Меню сайта


Категории раздела
Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3986


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 18.10.2017, 01:17
    Главная » Статьи » Верноподданные России » Учёные

    В.М. ТАЛАНОВ. Линия В.И. Вернадского в истории образования и культуры (2)

     

    Таблица 1.

    Базисные идеи и принципы жизнедеятельности Университета и Партикуляритета

    Университет

    Партикуляритет

    Что такое образование?

    Это общественное благо, которое принадлежит и служит всему обществу.

    Это одна из сфер услуг; рыночный институт, формирующий специалистов, способных оказывать услуги в различных сферах деятельности

    Цель образования

    Развитие науки, просвещения, воспитания, культуры, техники и технологий

    Решение задач трудоустройства и роста профессиональной карьеры выпускника вуза

    Основные принципы жизнедеятельности

    1.Принцип целостности университета

    1.Принцип узкопрофессиональной ориентации университета

    2.Принцип единства науки, образования и воспитания

    2.Принцип быстрейшей направленной профессиональной подготовки специалистов

    3.Принцип непрерывности образования

    (образовываться всю жизнь)

    3.Принцип дискретности (эпизодичности) образования (образование только для достижения данной конкретной текущей цели)

    4.Принцип доминирования фундаментальных исследований

    4.Принцип доминирования прикладных исследований, приносящих немедленную прибыль

    5.Принцип интеграции и взаимного влияния наук и образовательных установок

    5.Принцип дифференциации – изучению подлежит то и только то, что "нужно” для данной практической деятельности

    6.Принцип интеграции в региональное, российское и мировое научно-образовательное пространство

    6.Принцип интеграции в региональную, российскую и мировую бизнес-среду

    7.Принцип служения идеалам науки, образования, в целом культуры

    7. Принцип служения идеалам экономической выгоды (прибыли)

     

    Поразительно, как повторяется история, и как повторяются одни и те же ошибки! Во времена В.И.Вернадского (как и в нынешние!) чиновники-реформаторы от образования отстаивали в университете приоритеты прикладной науки [22, с.19]. В.И.Вернадский по этому поводу писал: «Грань между прикладной и чистой наукой в ХХ веке исчезла, и с каждым годом техника все глубже охватывается чистым знанием, а теория все сильнее облекает задачи практической жизни. И было бы величайшей ошибкой для всякого народного правительства, вырывая из науки ее часть (партикуляризируя ее – В.Т), давать народу полузнание (выделено мною. – В.Т.), как раз в тот момент, когда можно дать ему полное знание» [31, c.263]. В.И. Вернадский считал, что «настоящая сила будущего есть наука в ее полном объеме, а не прикладная ее часть, неизбежно уменьшенная в своем полезном действии» [31, с.263].

    Приоритет фундаментального знания, открывающего не только космические тайны окружающего мира – «расколдовывающего природу» (Н.Бердяев), – но и формирующего основу для развития новой техники и технологий, заменяется и сегодня приоритетом прикладных исследований, приносящих немедленную прибыль. Читая В.И.Вернадского, невольно задумываешься: «Можно ли говорить об инновационном пути развития экономики современной России, недооценивая и даже исключая начальный элемент формирования любой инновационной цепочки – фундаментальные исследования»?

    Отметим еще одну важную мысль В.И. Вернадского: «Наука едина и нераздельна. Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и оставлять другие без внимания. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не осознано и не понимается человечеством» [32]. Партикулярные тенденции в современном образовании могут привести к принижению, в частности, роли гуманитарных наук и, в конечном итоге, – безнравственному обществу. По мнению В.И.Вернадского, университетское образование должно включать не только науки, но и другие проявления духовной жизни человечества [22, c.20]. В рамках партикуляритета реализация подобных идей немыслима. Но главное состоит в появлении особого типа человека – «продукта» партикуляритета, которому я даю название Homo Particularis.

     

    Homo Universalis или Homo Particularis?

    К чему может привести партикуляризация образования? К преобладанию среди граждан нашей страны «человека частичного» (Homo Particularis) вместо «человека универсального» (Homo Universalis), которого и должен готовить университет. Одной из частных разновидностей «человека частичного» Homo Particularis является «человек экономический» (Homo Economicus) – человек рационально мыслящий, ценности и поступки которого определяются исключительно исходя из принципа получения немедленной максимальной выгоды. Об этой разновидности выпускников вузов я уже писал [33, 34]. Обобщенная сравнительная характеристика Homo Universalis и Homo Particularis, искусственно доведенная до крайностей (чтобы четче понимать, что ожидает российскую культуру в будущем), представлена в табл. 2.

    Универсальность личности следует понимать как разносторонность и целостность личности. «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих» – говорил Протагор. «Мыслящий человек есть мера всему» – уточнил Ю.А.Жданов [35]. Полагаю, что универсальный (разносторонний и целостный) человек есть мера всему [36].

    Поль Валери в своей статье о Гете предложил определение универсального человека: «Я пытался сформулировать на примере Гете общее определение универсального человека – прошу не путать с великим человеком. Великих людей много. Не все они суть универсальные люди, и не все универсальные люди, вероятно, могут быть названы великими людьми в том смысле, в каком мы употребляем эти слова. Мне думается, что к универсальным людям можно было бы отнести тех, кто кажется относительно свободным от временных, этнических или национальных особенностей. Бывают личности, которые чувствуют себя свободными в любую эпоху, среди любого народа, их принадлежность к определенному этносу, в сущности, случайна. Как мне кажется, Гете последний в истории пример людей такого типа, чей интеллект и даже характер в каком-то смысле строятся по иной, несравненно более сложной формуле, чем та, которая определяет устройство остального человечества» [37].

    Известно, что в 1808 г. Наполеон встречался с Гете в Эрфурте. Для Гете эта беседа стала незабываемой. Он сказал Гете: «Вы – Человек (по другой версии, он сказал о Гете: «Вот Человек»), то есть мера всех вещей, существо, по сравнению с которым остальные люди всего лишь неуклюжие наброски, полулюди, в сущности, и не люди вовсе, ведь они не являются мерой всех вещей, как мы, Я и Вы. Нам с Вами, мсье Гете, присуща странная неординарность масштаба, яростная жажда действия; наша судьба – свершение, величие, ломка всего и вся, дабы ничего в мире не осталось таким, каким оно было прежде» [37]. Универсальной личностью был и В.И. Вернадский.

     

     

     

    Таблица 2.

    Социально-психологические особенности Homo Universalis и Homo Particularis

    Homo Universalis

    Homo Particularis

    Характерно творческое отношение к любому делу в различных сферах

    Профессиональное отношение по заданным правилам, алгоритмам, инструкциям

    Способен браться за решения трудных оригинальных задач, требующих широких знаний и воли

    Способен браться за решения стандартных задач (редко нестандартных)

    В деятельности первостепенна роль нравственного начала

    Нравственность не играет определяющей роли в деятельности

    Деятельность ориентирована не только на решение текущих проблем, но и на будущее (в некоторых случаях – на вечность)

    Деятельность в основном ориентирована на сиюминутные задачи

    Вопросы ответственности решает, начиная с себя

    Виновен кто угодно (правительство, начальник, семья и т.д.)

    Причину затруднений ищет в представлениях, не соответствующих новым условиям жизни

    Причина затруднений в материальной сфере (дайте деньги, и все вопросы будут решены)

    Ценности распределены по иерархии:

    общему благу,

    ближнему,

    себе

    Ценности распределены по иерархии:

    себе,

    ближнему,

    общему благу

    Развит навык сотрудничества

    Индивидуалист

    Дороги достижения других людей, высокие традиции культуры, опыт поколений

    Достижения других людей, высокие традиции культуры, опыт поколений не достойны траты времени и сил

     

    При угасании линии В.И.Вернадского – линии, связанной с традицией универсализма в образовании и культуре, неизбежно восторжествует партикуляризм. И в результате – потеря горизонта, потеря видения общих связей в природе и обществе, потеря понимания перспектив, как в личной жизни, так и в общественной и даже в жизни человечества.

    Весьма показательна и поучительна для нас коллизия античного восточного знания. Из истории науки известно, что на древнем Востоке было накоплено немало эмпирических сведений в области астрономии, математики, медицины, земледелия. Но не обобщенные в фундаментальные теоретические результаты (теоремы, теории, концепции), эти знания не позволили подняться на уровень теоретического знания, которое и открывает универсальные связи в мире и позволяет его осмыслить как целое. Полученные результаты были полезными для текущего практического применения. Но отсутствие теорий так и не позволило Востоку в древности и в последующие несколько веков подняться на уровень западной науки, техники и технологий.

    Еще древние греки ценили знание выше пользы. «Польза лишь часть того, что имеет значение» – предупреждал нас и Гете. В ХХ веке были две фундаментальные перестройки общественного сознания с позиций концепции «пользы». Первая попытка связана с принципом «классовой пользы», вторая (нынешняя) – «рыночной пользы», инициированная людьми, не связанными с большими культурными традициями. К чему это может привести?

    Выдающийся российский философ А.С.Панарин отметил два возможных, но противоположных вектора развития культуры [38, с.446]. Один связан с традицией греческого логоса – рост общих знаний и идей опережает рост рецептурного полезного частного знания. Второй вектор задан традицией англо-американского утилитаризма – рост рецептурного знания опережает рост фундаментальных идей. Эти два вектора соответствуют различным судьбам культуры. В одном случае утверждаются традиции универсализма, в другом – партикуляризма. Если возобладают традиции партикуляризма, то неминуемо сузятся исторические перспективы каждого человека и человечества. А.С.Панарин образно пишет: «Ибо время наше таково, что слепой непременно упадет в яму – слишком много их сегодня вырыто» [38, с.447]. Лучше, пожалуй, и не скажешь.

     

    Заключение

    Судьбы нового глобального противостояния решаются сегодня в России. Это противостояние не демократии и тоталитаризма, не модерна и традиции, а богатых и обездоленных. Сегодня во всей полноте стоит вопрос о праве миллионов на жизнь, труд, полноценное образование, а в конечном итоге – на человеческое достоинство. Реформаторы не оправдали надежды общества: обещанное экономическое процветание так и не наступило. Напротив, они посеяли разруху и нищету, смятение умов, духовную хлябь.

    Много тревожных явлений происходит сегодня в нашей стране: очередное переписывание истории, искажение духовных ценностей, бездумная «вестернизация» образа жизни, либерализация экономики, «болонизация» образования и другие. Сегодня у нас нет ни четко продуманной, государственной стратегии общего реформирования России, ни понимания роли науки, образования и культуры в судьбах нашего отечества, отсутствует и адекватная программа действий в области образования. Российская система образования находится в катастрофическом состоянии, обусловленном как глобальным кризисом образования, так и кризисным состоянием российского общества. Все эти процессы происходят под сильным западным влиянием, не учитывающим ни нашу историю, ни традиции, ни опыт. Главный смысл происходящих процессов мне видится даже не в том, чтобы нас, «нецивилизованных», приобщить к достижениям практичного и успешного Запада, а в том, чтобы отлучить нас от нашей великой культуры и ее традиций.

    Поэтому мы снова и снова обращаемся к мыслям В.И.Вернадского. Его взволнованные слова и о нашем времени: «Мы живем в ответственное и трудное время. С неумолимой ясностью перед мыслящими русскими людьми вскрылись язвы и болезни родной земли. Страстно и горячо, всеми фибрами души ищется выход из запутанного, серьезного положения. Этот выход может быть найден только тогда, когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек сознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный исторический момент» [26, с.30].

    В статье «Перед грозой» (1908 г.) В.И.Вернадский определил основополагающий стратегический ориентир развития России, который и сегодня звучит исключительно актуально: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путём возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны» [30, с.169]. Можно ли не согласиться с этими пророческими словами гениального мыслителя?

     

    Список литературы

    1. Вернадский В.И. Избранные сочинения / В.И. Вернадский. – М. : Изд-во АН СССР. Т. 1, 1954. – 696 с.; Т. 2, 1955. – 616 с.; Т. 3, 1959. – 508 с.; Т. 4, кн. 1. 1959. – 624 с.; Т. 4, кн. 2, 1960. – 652 с.; Т. 5, 1960. – 423 с.

    2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1988. – 520 с.

    3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1977. – 192 с.

    4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. – М. : Советская Россия, 1989. – 704 с.

    5. Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А.А. Любищев. – СПб.: Алетейа, 2000. – 256 с.

    6. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: высокое соприкосновение / В.М. Таланов // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 1. – С. 5–15.

    7. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: поиски новых оснований бытия / В.М. Таланов // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона: материалы междунар. науч. чтений, посвящ. 90-летию Ю.А. Жданова, г. Ростов на-Дону, 27 окт. 2009 г. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – С. 147–158.

    8. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: неугасающая традиция универсализма в российской культуре / В.М. Таланов // Ю.А. Жданов: вклад в разработку методологических проблем научного творчества и развитие инновационной деятельности в южно-Российском регионе: материалы международных ждановских чтений, [Ростов на-Дону, 8 сентября 2010]. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – С. 150-188.

    9. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов / В.М. Таланов. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 92с.

    10. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба / И. Кант // Сочинения в 6-ти томах. Т. 1. М.: Мысль, 1963. – 255с.

    11. Бюффон Ж.Л.Л. Об эпохах в природе [Электронный ресурс] / Ж.Л.Л. Бюффон. – Режим доступа http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/067.php

    12. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Сочинения / Н.Ф. Федоров. – М.: Мысль, 1982. – 712с.

    13. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. / И.И.Мочалов. – М.: Наука, 1982. – 488с.

    14. Рубакин Н.А. Письма к В.И. Вернадскому / Н.А. Рубакин // Природа. - 1963. - № 4.

    15. Вернадский В.И. Письма Н.Е. Вернадской. 1886—1889 / В.И. Вернадский. - М., 1988. – С. 60.

    16. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. 1923-1932 / В.И. Вернадский. - М.: Л., 1940. – С.40.

    17. Жданов Ю.А. Концепция культуры в трудах В.И. Вернадского / Ю.А. Жданов // Научная мысль Кавказа. – 1995. – № 1. – С.19-24.

    18. Таланов В.М. Священного живого (в поисках принципов нового миропонимания) / В.И. Вернадский. - Новочеркасск: Набла, 1998. – 44с.

    19. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1992. – 576с.

    20. Вернадский В. И. Организация народного образования в новой России / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – 313c.

    21. Вернадский В. И. Академическая жизнь. Вернадский В.И. Публицистические статьи / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1995. – С.163-168c.

    22. Алексеева Л.А. Концепция университета В.И. Вернадского / Л.А. Алексеева // Ноосфера и цивилизация. – 2010. – Вып. 8-9(11). – С.13-22.

    23. Цицилина Н.И. В.И. Вернадский о задачах просвещения и образования (по материалам публицистики 1890-х – 1915 годов) / Н.И.Цицилина // Ноосфера и цивилизация. – 2007. – С.118-120.

    24. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. – М.: Современник, 1993. – 688с.

    25. Вернадский В.И. Разгром. Вернадский В.И. Публицистические статьи / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1995. – С.179-181c.

    26. Вернадский В. И. О профессорском съезде / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.26-31c.

    27. Вернадский В. И. Высшая школа и научные организации / В.И. Вернадский // Вернадский В. И. О науке. Научная деятельность – Научное образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – Т. II. – С.219-241.

    28. Вернадский В. И. Задачи высшего образования нашего времени / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Советская Россия, 1989. – 704c.

    29. Вернадский В. И. Наука и проект университетского устава А.Н. Шварца / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.172-175c.

    30. Вернадский В. И. Перед грозой / В.И. Вернадский / Вернадский В.И. Публицистические статьи. – М.: Наука, 1995. – С.168-170.

    31. Вернадский В.И. О сохранении Таврического университета / В.И. Вернадский // Вернадский В.И. О науке. Научная деятельность – Научное образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – Т. II. – С.262-272]

    32. Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России / В.И. Вернадский // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. - C. 5-10.

    33. Таланов В.М. Восхождение к Разуму / В.М. Таланов // Онтология и антропология гуманизма : материалы межвуз. симпоз., г. Владимир, 16-17 мая 2006 г. – Владимир, 2006. - С. 71-76.

    34. Таланов В.М. Поиски и терзания / В.М. Таланов // Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 382 с.

    35. Жданов Ю.А. Мыслящий человек есть мера всему / Ю.А. Жданов // Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского. – Л., 1989. - С. 219-226.

    36. Таланов В.М. Человек Универсальный – Homo Universum (печаль по утерянной целостности) / В.М. Таланов // Фундаментализация высшего технического образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф., г. Новочеркасск, 29 мая - 2 июня 2000 г.; Юж. - Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск : Набла, 2000. - С. 196-199.

    37.Валери Поль. Гете – в поисках гармонии / Поль Валери // Курьер Юнеско. - 1993. - Декабрь. - С. 44.

    38. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин. – М. : Алгоритм, 2002. – 496 с.

    archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Niz/2011_12/talanov.htm

    Категория: Учёные | Добавил: rys-arhipelag (16.03.2013)
    Просмотров: 768 | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт создан в системе uCoz