Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 16:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта


13:31
А. Бароненко. Разрушение образования под видом его реформирования[1]

В образовательной среде не затихают споры по поводу реформирования системы образования. Критики нынешней образовательной политики говорят о том, что мы разрушаем ценное наследие отечественной школы и толком ничего не создаем взамен, так как навязываемые школе инновации носят неэффективный, суетливый, а часто и бессмысленный характер. Действительно, на первый взгляд создается впечатление, что реформы носят бессистемный и противоречивый характер. И все же такой взгляд не затрагивает сущность процесса

А эта сущность состоит в следующем. Реформирование (модернизация) системы образования имеет целью ее приспособление к условиям буржуазно-криминального развития России. Отсюда вытекают те модернизационно-реформистские мероприятия, которые ведут к разрушению отечественной системы образования.

Наша система образования, и дореволюционная русская, и коммунистическая, характеризовалась высоким уровнем подготовки учащихся. Не случайно США “проложили каналы” для “утечки умов” из России. И, как это ни странно, причиной высокой результативности работы отечественной школы явилась ее бедность. Не имея прочной материально-технической и лабораторной базы, а имея лишь доску и мел, наш учитель вынужден был акцентировать внимание на теоретической подготовке учащихся, на вооружении их понятиями высокого уровня обобщенности, имеющими свойство широкого переноса на вновь изучаемые явления. Это способствовало успешному интеллектуальному развитию детей. Именно этим и ценятся выпускники наших университетов за рубежом.

Сейчас нам навязывают процесс американизации образования. Единый государственный экзамен, базирующийся в основном на принципе тестирования, приводит к натаскиванию учащихся. Подготовка к сдаче ЕГЭ отвлекает учителя от главной задачи — формирования системы в знаниях учащихся. Профилизация школы, ориентирующая на раннюю профессионализацию детей, — это то, против чего выступали практически все великие педагоги. В средней общеобразовательной школе должен господствовать принцип универсализации знаний. Нельзя приносить гуманитарное образование в жертву естественнонаучного или математического, и наоборот. Уверенность авторов реформы в том, что к десятому классу учащиеся уже определяются со своей будущей профессиональной направленностью, не имеет под собой фактических оснований. Те, кто так считает, просто не знают ни детей, ни современной школы. Я это могу утверждать с уверенностью, ведь уже сорок два года работаю директором школы.

Как ученый, я могу утверждать, что навязываемые школе сверху тенденции не имеют методологического обоснования. Современное образование на Западе характеризуется утилитарностью. Там система образования готовит узких функционеров. Всесторонне образованные и гармонично развитые люди (то, что было парадигмой предыдущей системы образования) даже классическому капитализму не нужны. Ими труднее будет управлять. Тем более они не нужны нашему криминальному капитализму.

Еще о некоторых моментах школьной реформы. Идет постоянная трескотня об инновациях, какая-то очередная кампания в худших традициях прошлого времени. Этим словом “инновации” скоро задушим учителя. Пора авторам реформы перестать морочить людям головы и осознать, что основой культуры являются традиции и что к ним надо бережно относиться. Инновации надо вводить постепенно, небольшими дозами, чтобы они поднимали культуру на более высокий уровень, а не разрушали ядро культуры (в том числе и педагогической), представляющее собой определенную систему ценностей.

Хочу сказать и об информатизации. Оснащение школ средствами ИКТ, безусловно, заслуга национального проекта “Образование”. Но мы в России ничего не умеем делать в меру. Сейчас любые проверяющие стали оценивать урок с позиции того, использует учитель компьютер или нет. На практике появилась тенденция к тому, что ученика должен “обучать компьютер”, а роль учителя должна быть низведена до функции тьютера, то есть посредника между компьютером и учеником, фиксатора результатов этого взаимодействия. Когда мы наконец поймем, что компьютер и все ИКТ являются лишь вспомогательными средствами. Они никогда не заменят учителя. При безмерном их использовании теряется главное — личностное воздействие учителя на ученика. А это воздействие является самым великим фактором педагогического процесса. Я уже не говорю о том, что в воспитательном процессе учитель незаменим. Не напрасно Ушинский утверждал, что “личность можно воспитать только личностью”. И еще очень важный момент. Известно, что компьютер способствует развитию учащихся только до какого-то определенного предела, за которым он, в силу жесткой алгоритмизации обучения, начинает тормозить развитие творческих способностей ученика. На Западе это давно поняли, и нам необходимо в своей работе по внедрению ИКТ не упустить этот момент. И вообще надо осознать, что в учебном процессе должна господствовать не информационная, а информационно-рефлексивная парадигма. Надо учить детей отбирать в лавине информации только необходимую и самое главное — научить осмысливать ее.

Бюрократизм в нынешней системе образования даже сравнительно с коммунистическими временами принял чудовищные размеры. Изобрел какой-то умный человек ксерокс — и теперь десятки контролирующих организаций требуют предоставить им копию Устава школы и других документов. У меня завучи не всегда имеют возможности посетить уроки учителей, так как не разгибая спины с утра до вечера сидят за компьютерами, готовя массу нужных и ненужных справок, отчетов, положений, регламентов, информаций и т. д. И все это обосновывается необходимостью иметь правовую основу для работы школы. Конечно, в предыдущий период был некоторый правовой нигилизм, но мы сейчас прямой дорогой перешли от правового нигилизма к правовому идиотизму. Управленческий аппарат разросся до чудовищных размеров и стал замыкать всю работу на себя, мешая школе заниматься действительно тем, ради чего она создана.

И последнее, на чем я хочу остановиться. Большая часть руководящих документов говорит о деньгах для школы взамен на обязательства, говорит не о великой миссии школы, а об образовательных услугах. Самым страшным и губительным для общеобразовательных школ будет планируемое преобразование их в автономные учреждения. Таким преобразованием государственная власть снимает с себя субсидиарную ответственность. Неизбежен будет переход на платное обучение в школе. Сфера среднего образования резко сузится. Это создаст опасность для обороны страны, сделает нереальными все разговоры о создании инновационной экономики. Как у нас всегда бывает, процесс перевода общеобразовательных учреждений в автономные организации на практике примет кампанейский характер и не исключено, что оценка работы муниципальных и региональных органов федеральным центром будет зависеть и от того, каков процент перевода образовательных учреждений в автономные организации.

В рынок можно втягивать прикладную науку и профессиональные учебные заведения. Фундаментальную же науку и общее образование, вооружающее детей основами фундаментальных наук, втягивать в рынок ни в коем случае нельзя.

Хотелось бы посоветовать нашим реформаторам следующее: не надо перенимать из системы образования США самое худшее. Лучше бы поучиться у США, как надо финансировать образование. Система образования — это то, что позволит стране в будущем исправить результаты вашей деятельности и возродить Россию. Не разрушайте последнее!

 

Автор - директор средней школы № 1 Копейского городского округа Челябинской области, доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ, член-корреспондент Международной академии общественных наук

 

РФС, № 5/2009



[1] Заглавие дано редакцией «Золотого льва». Приводится с незначительными изменениями.

Категория: Образование и наука | Просмотров: 928 | Добавил: rys-arhipelag