Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:43 Максим Калашников. Призраки нового Беловежья | |
Ситуация в РФ начинает до боли напоминать осень 1991 г. в СССР
Нынешний кризис для РФ - сильнейший с начала 1990-х годов. Не повторит ли она судьбу Советского Союза? К сожалению, груз накопленных за 17 последних лет проблем и социальных недугов подвели Российскую Федерацию к опасной черте. Сказывается "лакировка действительности" 2000-2008 годов и нежелание тогдашних властей реально работать. Слишком многое сейчас начинает сходиться в одну точку. Всеи нтенсивнее ходят слухи о неких грозных событиях, которые должны стрястись домарта 2009 года. Устоим ли? ПОЧЕМУ МАРТ-2009? Наши источники в деловых кругах сообщают о том, что крупные бизнесмены начинают "придерживать" большие проекты в РФ, собираясь принимать решения по ним после марта 2009 года. Состоявшийся в Вашингтоне слет глав двадцати наиболее развитых стран, посвященный борьбе с глобальным кризисом, также отложил принятие каких-то конкретных мер на конец марта-начало апреля следующего года. Все это очень здорово коррелирует с многочисленными намеками влиятельных кругов США на то, что президента Обаму ожидает некий острый кризис международного масштаба в самом начале правления. Возможно, связанный с Российской Федерацией. Словом, в воздухе пахнет чем-то весьма недобрым... Один из наших источников рассказал, что сегодня проявляют небывалую активность некоторые деятели, принимавшие активнейшее участие в подготовке операции "Беловежская пуща" в декабре 1991 года. Некоторые из них до сих пор занимают видные посты в нынешней власти. Примечательно то, что в 1991-м они начали работу еще ранней осенью, когда очень многие считали: СССР сохранится, хотя и в форме Союза суверенных государств, потому и готовилась новая редакция союзного договора. Это - оперативная информация, и потому мы не можем раскрывать имен. Но факт активизации тех сил - налицо. Равно как и растущие надежды русских ультранационалистов-ультралибералов (квазифашистов) на скорый распад РФ. Они точь-в-точь повторяют своих собратьев конца 1980-х, жаждавших развала Советского Союза. Обратите внимание на сообщество, кучкующееся вокруг Петра Хомякова. Все сильнее настроения среди части общества: свалить режим, даже если и ценой развала РФ. Кажется, прокручивается тот же сюжет, создавая впечатление стойкого дежавю. И Чубайс, как и накануне катастрофы 1998 года, получает назначение на постглавы крупной государственной компании: десять лет назад он возглавил РАОЕЭС", сейчас - "Рос-Нанотех" с огромными бюджетными средствами. И он же вместе со своим учеником Гозманом получает в руки укрупненную либерально-прозападную партию "Правое дело". " ПОДЖИГАТЕЛИ В РОЛИ ПОЖАРНЫХ С другой стороны, создана почва для больших потрясений в РФ. А именнодовольно тяжелый экономический кризис. - Сегодня понятно, что большинство финансовых запасов РФ (из Стабфонда и золотовалютных резервов ЦБ) уйдет за границу в уплату за долги крупных компаний РФ. Мы лишимся $0,6 трлн. практически без всякого толка для национального развития. Все это, напоминая спецоперацию по финансовому обескровливанию страны, стало следствием идиотской (с точки зрения русских интересов) системы двойной откачки" денег за рубеж. Финансовые запасы РФ прямо вкладывались в иностранные банки и ценные бумаги, а не инвестировались в отечественные проекты и компании. Лишенные источников кредитов, отечественные компании были вынуждены влезать в большие долги перед иностранными банкирами, которые давали бизнесу РФ кредиты... из тех денег, что наша страна закачала в западную кредитно-финансовую систему. В конечном итоге, это вызвало острейший кризис экономики Российской Федерации. " Кто несет ответственность за все случившееся? Глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин и председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Они должны были в первую очередь лишиться своих постов. Но... им доверяют выводить нашу экономику из кризиса! Это глупость? Или намеренное действие? Ведь именно экономические бедствия сейчас и ввергают РФ в опасное социальное брожение, что до боли напоминает осень 1991-го. Да и нынешний кризис обещает быть сравнимым по тяжести с тем, почти восемнадцатилетней давности. И тяжелее, чем события 1998 года. А потому заслуживает внимания доклад рабочей группы под руководством новосибирского губернатора Виктора Толоконского, сделанный на заседании Госсовета в Ижевске 18 ноября 2008 года. Там прямо говорится: налицо угроза резкого сокращения инвестиций в основной капитал. Как минимум - на 50%. На кредиты реальному сектору рассчитывать нельзя, и остаются только собственные средства, коих мало. Это обостряет проблему физического износа основных фондов и обрекает отечественную продукцию на дороговизну и неконкурентоспособность. Неминуем дефицит оборотного капитала. Неизбежное обесценивание рубля сделает дороже импортное оборудование, что ударит по сборочным производствам, которые используют импортные комплектующие и сырье. Дефицит оборотных средств увеличит масштабы бартерных сделок, что тоже внесет свой вклад в раскрутку инфляционного "маховика". Словом, возможен некий возврат к худшим реалиям начала 90-х. При ценах в $60 за баррель федеральный бюджет становится дефицитным. Ацены на "черное золото" уже опустились ниже этого уровня. Из-за падения нефтяных цен подешевеет 80% российского экспорта - газ, нефтепродукты, металлы, удобрения. Номинальные объемы экспорта могут быть ниже прогноза базового сценария социально-экономического развития на $52,5 млрд. уже в 2008 году и на $108,5 млрд. - в 2009 году. Налицо опасность двух шоков: кредитного (из-за невозможности взять нормальную ссуду в банках) и ценового - вследствие падения глобальных котировок на основные статьи экспорта из РФ. А это чревато застоем в производстве и полномасштабным кризисом в кредитно-финансовой системе. Возможна фактическая остановка реализации важнейших проектов в рамках отраслевых стратегий развития в 2010-2015 годы. Под нож кризиса может попасть инвестфонд и весь институт государственно-частного партнерства. Так что экономическая почва для тревожных политических событий тоже, как видите, имеется. Более того, в отличие от кризисов 1991 и 1998 годов, когда Запад мог оказать РФ большую финансовую и гуманитарную помощь, теперь мы на это рассчитывать не можем. США и Европа сами - в кризисе. Да и отношения с ними испорчены: после событий вокруг Южной Осетии разыгрывается карта "РФ - второеиздание империи зла". ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МОСКВОЙ ИРЕГИОНАМИ Добавим ко всему еще одно обстоятельство: явное обострение отношений между центром и регионами. В краях, областях и республиках, где власти намного ближе к "грешной земле" (реальным проблемам в промышленности и социальной сфере), страшно недовольны тем, что созданная Москвой система накачки деньгами не спасает реальный сектор. Кредиты получаются и слишком дорогими, и трудными в получении. Показательна в этом смысле позиция президента Татарии Минтимера Шаймиева. 12 ноября он выступил со вторым за год посланием к парламенту автономной республики, фактически обвинив Москву в том, что кредиты для спасения промышленности недоступны, достигая ставки в 18-20%. Дескать, Центр только усугубляет кризис. Шаймиев же призвал и крепить особый статус республики наполнять содержанием договор между Татарией Москвой). Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: регионы по мере нарастания кризиса все сильнее будут недовольны недостаточной помощью Центра реальному сектору и слишком большими, по их мнению, налоговыми отчислениями в федеральную казну. Да, к слову. Напомним о состоявшемся при Путине делении РФ на так называемые федеральные округа (ФО), сильно смахивающем на нарезку будущихг осударств на развалинах федерации. С тех пор институт полпредов президента в этих ФО показал свою недееспособность и бесполезность: все равно главные вопросы приходится решать в Москве. А вот "нарезка" осталась. И тут надо отметить, что деление РФ на округа в свое время вызвало резкие возражение иФСБ, и СВР. Но их почему-то не послушали. Для полноты картины добавим сюда явно накаляющуюся обстановку на Северном Кавказе. Там - террор в Дагестане и Северной Осетии и тлеющий осетино-ингушский конфликт, напряженность в Ингушетии. А также нагнетаемая "черкесская проблема" с требованиями создать особую черкесскую республику с выходом черкесов из Карачаево-Черкесии, а балкарцев - из Кабардино-Балкарии. Все это очень сильно напоминает напряженность в южных землях позднего СССР. И с 1992 года в Москве так и не придумали, какую модель развития осуществлять на Северном Кавказе, чтобы его автономии не висели на шее русских регионов, перестав быть глубоко депрессивными, дотационными регионами, где свирепствуют безработица, нищета и антирусский экстремизм. МАСЛА-В ОГОНЬ? На фоне всего сказанного выше некоторые действия федеральных властей словно подливают масла в огонь кризиса. Ну скажите на милость: зачем нужны поспешные и непродуманные "реформы" Вооруженных сил, когда будут выставлены на улицу 120 тысяч офицеров в разгар кризиса. А значит, работу найти почти невозможно, к тому же исчезает всякая возможность дождаться жилья от государства, ведь многие из них стояли в очереди на квартиры по линии Минобороны. Непонятно, зачем армейцев так злят на фоне усугубляющихся социально-экономических трудностей? Чтобы лишить Кремль всякой поддержки со стороны ВС в самый ответственный момент? Возьмем такой важный аспект, как кадровая политика. Президент Медведев всвоем послании в ноябре 2008 года заявил: "...Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято. Поэтому поручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года "запустить" Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разработанную совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. Управленческий резерв должен включать в себя три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую "президентскую тысячу". Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна. Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферах деятельности надо включать и в общероссийский банк данных..." Да, конечно, госаппарат надо давно чистить от бездарей и воров, от косных чинуш и откровенно некомпетентных личностей. Но на каких принципах и кто это должен делать? Откуда будет браться пресловутая "государева тысяча" (идеяфилософа Сергея Чернышева, высказанная еще в 2000-2002 гг.)? Раньше, в СССР, было понятно: в ЦК КПСС имелась сильнейшая кадровая служба, равно как и в министерствах и ведомствах. Талантливых и способных руководителей буквально "вели", отслеживая их достижения. И было на чем проверять деловые качества людей - работали заводы и фабрики, функционировали научно-производственные программы, велись масштабные стройки предприятий и инфраструктуры. Именно в ходе конкретной работы отсеивались неспособные и пассивные. Человек в своейкарьере проходил ступени обучения и совершенствования "директор цеха - главапредприятия - директор объединения - начальник главка - министр". Точно так жешел рост территориальных руководителей. Существовал четкий критерий отборамолодых назначенцев: справился он с порученным делом (проектом) или несправился. Все время шел приток молодой крови из регионов. А сейчас как отбирать молодых и энергичных? Ведь "победившая демократия" первым делом сломала именно советскую систему кадров, начав формироватькорпус чиновников и менеджеров по какому угодно принципу, лишь бы не покомпетентности и деловитости. Рекрутировали в управленческие структурыродственников и "своих" (верных конкретному клану), отбирали по способностипилить бабки" и приносить долю начальству, по принципу "Нужны не умные, аверные". Не было великих проектов и полноценно работающей индустрии, чтобыиметь объективные критерии для селекции кадров. Не было и нет эффективнойдеятельности кадровой службы. Почти прекратился приток свежих сил из регионов. В 2000-2008 годы, мы видели перетасовку, в сущности, одних и тех же лиц из нескольких "обойм": питерской, чубайсо-вой, "семейной". " Можно ли сегодня выдвигать людей исключительно по принципу молодости? Нет. В этом случае есть вероятность получить "девятый вал" неопытности, некомпетентности и рвачества. Кто сегодня сможет вести отбор хороших управленцев? Правительство РФ? Вряд ли. Администрация президента? Ей еще придется вспоминать опыт ЦК КПССи набираться опыта. Те, кто до недавнего времени заправлял кадровой политикойв АП РФ (Сечин и генерал Иванов), себя на сем поприще проявили не самымлучшим образом. Академия госслужбы? Ой, не смешите - нужно создаватьсовершенно новую систему вузов. В любом случае, запустить в стране полноценнуюпрограмму поиска и подготовки управленческих кадров в ближайшие сроки будеточень нелегко. Ломать, знаете ли, легко, а вот восстанавливать придется намногодольше и труднее. А следовательно, все это может вылиться в очередную кампанейщину: даешь замену старых на молодых, и побыстрее! Причем, похоже, никого не волнует ни тот факт, что будут потеряны последние управленцы, имеющие ценнейший советский опыт, ни перспектива озлобления корпуса чиновников и дезорганизации управления. Добавим еще один важный штрих: исполнительная власть сегодня не имеетпротивовеса в виде законодательной. Качество Госдумы и Совета Федерациисильно упало по сравнению с началом 2000-х годов. Тогда там еще реально моглиуказывать на ошибки правительственных чиновников, тщательно разрабатыватьзаконы и создавать некие альтернативы. Ну, а в завершение поставим такойфактор, как явное напряжение в системе "президент - премьер". СХОЖДЕНИЕ В ОДНУ ТОЧКУ Что мы имеем в итоге? Недобрый процесс схождения разных "потоков" кризиса и негативных тенденций РФ в одну точку. В 2009 год. Все это сопрягается с обострением кризиса в сердце глобального капитализмав США и Западной Европе. С возможностью "нового 11 сентября". К сожалению, многое действительно напоминает критическую ситуацию конца 1991 года. И дай нам бог пройти эту опасную историческую стремнину без потери страны. http://www.za-nauku.ru/ | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 757 | |