В середине октября 2008 года А.Сердюков обрисовал на коллегии Минобороны РФ, как он видит реформу армии. И фактически тут же, с 1 декабря, ее начали осуществлять. Без фундамента в виде концепции национальной безопасности и военной доктрины
В новейшей истории России военная доктрина 2000 года - седьмой по счету документ такого рода. К настоящему времени она устарела. Необходимость новой доктрины продиктована серьезными изменениями на мировой арене: в частности, расширением НАТО и его приближением к границам России, возрастанием роли военного фактора в мировой политике. Все это требует новых стратегий, новых теорий и новых людей.
Понятно, что министр-дилетант ни по образованию, ни по опыту работы в принципе не способен стать генератором новых идей в военной политике. Тем более определять направления развития российской военной мысли. Тем не менее г-н Сердюков по собственному усмотрению, с помощью своих гражданских советников и советниц спланировал новый облик Вооруженных сил. При этом скрытность и внезапность реформы, полное отсутствие информации внесли необычайную сумятицу в умы сотен тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов.
Российская верхушка сначала берется ломать Вооруженные силы и только потом обосновывать эту ломку. А ведь должно быть наоборот: сначала создается концепция национальной безопасности (ее у нас до сих пор нет), потом пишется военная доктрина, и только затем начинается реформа армии и флота. Нельзя исключить, что новая военная доктрина, подготовленная Советом безопасности РФ, вступит в противоречие с теми идеями, которые осуществляет сегодня в армии Сердюков. Ибо такие понятия, как военная доктрина и военная реформа, даже в Минобороны России разными людьми понимаются совершенно по-разному.
* * *
Один из наиболее спорных вопросов - изменение структуры армии. Планируется введение трехзвенного управления: округ - оперативное командование - бригада. Считаю, что переход с четырехзвенной системы (округ - армия - дивизия - полк) на трехзвенную является ошибкой. Переход на трехзвенную систему не улучшит управляемость войск, но существенно снизит их боеспособность.
Большая часть высшего генералитета РФ (командующие округов и армий) вышла из двух чеченских кампаний. В горах формат бригады действительно предпочтительнее. Но в Европе, на южных окраинах России, на Дальнем Востоке возможности мотострелковой дивизии в обороне и наступлении, в обороне морского побережья более важны, чем мобильность бригад в горной местности. Нельзя опыт боев в горных условиях некритически использовать на других театрах военных действий. Российская армия будет воевать почти исключительно на собственной территории, поэтому обязана иметь стационарные региональные группировки войск.
Масштабная реорганизация Вооруженных сил России и центрального аппарата военного ведомства, рассчитанная на период до 2012 года, проводится без тщательного анализа экономических, социальных и военных последствий. Забыт опыт создания в СССР с 1984 года главных командований войск направлений как органов оперативно-стратегического управления Вооруженными силами на театрах военных действий. Генеральный штаб сейчас поставлен в тупик. Офицеры и генералы Генштаба узнают о многих новшествах министра обороны как об уже принятых решениях, а не на стадии их проработки. Если менять все документы, уставы, наставления, то под откос пойдет значительная часть военного опыта, теория и практика военного дела.
* * *
Численность центрального аппарата Минобороны РФ к 2012 году сократится в 2,5 раза и будет насчитывать 8,5 тыс. человек вместо нынешних 21,8 тыс. К массовым сокращениям рабочих и служащих прибавится еще и огромная армия военных безработных, большинству из которых трудоустроиться будет практически нереально. ВМФ сократится почти в два раза. Главкомат ВМФ переедет в Санкт-Петербург. Оценочные затраты на этот переезд - от 40 до 50 млрд руб., а проектирование, создание и развертывание всей защищенной системы управления силами ВМФ потребует более триллиона рублей. Для сравнения: строительство одного корвета типа «Стерегущий» обходится примерно в 2 млрд рублей.
В Сухопутных войсках количество частей и соединений будет сокращено в 12 раз. В ВВС - из 340 частей в строю останется только 180, ликвидируются все воздушные дивизии и авиационные полки. На их основе предполагается сформировать 55 авиабаз, структурно состоящих из эскадрилий. А из расформированных управлений авиационных дивизий и полков планируются сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей.
Войска ПВО - корпуса и дивизии противовоздушной обороны - будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады в зенитные ракетные полки. Ракетные войска стратегического назначения планируется сократить на треть, воздушно-десантные войска - на 20%. Управленческие структуры тыла будут сокращены сразу на 70%. В тыловой службе Минобороны планируется расформировать 200 баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения, которые будут снабжать войска всеми видами тылового и технического довольствия.
До 2010 года в три раза сократится число военных поликлиник (обслуживаться в них смогут лишь кадровые военные; военных пенсионеров и членов семей кадровых военнослужащих отправят в гражданские поликлиники), почти в два раза станет меньше военных госпиталей.
Армию вынуждают оказаться от мобилизационной подготовки. Переход военной организации страны исключительно на «части постоянной боевой готовности» - это бред. Если иметь лишь части, способные начать боевые действия немедленно, государство будет обречено начинать войну только составом войск мирного времени. С точки зрения стратегии, это как минимум очевидная глупость или грандиозная ошибка (если не сказать сильнее) министра обороны и Генерального штаба.
* * *
За последние 17 лет военные академии и училища реформировали трижды. Сократили большую часть преподавательского состава (по достижении 50 лет опытные офицеры-преподаватели были отправлены на пенсию), сократили академии и военные училища. Ныне планируют на базе 65 сохранившихся военных вузов создать 10 военно-научных центров.
Г-ну Сердюкову, кажется, понравился переезд Академии химзащиты в Кострому и вахтовый метод преподавания (из Москвы в Кострому и обратно). Но переезд уже привел к потере до 95% профессорского состава. Таким образом, перемещение равносильно ликвидации вуза. Общее отставание военно-химической службы на фоне других родов войск усугубится прекращением научно-исследовательской работы в академии.
В планах реформы военного образования не проведена внятная оценка даже прямых затрат. Однако ясно, что будут приостановлены и в большинстве случаев прекращены исследования в оборонной области, проводимые совместно с Российской академией наук и другими научными центрами. Прервутся налаженные связи между военной и фундаментальной наукой. Будут утрачены научно-педагогические школы академий, на создание которых ушли десятилетия и миллиарды народных рублей. Возникает реальная опасность резкого снижения интеллектуального уровня Российской армии, ибо учебный процесс будет оторван от достижений современной науки. Есть опасность фактического уничтожения адъюнктуры и докторантуры.
Сколько времени потребуется на создание новой военно-научной школы? Не менее 10-12 лет: один-два года на передислокацию, четыре года - обучение в академии, три года - в адъюнктуре, два года - в докторантуре. Смысл этих реформ, скорее всего, в том, что деньги за земли, занимаемые академиями в Москве и Петербурге, ставятся выше научной школы.
* * *
В последнее время стал популярен лозунг «Бизнес и армия едины». Массовая распродажа имущества не должна быть главным делом Министерства обороны, так как деньги у государства есть. Но фактически это единственное, чем эффективно занимается команда А.Сердюкова. Тыл Вооруженных сил уже давно трансформируется в разного рода холдинги. Общая стоимость активов, которые могут быть переданы на баланс ОАО «Оборонсервис», по словам представителей Минобороны, является «военной тайной» и их будут оценивать не по рыночной, а по балансовой стоимости.
* * *
Парламент России должен создать специальную комиссию по военной реформе, контролировать ее ход и заниматься этой проблемой в ежедневном режиме. Надо начать борьбу с коррупцией с Министерства обороны и Военной прокуратуры, так как их роль и значение в период реформ, скрытности мероприятий и огромных масштабов бюджетных средств становятся определяющими, а желающих под шум реформы «отпилить себе маленький свечной заводик» найдется много. Если все это не будет сделано, то мы обречены на дикие и бесцельные расходы, которые приведут лишь к уничтожению армии.
Понятно, что министр-дилетант ни по образованию, ни по опыту работы в принципе не способен стать генератором новых идей в военной политике. Тем более определять направления развития российской военной мысли. Тем не менее г-н Сердюков по собственному усмотрению, с помощью своих гражданских советников и советниц спланировал новый облик Вооруженных сил. При этом скрытность и внезапность реформы, полное отсутствие информации внесли необычайную сумятицу в умы сотен тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов.
Российская верхушка сначала берется ломать Вооруженные силы и только потом обосновывать эту ломку. А ведь должно быть наоборот: сначала создается концепция национальной безопасности (ее у нас до сих пор нет), потом пишется военная доктрина, и только затем начинается реформа армии и флота. Нельзя исключить, что новая военная доктрина, подготовленная Советом безопасности РФ, вступит в противоречие с теми идеями, которые осуществляет сегодня в армии Сердюков. Ибо такие понятия, как военная доктрина и военная реформа, даже в Минобороны России разными людьми понимаются совершенно по-разному.
* * *
Один из наиболее спорных вопросов - изменение структуры армии. Планируется введение трехзвенного управления: округ - оперативное командование - бригада. Считаю, что переход с четырехзвенной системы (округ - армия - дивизия - полк) на трехзвенную является ошибкой. Переход на трехзвенную систему не улучшит управляемость войск, но существенно снизит их боеспособность.
Большая часть высшего генералитета РФ (командующие округов и армий) вышла из двух чеченских кампаний. В горах формат бригады действительно предпочтительнее. Но в Европе, на южных окраинах России, на Дальнем Востоке возможности мотострелковой дивизии в обороне и наступлении, в обороне морского побережья более важны, чем мобильность бригад в горной местности. Нельзя опыт боев в горных условиях некритически использовать на других театрах военных действий. Российская армия будет воевать почти исключительно на собственной территории, поэтому обязана иметь стационарные региональные группировки войск.
Масштабная реорганизация Вооруженных сил России и центрального аппарата военного ведомства, рассчитанная на период до 2012 года, проводится без тщательного анализа экономических, социальных и военных последствий. Забыт опыт создания в СССР с 1984 года главных командований войск направлений как органов оперативно-стратегического управления Вооруженными силами на театрах военных действий. Генеральный штаб сейчас поставлен в тупик. Офицеры и генералы Генштаба узнают о многих новшествах министра обороны как об уже принятых решениях, а не на стадии их проработки. Если менять все документы, уставы, наставления, то под откос пойдет значительная часть военного опыта, теория и практика военного дела.
* * *
Численность центрального аппарата Минобороны РФ к 2012 году сократится в 2,5 раза и будет насчитывать 8,5 тыс. человек вместо нынешних 21,8 тыс. К массовым сокращениям рабочих и служащих прибавится еще и огромная армия военных безработных, большинству из которых трудоустроиться будет практически нереально. ВМФ сократится почти в два раза. Главкомат ВМФ переедет в Санкт-Петербург. Оценочные затраты на этот переезд - от 40 до 50 млрд руб., а проектирование, создание и развертывание всей защищенной системы управления силами ВМФ потребует более триллиона рублей. Для сравнения: строительство одного корвета типа «Стерегущий» обходится примерно в 2 млрд рублей.
В Сухопутных войсках количество частей и соединений будет сокращено в 12 раз. В ВВС - из 340 частей в строю останется только 180, ликвидируются все воздушные дивизии и авиационные полки. На их основе предполагается сформировать 55 авиабаз, структурно состоящих из эскадрилий. А из расформированных управлений авиационных дивизий и полков планируются сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей.
Войска ПВО - корпуса и дивизии противовоздушной обороны - будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады в зенитные ракетные полки. Ракетные войска стратегического назначения планируется сократить на треть, воздушно-десантные войска - на 20%. Управленческие структуры тыла будут сокращены сразу на 70%. В тыловой службе Минобороны планируется расформировать 200 баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения, которые будут снабжать войска всеми видами тылового и технического довольствия.
До 2010 года в три раза сократится число военных поликлиник (обслуживаться в них смогут лишь кадровые военные; военных пенсионеров и членов семей кадровых военнослужащих отправят в гражданские поликлиники), почти в два раза станет меньше военных госпиталей.
Армию вынуждают оказаться от мобилизационной подготовки. Переход военной организации страны исключительно на «части постоянной боевой готовности» - это бред. Если иметь лишь части, способные начать боевые действия немедленно, государство будет обречено начинать войну только составом войск мирного времени. С точки зрения стратегии, это как минимум очевидная глупость или грандиозная ошибка (если не сказать сильнее) министра обороны и Генерального штаба.
* * *
За последние 17 лет военные академии и училища реформировали трижды. Сократили большую часть преподавательского состава (по достижении 50 лет опытные офицеры-преподаватели были отправлены на пенсию), сократили академии и военные училища. Ныне планируют на базе 65 сохранившихся военных вузов создать 10 военно-научных центров.
Г-ну Сердюкову, кажется, понравился переезд Академии химзащиты в Кострому и вахтовый метод преподавания (из Москвы в Кострому и обратно). Но переезд уже привел к потере до 95% профессорского состава. Таким образом, перемещение равносильно ликвидации вуза. Общее отставание военно-химической службы на фоне других родов войск усугубится прекращением научно-исследовательской работы в академии.
В планах реформы военного образования не проведена внятная оценка даже прямых затрат. Однако ясно, что будут приостановлены и в большинстве случаев прекращены исследования в оборонной области, проводимые совместно с Российской академией наук и другими научными центрами. Прервутся налаженные связи между военной и фундаментальной наукой. Будут утрачены научно-педагогические школы академий, на создание которых ушли десятилетия и миллиарды народных рублей. Возникает реальная опасность резкого снижения интеллектуального уровня Российской армии, ибо учебный процесс будет оторван от достижений современной науки. Есть опасность фактического уничтожения адъюнктуры и докторантуры.
Сколько времени потребуется на создание новой военно-научной школы? Не менее 10-12 лет: один-два года на передислокацию, четыре года - обучение в академии, три года - в адъюнктуре, два года - в докторантуре. Смысл этих реформ, скорее всего, в том, что деньги за земли, занимаемые академиями в Москве и Петербурге, ставятся выше научной школы.
* * *
В последнее время стал популярен лозунг «Бизнес и армия едины». Массовая распродажа имущества не должна быть главным делом Министерства обороны, так как деньги у государства есть. Но фактически это единственное, чем эффективно занимается команда А.Сердюкова. Тыл Вооруженных сил уже давно трансформируется в разного рода холдинги. Общая стоимость активов, которые могут быть переданы на баланс ОАО «Оборонсервис», по словам представителей Минобороны, является «военной тайной» и их будут оценивать не по рыночной, а по балансовой стоимости.
* * *
Парламент России должен создать специальную комиссию по военной реформе, контролировать ее ход и заниматься этой проблемой в ежедневном режиме. Надо начать борьбу с коррупцией с Министерства обороны и Военной прокуратуры, так как их роль и значение в период реформ, скрытности мероприятий и огромных масштабов бюджетных средств становятся определяющими, а желающих под шум реформы «отпилить себе маленький свечной заводик» найдется много. Если все это не будет сделано, то мы обречены на дикие и бесцельные расходы, которые приведут лишь к уничтожению армии.