампания по изъятию ценностей, инспирированный властью обновленческий раскол, массовые снятия колоколов и закрытия церквей, репрессии против священнослужителей, переход к антирелигиозному воспитанию в школе в 1928–1929 гг. и т.д.)1.

Однако в ряду фундаментальных сборников материалов и отдельных журнальных публикаций документов по истории взаимоотношений Церкви и государства, пока не нашла отражения тема отмены религиозного образования в 1918–1920-х гг.

Одним из важнейших направлений антицерковной и антинародной политики советских органов власти была отмена всех форм школьного и внешкольного преподавания Закона Божия, религиозного образования и христианского просвещения детей и взрослых, имевшая конечной целью уничтожение веры в сознании народа. Декрет СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви положил начало беспрецедентному в истории отделению народа от Церкви, а его 9-й пункт прямо отменял религиозное обучение и воспитание в школе2.

За декретом последовали циркуляры, постановления, инструкции, разъясняющие и конкретизирующие политику вытеснения Церкви из всех областей ее служения и деятельности в обществе, и в первую очередь из образовательной сферы. Всякое религиозное просвещение противоречило принципам атеистического воспитания. Используя все средства партийных, законодательных и исполнительных органов, карательные, политические, экономические и пропагандистские методы, советские органы власти вытесняли Церковь из сферы образования, отделяли религию от народа, способствовали его расцерковлению. Только в 1917–1918 гг. советской властью был принят целый ряд постановлений ограничительного и запретительного характера в отношении Закона Божия. В указанных распоряжениях был заложен механизм реализации отмены религиозного образования3.

В декларации подотдела социального воспитания Наркомпроса (ноябрь 1918 г.) подчеркивалось, что государство намерено заняться воспитанием подрастающего поколения не только в школьных учреждениях, но и вне их стен: «Россия покрывается сетью культурных учреждений к услугам подрастающего поколения. Но чтобы реформа воспитания была полной, она должна охватить собой всю жизнь ребенка не только в школе, но и вне школы»4. И в 1919–1921 гг. советской властью были приняты решения в отношении ограничения, а затем и запрещения внешкольного религиозного просвещения в храмах5.

Первая реакция церковного православного народа на решения советского правительства была однозначно негативной. В ответ на декрет СНК с выражением протеста против отделения Церкви от государства и изгнания Закона Божия из школы в адрес Св. Собора в массовом порядке поступали приговоры, резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян по поводу «ненародных» решений советского правительства6. Во многих городах прошли собрания прихожан, выразивших свое отрицательное отношение к декрету в целом и, в частности, к вопросу отделения школы от Церкви. Церковный историк игумен Дамаскин (Орловский) приводит немало фактов, свидетельствующих о несогласии верующего народа с правительственным декретом7.

Подводя итог первому году советской власти Святейший Патриарх Тихон 25 октября 1918 г. в обращении к СНК в связи с первой годовщиной Октябрьской революции писал: «Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для Православного воспитания духовной пищи»8.

В 1919 г. в Наркомюст РСФСР поступали многочисленные запросы, как от приходских советов, родительских комитетов, так и от представителей местной власти с просьбами дать разъяснения о допустимости и возможности преподавания Закона Божия детям в церковных помещениях. В переписке с Наркомпросом, отвечая на многие недоразумения, заведующий VIII отделом Наркомюста П.А. Красиков отмечал: «Принимая во внимание, что в изданных декретах по сие время нигде не содержится указания на запрещение преподавания так называемого Закона Божия в церквах, хотя бы и малолетним, сообщает[ся], что без специального узаконения, регламентирующего вопрос преподавании религии малолетним запрещать преподавание в церкви детям было бы незакономерным»9.

Церковь использовала эту возможность религиозного обучения в храмах. По распоряжению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода от 16 января 1919 г. духовенству вменялось в обязанность ведение обучения Закону Божию детей и желающих взрослых в церквах, если не находилось для этой цели иных пригодных помещений, а епархиальным архиереям указывалось обращать особое внимание на исполнение духовенством этого распоряжения10.

В русле соборных решений о внешкольном и внебогослужебном просвещении народа11 и вопреки атеистическим установкам советской власти, Московский епархиальный Совет журнальным постановлением, утвержденным Его Преосвященством архиепископом Коломенским Иоасафом (Каллистовым), 24 сентября 1919 г. издал для исполнения указ благочинным г. Москвы о необходимости устройства духовных бесед по Закону Божию с детьми прихожан12.

Второй после 1918 г. пик заявлений, обращений, протокольных решений собраний граждан, сельских и городских обществ верующих о получении возможности религиозного просвещения в приходах, пришелся на 1921 г. 10 января 1922 г. уполномоченный секретного отделения Московской губернской ЧК М.М. Шмелев в докладе в ЦК РКП(б) отмечал, что «наблюдается оживление среди духовенства по вопросу о преподавании так называемого Закона Божия детям до 18 лет». Он писал: «Как в Москве, так и в прочих местах республики открываются нечто вроде школ, где преподается детям исключительно ветхий и новый заветы, изучаются молитвы и предания о праздниках. Преподавание ведется гласно в школах, в церквах, на частных квартирах, а в Москве, помимо церквей, частных школ, преподавание велось и в храме Христа Спасителя»13. Таков вкратце исторический контекст событий 1918–1921 гг.

В представленных документах звучит голос народа — крестьян, граждан сел и деревень, коллективов верующих, отдельных священнослужителей, которые характеризовали постановления «народного правительства» (Совета народных комиссаров, ВЦИК и других советских органов власти, обобщенно называемых «народным правительством») «ненародными решениями».

В заявлениях и обращениях выражено отношение народа к изданному декрету об отделении Церкви от государства и отмене преподавания Закона Божия в школе и высказаны просьбы, ходатайства, требования о разрешении религиозного просвещения детей в храмах14.

Народная воля, выраженная в требованиях, прошениях и заявлениях граждан, возмущалась правительственными решениями. Декрет вызывал негодование прихожан, отказывавшихся признавать его и выступавших за сохранение преподавания Закона Божия в школе (Док. № 1, 2). Большинством граждан считалось, что начальная и средняя школа без Закона Божия немыслима (Док. № 3). В документах подчеркивалось несогласие народа с декретом и запрещением Закона Божия в школах, с отстранением Церкви от воспитания подрастающего поколения (Док. № 4, 5, 6, 8, 10). Заявители требовали пересмотра и отмены декрета и особенно его 9-го пункта, наносящего ущерб делу воспитания детей, и утверждали, что школа без Закона Божия им не нужна (Док. № 6, 8). Объединенное собрание родителей, представителей приходских советов и учителей Старой Руссы также не согласилось с решениями правительства и постановило сохранить Закон Божий в учебных заведениях (Док. № 7). Отдельные священнослужители и приходские советы предлагали органам государственной власти проекты по организации преподавания нравственности, развернутые планы религиозно-нравственного просвещения детей в огласительной школе при храме (Док. № 9, 11, 12). Смирившись с фактом отмены Закона Божия в школе, в 1921 г. крестьяне требовали и просили разрешения религиозного обучения в храмах: «Мы, верующие отцы и матери желаем, чтобы и наши дети были верующими в Бога <…> ходатайствуем разрешить нашему священнику учить наших детей Закону Божию в храме или в указанных нами квартирах с 7-летнего возраста» (Док. № 13, 14, 15, 17, 18).

Указанные документы — акты и приговоры, протоколы и заявления общих и приходских собраний верующих (крестьян и православных граждан), выписки из журналов заседаний, отдельные обращения священнослужителей, — направлялись для принятия решения в местные и высшие органы советской законодательной и исполнительной власти. Адресатами обращений были губернские исполкомы (Док. № 4, 17) и их юридические отделы (Док. № 12), ВЦИК во главе с М.И. Калининым (Док. № 10, 18), СНК РСФСР (Док. № 6) и лично его председатель В.И. Ленин (Док. № 13, 16), Народный комиссариат юстиции (Док. № 1, 8, 9, 14, 15). Тексты заявлений, упомянутых в документах № 10 и 11, в архиве не обнаружены, но о них можно судить по ответным разъяснениям заведующего VIII отделом Наркомюста П.А. Красикова, которые приводятся в публикации (Док. № 10, 11). В корреспонденции, направленной из Олонецкой губернии Г. Еноховым в журнал «Революция и церковь», также дается характеристика отношению граждан отдельной волости (Ладвинской волости Олонецкой губернии) к декрету и отмене преподавания в школах Закона Божия (Док. № 8).

Отдельная группа обращений направлялась в Св. Собор, как высший орган церковной власти (Док. № 2, 3, 5, 7).

При подготовке к публикации были использованы материалы двух фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): фонд А-353 — Народный Комиссариат юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР) [Ликвидационный отдел (отдел по проведению в жизнь Декрета «об отделении церкви от государства и школы от церкви» за 1918–1924 гг., включающий 7 описей)]15 и фонд Р-3431 — Всероссийский Церковный Поместный Собор (Священный Собор) (1917–1918 гг.)16.

В публикацию включены также документы из региональных архивов: Государственного архива Саратовской области (ГАСО) — фонд Р-521 [Исполнительный комитет Саратовского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Саратовский губисполком)] и Государственного архива Ростовской области (ГАРО) — фонд Р-97 [Исполнительный комитет Донского областного Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (Донисполком)].

Часть документов публикуется в извлечениях, показанных угловыми скобками (<…>). Все подчеркивания в тексте заявлений сделаны чиновниками, читавшими материал и воспроизведены как в оригинале.

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии С.П. Синельникова



«ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ БЫЛИ ВЕРУЮЩИМИ В БОГА»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918–1921)

Найдено документов: 18
  1. 04.02.1918 Приговор прихожан Смоленского [Иконы Смоленской Божией Матери] храма села Выездной Слободы Арзамасского уезда Нижегородской губернии [о непризнании декрета]
  2. 04.02.1918 Заявление прихожан церкви Св. Троицы в Покровском г. Москвы
  3. 25.02.1918 Постановление Симоновского приходского собрания Симоновской церкви Макарьевского 5-го благочиннического округа Костромской губернии и епархии [по 9 п. декрета]
  4. 16.03.1918 Акт общего собрания Комитета объединенных клира и мирян церквей г. Саратова
  5. Заявление православных жителей г. Царицына Саратовской епархии по поводу декрета СНК об отделении церкви от государства
  6. 25.05.1918 Выписка из журналов заседаний Рязанского Епархиального Собрания
  7. 16.06.1918 Журнал заседания объединенного собрания родителей учащихся в учебных заведениях г. Старой Руссы, представителей приходских Советов и членов Всероссийского Родительского Союза по вопросу о преподавании Закона Божия в учебных заведениях г. Старой Руссы
  8. Из корреспонденции в журнал «Церковь и революция» (Енохов Г. «Ладвинская волость Олонецкой губернии [Петроградского уезда]: положение ее в отношении к декрету об отделении церкви от государства»)
  9. 14.05.1919 Из доклада (проекта) священника с. Ниж. П[нрзб.] Новосильского уезда Тульской губернии И. Руднева в Наркомюст
  10. 07.06.1919 Разъяснение заведующего VIII отделом Наркомюста на заявление крестьян деревни Поддубной Звенигородского уезда Московской губернии председателю ВЦИК по поводу Закона Божия
  11. 25.07.1919 Разъяснение VIII отдела Наркомюста местному Совдепу с. Семова Макарьевского уезда Нижегородской губернии (для прочтения на общем собрании Совдепа)
  12. 07.09.1919 Выписка из журнала приходского собрания Мологского Воскресенского собора [Мологского уезда Ярославской губернии]
  13. 07.12.1920 Заявление коллектива верующих Никольского прихода г. Петровска Саратовской губернии [по поводу преподавания Закона Божия] в СНК т. Ленину
  14. 27.03.1921 Протокол № 1 собрания граждан с. Ельня Нижегородского уезда Нижегородской губернии Николаевской церкви
  15. 28.03.1921 Протокол общего собрания деревни Крутой Ельнинской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии
  16. Анонимное письмо [председателю СНК] В.И. Ленину [с символическим указанием о строительстве государства и с просьбой не оскорблять веры и народа]
  17. 04.06.1921 Заявление настоятеля Кафедрального Богородице-Рождественского Собора Ростова-на-Дону протоиерея П. Верховского заведующему отделением церкви от государства в Донской области
  18. 12.12.1921 Заявление общества верующих Успенской церкви села Мышкина Можайского уезда Московской губернии председателю ВЦИК Калинину
Категория: Террор против Церкви | Добавил: rys-arhipelag (23.03.2013)
Просмотров: 696 | Рейтинг: 0.0/0