Меню сайта


Категории раздела
Антология Русской Мысли [533]
Собор [345]
Документы [12]
Русская Мысль. Современность [783]
Страницы истории [358]


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3987


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 23.10.2017, 00:01
    Главная » Статьи » Публицистика » Русская Мысль. Современность

    Валентин Катасонов. Каинитская цивилизация и современный капитализм. Часть 1.

    И негоже нам навлекать на себя проклятие Божие за наименование зла добром.

           Ис. 5:20

    1.    Глубинные исторические и духовные корни капитализма. 

     

    Только что вышла в свет моя книга «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»[1].  Я не буду пересказывать этот объемный труд. Скажу лишь, что авторский замысел состоял в том, чтобы отойти от традиционного «экономического» подхода к объяснению капитализма (такой подход стал традиционным после выхода в свет «Капитала» К. Маркса).  Я попытался дать многомерную картину этой модели общественного устройства,  добавив социальное, политическое и духовное измерения.  Такая многомерная картина дала неожиданный результат: выяснилось, что капитализм - это не только феномен последних столетий. Он имеет глубокие исторические корни. Я это показал на примере древнего мира - Вавилона, Ассирии, Римской империи. Там уже значительного развития достиг капитализм, в основе которого лежали накопление денег и ростовщическая деятельность. В своей книге  указанный типа общества я назвал «денежной цивилизацией». 

    Европейский и американский  капитализм 19-20 вв. - лишь частный случай «денежной цивилизации», насчитывающей несколько тысячелетий. Никак нельзя согласиться с широко распространившимся сегодня мнением, что капитализм берет свое начало с Реформации 16-17 вв., которая породила протестантскую этику. Популярность такой точки зрения объясняется некритическим восприятием «раскрученной» сегодня книги немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (в своей книге я попытался показать узость подходов Вебера и его ошибки).

    После сдачи рукописи книги в издательство я мысленно продолжал  работать над книгой. И пришел к следующему выводу (который не нашел четкого отражения в вышедшей книге): капитализм - современное название той цивилизации, которая возникла даже не в Вавилоне или Ассирии, а гораздо раньше - на самой заре существования человечества, еще в допотопные времена. Называется она каинитской цивилизацией[2] - по имени Каина, первого сына наших прародителей Адама и Евы.  Отсчет капитализма от этих времен позволяет лучше понять общие закономерности земной истории человечества.   А также метафизически осмыслить  наше сегодняшнее общественное устройство, которое мы называем не очень внятными терминами «капитализм», «современная цивилизация», «рыночная экономика», «цивилизованное общество» и т.п.

    Историки, социологи, археологи, теологи, представители других наук изучают разные периоды человеческой истории, разные расы и народы, разные религии и конфессии, разные типы производительных сил и хозяйств и постоянно «открывают» все новые цивилизации. В некоторых справочниках и энциклопедиях их количество исчисляется сотнями.    Цивилизации определенными способами классифицируются и группируются, чтобы можно было хоть как-то разобраться в этом пестром калейдоскопе. Но очень немногие исследователи и мыслители доходят до понимания того, что все многообразие цивилизаций можно свести к двум типам:

    а)      цивилизации Авеля (авелева цивилизация);

    б) цивилизация Каина (каинова, каинская или каинитская цивилизация).

                Главным водоразделом между этими двумя типами цивилизаций являются различия не в уровне развития производительных сил, не в государственном и политическом устройстве, не в национальности и расах людей, а различия духовного порядка. Прежде всего, различия в отношении человека к Богу.

    Итак, мы отметили, что капитализм - одно из не очень внятных и точных названий каинитской цивилизации. Что касается термина «денежная цивилизация», то он точнее раскрывает сущность каинитской цивилизации (при условии, если деньги  воспринимать не только как экономическую, но и как духовную категорию). Но все-таки каинитская цивилизация - более широкое понятие, чем «денежная цивилизация», поскольку во времена Каина и его первых потомков (до  Ламеха) денег еще не было, т.к. существовало натуральное хозяйство. Правда, исключать существование денег при более поздних допотопных потомках Каина нельзя.  Даже если бы археологи сделали открытие, что допотопные люди  пользовались деньгами, мы бы не могли с полной уверенностью сказать, что это была «денежная цивилизация». Скорее, это была подготовка падшего человека к переходу к «денежной цивилизации» - такому состоянию общества, в котором деньги из простого средства обмена превращаются в цель жизни, из слуги делаются хозяином человека.

    Полагаю, что нам не следует отказываться от термина «денежная цивилизация». Он вполне хорош для тех, кто лишь пытается войти в понимание проблемы.  Нам следует учитывать, что сегодня многие люди (особенно молодого поколения) очень смутно представляют себе трагические события, которые описаны в первых главах книги Бытие. В том числе события, связанные с убийством Авеля Каином и расколом человечества на две части: сообщество потомков Авеля, имеющих центром притяжения Бога, и сообщество потомков Каина, имеющих центром притяжения дьявола. Для таких современных секуляризированных людей термин «каинитская цивилизация» мало о чем будет говорить, а историю убийства Авеля Каином они могут воспринимать лишь как нравоучительный миф.

    Однако для более глубокого понимания человеческой истории и нынешнего общественного устройства термин «каинитская цивилизация» более предпочтителен. Он особенно уместен для тех людей, которые относится к библейской истории Авеля и Каина не как к сказке или мифу, а как к историческому факту, как ко второй величайшей катастрофе человечества (первая катастрофа - изгнание Адама и Евы из рая, с чего собственно и началась земная история людей). С учетом сказанного вышедшую мою книгу без каких-либо натяжек можно было бы назвать: «Капитализм. История и идеология «каинитской цивилизации»».

     

    2.    О разделении человечества

     

    Земная история человечества началась немного более 7,5 тыс. лет назад, когда произошло  изгнание  Адама и Евы из рая.

    Первые люди (адамиты), жившие в допотопные времена,  отличались высоким развитием, так как еще недавно общались с Самим Богом. При этом условия их жизни не были столь обременительными (благоприятный климат, плодородная земля), как у современных людей. «Покорять природу» адамитам не надо было, особой нужды в совершенных орудиях труда они не испытывали. Труд еще не был  чрезмерно тяжким испытанием для первых людей. Сообщество первых людей (Адам, Ева, их дети) было единым, неразделенным.

    Разделение человечества произошло после убийства Каином Авеля. С позиций исследователей Библии, уже до Потопа зародилось два типа падшей цивилизации - авелева, стремившаяся ко спасению, и каинова, все больше и больше отпадавшая от Бога. Каинова и авелева цивилизации не прекращали своего существования на протяжении многих тысячелетий вплоть до наших дней. Авель, как известно, не оставил после себя потомства. Поэтому миссия Авеля была возложена на Сифа - третьего сына Адама и Евы, который появился на свет уже после убийства Авеля.  Довольно часто в литературе можно встретить такой взгляд на типы живших и живущих на Земле людей.  А именно: упомянутые три главных сына первых людей являются прообразами трех типов людей: Каин - плотских, Авель - духовных, наконец, Сиф - душевных. Последний тип - люди,  находящиеся между духовными и плотскими, в состоянии выбора и борьбы; не достигшие жизни чистого духа, но и удалившиеся от жизни чисто животной[3]. Именно за их души идет война на Земле уже многие тысячи лет.  Конечно, часть потомков Сифа пополняло и пополняет лагерь Каинитов. Но твердый остаток сифитов  образует духовное потомство Авеля.

    При этом между  потомством Авеля и потомством Каина шло и продолжается постоянное противоборство - прежде всего, в духовной сфере, хотя иногда оно приобретало форму военной, политической и экономической борьбы.  Сейчас  сосредоточим наше внимание, прежде всего, на каиновой цивилизации.  В самом общем виде ее историю можно разделить на два больших  периода:

    а) допотопный;

    б) послепотопный. 

     

    3.    Об основных признаках допотопной каиновой цивилизации.

     

    Уже в допотопное время в жизни Каина и его потомков ярко проявились основные признаки каиновой цивилизации - о них мы узнаем, прежде всего, из Библии, особенно Книги Бытие (главы 4-6). Выделим ключевые признаки. Обратим внимание на тесную взаимную связь признаков.

    1. Отпадение от Бога - замена Бога богатством. Отпадение человека от Бога, выражается в падении веры в Бога и Его решающей роли в жизни человека. Каиниты перестали почитать Бога и полагаться на свои силы, всячески развивая производительные силы, накапливая богатства, ища в них источник и смысл жизни.  Каиниты перестали верить в жизнь вечную, бессмертие. По их мнению, существование человека ограничивается земной жизнью. Отсюда принцип: «Бери от жизни все, что можешь». Потакание своим страстям, гедонизм. В той или иной мере у первых потомков Каина наблюдались признаки богоборчества и поклонения сатане (неосознанного). С каждым последующим поколением богоборческие наклонности каинитов становились все более явными. Об отпадении Каина и его потомков от Бога и переходе их к поклонению богатству свидетельствуют имена первых каинитов[4]:

    Каин - приобретать собственность, привязанность к материальному;

    Енох - воспитанник (в духе отца);

    Ирад - духовное падение, приносящее все больше зла;

    Мехиалель - забывший Бога (жизнь вечную) и забытый Богом;

    Мафусаил - желающий смерти;

    Ламех - духовный (внутренний) упадок, духовное опустошение.

    2. Отношение каинитов к другим людям - изоляционизм. Каин после убийства стал испытывать постоянный страх за свою жизнь, недоверие и подозрительность в отношении окружающих людей. Епископ Сергий (Соколов) подчеркивает, что Каина ни на минуту не оставлял страх. Какова причина? - «Вор видит во всех остальных тоже воров и думает, что у него могут украсть. Убийца боится, что и его убьют»[5].

     Важным элементом жизни Каина стала изоляция от окружающих людей через создание искусственных барьеров. Каин  после убийства Авеля стал проживать в городе - однако это не был город в современном смысле слова, это был участок земли, окруженный оградой, ограждением. Такая изоляция была проявлением чувства одиночества каинитов, при этом она  еще больше усиливала это одиночество. В этой особенности поведения первых каинитов просматривается развившийся позднее эгоизм и индивидуализм. А еще позднее эта особенность перерастает в чувство превосходства каинитов над остальными людьми. 

    3. Отношение каинитов к другим людям - агрессия и  желание убивать. Удивительным образом изоляционизм и страх каинитов уживались со склонностью к агрессии в отношении окружающих людей. В каинитах присутствовало желание убивать окружающих людей; убийство стало неотъемлемой частью жизни каинитов.  Тем более, что со временем каиниты стали воспринимать остальных людей как «недочеловеков», «гоев», «быдло». Осознанно или неосознанно каиниты через убийство людей совершали жертвоприношение тому, кому они поклонялись - дьяволу. Некоторые святые отцы именно так и трактовали убийство Авеля - как жертвоприношение Каина дьяволу.

    4. Отношение к природе - агрессия и «покорение». После убийства, совершенного Каином, у него возникло восприятие окружающей природы как враждебной  окружающей среды.  Для каинитов характерен переход от гармоничного взаимодействия с природой к ее «покорению»; такое агрессивное отношение к природе  опиралось на  всемерное развитие производительных сил; дополнительным фактором изменения характера взаимоотношений человека и природы стало то, что после первого в истории человекоубийства природные условия жизни людей ухудшились. Про Каина и его потомков в Священном Писании сказано: «проклят от земли» (Быт. 4:11).

    5.Семейная жизнь - многоженство, разврат, испорченные дети. Потомок Кaинa Ламех положил начало разврату и многоженству - полигaмию (Быт.4:19), что было против изнaчaльного Божьего постaновления о брaке (один мужчинa - однa женщинa).  Имел две жены (Аду и Циллу). Бездуховный отец Ламех породил и бездуховных детей (Иовала, Иувала, Тувалкаина, Ноему). Они - символ развращенной, языческой, технократической, безбожной цивилизации. Некоторые исследователи обращают внимание, что именно после Ламеха начался новый этап допотопной каинитской цивилизации, который ускорил развязку - Всемирный потоп.

    6. Переход к городской жизни. Причин для перехода к городской жизни Каина и его потомков, по крайней мере, две.

    Во-первых, страх, боязнь других людей, которые будут мстить за убийство. Каин, как мы сказали выше, провел границу между собой и окружающими его людьми[6].

    Во-вторых, неспособность заниматься трудом на земле.  Напомним, что Бог Адаму сказал: "проклята земля за тебя" (Быт. 3:17); это означало, что отныне человеку придется проливать пот для того, чтобы вырастить пропитание на земле. А Каину Бог сказал: "проклят ты от земли" (Быт. 4:11). Это уже совсем иная ситуация.  Из-за потери силы от земли убийца вынужден искать замену её в чем-то другом.  Убийца не может быть нормальным земледельцем и крестьянином и поэтому он ищет для себя новую форму бытия - урбанизацию.

    Есть еще одна причина того, почему каиниты стали жить за городской оградой. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в "окружающую среду". Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить  затруднительно, но последствия его - очевидны[7].

    В Книге Бытие сказано: «И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17) Конечно, это не был город в буквальном смысле слова, скорее речь может идти о некоем участке, имеющем ограждение.  Потомки Каина создали первый настоящий город как скопление достаточно большого количества людей (таких же каинитов) на ограниченной территории. Священник Д. Сысоев пишет: «...один из древнейших городов Шумера, Эриду, соименен внуку Каина Ираду, а основатели его, по свидетельству шумерцев, пришли с востока. Основание этого города они относили к допотопным временам»[8].

    Следствием перехода к городской жизни стало:

    а) нарушение привычного образа жизни человека, лишение его возможности общения с природой, занятий сельских хозяйством, лицезрения Творца через познание Его творения - природы;

    б) взаимное «инфицирование» людей разного рода пороками;

    в) появление новых видов занятий (которые до этого могли существовать лишь в зачаточном виде): торговли, ремесел, проституции;

    г) первое крупное разделение труда: труда сельского и труда городского (ремесленного); возникновение на этой почве товарно-денежных отношений; хотя в Книге Бытие ничего не говорится о существовании денег в жизни допотопных людей, но они должны были уже существовать.

    Интересны некоторые характеристики допотопной городской жизни, данные Иосифом Флавием в его труде «Иудейские древности». Он, в частности, отмечает, что люди добровольно не желали селиться в городах, Каин загонял их туда силой. Города становились своеобразными разбойными гнездами, из которых каиниты нападали на беззащитных людей. «Свои владения он увеличивал грабежами и насилием и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдств и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях. Изобретением весов и мер он изменил ту простоту нравов, в которой жили дотоле между собой люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте»[9].

    7. Переход к агрессивному кочевничеству. Потомок Кaинa Иaвaл (один из сыновей Ламеха) был родонaчaльником всех кочевников (Быт.4:20) - жестокой и воинственной чaсти человечествa. Имя Иовал может быть переведено как отец живущих в шатрах, имеющий стада[10]. Авель также имел дел со скотом, но он был простым пастухом, его стада находились на одних и тех же полях. Кочевое скотоводство, выражаясь современным языком, было более «рентабельным». Некоторые толкователи считают, что Иовал занимался не просто скотоводством, а продавал скот. Вот что пишет свящ. Д. Сысоев: «Слово «стада», упомянутые здесь (имеется в виду стих 20 из главы 4 Книги Бытие - В.К.), в буквальном переводе означает «купленный скот». Очевидно, он первый усовершенствовал торговую систему, введенную Каином, и создал рынок животных»[11]. Обогащение стало целью   жизни Иовала. Кочевое скотоводство неизбежно таило в себе угрозу конфликтов и войн в связи с вторжением каинитов в ареалы обитания других людей и племен. 

    Некоторые авторы даже считают, что именно от Иовала берет свое начало капитализм. Напомним, что изначальный смысл слова «капитал» (capital -  лат.) - скот. Почему капитализм берет свое начало от этого слова? - Потому, что скот периодически дает прирост, приплод. Происходит увеличение стада, количества голов животных. Капитал в современном понимании - стоимость, имущество, деньги, которые обладают свойством «самовозрастания».

    8. Индустриальный (технократический) характер цивилизации. Основатель промышленных ремесел  - Тувaлкaин, последний из потомков Кaинa, чью родословную ещё можно проследить отдельно от Божьей линии Адaмa-Сифa (Быт.4:22). Его принято считать основaтелем индустриaльной цивилизaции со всеми ее атрибутами: «Тувалкаин - ковач всех орудий из меди и железа; основатель (безбожной, атеистической) науки и промышленности в целях производства вооружения для ведения агрессивных войн за обладание собственностью и получения удовольствий и развлечений»[12].  То, что мы узнаем о промышленном характере допотопной каиновой цивилизации из Священного Писания, дополняется данными археологии. Металлургия и обработка металлов имеют гораздо более давнюю историю, чем нам говорит официальная наука. Вот что пишет по этому поводу священник Д. Сысоев: «Современная наука желает отнести появление металлургии к временам гораздо более поздним и верит, что первые люди были грубыми дикарями, использовавшими орудия из камня и дерева. Но существует ряд археологических свидетельств того, что и здесь библейское повествование о Тувалкаине достовернее научных предрассудков»[13].

    9. Появление искусства и культуры, оторванных от Бога.  Потомок Кaинa Иувaл (один из сыновей Ламеха) был изобретaтелем музыкaльных орудий (Быт.4:21). Разные толкователи сходятся в том, что Иувал - отец играющих (на гуслях, свирели), основоположник музыки, искусства, то есть развлечений, отвлекающих мысли и чувства (душу) человека от Бога. Искусство и культура стали средством развлечения, а точнее - отвлечения человека от Бога.

    Исследователь церковного пения В.И. Мартынов пишет: «...если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати...Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на короткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышать ангелов в частности»[14]. По мнению этого автора, музыка, созданная Иувалом, имела магический характер. Она была сродни наркотику, приводящему человека в состояние экстаза, создававшему ощущения чрезмерной энергии, способности управлять стихиями мира, бессмертия без Бога.

                Не лишне современному человеку задуматься над смыслом слова  «искусство». Образуемое от этого существительное прилагательное  «искусственный» означает, прежде всего, неестественный.  Получается, что искусство можно понимать как средство поддержания  неестественной жизни, т.е. жизни, оторванной от Бога и природы.  Между прочим, искусство имеет корень «искус». Это не случайно. Оно может при определенных условиях предрасполагать человека к греху.  В словаре В. Даля слово «искусство» имеет как положительный, так и негативный смысл. В частности, давая толкование слова «искушать», Владимир Иванович пишет: «Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих. Искусство половина святости, лицемерие, лукавство».

     

    10.Проституция и разврат.   В Книге Бытие особое внимание уделяется Ноемее, сестре трех братьев - Иовала, Иувала и Тувалкаина.  Имя ее может быть переведено как «прекрасная». Все толкователи сходятся на том, что она была основательницей такой «профессии», как проституция.  Ноема - символ   проституции и разложения нравов во взаимоотношениях мужчин и женщин.  Женщины в каиновой ветви допотопных людей именуются «дщерями человеческими», которые соблазняли сынов Божиих - мужчин из ветви Авеля-Сифа. В результате происходило смешение двух цивилизаций на  физиологическом уровне. Человечество благодаря искусству обольщения женщин каиновой ветви успешно шло к своей погибели.

     




    [1] В.Ю. Катасонов. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». - М.: Институт русской цивилизации», 2013. 1074 с.

    [2] Другие варианты названия: каинова, каинская цивилизация.

    [3]          В Первом послании к Коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». (I Кор. 2, 14-15)
               Из этих слов видно, что апостол именует «душевными» людей, живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть злого начала; а «духовными» - имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир. В том же Первом послании к Коринфянам о «плотских»  людях сказано так: «...Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?..» (I Кор. 3, 3)

    [4] О.Н.Забегайло. Духовное понимание истории. Издание 2-е, М.: Серебряные нити, 2009, с.192-193.

    [5] Епископ Сергий (Соколов). История Ветхого Завета. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008, с. 141.

    [6]   Интересно, что даже гораздо позднее, после потопа города могли создаваться для укрывательства убийц. Читаем во Второзаконии:  «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца,  чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив" (Второз.  4:41-42)).

    [7] Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными. Вспомним, хотя бы наших святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского, которые кормили медведей из рук. Или  святого Герасима Иорданского, которому служил лев.

     

    [8] Священник Даниил Сысоев. Летопись. От  сотворения мира до исхода. 2-е изд. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011, с. 183.

    [9] Цит. по: священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 185. Священник Даниил Сысоев, приводя эту цитату, дает следующий свой комментарий: «Так что Каина можно считать родоначальником паспортной системы, торговли и частного землевладения» (с.185).

    [10] О.Н. Забегайло, с.193.

    [11] Священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 187.

    [12] О.Н. Забегайло, с.193.

    [13] Священник Даниил Сысоев. Летопись...,  с. 189-190.

    [14] Цит. по источнику: священник Даниил Сысоев. Летопись..., с. 187-188.


    Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (18.01.2013)
    Просмотров: 787 | Рейтинг: 2.5/2
    Сайт создан в системе uCoz