Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 18:30
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта


18:56
41% шведов признались, что являются антисемитами
В специальном социологическом исследовании, проведенном в 2006 году, 41% шведов признались, что являются в той или иной степени антисемитами. А пять процентов заявили, что испытывают очень сильные антисемитские чувства. Откуда же взялся столь мощный антисемитизм именно в Швеции, где евреев-то никогда и не было?

Евреев, действительно, не было, а вот антисемитизм был. В 17 веке канцлер и регент Швеции А. Оксеншерн на предложение разрешить евреям поселиться в Гётеборге для развития этого нового тогда города ответил, что он скорее пожелал бы городу остаться захудалой деревушкой, чем возвыситься «через ненавистников и преследователей имени Христова». Этой позиции веками придерживались шведские государственные деятели, поэтому евреям разрешили селиться в Швеции только в 1774 году. Да и то на правах людей второго сорта, не обладавших гражданскими правами. Они были предоставлены евреям лишь спустя сто лет - в 1870. Но только в 1961 (!) году Швеция отменила все дискриминационные ограничения по отношению к евреям, и они получили возможность (пусть даже и теоретическую) избираться в парламент и занимать министерские посты.

Одним из главных факторов антисемитизма шведов является антисемитизм евангелическо-лютеранской шведской церкви, который всегда был ярым и открытым. Лишь после Катастрофы он перестал быть демонстративным, но сдержанности шведских клерикалов хватило лишь на несколько десятилетий. Они ловко маскировали свой антисемитизм вялотекущими, но постоянными осуждениями «чудовищных преступлений израильской военщины».

Вторым, не менее важным фактором современного шведского антисемитизма является антисемитизм светской политической верхушки Швеции. В тридцатые годы прошлого века, когда еврейские беженцы из фашистской Германии стучались в двери всех европейских стран, Швеция оказалась закрытой перед ними. Всего лишь трем тысячам немецких евреев было разрешено поселиться в Швеции. Но и этот скудный поток совершенно иссяк в 1939 году, когда местные студенты устроили ряд демонстраций протеста… требовавших герметически захлопнуть двери перед евреями.

Во время второй мировой войны Швеция хоть официально и придерживалась нейтралитета, на деле превратилась в одну из главных сырьевых баз фашистской Германии. Правительство социал-демократической партии (правившей в Швеции с 1932 по 2006 годы) не только поставляло в рейх железную руду, но и позволило шведским банкам предоставить колоссальные кредиты немецким промышленникам. По мнению некоторых экспертов, именно благодаря шведской помощи, прорывавшей экономическую блокаду Германии, организованную союзниками, фашисты сумели продержаться дольше, чем могли бы. Что стоило человечеству нескольких миллионов жизни.

Со времен Улофа Пальме Швеция занимает последовательно антиизраильскую позицию, голосуя в ООН и во всех международных организациях вместе с арабами. Шведская поддержка палестинцев заключается не только в голосованиях, но и в прямой финансовой помощи. Она исчисляется десятками миллионов долларов ежегодно и поступает на счета автономии и всевозможных палестинских организаций из шведских благотворительных фондов, главным из которых является фонд имени Улофа Пальме.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Нет никаких сведений даже о временном пребывании евреев в Швеции до середины 17 в. Хотя не было никакого формального установления, евреям было практически запрещено селиться там, если они не переходили в христианство. Вопрос о разрешении въезда евреев в Швецию обсуждался с начала 17 в., но положение оставалось прежним. Положение не изменилось и при королеве Кристине (1632–54), которая знала иврит и интересовалась еврейскими священными текстами.

В конце 18 в. – начале 19 в. состоятельные евреи нередко добивались для себя ряда льгот, некоторым было разрешено вступать в браки смешанные без перемены религии. Однако в Швеции были широко распространены антиеврейские настроения. Почти каждая сессия риксдага поднимала вопрос об ограничении иммиграции евреев в Швецию и проведении других антиеврейских мер, поэтому иммиграция евреев ограничивалась, а в 1806–1809 гг. была вообще запрещена. В результате этих мер численность еврейского населения Швеции росла очень медленно; в 1815 г. в Швеции насчитывалось 785 евреев, большинство жило в Стокгольме.

Предоставление гражданских прав привело к увеличению численности еврейского населения Швеции, в первую очередь благодаря эмиграции из Российской империи. В 1880 г. еврейское население Швеции составляло около 3000 человек, в 1890 г. — 3402 человека, в 1905 г. — 3912 человек, в 1930 г. — 7044 человека (из них 1391 человек не был гражданином Швеции). Самая большая еврейская община была в Стокгольме (в 1905 г. — 1425 человек, в 1920 г. — 2747 человек). Евреи из Восточной Европы основали около 20 новых общин, в том числе в Хольмстаде, Кальмаре, Хельсинборе, Мальмё.

В конце 19 в. – начале 20 в. в Швеции стал развиваться антисемитизм.

После прихода в 1933 г. А. Гитлера к власти в Германии в Швеции усилился антисемитизм. В школах, университетах, на улицах все чаще звучали антисемитские призывы. Студенты в Уппсале и Лунде устраивали демонстрации под лозунгом «прекратить импорт евреев». Только после «Хрустальной ночи» был разрешен въезд в Швецию для 150 взрослых и 500 детей.

С середины 1950-х гг. антисемитизм в Швеции получил развитие. В 1956 г. была создана антисемитская организация. В 1960–80-х гг. в различных городах Швеции прошла волна демонстраций с антисемитскими и расистскими лозунгами.

Сейчас евреев в Швеции 18 тысяч человек.
Категория: Зарубежье | Просмотров: 2000 | Добавил: rys-arhipelag