Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:44 Сергей БРЕЗКУН. России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы | |
Последние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». В итоге российский ядерный оружейный комплекс все более повисает в некоем «безвоздушном» пространстве. Не вдаваясь в развернутый анализ ситуации, замечу, что исходной точкой преодоления углубляющегося кризиса мог бы стать, по моему глубокому убеждению, некий рамочный закон о ядерной оружейной сфере, на базе идей которого можно разрабатывать уже весь «атомный» пакет. Иногда приходится слышать, что такой закон избыточен уже потому, что ядерный статус России закреплен в ряде международных документов, начиная с Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А в Конституции РФ закреплено-де верховенство международных законов над российскими. Во-первых, если следовать этой логике, то тогда надо отказаться и от национального Основного закона – Конституции и руководствоваться исключительно международным правом. Однако это никому не приходит в голову – и правильно. Во-вторых, что делать, если Россия откажется от ДНЯО? Или этот, все более сомнительный в современной ситуации договор просто рухнет – сам по себе? Нет, нам нужен отдельный национальный законодательный акт в интересах обеспечения деятельности ядерной оружейной сферы России. Попытки создания закона, регулирующего деятельность ядерной сферы, предпринимаются с 1992 года. В 1999 году Федеральным Собранием был принят закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия». Имевший ряд принципиальных недостатков, он был отклонен Президентом РФ и не вступил в силу. Отметим также наличие Закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, а также указа Президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 года «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Наконец, мы имеем последний закон 2008 года «О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"». В настоящее время имеется, правда, некий проект закона, относящийся к проблематике ядерного оружия, подготовленный межведомственной рабочей группой. Насколько мне известно, он находится на рассмотрении в Государственной Думе, однако перспективы его принятия неясны. Более того, по нашему мнению, даже его принятие не обеспечит законодательного закрепления некоторых существенных аспектов ядерной оружейной деятельности в России в силу, с одной стороны, концептуальной неполноты имеющегося проекта закона, а с другой стороны – его эклектичности, смешения в одном законопроекте весьма различных аспектов проблемы. Необходим концептуально иной законопроект. В связи с этим представляется оптимальным следующий вариант действий. Прежде всего – разработка концептуального Федерального закона, не требующего длительных согласований в ведомствах. Поскольку наименование закона должно быть по возможности максимально кратким при всеобъемлющей формулировке, предлагается следующее название: «Закон о ядерной оружейной сфере Российской Федерации». Принять такой закон необходимо в предельно короткие сроки. Параллельно необходима работа по двум уже конкретным законам, основывающимся на первом, базовом. Таковыми должны быть: а) Закон «Об обеспечении деятельности ядерного оружейного комплекса РФ», где, в частности, были бы определены порядок финансирования (в том числе – в условиях разделения отрасли), порядок обеспечения делящимися и специальными материалами, сырьем, комплектующими и т.п. в условиях приватизации (так, необходимо предусмотреть правовые гарантии обеспечения ЯОК делящимися и специальными материалами с учетом Закона 13-ФЗ). б) Закон «О социальных гарантиях работников ядерного оружейного комплекса РФ». В нем должны быть определены, в частности: подходы к обеспечению адекватных условий для кадров ЯОК, в том числе – для молодых кадров (оплата, жилье, возможность выезда за рубеж на отдых и др.), подходы к особому пенсионному обеспечению и других льготах по старости, вопросы государственного обеспечения (в том числе – социального) при ядерных катастрофах и т.п. В Законе «О ядерной оружейной сфере России» необходимо закрепить положение России как ядерного государства. Требуется также законодательно закрепить понятие эффективного ядерного статуса России как средства обеспечения гарантированного нанесения в ходе ответного удара такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против РФ и ее союзников.Преамбула должна кратко и емко указать на значение ЯО для России, его системную суть, а также основные цели ядерной оружейной деятельности России. Должны быть оговорены государственные гарантии деятельности ядерной оружейной сферы. Должно быть четко определено, что ядерная оружейная сфера России – это: а) гражданский ядерный оружейный комплекс (ЯОК); б) воинские части и организации МО РФ, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ЯО. Закон, который нам нужен, может быть создан лишь на строгой концептуальной базе, касающейся деятельности в ядерной оружейной сфере. А строгая концепция невозможна без четкого и конкретного ответа на следующие основные вопросы: • Что есть ядерные вооружения России? • Какова их роль и значение в общей системе обороны страны? • Каковы основные цели и задачи ядерной оружейной сферы? • Какие конкретно государственные структуры отвечают за организацию деятельности и саму деятельность в сфере ядерных вооружений и какие структуры ее осуществляют? • Каким образом государством и обществом обеспечивается эффективная деятельность ядерной оружейной сферы, включая сюда и особые правовые и социальные гарантии для граждан РФ, занятых в ядерной оружейной сфере? Необходимо увязать указанный пакет законов с имеющимся Законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, чего сейчас нет. Что же до базового рамочного Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации», то он может быть следующим: Проект Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации»Преамбула Исходя из принципа обеспечения суверенитета и прав своего многонационального народа, а также исповедуя принципы надежного обеспечения международного мира, Российская Федерация имеет и будет иметь и развивать в будущем ядерную оружейную сферу, занимающую ключевое положение в оборонной структуре государства и общества. Основная цель деятельности и задача ядерной оружейной сферы Российской Федерации – гарантированное исключение на базе наличия развитых ядерных вооружений возможности проведения каким-либо государством или группой государств политики давления или военной угрозы по отношению к Российской Федерации как на глобальном, так и на региональных уровнях. Статья 1. Ядерные вооружения Российской Федерации не предназначены для демонстрации силы с целью получения односторонних преимуществ вне национальной территории. Они являются исключительно средством обеспечения национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности вне зависимости от того, противостоит ли России в какой-либо области какое-либо государство или группа государств в данный исторический момент. Статья 2. Качественные и количественные характеристики ядерных вооружений Российской Федерации должны обеспечивать гарантированное нанесение в ходе ответного удара Российской Федерации такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против Российской Федерации и ее союзников. Статья 3. Ядерная оружейная сфера Российской Федерации – это: – гражданский ядерный оружейный комплекс; – воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ядерных вооружений. Статья 4. Деятельность ядерной оружейной сферы Российской Федерации гарантируется государством. При этом государство обеспечивает: – участие специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации в формировании государственной политики в области ядерных вооружений; – правовые основы деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации; – финансирование деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации; – геологоразведку, добычу и переработку сырья, а также производство и поставку всех видов делящихся и специальных и других материалов, необходимых для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом; – сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации; – поставку всех видов промышленной продукции, необходимой для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом; – особый режим функционирования и безопасности оружейной сферы Российской Федерации; – особые правовые и социальные гарантии для кадровых специалистов и работников гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также гарантирует кадровым специалистам и работникам гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации особые условия пенсионного обеспечения и другие льготы по старости или (и) инвалидности. Статья 5. Воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, относящиеся к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, в мирное время: – совместно с организациями гражданского ядерного оружейного комплекса формируют тактико-технические требования к ядерным вооружениям; – осуществляют функции государственного заказчика; – осуществляют эксплуатацию и – по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях – демонтаж ядерных вооружений при участии организаций гражданского ядерного оружейного комплекса. Статья 6. Гражданский ядерный оружейный комплекс Российской Федерации: – обеспечивает организацию и проведение деятельности по разработке, производству и модернизации ядерных зарядов и боеприпасов, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство оружейных ядерных и специальных материалов; – совместно с воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, относящимися к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, обеспечивает испытания экспериментальных, опытных и стоящих на вооружении серийных ядерных зарядов и боеприпасов; – обеспечивает серийное производство ядерных зарядов и боеприпасов; – обеспечивает авторский и гарантийный надзор в серийном производстве и при войсковой эксплуатации ядерных зарядов и боеприпасов; – осуществляет демонтаж ядерных зарядов и боеприпасов по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях. Статья 7. Ядерные вооружения Российской Федерации должны развиваться с учетом следующих принципов: – обеспечение выполнения тактико-технических требований Министерства обороны Российской Федерации при боевом применении; – полноценное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью перспективного совершенствования ядерных зарядов и боеприпасов, а также с целью обеспечения эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов; – обеспечение эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов на уровне, обусловленном предельными возможностями науки, техники и промышленности. Статья 8. Любые двух- или многосторонние международные переговоры и подготовка международных договоренностей, касающихся вопросов, относящихся к деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации и к ядерным вооружениям Российской Федерации, проводятся с участием специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации. Статья 9. Ядерное разоружение Российской Федерации, в том числе – в рамках Статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия, возможно лишь как заключительный этап полного и всеобщего разоружения в мире. ***Безусловно, данный проект способен служить лишь отправной точкой дискуссии, причем – многосторонней. Скорейшее принятие предлагаемого базового закона давно назрело. Важнейшая для исторического будущего России проблема сохранения и упрочения её ядерного статуса не может больше находиться на обочине российского политического процесса, на задворках общественного внимания.
| |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 942 | | |