Перестановка армии

Военная реформа попала в засаду. Растущий бюджет позволил начать масштабные преобразования в армии, но деньги тут же кончились
Пока ядерный зонтик защищает Россию от больших войн, армию решили нацелить на локальные конфликты

Россия вот-вот начнет закупать оружие за рубежом. На минувшей неделе стало известно о подготовке сделки по покупке в Израиле за $50 млн беспилотных летательных аппаратов для Российской армии. Событие символическое — почти как начало импорта зерна в СССР в начале 1960-х гг. Пятидневная война с Грузией, хотя и завершилась успешно для Российской армии, показала ее низкую готовность к современным боевым действиям. Требованиям сегодняшнего дня соответствует лишь десятая часть российских вооружений. Но дело не только в количестве новых танков и самолетов, но и в том, для какой армии их закупать. Специалисты лондонского Международного института стратегических исследований (IISS) пришли к выводу, что война «выявила структурные и технологические слабости» российских войск. «Россия недооценила возможности грузинской ПВО и не смогла ее подавить, в результате чего потеряла семь боевых самолетов; грузинские войска были в состоянии вести боевые действия ночью в гораздо большей степени, чем российские», — отмечают авторы доклада IISS. «Мне рассказывали, как в разгар боевых действий командующий группировкой просил у журналистов спутниковый телефон, чтобы связаться со штабом», — возмущается Виталий Цымбал, заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода. Именно августовская война, по мнению Цымбала, завершила превращение министра обороны Анатолия Сердюкова в настоящего реформатора. В ноябре 2008 г. президент Медведев с подачи министра объявил о новом этапе военной реформы. «На повестке дня — перевод всех боевых частей и соединений в категорию постоянной готовности», — заявил президент. Но на реформу нужны деньги, а кризис быстро отсек 10% от бюджета Минобороны на 2009 г. Сердюков — бывший директор мебельной фирмы и глава Федеральной налоговой службы — для того и был назначен министром, чтобы лучше считать деньги. Правда, способности творить чудеса он за два года не проявил, а в ближайшем будущем она ему понадобится. РЕФОРМА-ВЕТЕРАН

Еще в августе 1990 г. старший научный сотрудник Национального оборонного университета в Вашингтоне Юджин Румер по заданию министерства обороны США написал исследование о планах военной реформы тогда еще в СССР. Спустя восемь лет профессор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США Стивен Бланк подготовил работу «Российские вооруженные силы на пороге реформы». Американцы не могли и предположить, что начало российской военной реформы затянется на десятилетия. «О необходимости реформирования написаны тома. Но ключевые цели реформы пока не достигнуты», — отмечает Румер.

За 18 лет существования Вооруженных сил России сменилось пять министров обороны. О военной реформе говорили все. Но «прогресс незначителен», подводит предварительный итог IISS. А Цымбал отмечает, что количество генеральских и полковничьих должностей, особенно в финансово-хозяйственном блоке, резко выросло. Важнейшие направления реформы провалились. Например, в конце 2007 г. завершилась четырехлетняя федеральная целевая программа по переводу воинских частей постоянной готовности на контракт. Деньги — 79,1 млрд руб. — были израсходованы, но нужного количества контрактников не набралось. Недокомплект составил 80%. Обещанного в начале программы соотношения призывников и контрактников — 50:50 — военачальники не достигли.

Может быть, поэтому нынешний министр обороны Анатолий Сердюков всячески избегает слова «реформа», а в Минобороны придуман другой термин — «переход к новому облику Вооруженных сил». «Какие же это реформы, это элементарное наведение порядка», — убеждал генералов Сердюков на одном из совещаний. Наведение порядка свелось не только к заказу новой военной формы Валентину Юдашкину и подковерной борьбе с начальником Генштаба Юрием Балуевским, которого в конце концов отправили в отставку. Сердюков в первый же год добился немалого увеличения оборонных расходов: с 821 млрд руб. в 2007 г. до 1,02 трлн руб. в 2008 г. — почти на 24%. Но конкретный план преобразований в армии появился уже после конфликта в Грузии, в октябре прошлого года. Вскоре его одобрил и президент.

Министерство обороны предложило создать к 2012 г. мобильную армию, готовую к ведению локальных конфликтов. Для этого Вооруженные силы должны быть полностью укомплектованы из соединений и частей постоянной готовности. Сейчас их всего 17%. Остальные — так называемые кадрированные части, в которых офицеры и прапорщики служат без подчиненного личного состава. Ради оперативности управления сложную армейскую иерархию резко упростят. Количество частей и соединений в сухопутных войсках будет снижено с 1890 до 172, в ВВС и ПВО — с 340 до 180, на флоте — с 240 до 123. Понятно, что сокращение вертикали сделает ненужными тысячи офицерских должностей. Если армия в целом сократится с 1,1 млн до 1 млн человек, то офицерский корпус должен быть урезан более чем вдвое: с 355 000 до 150 000 человек. В результате реформы по количеству солдат на одного офицера (6) и одного генерала (1100) Российская армия приблизится к показателям стран НАТО.

Не всех офицеров будут резать по живому. Среди подлежащих увольнению 35 800 человек и так достигнут предельного возраста службы, 7500 — это вчерашние студенты, призванные на два года после окончания вузов. Еще 44 200 офицерских должностей были и так вакантными. Но объявить об увольнении 117 000 офицеров за три года — достаточно, чтобы вызвать недовольство в армейской среде. Часть из уволенных — медики, юристы, военные журналисты — могут сохранить работу уже как гражданские специалисты. Но такая перспектива устраивает не всех: потеря погон — потеря статуса. К тому же судьбу «непрофильных активов» армии демонстрирует суета вокруг ЦСКА. Минобороны, похоже, не знает, что делать с клубом: спортсменов то призывают в казармы, то возвращают на спортивные площадки. Поводы для недовольства будут только множиться: Минобороны замахнулось на систему, существующую уже полтора столетия.

ЛЕГКАЯ НА ПОДЪЕМ

«Это похоже на действительно первую серьезную реформу российских войск со времен коллапса СССР», — оценивает планы Сердюкова Бланк. Но Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, прочит такой реформе провал. Например, уже к 1 декабря 2009 г. решено обновить управленческую структуру армии — переформировать громоздкие дивизии в более мобильные бригады. «Большая часть командующих округами вышли из двух чеченских войн, — объясняет Цыганок. — Естественно, для тех, кто воевал в горах, мобильность превыше всего. Но при обороне морского побережья, городов, войне в лесах, пустынях возможности мотострелковых и танковых дивизий превышают возможности мобильных бригад».

Однако нынешняя реформа как раз и исходит из того, что большие войны с растянутыми на тысячи километров фронтами России в обозримом будущем не угрожают. «Мы отказываемся от курса на крупномасштабную войну, армия будет готова для ведения только локальных или ядерных войн», — констатирует полковник ГРУ в отставке и член Общественного совета при Минобороны Виталий Шлыков. С ним согласен и эксперт с «другого берега». «Уже в 1970-е гг. было трудно представить, чтобы мировая война с миллионами солдат, не переросла в ядерное столкновение», — говорит профессор Высшей школы ВМС США в Монтеррее Михаил Цыпкин.

В России огромная мобилизационная машина была создана еще при Александре II — вместе с введением всеобщей воинской повинности. Это сыграло свою роль и в Первой, и во Второй мировых войнах, но в значительной мере потеряло смысл после создания масштабных ядерных арсеналов. Между тем, по данным исследования IISS «Военный баланс-2009», и сейчас в России 20 млн резервистов. Из них 2 млн проходили воинскую службу в течение последних пяти лет и теоретически должны быть быстро поставлены под ружье в случае серьезного военного конфликта. Именно для них держат десятки кадрированных дивизий, где на роту солдат приходятся 500 офицеров и огромные запасы оружия. Но на практике, указывает Виталий Цымбал, эта система не работает. Еще в 1995 г., когда война в Чечне не пошла по плану министра обороны Грачева и не закончилась за неделю, генералы пытались раскупорить кадрированные воинские части, подбросить туда людей и отправить на фронт. Быстро выяснилось, что многие резервисты просто не умеют стрелять: у них не было возможности научиться этому во время службы по призыву. Армия, основанная на частях постоянной готовности, таких проблем не знала бы.

От гипотетических угроз вроде вторжения несметных китайских армий ядерное оружие защищает гораздо лучше миллионов «бумажных» резервистов. Из этого исходит и власть. «Гарантированно выполнять все поставленные задачи по обеспечению военной безопасности России должны силы ядерного сдерживания», — говорил Дмитрий Медведев на мартовской коллегии Минобороны. Вот только расходы на ядерно-оружейный комплекс пришлось сократить с первоначально запланированных на 2009 г. 22,4 млрд руб. до 19,1 млрд руб. Секвестр военного бюджета вообще поставил всю задуманную реформу под вопрос.

БЕЗ РЕЗЕРВОВ

На сайте Минобороны можно присмотреть немало интересных покупок. Например, большой десантный корабль «Александр Николаев»: введен в строй в 1982 г., порт приписки — Фокино в Приморском крае. Или грузовой Ил-76 — тоже, конечно, б/у, 1975 г. выпуска. Всего на аукционах планируется реализовать 138 летательных аппаратов и семь судов и плавсредств.

Реализация лишнего военного имущества и недвижимости задумывалась как хороший способ добавить средств к и без того растущему бюджету Минобороны. Это и позволило бы профинансировать полноценную реформу. Но планы распродажи составлялись еще в эпоху дорогой земли и экономического бума. В прошлом году Минобороны продало два земельных участка общей площадью 14 га: один в Москве, другой — в «золотом» поселке Рублево. Аукционы прошли пусть и без напряженной борьбы — победители сделали всего один шаг, — но зато принесли немалые деньги: 3,75 млрд руб. В списке намеченного к продаже имущества еще 16 земельных участков, зданий и сооружений, из них семь — в Санкт-Петербурге, пять — в Калининграде, а также в Кирове, Владивостоке, Краснодаре, Вологде. Однако продать их столь же успешно уже вряд ли получится.

Между тем вырученные деньги должны были пойти в том числе на покупку квартир увольняемым со службы офицерам. Жилье должны получить все, у кого стаж службы свыше 10 лет. Кроме того, реформа предполагает немалые доплаты лучшим офицерам. В 2009 г. 34 000 особо отличившихся будут ежемесячно получать от 35 000 руб. (лейтенант) до 115 000 руб. (генерал-майор). В бюджете 2009 г. на это выделено 25 млрд руб., в 2010 г. собирались увеличить количество награждаемых офицеров и потратить 33 млрд руб., в 2011 г. — уже 42 млрд руб. Но бюджеты на 2010 и 2011 гг. приостановлены из-за кризиса. Урезан и бюджет на 2009 г. — главный источник средств на задуманные преобразования.

Если в целом расходы Минобороны сокращены на 8%, то ключевой для военного ведомства раздел «Национальная оборона» (по нему обеспечивается более 80% военного бюджета) урезан сильнее — на 10,5%, с 1,34 трлн до 1,2 трлн руб. Некоторые расходы, имеющие прямое отношение к военной реформе, просто идут под нож. Новой армии, в которой призывники будут играть минимальную роль, нужен профессиональный сержантский корпус. На комплектование войск сержантами-контрактниками в бюджете 2009 г. предполагалось потратить 20 млрд руб. Осталось — 4 млрд руб. А ведь и без того, указывает Виталий Цымбал, набрать 250 000 профессиональных сержантов на зарплату ниже средней по стране будет невозможно.

Недешево стоит и задуманный Минобороны перевод из Москвы в Санкт-Петербург главного штаба ВМФ — это уж точно не упрощение управления, а просто дань моде на переезд начальства в родной город двух президентов. По самым скромным подсчетам, переезд обойдется в 15 млрд руб. Минобороны планирует оптимизировать систему военных учебных заведений: из 65 академий и училищ оставить 10 системообразующих вузов. Может быть, со временем это и даст экономию, но на первом этапе — сплошные дополнительные расходы, начиная с пособий увольняемым.

УВЯЗЛИ В БОЮ

Результат предсказуем. Если бы Анатолий Сердюков был губернатором, в Кремле всерьез задумались бы о его замене. Умение наладить отношения с местными элитами считается важнейшим критерием успеха для главы региона. А в армии вместо железной дисциплины сейчас просто какая-то «оттепель». Когда в феврале в Москве более 500 отставных офицеров, в том числе и скандально известный полковник Владимир Квачков, провели так называемое Общероссийское офицерское собрание и решили «осудить осуществляемые под видом реформ действия военно-политического руководства страны по целенаправленному разрушению оборонного потенциала», это можно было списать на активность радикалов. Но в марте в городе Бердске Новосибирской области в акциях протеста принимали участие уже действующие офицеры. Они возражали против расформирования расквартированной в городе 67-й бригады спецназа ГРУ. Военная реформа предполагает, что ГРУ тоже станет более компактным, а входящий в разведывательное управление спецназ признан лишним — дублирующим функции десантников. В итоге часть расформировали, а в Бердске ждут резкого роста безработицы.

На минувшей неделе армейская фронда создавала информационные поводы почти каждый день. В Приморье протествовали гражданские работники Тихоокеанского флота, которым не платят зарплату, и военные пенсионеры, которым повышают пенсии реже и меньше, чем гражданским. Грозят забастовкой рабочие, обслуживающие Северный флот, — они не видели денег три месяца. Подходящий момент объявлять о новых сокращениях и реорганизациях. Военную реформу начинают не вовремя — как и положено в России.

http://www.smoney.ru/