Год назад его возможность отрицали, чванливо грозя закидать нефтедолларами. У нас, говорили нам, «стабильность», не то что на «загнивающем». Осенью, когда начались уже повсеместные сокращения, его ещё не было, как упорно доказывал нам премьер. Но, вот, вынуждены были признать официально: он есть. Кризис. «Подкрался незаметно», застав врасплох. Правда, Борису Грызлову, видимо, забыли сообщить эту новость, и он совсем недавно поразил нас откровением: «Кризис называется мировым, потому что проходит за пределами России».
Поначалу хорохорились. Кивали на Америку («вали всё на серого…»), пытались с глупейшим апломбом поучать весь мир. А сами – увязали всё глубже. Хотя увязали, разумеется, не они. Увязала и без того чахлая промышленность. Увязали тысячи и тысячи простых граждан, увольняемых с работы. Увязали – мы. Но они – не увязали. Они – делили лакомый пирог. Те самые, что уже 20 лет не отходят от кормила-кормушки, делили то, что скопилось за 8 лет фантастически благоприятной конъюнктуры. То, в чём на грош нет заслуг их. То, что должно было бы принадлежать всей России, обеспечивать её будущее. То, наконец, что осталось после того, как вылетели в трубу ценные бумаги «нехорошей» Америки, в которые наши «хорошие» и «мудрые» вложили добрую половину Стабфонда.
Нам обещали, что Стабфонд – спасёт нас. На деле он спасает – их. Сотни миллиардов выделены на поддержку банков и крупнейших корпораций. Фактически, себе самим. Поделили пирог между своими. На нужды же реального сектора так и не выделили ни гроша. Нам рапортуют о снижении налогов. Снова – для них. В первую очередь, для нефтедобывающих компаний. Для нас же всё повышается день ото дня. По прогнозам цены на продовольствие могут взлететь от 20 до 45 процентов. Рост же цен на лекарства обещает быть и вовсе небывалым. И это неудивительно, учитывая то, что и лекарства, и продовольствие Россия закупает заграницей. Какие же меры предпринимает правительство в данной ситуации? Весьма оригинальные: повышает на 20% пошлины на ввоз молочных продуктов из-за рубежа и вводит квоты на производство птицы (поясняют, что слишком много стало на прилавках отечественной курятины). Нетрудно догадаться, к чему это приведёт: к росту цен и упадку единственной развитой отрасли нашего сельского хозяйства – птицеводства.
При этом нас продолжают убеждать, что власть осуществляет поддержку населения. Не верь своим глазам, а верь моим словам. Надо сказать, что господа министры изрядно противоречат друг другу. С одной стороны, заявляют о сокращении бюджетных расходов, о том, что кризис скажется на России сильнее, чем на США и Европе (Кудрин), с другой - развивают идеи всемирного масштаба и пытаются делать грозную мину при вчистую проигранной игре. С одной стороны, говорят, что кризис затянется до 2012 года, с другой – что уже через полгода ситуация стабилизируется (Путин). Путаются в показаниях господа «наёмные менеджеры» корпорации «Россия». Трусливо выдаёт бледный министр финансов, а за ним и глава ЦБ истинное положение вещей, а глава кабинета убеждает нас в том, что кризис вот-вот будет преодолён, благодаря дальновидности правительства. История эта очень напоминает старинный русский анекдот «Кто кого поймал»:
- Микола, ты где?
- Да я медведя поймал!
- Так веди его сюда!
- Да нейдёт!
- Так сам иди!
- Да не пущает!
Заявления наших руководителей, взятые вместе, производят впечатление полной неадекватности. В кратчайший срок курс рубля рухнул, преодолев исторический минимум, обогнав все прогнозы, а премьер поспешил гордо заявить, что «они не допустили девальвации». А ведь предупреждает пословица: не говори гоп, не перемахнув канавки. Впечатление неадекватности усиливается митингами «в поддержку антикризисных мер правительства», согнанных ЕР. Бодрая «гимнушка» Газманова, походные кухни и лозунги в духе Первомая. Балаган и только. Кого обмануть хотят?
А в это время идут массовые сокращения, закрываются предприятия, урезаются и задерживаются зарплаты, в провинции люди вновь обращаются к натуральному хозяйству. Осторожные руководители наши не обещают теперь лечь на рельсы в случае коллапса. Они говорят аккуратно: «Будет несправедливо, если граждане в третий раз за 20 лет лишатся своих сбережений…» (Шувалов). Народ, привыкший уже ко всему, отвечает на сложившуюся ситуацию анекдотами, среди которых, к примеру, есть такой: «В нашем банке вы можете получить ничего, но сразу, или всё, но никогда». «Несправедливо» будет, если грустный этот анекдот окажется пророческим.