Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 02:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Вениамин Чалкин. Социальное предпринимательство на селе во имя будущего России

В октябре нынешнего года в Барнауле состоялся ставший уже традиционным III Всероссийский слет сельской молодежи, собравший активных молодых сельских предпринимателей, общественных деятелей и просто представителей сельской молодежи, неравнодушной к будущему своей малой Родины, из 28 регионов России. Участник делегации Красноярского края, представил на слете доклад «Детская деревня как форма социального предпринимательства на селе», который был признан одним из лучших молодежных проектов слета и получил единодушное одобрение со стороны экспертов.

Главной темой слета в этом году стало молодежное сельское предпринимательство, трем аспектам которого были посвящены основные секции: молодежный аграрный бизнес, развитие сельского туризма и социальное предпринимательство на селе. Молодые предприниматели и те, кто только предполагают открыть свой бизнес, представили свои проекты на обсуждение экспертов и, что не менее важно, смогли достаточно откровенно поговорить о насущных проблемах сельских территорий и путях выхода из затянувшегося кризиса.

Тон этому обсуждению задал выступивший на открытии председатель Законодательного Собрания Алтайского края И.И. Лоор, который достаточно жестко, но точно назвал причины нестабильности большинства сельхозпредприятий: отсутствие налаженной системы сбыта и переработки продукции, а также грамотного государственного регулирования отрасли. Особенно это касается как раз небольших хозяйств, которые не могут позволить себе организовать собственное хранение и переработку продукции. Таким образом, нет возможности уйти от зависимости от «рыночных» цен на сырье, которые подчас меняются стремительно, несколько раз за один сезон. В результате сельхозпроизводители не имеют возможности планировать собственное производство, так как ситуация с каждым годом кардинально меняется, и приоритеты власти - тоже. Государство уходит от регулирования рынка сельхозпродукции, в то время как производители оказываются полностью зависимыми от тарифов на электроэнергию, цен на ГСМ, и вынуждены не думать о развитии, а просто выживать, и так из года в год.

Та же ситуация и с государственными субсидиями по программе развития АПК. Малые и средние хозяйства не могут быть уверенными в том, что они своевременно получат положенную им субсидию, и в то же время государство требует, чтобы налоги (в том числе с субсидий из бюджета!) платились вовремя, и малейшая отсрочка становится поводом для штрафов и «пятном на репутации» хозяйства. То есть сельхозпроизводитель изначально поставлен в подчиненное и зависимое положение!

И ведь проблемы эти отнюдь не новы. Как минимум в течение последних 10 лет о них много говорится на разных уровнях, а видимых изменений по-прежнему нет. Даже государственное регулирование у нас организовано так, что вместо поддержки производителей происходит обвал рынка, как было, например, в прошлом году после запрета на вывоз зерна за границу. И.И. Лоор вообще предложил взять курс на отказ от экспорта зерна, обеспечив его полную внутреннюю переработку в готовый конечный продукт. Так, Алтайский край на сегодня не вывозит зерно ни в другие регионы России, ни за границу - только высококачественную муку, крупы, корма. Но если на Алтае вопросам поддержки сельского хозяйства и развития села уделяется первостепенное внимание, то другие регионы в большинстве своем занимаются этими вопросами по остаточному принципу. В этом ключе нельзя не вспомнить заявление бывшего губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина, который в 2009 году на одной из встреч с молодежью откровенно заявил, что он не советует молодым выпускникам ехать жить и работать в деревне, так как перспектив там нет. По его словам, обеспечить продовольственную безопасность края могут 3-4 крупных агрохолдинга, работающих на базе современных промышленных технологий. Что в таком случае будет с остальными территориями края, если молодежь не будет оставаться в селах - вопрос остался риторическим...

И все же надежды многих сельских предпринимателей, в том числе молодых, по-прежнему связаны с изменением политики государства, с началом реальной, а не фиктивной поддержки сельского хозяйства и сельской молодежи. Один из участников слета, выступавший на закрытии, даже предложил написать коллективное обращение Путину от лица молодых фермеров. Однако в последнее время все больше оснований отказаться от этих надежд. Резолюции двух предыдущих слетов, в которых их участники предлагали различным уровням власти меры по поддержке молодежной активности на селе и выражали свою готовность участвовать в их реализации, как оказалось, даже не рассматривались. Поэтому в этом году организаторы и участники слета приняли решение в резолюции не взывать к власти, а обратиться к самой молодежи, призвать ее к созданию своего сельского бизнеса, в первую очередь социально ориентированного, и активизации общественной деятельности на селе. В самом деле, какой смысл обращаться к власти, которая заявляет о поддержке и развитии села только в предвыборных обещаниях и в качестве политического пиара, а на деле осуществляет проекты и начинания, которые будущему российского села не несут ничего хорошего. Вот лишь несколько показательных примеров.

Один из приоритетных проектов власти - введение универсальной электронной карты и параллельное создание так называемого «электронного правительства». Универсальная электронная карта - это удостоверение личности, совмещенное с платежным средством (банковская карта), предлагаемое в качестве замены любым другим применениям пластиковых карточек. По сути, это средство всеобщего контроля, ставящее всю жизнедеятельность человека в обществе в зависимость от одного электронного устройства, а все данные о личной жизни человека, в том числе касающиеся его состояния здоровья, становятся доступными любому, кто может считать информацию с карты. Кроме этого, взаимодействие с органами власти и государственными учреждениями будет осуществляться через «электронное правительство», то есть через Интернет и специальные терминалы наподобие «Платежки». Сложно представить, как эта система будет работать в многочисленных сельских поселениях России, где из средств связи есть лишь спутниковый телефон, а до ближайшего пункта доступа в Интернет многие километры. То есть взятый властью курс на всеобщую информатизацию - еще один фактор того, что обезлюдение и обнищание сельских территорий будет продолжаться. Более того, удивление вызывает тот факт, что для получения универсальной электронной карты гражданину достаточно будет лишь написать заявление, а с 1 января 2014 года карты вообще будут выдаваться всем бесплатно - сравните с ворохами бумаг и справок, которые необходимо в жесткие сроки собрать сельхозпроизводителям, чтобы получить помощь от государства. К кому они смогут обратиться со своими нуждами и предложениями, если останется лишь доступ в «электронное правительство», работающее по жестко заданному алгоритму?

Другой свежий пример - вступление России во Всемирную торговую организацию, которое ставит под удар все сельское хозяйство и пищевую промышленность, попадающие в условия заведомо неравной конкуренции с импортной продукцией. Ведь почти во всем мире уровень государственной поддержки сельского производителя на порядок выше, чем в России. Участник слета сельской молодежи из Польши в своем выступлении отметил, что у них субсидия из бюджета ЕС на 1 гектар обрабатываемой земли составляет 214 евро, причем для ее получения достаточно всего одной справки. С учетом такой поддержки себестоимость продукции становится существенно ниже, чем в России, и естественно, что конкуренцию импорту отечественный продукт сможет составить с большим трудом. Ведь объем импорта продуктов питания - это первоочередной фактор продовольственной безопасности страны. А кроме сельского хозяйства, неконкурентоспособными могут стать и многие важнейшие отрасли промышленности, в том числе сельскохозяйственное машиностроение.

Почти не получили освещения в СМИ подробности еще одного «странного» шага - подписания программы сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Суть этой программы заключается в следующем. На территории обозначенных регионов создаются совместные российско-китайские предприятия, при этом в России они будут заниматься добычей природного сырья (руд железа и цветных металлов, золота, апатитов, цементного сырья, бурого угля и т.д.), а также заготовкой и первичной переработкой леса, причем с привлечением рабочей силы из Китая. В то же время на территории Поднебесной будут создаваться высокотехнологичные производства, куда будут приглашаться специалисты и ученые из России. Таким образом, наше правительство фактически расписалось в своем неумении и нежелании осваивать богатейшие месторождения и лесные угодья в Сибири и на Дальнем Востоке, ссылаясь на «депрессивность» и малую заселенность этих регионов. А перенаселенному Китаю возможность направлять своих граждан для работы и проживания на обширные пространства востока России как нельзя кстати. Вот только нельзя забывать, что многие китайцы, в том числе государственные деятели, по-прежнему считают территории Дальнего Востока незаслуженно отнятыми Россией у Поднебесной, и не слишком скрывают своих планов постепенной «гражданской оккупации» этих территорий. И самыми уязвимыми с этой точки зрения станут именно сельские территории, которые когда-то осваивали наши предки, а сейчас оставляемые русским населением. И кто знает, не окажемся ли мы в итоге в положении, в котором сегодня оказались косовские сербы, в одночасье ставшими чужими в собственной стране. В этом свете более разумным выглядит переселение в сельские территории Сибири и Дальнего Востока 20 тысяч косовских сербов, не так давно обратившихся с просьбой предоставить им российское гражданство, ведь они являются нашими братьями по православной вере.

Эти показательные примеры - лишь часть свидетельств того, что истинные мотивы руководства страны отстоят далеко от тех, что заявляются публично. И многие люди сейчас начинают осознавать это, видя разницу между политической риторикой и реальным положением дел. Все громкие обещания о «модернизации» и «экономике нового типа» осуществляются лишь в пределах Садового кольца, а в малых городах и деревнях России остаются только на экранах телевизора. Глядя на все это, следует думать уже не о том, на какой уровень власти обратиться за поддержкой, а о том, как защититься от возможных общественных и экономических потрясений, вызванных необдуманной государственной политикой, что становится все более вероятным.

В условиях, когда помощи от государства ждать не приходится, единственным способом обеспечить стабильность является самоорганизация «снизу», объединение усилий здоровых сил общества и создание условий для устойчивого развития, независимого от внешних факторов. В мировой практике это тесно связано с концепцией социального предпринимательства. Это понятие, появившееся в последние десятилетия, пока еще не получило своего распространения и осмысления в российском обществе. Предпринимательство в сознании большинства россиян по-прежнему ассоциируется со стремлением к получению личной выгоды любой ценой, с изворотливостью и цинизмом, что получило свое выражение в известном рекламном слогане «Хочешь жить - умей вертеться».

Социальное предпринимательство - это новый способ осуществления социально-экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности. Его основа - это создание так называемых социальных предприятий, то есть предприятий, организованных для создания социального блага, но функционирующих на основе финансовой дисциплины и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. В последнее десятилетие эта практика получила необычайную популярность как в развитых индустриальных странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия и других, так и в странах третьего мира, для которых новый способ комбинации экономических и социальных ресурсов является средством вырвать из глубокой бедности значительные слои населения. Это связано с тем, что многие результаты деятельности государственных и благотворительных организаций оказались далеки от ожиданий, а большая часть институтов общественного сектора все чаще рассматривается как неэффективная и безответственная. Точно такая же ситуация складывается и в России.

Тем не менее, понятие социального предпринимательства в России только начинает хождение. В этом смысле она отстает, например, от Украины, Казахстана, Молдавии или Белоруссии. Для развития социального предпринимательства в России важно не только правильное понимание его важности, которое может прийти с усилением информационного обмена, но и развитие распространенных в других странах важных социально-экономических институтов, способных выступить в качестве «материнских структур» для его развития. Среди них: малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере. В то же время наличие уже имеющегося опыта функционирования некоторых из перечисленных форм свидетельствует о зачатках развития социального предпринимательства в России.

Идея социального предпринимательства заключается в том, чтобы, создавая новые производственные и коммерческие структуры, производя товары и услуги и реализуя их потребителю, направлять получаемую прибыль на решение общественных проблем, на социально значимую деятельность. По сути, идея социального предпринимательства для России - возврат к исконным традициям меценатства, которыми славились русские купцы и промышленники, удивительным образом сочетавшие рачительность и крепкое хозяйствование в ведении дел со щедростью и бескорыстием в социально значимых начинаниях, таких как строительство храмов, школ, библиотек, больниц и приютов для нуждающихся. Кроме этого, социальные предприятия в самом процессе своей деятельности могут приносить общественное благо, например, решая вопросы самозанятости населения, предоставляя материальную базу для решения задач образования, оздоровления или предоставления социально значимых услуг населению.

Исследователи социального предпринимательства подчеркивают исключительную роль в этом процессе личности. Социальные предприниматели должны обладать особым сочетанием личных и профессиональных качеств, и практика показывает, что вовсе не каждый лидер социального сектора или успешный бизнесмен может стать социальным предпринимателем. Особенности деятельности социальных предпринимателей заключаются в том, что они:

  • организуют изменения в социальной сфере;
  • следуют миссии, направленной на создание и поддержание социальных ценностей;
  • действуют смело, не ограничиваясь имеющимися в данный момент ресурсами;
  • демонстрируют повышенное чувство ответственности перед целевой аудиторией и готовы отчитываться за достигнутые результаты.

Эксперты отмечают, что социальное предпринимательство является на сегодняшний день новым явлением, его логику не понимают ни общество, ни основные субъекты общественных отношений, в том числе органы налогового и законодательного регулирования, и именно с этим связаны основные барьеры на пути его развития. В то же время исторический опыт говорит о том, что сельская жизнь в России была основана на самоорганизации и взаимопомощи, на объединении усилий селян для решения общих задач, то есть на инициативе «снизу» и самоуправлении - тех же принципах, которые лежат в основе социального предпринимательства. В особенности это касается Сибири и Дальнего Востока, где еще в XIX веке не было скоростного транспортного и почтового сообщения с центральными регионами России (до строительства Транссибирской магистрали). Наверное, пришло время вспомнить и осмыслить тот опыт освоения и развития огромных территорий за Уралом, когда русские люди могли надеяться в этом деле только на себя и свои силы, и осуществили в короткие по историческим меркам сроки колоссальный труд по заселению этих территорий и организации самодостаточной хозяйственной деятельности в них. Пришло время, подобно нашим предкам-сибирякам, не ждать помощи от властей или благодетелей, а самим объединяться для того, чтобы поднять сельские территории Сибири, создавая сельские общины.

Именно создание сельских общин сегодня становится главной задачей сельского социального предпринимательства. Необдуманными реформами XX века полностью была разрушена сельская община российского села, в результате прервана историческая преемственность поколений, поэтому сегодня в России нет среды, способствующей становлению и формированию в человеке самобытного русского характера, которым всегда отличалось российское село. Само понятие «община», традиции общинности получили оттенок архаичности и почти вышли из употребления, потому что потерян живой опыт организации общинно-соборного уклада сельской жизни, а информационные каналы в обществе транслируют совершенно противоположные по духу ценности индивидуализма и всеобщей конкуренции.

Сегодня, развивая сельское социальное предпринимательство, необходимо показать обществу пример возрождения села через общинное сожительство, в котором решаются различные уровни социальных проблем. Экономический потенциал сельского сообщества, полученный в результате общинной деятельности, позволит существовать и развиваться общественной системе. Именно в самоорганизующейся, а значит, относительно самодостаточной сельской среде кроется единственный для россиян и до сих пор почти неиспользуемый шанс сберечь себя, свои семьи, своих детей от возможных ухудшений экономической и политической ситуации в стране. И, что не менее важно, в такой среде будут созданы благоприятные условия для воспитания нового поколения молодых сельских предпринимателей, которые смогли бы вывести бизнес на качественно новый уровень развития, где все взаимоотношения будут строиться на основе честности и доверия, взаимного уважения равноправных партнеров. Только так могут возродиться русские духовные традиции жертвенности и бескорыстия в благих делах, которые помогут духовному и экономическому возрождению России.

 Вениамин Чалкин, директор Молодежного предпринимательского центра «Возрождение Сибири» (Красноярск), аспирант кафедры Организации и управления наукоемкими производствами СибГАУ

Контактная информация:

Молодежный предпринимательский центр «Возрождение Сибири»

660037, г. Красноярск, Северный проезд, 6 - 40

Тел: (902) 991-26-10, (391) 202-66-40

Электронная почта: contact@mpcentre.ru

Официальный сайт: www.mpcentre.ru

Категория: Тихие подвижники | Добавил: rys-arhipelag (20.04.2012)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0