Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 17:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Василий Ливанов: Мой велосипед еще едет

Василию Ливанову, который для нас навсегда останется и Шерлоком Холмсом, и Крокодилом Геной, 19 июля исполнится 80 лет. «Вечерка» встретилась с ним накануне и задала несколько вопросов.

- Ваш отец когда-то сказал: «В искусстве, как на велосипеде: или едешь, или падаешь, стоять — нельзя». Вы сейчас с какой скоростью едете?

- С нормальной. С такой, с какой всегда ехал. Не снижаю. Я свою скорость все время наращивал. Начал как художник, окончив московскую среднюю художественную школу, потом — Театральное училище имени Щукина. Поставил спектакль дипломный, так что выпускался практически как актер и режиссер. Позже окончил высшие курсы режиссеров кино. В это время уже занимался серьезной литературой и стал членом Союза писателей СССР — по рекомендации Валентина Катаева и Бориса Полевого; печатался в журнале «Юность»… Сейчас я занимаюсь литературой в основном. Так что мой велосипед, слава богу, едет.

- Кажется, вы давно перестали озвучивать мультфильмы…

- Я проработал на «Союзмультфильме» с 1966 по 1973 год. Тогда и озвучивал очень активно. А когда ушел со студии, то предложений стало поступать все меньше и меньше, пока совсем не перестали.

- Я понимаю, что вы взрослый человек и мультфильмы вроде как смотреть не солидно, но вы следите за новинками?

- Как же это «не солидно»? Что это значит?

- Вот именно на такую реакцию я и рассчитывал…

- Тут нельзя употреблять слово «солидно» или «не солидно». Мультики — это искусство! Хуже-лучше, но смотреть всегда их интересно в любом возрасте и в любое время. Но мне не нравится то, что у нас по телевидению показывают. Это, во-первых, значительно(!) уступает нашей отечественной мультипликации, кроме мультфильма «Маша и медведь». Почему в советское время мультфильмы были добрые, а сегодня — без души? Все вроде на месте, а чего-то не хватает.

- А что сейчас с душой? Может, нам и не нужны добрые мультики?

- Они всегда нужны! Но сегодня, увы, изменилась жизнь. Все меряется рублем.

- Глядя на все это и вспоминая то, что было, вы к своему юбилее с каким настроением подходите?  

- С надеждой на то, что нам удастся восстановить отечественную культуру, искусство и образование.

- Думаете, удастся?

- Уверен. У нашей страны потрясающие культурные традиции, столько у нас талантов и людей, любящих Родину, что удастся!

ДЕНЬГИ И ИСКУССТВО

- Несколько лет назад озвучили компьютерную игру...

- Ничего безнравственного в этом не было. Меня пригласили, я согласился и заработал деньги.

- Вопрос денег сегодня на первом месте?

- Почему? На первом месте стоит грамотное профессиональное озвучивание и только на втором — деньги. И если я могу соответствовать заработанным деньгам в профессиональном смысле, то это нормально. Другое дело, что компьютерные игры абсолютно ничего не дают в душевном плане. Они фантазию не развивают.

Тыкать кнопки — и больше ничего. А что меня волнует и печалит: из-за всего этого молодежь, я по своей 13-летней внучке сужу, не хочет читать. А фантазия, необходимая человеческой душе, развивается только чтением. Молодое поколение воспринимает только чистую информацию, но не мыслит образами. А это пагубно и для души, и для искусства.

 

- Неужели даже вы, автор сказок и повестей, не можете приучить внучку к чтению?

- Нет. Она сидит со своими планшетами, пальчиками в них тыкает… И она не исключение, они все такие. Легче ткнуть кнопочку и услышать чужую мысль, чем самой додуматься до чего-нибудь. Это катастрофа. Это отражается потом в искусстве. А оправдывается тем, что искусство — свободно! Женщины играют мужчин, мужчины — женщин и называют это экспериментом. А по-моему, это не эксперимент, а просто извращение.

- Вот видите — катастрофа, а вы верите, что страна выползет из этого…

- Да. Я верующий человек. Верю, что в конце концов человеческое начало победит. Добро и интерес к жизни победят неинтерес.

- Чтобы интерес к жизни победил, для этого как минимум надо видеть что-то доброе и светлое. А в кино, в театре сейчас сами знаете что происходит. Стоит ли вообще в кино ходить?

- Стоит. Просто надо делать правильные выводы из своих впечатлений. Не повторять пороков и ошибок. И на выставки надо ходить. Это жизнь, в которой человек не может не участвовать. Все же зависит от того, каким образом он в ней участвует. Что он выбирает для себя.

- А что вы выбираете для себя? Что в смотрите в театрах?

- Я очень редко хожу в театры. Времени не хватает, во-первых. А во-вторых, то, что я читаю о постановках, меня отвращает. Ну кроме Малого театра, где Юрий Соломин все-таки сохраняет традиции… А когда в «Братьях Карамазовых» Алешу играет женщина… Нечего тут смотреть.

- В МХТ, где служил ваш отец, вы тоже не ходите?

- Нет, не хожу. Хоть он и называется Московский художественный, но он — коммерческий.

- Извините, я вас сейчас поймаю. То есть вам озвучивать коммерческую компьютерную игру можно, а театру ставить коммерческие постановки нельзя?

- Вы меня не поймаете, потому что я озвучивал классику. И пусть она будет в такой форме, но тем не менее ее направленность сохраняется и в игре.

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

- Вы своего сына учили, что мужчина — это воин, и он не имеет права растекаться…

- Мужчина отвечает за себя, за жизнь близких. Мужчина это ответственность!

- За 80 лет был хоть один момент, когда приходилось отступать от этого правила?

- Не припомню. Слава тебе, Господи, не помню.

- Хорошо, перефразирую: а было за что-нибудь стыдно?

- Ну было, но это были какие-то мелочи. Ну а так, чтобы я стыдился, мучился и всю жизнь это со мной оставалось — нет, не было. Таких поступков не было.

- Василий Борисович, идеальных людей не бывает!

- А я и не говорю, что я идеальный.

- А в чем вы не идеальный?

- Ну это со стороны виднее.

- То есть не можете сказать?

- Ну… Идеальный — Серафим Саровский, вот кто идеальный для меня.

СЧАСТЬЕ — ЕСТЬ

- Вас, по-моему, очень мало знают как режиссера. А ведь вы поставили фильм «Дон Кихот возвращается»…

- Да. Недавно приезжали сервантесоведы из Испании, потому что им стало интересно мое понимание романа. Они были приятно поражены моей трактовкой.

- Сейчас буду льстить. Как вам это удается? Вы сыграли Шерлока — и стали всемирно признанным Холмсом, сыграли Дон Кихота — и вот вами уже восхищаются испанцы…

- С божью помощью. Понимаете, я никогда ничего не делал против желания. Мне интересно делать то, что я делаю…

- Тогда вы — счастливый человек.

- Я себя таким и считаю.

ДОСЬЕ

Василий Ливанов родился в Москве в известной актерской семье. Получил блестящее образование: окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, Театральное училище имени Щукина и Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР. Некоторое время служил в Театре им. Вахтангова и Театре киноактера. Озвучил 300 мультфильмов (это его голосом говорят Крокодил Гена и Удав из «38 попугаев»), снялся в 37 фильмах, написал десятки сценариев и книг.

Беседовал Валентин Звегинцев

Категория: Люди искусства и науки | Добавил: Elena17 (19.07.2015)
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0