Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Среда, 04.12.2024, 21:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Архив записей

Друзья сайта


19:42
Заметки независимого эксперта о том, что ожидает Россию в связи с переходом на новый порядок приема в вузы на основе ЕГЭ

...Модернизация российского образования, проводимая кремлевскими политиками по указке и при непосредственном участии американских "советников", привела к фактическому уничтожению российской школы, к созданию некоего гибрида, не способного в конечном итоге ни обучить, ни воспитать подрастающее поколение страны. И последняя жирная точка в этом губительном процессе была поставлена введением обязательного для всех единого государственного экзамена - ЕГЭ.
Эксперты давно и безнадежно указывали на то, что данный подход к проведению итоговой аттестации за курс средней школы и к приему в высшие учебные заведения профессионального образования неизбежно приведет к национальной катастрофе. Но, одурманенные собственным тщеславием и сознанием своей непогрешимости, российские чиновники от образования упорно продолжали вести страну к пропасти.

И вот - мы на её краю!
В 2009 году Россию ожидает настоящая гуманитарная и социальная катастрофа. И не осознавать этого могут лишь безумцы.
С 1 января 2009 года окончательно вступил в силу федеральный закон о введении ЕГЭ. Основываясь на нем, министр образования издал приказ о порядке проведения итоговой аттестации выпускников этого года и порядке их зачисления в вузы на основе ЕГЭ.
Пока еще мало кто понимает, что же все-таки произошло. Но фактически мы являемся свидетелями крушения всей системы итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ. Потому что, в соответствии с новым положением, реально за курс средней школы сдаются теперь лишь два экзамена: русский язык и математика. Да и те - в тестовой форме. И это означает, что российская школа вплотную приблизилась к параметрам церковно-приходской школы конца 19-го века. Но даже там сдавали четыре итоговых экзамена. Добавлялись церковно-славянский язык и Закон Божий. Все остальные ЕГЭ теперь сдаются по выбору ученика, в зависимости от профиля того вуза, в который он задумал поступать.
Фактически это означает, что выпускник школы, выбрав вуз определенного профиля, может вообще больше не обращать внимания на те предметы, которые ему не придется сдавать в форме ЕГЭ. И это, уже само по себе, является грубейшим нарушением принципа фундаментального классического образования, на котором всегда была построена деятельность российской школы. Кроме того, это создает полную чехарду в процессе обучения выпускников старших классов и делает работу педагогического коллектива попросту бессмысленной. Ибо, главной фигурой в этой системе становится не учитель, а репетитор по конкретному выбранному предмету.
Но все-таки, для начала надо сдать два обязательных ЕГЭ - русский язык и математику. Потому что, в соответствии с новым положением, не сдавшие на положительную оценку два этих предмета вообще не получают аттестат о среднем образовании. И, естественно, не допускаются ни к каким дополнительным ЕГЭ для поступления в вуз.

Российская школа целенаправленно движется вниз
Ни для кого сегодня не секрет, что ситуация с качеством знаний наших выпускников год от года все больше и больше ухудшается. И винить в этом самих учеников или их учителей - дело совершенно безнадежное. Российская школа целенаправленно движется вниз по ведущей вверх лестнице. Потому что, не смотря на все заверения руководства страны, образование давно уже не является у нас приоритетной социальной сферой. Доказательством тому служит то, что все последние годы расходы на образование в России не превышают 3,5% ВВП. И никакие "нацпроекты" никого не должны вводить в заблуждение. Сегодня для нормального функционирования системы образования нужно расходовать, как минимум, в 2 раза больше. К примеру, наши европейские коллеги расходуют на развитие образования в среднем 7-8% ВВП, США - 11% ВВП, Китай - 12% ВВП, Япония - 14% ВВП, Финляндия - 16,5% ВВП, а Южная Корея - 23-25% ВВП. И это при том, что все их ВВП не сопоставимы с нашим. Фактически это означает, что российская система образования влачит сегодня нищенское существование. Очень редко на всех уровнях вспоминают о том, что более 26 тысяч российских школ (или 42%) вообще по своим параметрам не соответствуют никаким нормам по обучению и воспитанию детей. И на этом фоне тратятся немыслимые средства на сомнительные эксперименты типа ЕГЭ. Всего за годы этого "эксперимента" из источников всех уровней было потрачено около 1 миллиарда долларов.
Таким образом, мы имеем сегодня весьма неприглядную картину. Нищий учитель на практически нулевой учебно-материальной базе может дать уровень знаний лишь между оценками 2 и 3. И заявления руководителей министерства образования о том, что нацпроект "Образование" или ЕГЭ могут способствовать повышению качества знаний - это чистейшей воды лукавство и беспардонный обман. Более того, статистика показывает, что уровень образования с каждым годом ухудшается. Если в 2007 году количество двоек на ЕГЭ по русскому языку было 8,8%, то в 2008 году - уже 11,2%, а в 2009 году эта цифра ожидается на уровне 13%. В 2007 году по математике на ЕГЭ получили оценку "два" 21,1% выпускников, в 2008 году таких стало уже 23,5%, а в 2009 году их будет не менее 27%. Это означает, что не менее 11-12% выпускников 2009 года имеют шанс получить сразу две "двойки" по двум "основным" предметам и остаться в итоге без документа о среднем образовании. В абсолютном значении число выпускников, выпущенных из стен школы со справкой или, как её многие называют, с "волчьим билетом", может составить от 100 до 120 тысяч человек.
То есть, в условиях разворачивающегося в России экономического кризиса эта армия молодых людей будет попросту выброшена на улицу, без каких-либо перспектив на будущее. Ибо, на работу их никто не возьмет, а любые пути к дальнейшему продолжению профессионального образования для них закрыты.
Не более складной будет судьба и у тех, кто все-таки получит аттестат. Им придется сдавать дополнительно несколько экзаменов в форме ЕГЭ. И далеко не все из них сумеют преодолеть установленный Рособрнадзором высокий проходной балл для зачисления в вузы. Результатом явится то, что значительная часть бюджетных мест так и останется вакантными, а выпускники, не сумевшие преодолеть столь высокий барьер, будут выброшены на и без того переполненный рынок труда. А незаполненные бюджетные места будут сокращены за ненадобностью. И это станет еще одни шагом к полной ликвидации бюджетного высшего профессионального образования. Кстати, в отличие от основных развитых стран мира (Германия, Франция, Япония и др.), значительно расширяющих систему бюджетного (бесплатного для граждан) высшего профессионального образования, Россия давно уже идет в обратном направлении. И к 2020 году мы рискуем вообще утратить бесплатное высшее профессиональное образование. В таком случае говорить о каком-либо переходе к обществу, основанному на экономике знаний, (как это продекларировано в известной программе "2020") просто смешно.
Итак, к началу осени 2009 года, в силу всех перечисленных выше аспектов, Россия получит ситуацию, которую можно будет сравнить с ситуацией во Франции в 1968-м году. Именно тогда массовые выступления молодежи и студентов привели к отставке правительства генерала Де Голля. Но, как уже неоднократно показывала история, российские события могут значительно превзойти аналогичные события в Европе. Потому что российский протест долго созревает. Но, созрев, превращается в бурную неуправляемую стихию. Особенно, если её главной движущей силой становится молодежь.
И тогда грянет настоящая буря, которая может снести "островок стабильности" не только с исторической территории Княжества Московского, но и вообще с лица Земли!
Поэтому сегодняшним кремлевским руководителям не мешало бы задуматься над тем, что они сами своими собственными руками создают сегодня ситуацию, способную раз и навсегда похоронить их в кургане Вечности.

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, академик РАЕН, профессор
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 883 | Добавил: rys-arhipelag