Градус народного протеста не просто поднимается, вода уже не просто начинает бурлить, её доведённые до кипения капли начинают плескаться, больно шпаря протянутые руки. Январские беспорядки в Риге, а затем в Вильно (Вильнюсе) были всё больше проявлением хулиганства толпы. Недовольные люди, собранные профсоюзами, вышли на вполне легальные митинги, а затем, то ли из-за провокации, то ли по единому порыву, бросились на штурм своих сеймов и грабёж магазинов (в Риге). Теперь, всего через пару недель, ситуация кардинально ухудшилась: протест стал скоординированным и вполне осмысленным. К недовольству и решимости действовать силовыми методами добавилось понимание собственных, пока ещё (на этой стадии) частных интересов. Проявлением и доказательством этого стали сегодняшние события в Херсоне, части «дэмократычнои та нэзалэжнои Украйины», а также во всё той же Риге.

В Риге улицы города оказались частично блокированы крестьянами, съехавшимися в Ригу со всей Латвии. Они, потомки тех самых «лесных братьев», надеются, что и им достанется часть того пирога зарубежных кредитов, которые вымаливает Латвия на спасение своей экономики. Среди требований — отложить выплату основных сумм по кредитам на год; незамедлительно выплатить целевые платежи ЕС и средства национальных субсидий; выделить гарантированную государством кредитную линию для увеличения оборотных средств; перенять крупные молокоперерабатывающие предприятия, постепенно передавая их для выкупа сельскохозяйственным кооперативным обществам и т.д. Итогом массовых протестов крестьян, перегородивших своей техникой рижские шоссе, стала отставка министра земледелия Латвии Мартиньша Розе, занимавшего свой пост семь лет. Вступление в ЕС в своё время поставило латвийское сельское хозяйство на грань краха, сегодня жителям Латвии приходится платить по счетам.

Интересно, что общественное мнение в подавляющем большинстве поддержало протесты крестьян: 58% жителей Латвии полностью на стороне крестьян, 16% поддерживают крестьян «морально». А вот неодобрительно к их действиям отнеслись только 4% латвийских жителей. Когда общественное мнение характеризуется всеобщим негативом, а правительство утратило всякую поддержку, достаточно даже локального взрыва, чтобы процесс приобрёл далеко идущие последствия. Не думаю, что протестом крестьян и отставкой Розе дело закончится: крестьянские выступления и «тракторы в Риге» - это только продолжение уже стартовавшей «революции снизу».

Однако многие не верят в то, что прибалтийский сценарий может повториться в странах, преимущественно населённых славянами. Может. И, как писал один из классиков восточнославянской литературы, протест тогда будет уже бунтом.

Настоящий бунт произошёл сегодня на Херсонском машиностроительном заводе. Около трёхсот рабочих разогнали охрану и заняли здание заводоуправления, потребовав от правительства Украины национализировать завод без компенсации собственнику и привлечь трудовой коллектив к решению судьбы предприятия. Поводом для бунта послужила многомесячная невыплата заработной платы. Смирение и послушание, бывшие тенью невыплат начала 1990-х гг., как и прогнозировали многие аналитики, будут заменены в сегодняшней ситуации решимостью сражаться. Это не удивительно: люди привыкли к лучшей жизни, многие стали заёмщиками, да и жизнь подорожала: нужно оплачивать учёбу детей, лечение, существенно подорожала оплата жилища. Теперь люди оказались не готовы расплатиться за ошибки, недальновидность и, может быть, даже предательство правительств, правящих в интересах элит «из лихих 1990-х». Люди продемонстрировали готовность к борьбе, борьбе силовой и бескомпромиссной.
http://nmanifest.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=121&Itemid=52