19-20 марта состоялся съезд Российского союза ректоров, на котором выступил президент Дмитрий Медведев. Главный итог съезда – Фурсенко был, есть и будет министром, пережив на своем посту и науку, и образование. Фурсенко – это реформа во плоти, неотделимая от режима
Сам съезд ректоров продемонстрировал, что университетское сообщество вслед за губернаторским не прочь прозондировать власть относительно возможности подачек, дающих надежду на выживание в период кризиса: почему банкам можно, а университетам нельзя? Естественно, инициативы не носили радикального характера, а многие из них поддержаны или даже предложены властью в лице присутствовавшего на мероприятии президента. Это был даже не бунт на коленях - а бунт в колено-локтевой позиции которой в полной мере воспользовался «партнер сверху».
В частности, вместо финансированиря глава государства пообещал продолжить коммерциализацию вузов путем принятия законопроекта, разрешающего создавать при них малые предприятия, то есть «боковики». Эта мера нашла свое понимание в достаточно запуганном и в меру коррумпированном ректорском сообществе. В этой связи заявлено, что якобы «по расчетам специалистов» может создать примерно 30 тысяч рабочих мест, преимущественно для выпускников, что поможет частично стерилизовать ( не подумайте плохого – ред.) избыточную рабочую силу.
Еще одно ПР- обещание - обещание увеличения количества бюджетных мест, в первую очередь в магистратуре и аспирантуре, что также поможет отсрочить выход на рынок труда для нескольких десятков тысяч молодых специалистов, которые находятся в наибольшей зоне риска.
Пообещав пряник, Медведев сразу же перешел к реквизициям. В частности, в ожидании инфляционно обвала ( собственно, гиперинфляция идет уже целый год) Дмитрий Медведев заявил о «необходимости» заморозить плату за обучение на весь 2009 год как минимум, что уже сделали несколько сот вузов. Правда, на практике это зачастую приводит к ее увеличению, так как администрация подтягивает уровень оплаты к наивысшему показателю.
Еще одно красивое обещание Медведева для дилетантов - перевод на пустующие бюджетные места ( которых нет) студентов-платников, демонстрирующих успехи в обучении. Правда, и здесь в лучшем случае сохранится статус-кво. Дело в том, что большинство вакантных бюджетных мест находится на факультетах технических и точных наук, которые и так практически не обучают платников.
При этом вакансий на общегуманитарных специальностях, пользующихся спросом, очень мало, а расширять количество бюджетных мест в условиях переизбытка юристов, экономистов и менеджеров нецелесообразно с целью планирования рынка труда.
Главная верноподданная просьба ректоров к главе государства - требование отменить или хотя бы ограничить применение ЕГЭ. Этот вопрос является принципиальным, поскольку ЕГЭ уничтожил основу высшего образования – конкурсный отбор контингента. Оправдывая уничтожение конкурсного приема и замену оценки знаний анкетированием, Фурсенко утверждает что наиболее коррупционноемка именно процедура поступления в вузы, а не учеба в них ( представьте масштаб взятки), и речь идет о серьезных денежных потоках, сопоставимых с официальным бюджетом на образование и науку.
Однако теперь эти открыто вмененные ректорам взятки будут переадресованы в новое русло – в индустрию «подкрутки» ЕГЭ. По неофициальной информации, одной из целей введения ЕГЭ являлось стремление перераспределить финансовые потоки (репетиторство и т.п.) от высшей школы к средней, чтобы якобы повысить престиж учительской профессии и поддержать педагогов материально. Однако учительская прослойка настолько потеряла в качестве за годы реформ, что специалистов, которые могут подготовить учеников к реальному конкурсному поступлению хоть в какой-нибудь ВУЗ, там практически не осталось, и родители по-прежнему используют услуги репетиторов-преподавателей, либо разного рода лицеи и подготовительные курсы при самих ВУЗах.
Правда, отказ государства от ЕГЭ крайне маловероятен до тех пор, пока на министерством посту остается его апологет Андрей Фурсенко, а он останется на посту до тех пор, пока у власти – питерская группировка.
Со съездом ректоров совпало появление слуха, что глава Минобрнауки может потерять свое кресло. Якобы он займет пост ректора МГУ после того, как его покинет Виктор Садовничий, которому в начале апреля исполняется 70 лет. Согласно пролоббированному группой Фурсенко российскому законодательству, это предельный возраст для нахождения на данном посту, и способов продления полномочий не существует. 18 марта была опубликована информация о возможном перемещении главы Минобразования Андрея Фурсенко на пост ректора МГУ Виктора Садовничего, который покинет его по возрасту. Однако сам Садовничий опроверг слухи о своем скором уходе, продемонстрировав решимость бороться за занимаемую должность.
По одной из версий, сейчас активно лоббируется идея придания МГУ особого статуса «национального университета». В этом случае ректор непосредственно назначается правительством ( вот они, университетские свободы!), зато и на него не распространяются ограничения по возрасту. Якобы Садовничего поддержал и сам Андрей Фурсенко, что свидетельствует о его уверенности, что на своем посту он переживет и науку, и образование, и самого Медведева. А посему отметает слухи даже о почетной отставке.
С учетом вышесказанного можно предположить, что против министра играют представители других элитных групп, причем это не обязательно связано с борьбой за контроль над Минобрнауки. По мнению придворных анаитиков и конспирологов, Андрей Фурсенко считается одним из наиболее близких аппаратных союзников группы банка «Россия», которую контролируют братья Ковальчуки и «нанотехнологи», которые при его помощи хотят установить контроль над РАН, точнее, ее деньгами и недвижимостью. Возможно, слух породило именно академическое сообщество, пытаясь предупредить еще одну атаку на свои позиции. Возможно, эти слухи распространяют аппаратные противники Ковальчуков. В частности, как уже указывалось выше, в последнее время наметилось сближение «россиян» и «силовиков» во главе с вице-премьером Игорем Сечиным. В этом контексте любопытно, что официально слухи об уходе Фурсенко были опубликованы в газете «Коммерсант», которую контролирует владелец холдинга «Металлоинвест» Алишер Усманов.
В ближайшие недели развернется борьба за пост ректора МГУ. Скорее всего, Садовничему не удастся удержать этот пост, и он переместится на должность директора университета. Однако его преемником станет его креатура, в качестве которой называют кого-либо из проректоров.
Однако любой исход борьбы за ректорское кресло МГУ не должен затемнять главного - чем дальше идет разрушение науки, образования, и научно-преподавательской среды - тем сильнее аппаратные позиции главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, за которым стоят первые лица государства.
Кремль не схочет – Фурсенко не вскочит.
http://www.snd-su.ru/