Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:33 Александр Храмчихин. Катастрофа российских ВВС? | |
Как сообщил недавно главком Военно-воздушных сил РФ генерал-полковник Александр Зелин, одними из главных приоритетов развития ВВС РФ являются принятие на вооружение и оснащение войск роботизированной авиационной и наземной техникой, а также разработка авиационных комплексов 6-го поколения. Но так ли безоблачно будущее нашей авиации? ВВС - вместе с ВМФ - больше других видов Вооруженных сил пострадали от общего кризиса, начавшегося в конце восьмидесятых. В отличие от Ракетных войск стратегического назначения, они не обеспечивали ядерного сдерживания по отношению к потенциальным агрессорам – и в ВВС, и ВМФ есть стратегические составляющие, но они даже в сумме уступают потенциалу РВСН. В отличие от сухопутных войск, они почти не использовались для решения задач внутреннего характера. Кроме того, сложилась очевидная закономерность: чем более наукоемким является вид ВС или род войск, тем хуже ему приходится в условиях кризиса. Девяностые годы, разумеется, уж никак нельзя назвать эпохой расцвета Вооруженных сил, но в «нулевые» ситуация почти по всем направлениям лишь ухудшилась. В частности, это относится и к авиации. В 90-е годы, по крайней мере, оставался еще определенный советский технологический задел, который частично был использован. В «нулевые» советский задел был практически выработан, а нового так и не появилось. Вследствие этого именно в «нулевые» четко оформилась тенденция фактического «сброса» - за явной ненадобностью - высокотехнологичных войск, которые бесполезны при решении задач внутреннего характера, при этом требуют вложения значительных средств. Ничтожные объемы закупок новых вооружений в 2000-2008 годах объясняются тем, что многие потенциальные покупатели нашего оружия не хотят приобретать того, что не состоит на вооружении в самой России. Именно в расчете на внешнего потребителя новые образцы поступают в войска в чисто символических количествах, составляющих 1-2 процента от реальной потребности. Причём вся эта как бы новая техника – наследие СССР, за исключением, быть может, тактической ракеты «Искандер». Состояние и перспективы развития ВВС РФ на сегодняшний день таковы, что для их описания лучше всего подходит слово «коллапс». Авиационная компонента СЯС РФ на момент распада СССР составила всего 22 Ту-95МС. К концу 90-х, за счет возвращения бомбардировщиков с Украины и из Казахстана, постройки на заводе в Казани 7 Ту-160 она выросла до 15 Ту-160 и 64 Ту-95МС. В «нулевые» ее состав не изменился, был построен 1 Ту-160, который лишь заменил аналогичный самолет, потерянный в результате авиакатастрофы. Однако Ту-95МС устарели морально и физически, их постепенный вывод из состава ВВС начнется в ближайшее время. Количество Ту-160 слишком мало, чтобы компенсировать сокращение других компонентов СЯС, строительство новых, видимо, не предполагается - лишь низкими темпами проводится модернизация существующих машин. При этом в начале 2007-го официальные лица объявили согражданам, что к 2015-му авиационная группировка СЯС будет увеличена до 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Но, повторю, сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов, то есть уменьшение группировки на 29 единиц подается как ее увеличение. Впрочем, из данного заявления можно сделать вывод, что за 8 лет количество Ту-95МС сократится. Что касается фронтовой авиации, то в 1992-1999 годах она получила до 100 машин: Ту-22М3, Су-24М, Су-39, Су-27, Су-30, Су-35, МиГ-29С, МиГ-31Б. За 2000-2007 годы для ВВС было закуплено всего 2 новых самолета Су-34, причем об их принятии на вооружение было сообщено в конце 2006-го, однако в строевую часть они поступили лишь в середине 2007-м, что свидетельствует о наличии серьезных технических проблем у этой машины. Кроме того, было модернизировано 30-40 Су-27 и Су-25. В прошлом году ни одного нового самолета ВВС не получили. Хотя сегодня в ВВС числится - по крайней мере, формально - до 1700 боевых самолетов, есть очень серьезные вопросы по поводу подобных темпов обновления авиационной техники. Замечу: в наших средствах массовой информации число закупленных образцов новой техники и модернизированных образцов старой техники суммируется и подается как количество новой техники, что абсолютно неправомерно и может именоваться прямой подтасовкой фактов. Подобная методика равносильна тому, как если бы в демографической статистике к количеству рожденных детей прибавлялось количество взрослых, успешно вылеченных от различных болезней, а сумма подавалась в виде прироста населения. Как несложно понять, модернизация, являясь, безусловно, полезным процессом, не обеспечивает бесконечного продления ресурса старой техники и не придает ей принципиально новых боевых возможностей. Модернизация Су-27 до «поколения 4+», «поколения 4++» и так далее вызывает лишь один вопрос: сколько же еще плюсов нарисуют наши замечательные военные пропагандисты? Даже самый замечательный самолет не может отвечать современным требованиям вечно, первая версия Су-27 появилась в конце 70-х… Вопросы возникают и по поводу запланированного приобретения 58 истребителей-бомбардировщиков Су-34. Неясно, насколько техническое состояние этого самолета позволяет принять его на вооружение, способен ли ОПК выполнить данную программу, насколько целесообразно закупать именно этот самолет и именно в таком количестве. Ведь Су-34 был создан еще в советское время и представляет собой один из многочисленных вариантов всё того же Су-27. Его американский alter ego F-15Е состоит на вооружении с начала 90-х, американцы уже начали задумываться о его замене. У нас же сам Су-34 только еще должен заменить фронтовой бомбардировщик Су-24, который имелся в составе ВВС РФ в количестве около 500 единиц. С. Иванов, будучи министром обороны, неоднократно заявлял, что 1 Су-34 способен заменить 10 Су-24. Между тем, сравнение тактико-технических характеристик этих самолетов показывает: в реальности 1 Су-34 может заменить в ходе боевого вылета полтора-два Су-24. При этом совершенно очевидно, что цикл наземного обслуживания Су-34 не уменьшился в 10 раз по сравнению с таковым у Су-24, работоспособность экипажа Су-34 также не может повыситься в 10 раз по сравнению с аналогичным показателем экипажа Су-24. Для чего эти выкладки? Резюме: эскадрилья самолетов Су-34 не может сократиться в 10 раз по сравнению с эскадрильей Су-24, то есть до 1-2 самолетов. Для адекватной замены 500 Су-24 требуется 200-300 Су-34, а не 58. Однако приобретение какой-либо другой авиационной техники государственной программой вооружений не предусмотрено - за исключением Як-130, учебного, а не боевого самолета. Важнейшим вопросом остаются работы по созданию истребителя пятого поколения. Это единственная в РФ программа создания действительно нового образца вооружений и военной техники - по крайней мере, из тех, что не являются секретными. В США тяжелый истребитель 5-го поколения F-22 поступает на вооружение с 2004-го. Где находимся мы - понять чрезвычайно сложно. 18 января 2007-го тогдашний главком ВВС В. Михайлов заявил, что «в настоящее время начат этап реального проектирования двигателя 5-го поколения». Ну а в Америке «реальное проектирование» двигателя F-119PW-100 началось в 1987-м. Это, безусловно, не отменяет целесообразности работы над программой, поскольку отказ от нее означал бы прекращение существования ВВС и авиапрома РФ и зависимость страны от закупок авиатехники за рубежом, что, разумеется, совершенно неприемлемо. Тем не менее, подобное отставание требует, по-видимому, принятия кардинальных решений. Состояние авиапарка отечественных ВВС уже является критическим. После катастрофы в Читинской области истребителя МиГ-29, вызванной полным износом его конструкции, командование запретило полеты более 200 машин этого типа из 290, состоящих на вооружении. Их ресурс полностью выработан, самолеты будут списаны. В схожем состоянии находится парк других машин. Судя по всему, сегодня в воздух способно подняться не более 500 машин. Причем имеются в виду все типы самолетов, от стратегических бомбардировщиков до штурмовиков. Это меньше чем у Индии, Египта, Сирии, Турции, обеих Корей, а уж с Соединенными Штатами и КНР лучше даже не сравнивать, чтобы не было мучительно больно. Поскольку, как было сказано выше, новые самолеты в ВВС не поступают, то в самое ближайшее время реальная численность ВВС РФ будет составлять 200-300 машин, то есть страна, обладающая самой большой в мире территорией и самыми протяженными границами, скатится по своей воздушной мощи в число второразрядных стран. Россия будет сопоставима в этом отношении разве что с натовскими «середняками» типа Голландии или Испании. Аналогична ситуация и с вертолетами, «рабочая лошадка» армейской авиации, Ми-24, практически выработал свой ресурс, а смены ему так и не пришло. Еще в декабре 1987-го были подведены итоги конкурса на перспективный ударный вертолет: Ка-50 одержал победу над Ми-28. В 1995-м указом президента РФ Ка-50 был принят на вооружение и выпущен серией в 5 единиц, 2 вертолета этого типа в 2001-м успешно участвовали в боевых действиях в Чечне. Тем не менее, в 2004-м было официально объявлено, что на вооружение поступит Ми-28 в количестве 50 единиц. Остается неясным, почему принято такое решение и чем определяется количество закупаемых машин. Программа Ка-50 недавно была официально закрыта, вместо него, якобы, будет приобретаться его двухместная модификация Ка-52, но количество вертолетов, видимо, будет еще ниже, чем Ми-28. В любом случае, даже если предположить, что все запланированные к закупке машины действительно будут приобретены, армейская авиация России лет через 5 будет иметь менее 100 ударных вертолетов. Это сопоставимо с потенциалом далеко не самых сильных стран, входящих в Североатлантический блок, и не имеет никакого отношения к реальным потребностям обеспечения обороноспособности страны.
Крайне неоднозначной остается ситуация с оснащением ВС РФ беспилотными летательными аппаратами - БПЛА. В настоящее время Россия по этому классу вооружений отстает не только от всех западных стран, но и от ряда развивающихся, включая, например, Иран. На сегодняшний день развитие БПЛА - одно из важнейших направлений военно-технической политики во всех основных армиях мира. Относительно дешевые и простые в обслуживании, они позволяют обеспечивать войска разведывательной информацией в реальном масштабе времени, снижают потери в пилотируемых самолетах и вертолетах и летном составе. США уже имеют опыт успешного применения не только разведывательных, но и боевых БПЛА. При этом в отечественной программе вооружений до 2015-го о беспилотных аппаратах не говорится вообще. Впрочем, официальные представители Минобороны заявили, что БПЛА проходят по статье «средства разведки». На авиасалоне МАКС-2007 был представлен макет боевого БПЛА «Скат», обладающего, судя по представленным сведениям, высокими ТТХ и малой радиолокационной заметностью. Если приведенная об этой машине информация соответствует действительности, это означает безусловный прорыв в развитии отечественной беспилотной авиации. К сожалению, официальные заявления далеко не всегда соответствуют действительности… Пора признать: на сегодняшний день положение отечественной военной авиации является катастрофическим, причем нет ни малейших намеков на перелом ситуации. Наоборот, она продолжает усугубляться. Александр Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа
| |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 660 | |