Меню сайта


Категории раздела
Книги [85]
Проза [50]
Лики Минувшего [22]
Поэзия [13]
Мемуары [50]
Публицистика [14]
Архив [6]
Современники [22]
Неугасимая лампада [1]


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3987


Форма входа


Поиск


Библиотека
 
 
Медиатека
 

Вернисаж

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ ПОМОЩЬ НОВОРОССИИ «Академия русской символики «МАРС» Слобода Голос Эпохи Журнал Голос Эпохи Апсны-Абхазия. Страна души Сайт писателя Андрея Можаева Россия Освободится Нашими Силами Котята Мейн-кун Общественно-исторический клуб
    Приветствую Вас, Вольноопределяющийся · RSS 21.10.2017, 11:42
    Главная » Статьи » ЖУРНАЛ ГОЛОС ЭПОХИ » Публицистика

    Константин Абоимов. Формула счастья в современной России

    Счастье – что это за чувство, состояние и каковы его временные рамки? Постоянно оно или это временное явление? Счастье – это состояние души или это итог цепочки событий, переживаний, достижений и реализаций? Материально оно или духовно? Как счастье меняется с развитием общества и что является истинным и ложным счастьем в мышлении человека в современной России? Как найти своё счастье русским?

    Мысли и ответы на эти вопросы попробуем раскрыть применительно к сложившейся политической, социально-экономической и культурно-нравственной ситуации в постсоветской России.

     

    «… Счастье в жизни – будет ли оно для людей выражаться

    в наслаждении, или в добродетели, или в том и в другом

     - сопутствует тем людям, которые в преизбытке украшены

    чистым сердцем и тонким разумом и которые обнаруживают

    умеренные требования в деле приобретения внешних благ

    в гораздо большей степени, нежели тем, которые обладают

    внешними благами в большей степени, чем это нужно, тогда

    как в благах внутренних у них ощущается недостаток.»

    Аристотель

     

    Что собой являет счастье? С древних времён мыслители и философы давали свои значения этому явлению. В череде веков и эпох сменяли друг друга в главенстве империи, появлялись и исчезали целые народы, человечество обретало просвещение и знание, прогрессировали наука и техника, менялось мировоззрение, но на протяжении всего времени человек искал определение и наполненность понятия счастья. И в наши дни мы часто желаем друзьям и близким счастья, но каждый видит его по своему, вкладывает в понятие свой смысл, своё представление о счастье.

    Античные мыслители и позже их последователи в изучении философско-этической мысли давали обобщающее определение счастья как некой удовлетворённости. Но уже при определении, что именно является фактором удовлетворённости и как её достичь – мнения и взгляды расходились. Одни видели счастье в религии, другие в самопознании и совершенствовании, третьи в достатке, четвёртые в крепком здоровье или в обладании чистой совестью, пятые в знании и добродетели. Но, все эти человеческие потребности или свойства, взятые по отдельности, не могут создать условий для счастья, истинного счастья. Также как и вместе взятые они не дадут в сумме стопроцентный результат счастья, т.к. мир не идеален и все стороны жизни не равнозначны; у каждого человека своё мироощущение и мировоззрение. Другими словами – абсолютного счастья не существует.

    Из наследия мыслителей прошлого можно почерпнуть много глубоких выводов природы компонентов человеческого счастья, определённой связи между счастьем и социально-политическими проблемами. Одна из главных аксиом в том, что счастье неразрывно связано с нравственностью и отдельно быть не может, в противном случае это уже усечённое или мнимое счастье.

    Исследования счастья в широком смысле породили целые теории.

    Идеалистическая теория Канта и Гегеля определяет, что счастье не может быть целью или быть мотиватором бытия, в этом выражена их антиунитаристская позиция. Счастье подчинено здесь долгу и идеалам, отвергается материальное благосостояние.

    Материалистическая теория Гельвеция и других французских материалистов XVIII века ставит потребности людей, материальное счастье выше духовного, основывается на частной собственности буржуа, связывает счастье личности со счастьем всего общества.

    Теория социалистов-утопистов, народников, Фурье, Сен-Симона и пр. а также марксистская теория и теория русских революционеров-демократов определяли достижение всеобщего счастья лишь в свободном и равноправном обществе, при удовлетворении важнейших потребностей человека в сочетании с решением общественных интересов. Отрицалась частная собственность и социальное неравенство.

    Польский философ В. Татаркевич разделяет счастье на составляющие и допускает обретение человеком счастья при определённых условиях. Это: а) судьба-фортуна, б) эмоциональный настрой, в) обладание наивысшими благами, г) удовлетворённость жизнью.

    Восточная философия выделяет два пути обретения счастья – внешний и внутренний.

    Внутренний «истинный» путь – это путь духовного развития, внутреннего счастья, спокойствия и самосовершенствования.

    Внешний, он же «ложный» путь, предполагает обретение материальных благ, при котором человек ощущает себя счастливо. Но это не настоящее счастье, а мнимое и человек, обладающий властью или достатком, в поисках недостающего – т.е. внутреннего, духовного счастья компенсирует это различными «допингами», морально разлагаясь.

    Беря во внимание различные теории существования или достижения счастья, стоит понять его природу. Если удовлетворённость как показатель счастья наступает от какого-то события или состояния, то оно может быть как кратковременным, так и продолжительным. Из совокупности таких событий, их постоянства или периодичности,  складывается душевный настрой, образующий личностное счастье.

    Человек имеет потребности (материальные и нематериальные) и для их достижения ставит перед собой задачи, цели. В широком смысле - это идеалы, путь к которым состоит из совокупности поставленных задач с различными временными рамками. По достижении промежуточных целей происходит удовлетворение, но, должно быть продолжено движение к высшим целям, т.к. решение малой задачи может остановить человека, согласного на малое, заглушая его творческий потенциал и дальнейшее развитие. Здесь можно говорить уже о культуре потребностей человека, которая создаёт его духовный облик. Ведь осмысленность и целенаправленность жизни человека определяют его предназначение, перспективы его развития. Жизнь, лишённая смысла не может быть счастливой. Наполненная глубоким смыслом жизнь, жизнь с предназначением, миссией; разносторонняя, активная, яркая, несущая добро, всеобщее развитие жизнь – не это ли счастье?

    Но, т.к. человек не один на всей планете и живёт в зависимости от других людей, творческих плодов и предметов потребления, созданных другими, он, несомненно, должен находиться в русле общества, общественного прогресса. И, ставя перед собой свои цели-идеалы, в первую очередь необходимо руководствоваться не эгоистичными, узконаправленными собственническими задачами, а с учётом решения общественных задач и целей-идеалов. Именно в этом происходит разграничение целей на нравственные и безнравственные, эгоистичные и общественно значимые. Ведь достижение целей за счёт других или в ущерб другим, либо за счёт общественного, не будет по факту истинным удовлетворением, счастьем, а напротив – убогим, деструктивным, эгоистичным или крамольным.

    Важно отметить, что в определённой нами логической цепочке - идеал счастья определяется целями и соответственно потребностями людей, которые должны удовлетворяться – уровень потребностей определяется степенью развития общества, как в техническом, так и в культурном плане, другими словами – зрелостью общества. Также не мало важно какое социально-политическое положением в нём в текущий момент. Малоразвитое или технически отсталое общество будет иметь на порядок меньше потребностей, чем прогрессивное, высококультурное общество. То же самое и относительно авторитарного общества, где царит социальная несправедливость, там, где процветает наёмное рабство, где правят капитал и олигархия, клановость и кумовство – в таком обществе потребности не удовлетворимы. Либо цели будут достигаться и  удовлетворяться нечестным путём. Уродливое общество порождает уродливые идеалы счастья.

    В обществе, где правит олигархия и она неразрывна с властью, где обесценивается жизнь, и уровень достатка делит людей на классы, слои общества с резким контрастом «малоимущие-сверхбогатые», в таком обществе достичь удовлетворения своих потребностей большей частью населения довольно сложно, если вообще возможно. Во всяком случае, потребности и возможности их удовлетворения в таком обществе не одинаковы у людей разных социальных слоёв, разного достатка. Олигархия не ценит труд и трудового человека, ценит лишь прибыль, которую можно извлечь из труда. В итоге труд, который в себе заключает творчество, новаторство, радость, становится не элементом получения удовлетворения, а выступает лишь как средство для удовлетворения других потребностей. Всё духовное и природное богатство человека, его потенциал перерабатываются в средства для поддержания своего существования.  

    Такова ситуация в России.

    С падением «железного занавеса» рухнули все устои государства. При всей утопичности советской модели, созданной бюрократической машины, убогости многих сторон жизни, всё же сформировался социально защищённый уровень жизни населения. Была уверенность в завтрашнем дне, в социальных гарантиях. Существовали бесплатное образование и медицина, практически отсутствовала безработица. Труд воспринимался не сугубо как средство поддержания своего существования, а как социально значимое действо, как созидательный процесс, как реализация творческого потенциала работника, всеобщего развития, прогресса. При существующей тогда «плановой» системе всё же человек творил, работал во благо и во имя. Существовали идеалы, причём личные были не всегда на первом плане.

    После распада СССР в России в политической сфере появилась многопартийность, которая создала видимость народовластия, но власть в стране была прибрана определённой группой и дальнейший ход событий, «управление» страной, все губительные для государства и народа процессы, происходящие до сих пор на совести приемников этого сообщества. За короткий срок рухнула экономика, произошёл всероссийский обман под названием «приватизация», при котором практически вся госсобственность попала в частные руки. Остановились производства, «обанкротились» тысячи предприятий, с молотка ушло движимое и недвижимое имущество. В страну ворвался хаос, резкое обнищание, рост безработицы.

    Помимо экономических шоковых терапий и экспериментов на Россию навалились «западные свободы» и образы жизни. Всё пакостное, от чего был ограждён советский человек, хлынуло в Россию рекой.

    Сколачивались капиталы, криминал и милиция породнились, человеческая жизнь не стала стоить и ломаного гроша.

    Политиканы перед каждыми очередными выборами увещевали, что всё изменится, потом, что всё идёт по плану, ещё позже, что жизнь удалась. В итоге – страна распродана, недра и богатства страны в частных руках, в госкорпорациях – миллионеры, власть и олигархия слились воедино.  Народ – нищ, забит, духовно низложен. Вдобавок происходит замещение коренного населения мигрантами. Уровень безработицы и рост преступлений, экзотических и инфекционных заболеваний, социальная напряжённость растут прямо пропорционально от количества завозимых мигрантов.

    Ежедневно растёт пропасть между горсткой олигархов, обслуживающего их аппарата и многомиллионными народными массами. Народ начал искать ответы на многие возникшие вопросы, связанные с низким уровнем жизни, с социальной незащищённостью и пр.пр. Чтобы отвлечь внимание народа от социальных проблем, во всех СМИ культивируются различные суррогаты счастья. Как известно, все СМИ в руках тех же олигархов, находящихся и во власти и над властью.

    Сущность суррогата счастья, так называемого «довольного сознания», в полном отказе от прогрессивных идеалов и от стремления к ним. На этих принципах базируется «американский образ жизни». Людей «зомбируют» пытаясь заставить считать себя счастливыми даже тогда, когда о действительном счастье не может быть и речи.

    Ежедневно с согласия властей превозносится культ «золотого тельца», западные идеалы. Зачем что-то делать, творить, создавать, когда всё есть – только протяни руку. «Не думай ни о чём, что может кончиться плохо». «Знай, ты уже счастлив, ни к чему стремиться не нужно».

    На фоне всего этого внутригосударственного хаоса, откровенно антинародной политики,  перед нашим человеком стоит задача обрести себя, создать свой правильный жизненный путь, внести вклад в развитие страны, обеспечить свою семью, воспроизвести потомство и дать своим детям достойное будущее и воспитать их с истинными ориентирами в жизни. При этом, ставить перед собой цели, достигать их и двигаться дальше, получая удовлетворение и соответственно – обретая счастье.

    Как обрести настоящее, истинное счастье в России, с помощью чего?

    Важно отметить, цитируя русскую народную поговорку, что «каждый человек кузнец своего счастья». У каждого есть свои мечты, цели, которые он ставит перед собой, несёт за них ответственность и с осуществлением которых связывает своё счастье. Вектор развития и праведность жизненного пути зависят именно от решений, поступков, принципов и нравственных ценностей каждого конкретного человека и осознанности своих действий в течение всей жизни.

    В чём беда русского народа? В том, что нас последние годы пытались оторвать от наших корней. Из нас делали советских людей, теперь россиян. Создаётся толерантное мультикультурное «общество», без рода и происхождения. Сделано всё, чтобы загнать «русскость» в подполье, в андеграунд.

    В борьбе за выживание, за кусок хлеба, в искусственно созданных условиях человек огрубел, одичал, стал низким порог ценностей. Личное счастье стало на первом месте, борьба за выживание собственной семьи и собственного я сделало своё дело: сформировалось безразличие людей к чужому горю, обычными стали чёрствость, грубость, стяжательство, мещанство, обман. Отсутствие истинных общегосударственных объединительных целей, общности, справедливости, наложило отпечаток на судьбы всех людей нашей страны. Угрюмые лица, тёмный цвет одежды, рост хронических заболеваний, низкая продолжительность жизни, отсутствие интереса к общественной жизни, к развитию общества и многие другие негативные последствия – это итог настоящего смутного времени.

    Что противопоставить, как возродить наш народ, как русским стать счастливыми?

    Казалось бы, что сложившаяся ситуация в стране - это тупик, один шаг от деградации русского народа? Но, рецепт выздоровления нашего народа прост. В соборности, в единении, в сплочённости наша сила. В воинствующей доброте, во взаимопомощи, в поддержке ближнего, в помощи попавшим в беду. В возрождении наших традиций, в нашей самобытности, в наших корнях и в том наследии, которое нам оставили предки.

    Для возрождения потребуется время, продолжительность которого зависти от осознанности людей, пока смысл сказанного не будет принят и усвоен каждым.

    Мы все разные, со своими взглядами на жизнь, на её устройство, на воспитание детей, на то, как нам жить в нашей стране, на земле наших предков. Но при всей «разности» у нас есть общность, есть много значимых свойств и факторов, которые нас объединяют и которые должны заново стать нашим объединяющим началом. Это всеобъединяющие начала однозначно затрагивают каждого человека, каждую семью, в целом весь русский народ и остальные народы, которые признают роль русского народа в создании и формировании Русского государства, а позже Российской Империи, которые и были предтечей современной России.

    Ставя перед собой свои жизненные идеалы, промежуточные цели, русский человек должен руководствоваться, прежде всего, тем, как его судьба повлияет на развитие страны, какой она будет при его достойном участии, что он оставит своим детям и потомкам.

    Простые и забытые истины должны стать нормой – чистота и уход не только в своей квартире, но и в доме, на улице, за городом, на автотрассе. Это наша земля и её нужно уважать. Бережное отношение к природе, к своей земле.

    Вежливость и участие, забота и помощь не только по отношению к близким и знакомым, но в первую очередь к пожилым людям, детям, ко всем соотечественникам. Мы одна большая семья и позор тем, кто в этой семье «дальний родственник».

    Забота о нравственности и воспитании подрастающего поколения, общая культура и порядок – хватит быть «глухими и слепыми», не проходите мимо хамства, невежества и откровенного хулиганства. Делайте добро, предотвращайте зло. Сделаете вы, увидят другие, это станет нормой.

    Обратитесь к нашим культурным и историческим корням – посещайте наши исторические места, читайте историческую и классическую литературу, бывайте в музеях, в центрах народного творчества. Мы стали забывать себя, мы должны вернуть себе свои традиции и передать их своим детям.

    Объединяйтесь по интересам: спорт, политика, хобби, музыка, творчество. Замыкаясь в себе, мы теряем общую связь. Когда мы вместе, нами хуже управлять, т.к. сила в единстве. Создавайте общественные движения, вступайте в уже существующие. Необходимо влиять на работу нынешней власти, на «слуг народа». Мы и только мы должны формировать то, как нам жить. Депутаты и кабинет министров с главой государства должны лишь «обернуть наши пожелания в законную обёртку». Мы должны давать оценку их деятельности, мы вправе требовать с них отчёт и вправе их «увольнять».

    Общинность, соборность, единство – только так, вместе, мы должны отвечать на внутренние и внешние угрозы. Беда одного – беда всех. Зная, что человек получит защиту и поддержку от ближних, такой человек всегда придёт на помощь другому. Воспитывайте и растите в себе это свойство. Русских людей всегда отличало от других сильный дух, взаимовыручка, смелость, участие, самоотречение, самоотверженность, великодушие.

    Ведите здоровый образ жизни, сведите к минимуму вредные привычки, откажитесь от всего пагубного. Показывайте личный пример другим, прежде всего молодому поколению. Пропагандируйте здоровый образ жизни. Спорт, туризм, закаливание, трезвость – это залог здоровой нации, будущего поколения.

    Создавайте крепкие, многодетные семьи. В дореволюционной России считалось нормой 6-8 детей в семье. Дружные, крепкие, здоровые семьи – залог крепкого государства.

    Относитесь к своему труду как к частице своего вклада в развитие страны. Овладевайте основными профессиями, чётко формируйте свой трудовой путь. Обучайтесь, расширяйте свой кругозор, навыки, специальности. Только создавая, а, не потребляя чужое, мы возродим свою экономику, промышленность, трудовое сословие, новаторство.

    Активно проявляйте свою гражданскую позицию и инициативу. Участвуйте в жизни страны и своего народа. Адекватно реагируйте на все нововведения и законодательные «инициативы» власти. Ставьте под сомнение антинародные законодательные акты, требуйте поправок к закону или их отмене, если открыто нарушаются наши права. Открыто выступайте, участвуйте в акциях, пикетах, митингах. Ведь если продолжать молчать, то с нашего же молчаливого согласия вершится наша судьба. Мы, русский народ – цензор над действиями властей, а не наоборот. Власть боится огласки, боится проявления протеста, против растущего самосознания и самоуважения народа. Проще управлять безмолвной, разобщённой, податливой и согласной со всем массой. В наших силах всё изменить.

    Научитесь отличать действительное от навязанного. Анализируйте ситуацию в стране, давайте оценку тому, что обещают и что делают власти. Давайте свою оценку их действиям и бездействию. Противодействуйте коррупции и инициируйте проверки Прокуратурой мошеннических схем подконтрольных власти структур и «долевого» бизнеса.

    Только взаимодействуя вместе, внося свой вклад в возрождение русской нации и нашего государства, только лишь при благополучии всего народа и страны возможно благополучие отдельно взятой семьи и конкретного человека. Истинное счастье будет складываться из реализации промежуточных задач, целей, в совокупности решаемых общественных дел и потребностей. Когда будут созданы самими же людьми условия и атмосфера в обществе, духовный настрой и нравственный подъём, когда во власти будут национал-патриоты, только тогда, будет возможно достижение истинного счастья.

    Природа счастья такова, что вне интересов времени, отвернувшись от остальных человеческих судеб, его нельзя найти. Счастье не существует само по себе. Для личного счастья человека необходима горячая привязанность его к какому-то делу, к какой-то проблеме, к какой-то идее. Для русского человека сейчас национальная идея, национальное возрождение должны стать во главу существования.

    Человек связан со всем миром, человечеством, но прежде всего со своим народом, со своим поколением. Даже если он над этим никогда не задумывался. Связь эта объемлет все стороны его жизни – материальной и духовной. Иначе человеческая жизнь немыслима. Нельзя считать жизнь осмысленной, если человек хоть раз не задавался вопросом: кто я в этом мире, что я вношу нового в него, что я взял от прошлых поколений и что оставлю будущим? Как я ощущаю связь со своим народом?

    Чувство национального единения и соборности настолько прекрасно и могущественно, что, овладев человеком, рождает наивысшую удовлетворённость, неиссякаемый оптимизм, и тогда не только личные неудачи, но и серьёзные жизненные невзгоды не играют больше роли вершителя судьбы. «Всем миром» можно решить любые проблемы, преодолеть любые трудности.

    Человек тогда по-настоящему счастлив, когда от сознания радости жизни и красоты её смысла счастлив другой человек, другие люди и к этому их счастью ты сам приложил руку, сердце, своё духовное богатство, знания и свою душевную красоту.

    Только та жизнь, которая проходит в ежедневном подвиге, самоотдаче, движении вперёд, в жизни во благо своего народа, может претендовать на истинное, не суррогатное счастье.

    Русские – вперёд! Сделайте свой вклад в сохранение и процветание нашей нации и государства!

     


    Опубликовано в Литературно-общественном журнале "Голос Эпохи", выпуск 4, 2013 г.

    Категория: Публицистика | Добавил: rys-arhipelag (13.10.2013)
    Просмотров: 205 | Рейтинг: 1.0/1
    Сайт создан в системе uCoz