Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:30 Анна Филимонова. Запад делит Сербию | |
Европейская комиссия до конца текущего года предложит Европарламенту, Совету Европы и странам-членам ЕС поставить Сербию «на белый шенгенский список» - вот пока всё, что может предъявить нынешняя сербская власть в качестве доказательства следования Сербией путем евроинтеграции. Что же касается главного – обретения страной статуса кандидата в члены ЕС, то комиссар Евросоюза по расширению Олли Рен «не советует» Белграду претендовать на него до тех пор, пока не будет разморожено Переходное торговое соглашение, подписанное Сербией с Евросоюзом в апреле 2008 года. То есть Сербию не выпускают из замкнутого круга: Олли Рен не объясняет, как может Сербия предоставить доказательства применения Переходного соглашения, если оно намертво заблокировано Нидерландами, требующими «полного сотрудничества с Гаагским трибуналом», то есть сдачи Р.Младича и Г.Хаджича. Всё, что может сделать в этих условиях Белград, – пойти на беспрецедентную по урону для собственной экономики меру одностороннего применения Переходного соглашения. Итак, для того, чтобы разморозить Переходное торговое соглашение Сербии с ЕС и ратифицировать Договор о стабилизации и присоединении, необходимо добиться признания «о полном сотрудничестве Сербии с Гаагой». Для этого главный прокурор МТБЮ Серж Брамерц должен дать заключение о сотрудничестве Сербии с трибуналом. Ускорить процесс мог бы Олли Рен (он обладает правом потребовать внеочередное заключение от Брамерца), но нет никаких признаков того, что он намеревается это сделать. Более того, 23 февраля Брюссель ясно высказал свою волю: европейской миссии, которая вынесет заключение о сотрудничестве Сербии с Гаагским трибуналом, не будет. В результате на заседании Совета министров ЕС 23 февраля в отношении Сербии был вынесен следующий вердикт: пока в МТБЮ не будут выданы Р.Младич и Г.Хаджич, она не может претендовать на статус кандидата в члены Евросоюза. Утешением, на первый взгляд, должны послужить заверения Рена о том, что «после апреля, когда последняя экспертная комиссия ЕС посетит Сербию и скажет, что технически она готова, мы можем вынести предложение об отмене виз для её граждан». Государственный секретарь министерства правды Сербии С.Хомен утверждает, что Сербия выполнила 90% своих обязательств, необходимых для отмены визового режима с ЕС. Он делает весьма оптимистичные заявления о том, что самое позднее в апреле ЕС включит Сербию в зону «белого шенгена». Однако Еврокомиссия радовать Белград не спешит: несмотря на то, что «Сербия прогрессировала на пути к белому шенгену¸ ей еще многое предстоит сделать» - таково её принципиальное заключение. До конца апреля Сербию посетят ещё две миссии ЕС. Затем в середине года пройдут выборы в Европарламент, а в сентябре будет формироваться новая Еврокомиссия… Пока же Сербии предстоит важное, как отмечает Хомен, дело - отправка доклада в Брюссель о том, что Сербия выполнила свои обязательства. Примечательно, что в 2008 г. было объявлено, что визы будут отменены до конца года или, в крайнем случае, в начале следующего – 2009 года. В начавшемся году схема заверений повторяется. И нет никаких гарантий, что и в следующем году всё снова не повторится. 25 февраля Совет министров Евросоюза заблокировал путь евроинтеграции для стран запада Балканского полуострова. Чиновники ЕС указали, что серьёзные препятствия для обретения членства ЕС имеются у всех стран региона: Македония, хотя и является официальным кандидатом на членство с 2005 г., из-за спора с Грецией, требующей изменения названия бывшей югославской республики; Сербия – из-за позиции Нидерландов, требующих полного сотрудничества с МТБЮ; кандидатура Черногории «не нашла понимания в Брюсселе»; Тирана получила совет «не торопиться с кандидатством»; Хорватию блокирует Словения (она единственная стала членом ЕС в 2004 г.), которая требует изменения морских границ с Хорватией; Хорватию блокируют пять стран ЕС также в связи с «неполным сотрудничеством с Гаагским трибуналом»; о прогрессе в сторону евроинтеграции Боснии и Герцеговины речь не идёт, поскольку там существуют реальные угрозы внутренней дестабилизации. Помимо очевидного нежелания ЕС расширять свои ряды в ситуации кризиса, для Сербии путь в ЕС сопряжён с неприемлемыми потерями. Во-первых, вхождение в Евросоюз обусловливается выдачей сербов в МТБЮ – суд, ничего общего не имеющий с профессионализмом и беспристрастностью. Сербия стала первой страной в мире, выдавшей в иностранный суд такое количество бывших президентов (С.Милошевич, Р.Караджич, М.Бабич, М.Милутинович, Б.Плавшич, М.Мартич) и глав Генштаба (М.Перишич, Д.Ойданич, Н.Павкович, М.Талич). Во-вторых, евроинтеграция обусловлена согласием с изъятием части территории Сербии, нарушением её территориальной целостности и суверенитета. ЕС и США с предельным цинизмом стоят на позиции «Косово неделимо, Сербию делим дальше». Запад приступил к расчленению Сербии на семь «еврорегионов» в соответствии с формулой З.Бжезинского «предпосылкой окончательной глобализации является прогрессивная регионализация». Раздел Сербии на «еврорегионы» - прямая угроза для реализации российских планов строительства «Южного потока». Все те политические силы, которые «продавливают» дальнейшую дезинтеграцию Сербии (а за ними стоит Госдеп США), являются непримиримыми противниками присутствия России на Балканах в любой форме. В-третьих, в соответствии с евростандартами разрушаются государственно-национальные институты и экономика (армия, финансовая система, промышленность и сельское хозяйство). В-четвертых, отношение к Сербии и сербам в Брюсселе унизительно для национального достоинства. Евросоюз обращается с сербами по формуле «или вы добровольно согласитесь с собственным уничтожением, или мы уничтожим вас без вашего согласия». В-пятых, международное сообщество, в том числе и Евросоюз, не считает необходимым расследование преступлений, совершённых против сербского народа в ходе локальных войн на постюгославском пространстве. Эти преступления совершены, по крайней мере, при молчаливом согласии миротворческих сил ООН – этническая чистка в Хорватии в ходе операций «Буря» и «Блеск» в 1995 г., в Косове, а также ущерб от бомбардировок Югославии в 1999 г. Сербов сделали единственными виновными в этногражданских войнах на постюгославском пространстве, их приставили к позорному столбу с вывеской «геноцидный народ», запретив им вспоминать о своих собственных жертвах, любое упоминание о которых сразу трактуется как провокация и реабилитация преступлений. Наконец, не вынесена правовая оценка действий, приведших к оформлению в Космете квазигосударственного албанского формирования, поддерживаемого военной силой НАТО. Сколько ещё потерь будет на пути Сербии в Европу – точнее, на пути в проект-мираж, сбыться которому в обозримом будущем не суждено… Внимание и силы народа отвлекаются на бесплодные мечтания на фоне нарастающих, как снежный ком, социально-экономических проблем, прежде всего развала экономической системы и коррупции на всех уровнях государственного управления. Колоссальными займами в МВФ (который ещё ни одну страну не спас от экономических проблем) в долги ввергаются будущие поколения. 10 апреля ожидается прибытие в Сербию делегации МВФ, который, прежде чем предоставить кредит, уже требует сокращения бюджетных расходов страны, и в первую очередь – пенсий и заработной платы (!). «Еврореформаторская» власть Б.Тадича пока ни одно из предвыборных обещаний не выполнила. Нет ни «белого шенгена», ни «вала» иностранных инвестиций, ни увеличения пенсий до 70% от средней зарплаты, ни «сделки века» с «Фиатом» и т.д. Зато идет непрестанное «убаюкивание» избирателей, маскировка катастрофичных результатов деятельности власти. *** Глобальные экономические изменения поставили перед Евросоюзом вопросы, ответить на которые тот не в состоянии. Основную тяжесть мирового кризиса почувствуют на себе в первую очередь страны Восточной Европы, им придётся заплатить цену, гораздо большую, нежели великим державам. Основная причина тому – развал собственных финансовых систем с передачей в иностранную собственность национальных банков и значительной части промышленности. Членство в ЕС для стран бывшего советского блока оборачивается неоколониальной зависимостью. В Хорватии и Словении хозяйничают немцы, в балтийских странах – шведы, австрийские банки контролируют финансовую систему Сербии и Венгрии, итальянские банки – финансы остальных восточноевропейских стран. Массовые протесты уже прошли на Украине, в Литве и Болгарии. Евросоюз сейчас более всего опасается, что кризис в Восточной Европе грозит стать цунами, которое снесёт и устойчивые европейские страны. Американские инвестиционные фонды приняли решение более не вкладывать средства в Восточную Европу, пока не будут преодолены последствия кризиса. Более всех из западных стран обеспокоена Австрия, поскольку именно её банки - «Эрсте», «Райффайзен» и «Унакредит» - являются крупнейшими кредиторами в регионе. Австрия вложила в восточноевропейские проекты 230 млрд. евро, что составляет 75% от ВВП этих стран. Сейчас Австрия, находящаяся на грани банкротства, требует от ЕС предоставления странам Восточной Европы 150 млрд. евро. для поддержки банковской системы её стран. Примечательно, что именно ликвидация национальных банков являлась основным условием вступления в ЕС. Совещание министров финансов стран ЕС по этому поводу состоится в марте, но, как отмечает комиссар ЕС по финансам Х.Алмуни, Вена упорно лоббирует получение денег, которыми были бы спасены австрийские банки, «однако у остальных стран ЕС нет плана делать это». По некоторым оценкам, если не будет найден выход из восточноевропейского кредитного кризиса, то его последствия будут еще более серьезными, нежели американский ипотечный кризис. Следовательно, как отмечает Д.Корски из Европейского совета по иностранным делам, «старые» члены ЕС обеспокоены и сохранностью своих рабочих мест, и перспективой новой волны переселенцев из Турции или Балкан. Они «потеряли аппетит к великим миссиям за границей, как, например, ЕУЛЕКС в Косово, которые стоят миллиарды долларов». Восточная Европа брошена на произвол судьбы, она падает в долговое рабство. На Украине спад промышленного производства составил одну треть, в Словакии в конце 2008 года рост производства упал на 16% по сравнению с декабрем 2007 г., в Чехии только в январе 2009 г. без работы остались 45 000 человек, Венгрия в октябре получила кредит МВФ в 25 млрд. долларов и ещё 6,5 млрд. евро экстренной помощи от ЕС, в Хорватии безработица возросла на 14,5%, в Болгарии ожидается, что в 2009 г. без работы останутся 50 000 человек. В Сербии рост ВВП составил между 0,5 и 1%, т.е. находится на грани рецессии, впервые там в январе отмечен отлив иностранного капитала, а одной из самых насущных экономических проблем является… устойчивость Австрии – если обрушатся её банки в Сербии, то рухнет и сербская экономика. В ЕС, как отмечает министр иностранных дел Финляндии А.Стаб, наблюдается институциональный кризис. Еврокомиссия теряет влияние, непрестанно формируются всевозможные группы и клики, которые заключают между собой различные межгосударственные договорённости. Нарастает конфликт между Францией и Чехией по поводу заявления Н.Саркози о том, что европейские производства необходимо вывести обратно из Восточной Европы. Ещё до того, как в ответ на это Чехия 1 марта созвала экстренное совещание 27 стран ЕС для выработки мер по защите от «экономического национализма», ряд стран Центральной и Восточной Европы провели собственные совещания, посвящённые главной проблеме – замыканию «богатых» стран Евросоюза на себе и их отстранении от проблем малых и бедных стран Европы. *** На фоне обострения экономической ситуации в Сербии идёт процесс ослабления влияния президента Б.Тадича. После того, как власть провела кампанию против Сербской радикальной партии и Демократической партии Сербии, на первом плане общественно-политической жизни ещё отчетливее проявилась роль послов западных стран, волю которых доносит до народа прозападный авангард сербской политики, представленный Либерально-демократической партией Ч.Йовановича, партией «Г17+» М.Динкича, Лигой социал-демократов Воеводины Н.Чанка, а также олигархами. Ослабление реального влияния президента сопровождается увеличением «медийного присутствия» его самого вместе с министром иностранных дел В.Еремичем, псевдопатриотическая риторика которых выглядит маркетинговой акцией, рассчитанной на приобретение симпатий умеренно настроенных избирателей. Отмечается падение влияния Тадича и в его собственной Демократической партии. Правящей коалицией «За европейскую Сербию» и правительством в действительности управляют теневые политические магнаты, в руках у которых Белград, Воеводина, ключевые министерства или отрасли экономики. Показателем всё большего увеличения изоляции Тадича является принятие в воеводинской скупщине, в которой доминирует Демократическая партия, антиконституционного и антинационального статута Воеводины, означающего намерение апробировать на этой области создание еврорегиона, – и отсюда ясно, что Тадич не контролирует политические процессы в Сербии. Более того, коалиционные партнеры Тадича, следующие директивам Вашингтона, как по команде продемонстрировали готовность выйти на новый уровень деятельности. Лига социал-демократов Воеводины Н.Чанка, Либерально-демократическая партия Ч.Йовановича, Социал-демократическая уния Ж.Корача, Демо-христианская партия Сербии В.Батича и Союз венгров Воеводины И.Пастора выступили с инициативой изменения Конституции Сербии. В фокусе трансформации - статьи относительно статуса Космета и Воеводины. Зампредседателя ЛСВ Б.Костреш заявляет, что для изменения статуса Воеводины будут предприняты три акции: принятие Статута Воеводины до мая, в течение года – изменение Конституции Сербии, в результате чего Воеводина получит законодательную, исполнительную и судебную власть и, наконец, принятие «высшего правового акта Воеводины». При этом он выразил уверенность, что на всё потребуется не более 2-3 лет. Батич считает, что территориальная организация Сербии должна прийти в соответствие с реальной ситуацией, а не с мифами и желаниями8. В данном случае налицо отличие от косовского сценария дезинтеграции Сербии – сейчас речь идет о формировании «реального положения» прежде, чем оно возникнет в действительности. Переговоры в Вашингтоне с вице-президентом Дж.Байденом и госсекретарем Х.Клинтон, проведенные недавно «президентом» Косова Ф.Сейдиу и «премьером» Х.Тачи, которым вновь гарантировано американское участие в «расширении признания независимости», послали России сигнал о том, что Балканы и далее остаются для США одним из приоритетных стратегических направлений, где Вашингтон не намерен терпеть геополитических конкурентов. Таким образом, дезинтеграция Сербии осуществляется по двум линиям: с одной стороны, укрепление албанского квазигосударственного формирования под протекторатом Соединённых Штатов, привлекающих к этому Евросоюз, с другой стороны - открыто проявившаяся тенденция к созданию на территории Сербии нескольких еврорегионов. В результате понятие «стабилизация» для Сербии, изменив первоначальный смысл, стало означать «уничтожение сербского государства». Чтобы наступило благословенное европейское завтра, «европейская миссия» Тадича и его сателлитов должна быть выполнена до конца: сербам надлежит выдать Р.Младича и Г.Хаджича, признать независимость Косово и согласиться на полную дезинтеграцию страны. И тогда кучка национальных ренегатов будет титулована Западом как «европейская демократия». По материалам Фонда стратегической культуры | |
Категория: Сербия | Просмотров: 652 | |