Смена власти, произошедшая в республике в 2002 г., когда президентом Ингушетии в результате напряженной борьбы был избран генерал-майор ФСБ Мурат Зязиков, как оказалось, не принесла долгожданного успокоения. От Зязикова ждали, что он покончит с господством клана Аушевых-Гуцериевых, которых обвиняли и в отмывании денег в оффшорной зоне, и в связях с чеченскими боевиками. Но решив задачу отстранения этого клана от власти экс-президент Ингушетии создал другую, не менее сложную проблему. Вероятно, не без помощи своих противников, которые сохраняют сильное влияние в республике. Но главный враг М. Зязикова – его собственные ошибки.
Ситуация постепенно выходила из-под контроля республиканских властей, проблемы Ингушетии становились достоянием общественности далеко за пределами республики. Летом 2008 г. накал страстей в Ингушетии, казалось, достиг точки кипения: апофеозом стало убийство при невыясненных обстоятельствах одного из лидеров оппозиции, главреда сайта «Ингушетия.Ру» Евлоева. Не дожидаясь результатов следствия, общественное мнение в республике обвинило во всем президента Зязикова, хотя последнему смерть оппозиционера была невыгодна более, чем кому-либо. Все ждали решения Москвы: пойдет ли она на замену лояльного, но неэффективного и непопулярного главы региона или будет продолжать делать на него ставку.
Как представляется на сегодняшний день, федеральный центр сделал единственно верный в той ситуации шаг.
30 октября 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об отставке президента Республики Ингушетии Мурата Зязикова. Временно исполняющим обязанности президента РИ назначен начальник штаба Приволжско-Уральского военного округа, полковник ВДВ Юнус-бек Евкуров. Отставка Зязикова была восторженно принята жителями Ингушетии и со сдержанным оптимизмом – лидерами оппозиции и экспертным сообществом.
Главная причина отставки, которая не фигурирует в официальной версии, - то, что М. Зязиков, как уже говорилось, полностью утратил контроль над республикой. Объективные сложности, с которыми столкнулся бывший президент РИ, были умножены на его слабые управленческие и личные качества. Зязиков вместо того, чтобы решать реальные проблемы республики, занимался самопиаром, пытаясь представить ситуацию в Ингушетии стабильной и даже процветающей. Всякая критика в его адрес, даже весьма умеренная, объявлялась происками «несистемной оппозиции» и Госдепа США (с чем столкнулся и автор этих строк). Зязиков своими личными ошибками сумел восстановить против себя практически все ингушское общество, одновременно вызывая усиливающуюся критику в адрес Кремля, от которого давно требовали отставки сверхнепопулярного президента. К тому же проведенная Зязиковым неумная избирательная кампания по выборам в Государственную думу, в ходе которой явка избирателей и голосование за «Единую Россию» приблизилось к 100%, нанесла сильный удар по престижу федерального центра. Всем памятна грамотная акция оппозиции «Я не голосовал», в ходе которой были собраны десятки тысяч (!) подписей избирателей (для маленькой республики – колоссальная цифра), которые, якобы, отдали свои голоса «Единой России». В неудобной ситуации оказалось не только республиканское руководство, но и руководство ЕдРо, и федеральный центр.
Поэтому отставка Зязикова была закономерным исходом. Федеральное руководство правильно выдержало паузу, чтобы не дать понять оппозиции, что отставка Зязикова была сделана под ее давлением (сразу после убийства Евлоева) и как проявление слабости.
Однако вопрос вопросов – удастся ли новому назначенцу сделать ситуацию в Ингушетии более стабильной и управляемой. И перестанет ли Ингушетия быть «лидером» нестабильности на Северном Кавказе.
Кандидатура Юнус-бека Евкурова выглядит весьма привлекательной. Кадровый высокопоставленный военный, представитель популярных воздушно-десантных войск, носящий звание героя России, он должен импонировать и ингушам, и остальным жителям России. Один из лидеров оппозиции Магомед Хазбиев сразу же после назначения Евкурова врио президента республики заявил, что считает его порядочным человеком и готов сотрудничать с ним, а также выразил уверенность в том, что новый глава республики "сможет справиться с ситуацией".
Справедливости ради хотим отметить, что подобные заявления звучали и в отношении М. Зязикова вскоре после того, как тот был избран президентом РИ.
Все же замена бывшего генерала ФСБ кадровым военным как имиджевый ход оказался весьма удачен. По мнению одного известного ингушского эксперта, в республике военных воспринимают лучше, чем контрразведчиков.
Однако главная проблема будет заключаться в том, сумеет ли новый президент справиться с двумя взаимоисключающими задачами: подавить сильное неоваххабитское бандподполье и пресечь терроризм, с одной стороны, и стать в глазах ингушей лидером, который остановит «беспредел» федеральных силовиков, что постоянно ставили в вину Зязикову.
Не менее важны вопросы экономического развития: по некоторым данным, бюджет РИ дотируется из федерального бюджета на 90%.
Даже если эти цифры и преувеличены, налицо экономическая несамостоятельность Ингушетии, которая существует лишь благодаря финансовой помощи федерального центра.
Нерешенной остается также проблема ингушских беженцев из Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. Однако, объективно говоря, она не может быть решена в кратчайшие сроки; необходима долговременная (и долгосрочная) программа по ее решению. И начать нужно с прекращения потока экстремистских призывов, которыми наполнены различные Интернет-сайты, та же «Ингушетия.Ру», в адрес которой уже звучали предупреждения подобного рода.
Новый президент Ингушетии оказался в крайне непростой ситуации. Следует обратить внимание, что на его месте любой ингуш может легко стать непопулярной фигурой в силу родовой (тайповой) системы ингушского общества. Если глава республики начнет поддерживать «свой» род, это вызовет резкое недовольство других родов со всеми вытекающими последствиями. Поэтому перед новым президентом стоит сложнейшая задача: сформировать нечто вроде правительства народного доверия, включив в него представителей различных родов, а также умеренной оппозиции.
Кадровый вопрос – без преувеличения наиболее важный и наиболее сложный, стоящий сегодня перед Юнус-беком Евкуровым.
Именно на этом «сломался» прежний президент РИ М. Зязиков. В свою очередь, федеральный центр словом и делом постоянно подчеркивает внимание, с которым он наблюдает за развитием ситуации в Ингушетии и всячески способствует налаживанию там социально-экономической стабильности.
В январе 2009 г. состоялось сразу две встречи Президента РФ Дмитрия Медведева с Юнус-Беком Евкуровым. 20 января Д. Медведев посетил столицу Ингушетии Магас, 28 января состоялась встреча в Москве. На встречах обсуждалось решение актуальных социально-экономических проблем и обеспечение безопасности в республике. Президент России во время визита в Ингушетию 20 января сказал о выделении 29 миллиардов рублей на реализацию федеральной целевой программы развития субъекта. Дмитрий Медведев установил для руководства РИ срок разработки документа - до будущего июля. Перед руководством Ингушетии поставлена задача - создать новые рабочие места. В том числе с этой целью в ближайшее время будет принята специальная федеральная целевая программа развития республики. Срок ее реализации - до 2015 года. В Ингушетии должны быть построены новые предприятия, коммунальные объекты, школы и больницы.
Тем самым, несмотря на финансовый кризис, федеральный центр изыскал возможность выделить значительные средства для Ингушетии. Теперь перед руководством РИ стоит задача – не допустить «нецелевого расходования» этих средств. Учитывая традиционно высокий уровень клановости и коррупции на Северном Кавказе, а также военное прошлое нового президента, никогда ранее не сталкивавшегося с подобными задачами, - задача более, чем сложная.
Тем не менее, первые шаги на этом поприще Юнус-Беком Евкуровым уже сделаны и, представляется, в нужном направлении. Об этом мы расскажем в следующем материале.
Специально для Столетия