Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
12:26 В.И.Бояринцев. Министерство обрезания науки - Минобрнауки | |
Вся деятельность конторы под руководством А.Фурсенко показывает, что это - наиболее точная расшифровка названия министерства, отражающая цели и задачи его в период «встраивания» России в качестве Сырьевой Державы в Мировую экономику. Перефразируя знаменитое выражение, можно сказать: У РУССКОЙ НАУКИ ДРУЗЕЙ НЕТ. ЕСТЬ ДВА ВРАГА: ВЫСШЕЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО И ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК. Известно, что наука имеет три составляющие: - фундаментальная наука; - прикладная наука; - университетско-вузовская наука. Эти три составляющие не должны противопоставляться друг другу, а должны друг друга дополнять. Российская наука занимает особое место в мировой науке. Академия наук создавалась для того, чтобы «в народе науки расплодились» и выросли свои, российские учёные, которые будут трудиться на благо страны. Такая наука и существовала в Советском Союзе. Но вот некоторые основные данные о разгроме науки времён Индустриальной Державы, какой был Советский Союз: - по сравнению с 1991-м годом общее количество учёных-исследователей уменьшилось примерно в три раза (осталось чуть более четырёхсот тысяч человек); - количество исследователей в РАН только к 1998-му году сократилось на 22%, после чего последовали регулярные сокращения. При этом наблюдается явление, которое можно назвать именем президента РАН - «парадокс Осипова»: который формулируется, как «чем меньше учёных, тем больше академиков». - практически полностью разрушена прикладная наука; - в стране стали забывать о такой категории, как вузовская наука. Русская наука под предлогом «модернизации» оказалось на грани полного исчезновения, и в этом вина не только правящих чиновников, но и учёных чиновников Академии наук. Вот что говорит министр науки и образования А.Фурсенко: «Модернизация не может быть позитивной для всех. Так не бывает. Неминуемы негативные социальные последствия... Абсолютно ясно, что какое-то число людей, институтов будет сокращено». Правда, никакого «позитива», в «модернизации» науки с 1991-го года не наблюдается. Изданное в мае 2006-го года постановление правительства предписывало сократить численность науки на 7%. Всего предполагалось сократить 20% научного состава институтов Академии наук с тем, чтобы общее число увольняемых сотрудников составило 22 тысячи. Заметим, что никакие сокращения не касаются двух категорий - научной администрации, членов-корреспондентов и академиков РАН. При этом возрастной момент не беспокоит академиков. По словам академика В.Гинзбурга, «с 1 января 2008 года из 500 человек в академии меньше 80 человек будут моложе 70 лет и меньше 100 - моложе 65 лет» («Известия», № 54, 2007 г.). Журнал «Forbes», октябрь 2006-го года пишет: «Российская наука на грани вымирания, как ни горестно это констатировать... Выбывающих академиков просто некем заменить. Варианты реформы обсуждаются уже полтора десятка лет..., ни одна социальная группа в РАН не заинтересована в переменах. Верхушка РАН, академики и члены-корреспонденты, просто не хотят никому отдавать власть и боятся перемен. Директора институтов не готовы делиться с кем-либо доходами от аренды и использования аппаратуры...» Об отношении к отраслевой науке говорит статья журнала «Forbes»: «Легендарная реформа РАО ЕЭС затронула научно-исследовательскую часть электрического гиганта: 63 НИИ и проектных института, принадлежащих РАО, слиты в семь "инженерных центров". В начале 2008 года за несколько месяцев до окончательной реорганизации РАО, эти объединения будут выставлены на продажу... На торги пойдёт только "мозг" научного комплекса - трудовые коллективы, разработки, наборы патентов и т.д.» Вводя в своей системе крепостное право РАО ЕЭС, как всегда, говорит о том, что это пойдёт только на пользу отраслевой электрической науке. «"А без крыши над головой учёные не останутся - инженерным центрам обещана аренда в их прежних штаб-квартирах "по ценам ниже рыночных"». Но кризис внёс свои поправки: хозяева отраслевых научно-исследовательских институтов просто увольняют научных сотрудников. О проблемах российской медицины говорит академик Академии медицинских наук А.Егоров: «В связи с кризисом резко сокращается выделение грантов на научные исследования. А гранты - это основной источник финансирования научных лабораторий, зарплаты учёных. В Российском фонде фундаментальных исследований сократили гранты на 30%. В результате многие научные программы прекращены, а от тех, что остались на урезанном финансировании требуют прежнего объёма выполнения работ. Целый ряд технологических институтов, связанных с медицинской промышленностью, объявлены банкротами. К ним относятся ФГУП ГНЦ по антибиотикам, ФГУП "Центр по химии лекарственных средств", Институт витаминов, полностью уничтожен Институт антибиотиков в Санкт-Петербурге и многие другие головные медицинские научные организации. Ведущих сотрудников увольняют, распродаётся оборудование, здания. А без научно-технологических разработок ни о каком возрождении отечественной фармпромышленности сегодня не может идти речи». Не забывают чиновники и олигархи и о других отраслях знаний: «Олигархи сокращают науку» - так называется небольшой материал газеты «Аргументы и факты» (№ 9, 2009 г.), где говорится, что Дерипаска наполовину сократил штат учёных из принадлежащего «Русалу» Сибирского НИИ алюминиевой и электродной промышленности. И уже Сергей Миронов начал что-то соображать: «Нужен мораторий на сокращение работников бюджетных учреждений и военнослужащих до 2010 года». Для исправления положения дел необходимо принять меры по преобразованию Академии наук, при этом основными целями Академии должны являться: - разработка проектов, соответствующих основным задачам новой науки; - экспертиза существующих и разрабатываемых проектов; - выделение приоритетных направлений исследований; - внедрение проектов в планы научно-исследовательских институтов, проведение их в жизнь. - необходим коренной пересмотр структуры и деятельности Академии наук и её Президиума. Чтобы сохранить научные кадры, отток которых из страны велик, необходимо: - иметь условия для научной работы и внедрения результатов; - иметь достаточное финансирование научных исследований, обеспечение их современным оборудованием; - результаты научных исследований должны быть востребованы экономикой страны. Много слов сказано руководством страны о необходимости развития новейших технологий. По данным Института международных экономических и политических исследований РАН: - среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место; - за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%; - современного оборудования для проведения экспериментов нет. Говорит Жорес Алфёров: «В России высокотехнологическую индустрию, созданную за многие десятилетия, мы разрушили. Поэтому у нас теперь... постиндустриальное общество». Но если страны Запада вошли в постиндустриальное общество с более низкой ступени развития, то мы скатились с индустриального общества в другую, сторону, в область раннего капитализма. В Советском Союзе наиболее ценные и интересные научные высокотехнологичные разработки делались с учётом их применения в военно-промышленном комплексе, который выступал главным заказчиком науки. О современном состоянии дел военно-промышленного комплекса говорил в Государственной думе вице-премьер С.Иванов: «Огромные трудности с кредитованием, просто непреодолимые трудности! Кредиты под реализацию инвестиционных проектов для большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса практически стали недоступными. Для всей промышленности эта проблема наиболее острая». На кого жалуется вице-премьер? На себя? А пока, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии»: - 30% организаций военно-промышленного комплекса «имеют признаки банкротства»; - 50% предприятий «относятся к потенциальным банкротам». Говорит директор Института экономических стратегий РАН А.И.Агеев: «В современной экономике знание уже стало реальным фактором капитализации. Информация - знание - мудрость - смысловые поля - именно здесь, а не в необъятных потоках товаров, услуг или капитала, сейчас куются конкурентные и стратегические преимущества завтрашнего дня... Что такое в этом смысле новые госкорпорации? С 1990 по 2000 годы мы потеряли 25% имеющихся технологий. Мы их даже не можем воспроизвести. Либо люди ушли на пенсию, либо документы исчезли, либо украдено оборудование, либо запатентовано за рубежом. Сейчас эта цифра, наверное, превышает треть...» А на какую величину упало промышленное производство, если внутренний валовой продукт Российской Федерации уменьшился в 2 раза? Автор продолжает: «...траектория развития очень жёстко и по инерции вдавливает нас в положение сырьевого придатка развитых стран мира и Китая. И в придачу пока дешёвого интеллектуального придатка...» Напомним, что в июле 2007-го года была учреждена корпорация «Роснанотех» для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». На эти дела государство выделило около 134 миллиардов рублей. Прошло более полутора лет, и, по мнению многих специалистов, Россия ещё больше отстала в международной гонке. «Так из 400 проектов, которые поступили в корпорацию, её научно-технический совет дал положительную оценку всего четырём. Ещё одна претензия к "Роснанотеху" - слабое взаимодействие с теми структурами, которые уже развивали данное направление, и прежде всего с Роснаукой и Курчатовским институтом - головной научной организацией в области нанотехнологий (Ю.Медведев). Если в США плоды нанотехнологических разработок востребованы сильной наукоёмкой промышленностью, то у нас существовавшие в советское время научно-производственные объединения, являвшиеся основными потребителями академических научных разработок, разрушены. Разрушена и система прикладной и отраслевой науки. Создаётся впечатление, что нанопрограмма по Чубайсу ориентирована на использование оставшегося научного потенциала России для развития западного высокотехнологического производства, в первую очередь ВПК США. Много красивых слов сказано о системе высшего образования страны: «Мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одарённым ученикам» (В.Путин, 2005 год). В советское время по числу студентов на 10 тысяч человек населения мы занимали второе место в мире. Сейчас по этому показателю нас обогнали Канада, Австрия, Бельгия, Финляндия, Испания и некоторые государства Латинской Америки. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов. По данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 40-е, по другим данным - на 47-е место. За период «реформ». Страна с сырьевой экономикой не заинтересована в подготовке специалистов технического профиля, о чём и говорит министр Фурсенко: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» (февраль, 2009 г.). В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности. Видимо, министр Фурсенко, будучи доктором физико-математических наук, делает такое заключение на основании собственного опыта! Обратите внимание: как любят наши чиновники говорить красивые слова. Вот сообщение о пожаре в Московском авиационном институте: «По предварительным данным, пожар произошёл в результате теплового проявлении электрического тока при аварийном режиме работы электросети», - сообщил «Интрфаксу) высокопоставленный источник в руководстве Главного управления МЧС по Москве. Но творческие способности убивает внедряемая Фурсенко система ЕГЭ (единого государственного экзамена). Говорит человек, пишущий на темы науки - писатель В.Губарев: «Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности». На проблему обратил внимание и президент: «Решение принято. Нужно разработать оптимальный механизм, по которому этот экзамен будет приниматься». В планах министра Фурсенко - оставить из 450 ныне действующих институтов не больше 200, а система внедрения платного образования в период кризиса сама попала в кризисное состояние. Если говорить о подготовке специалистов для внедрения новейших технологий, то представляется необходимым осуществить следующие меры в области высшего образования: - ликвидировать систему платного высшего образования с закрытием частных учебных заведений, восстановив утраченную советскую систему государственной подготовки специалистов. - обратить особое внимание на развитие вузов, готовящих специалистом для предприятий промышленности и науки, способных свернуть страну с пути энергетического донора развитых стран. - в условиях приближающегося продовольственного кризиса усилить и увеличить подготовку специалистов сельскохозяйственного производства. - запретить внедрение единого государственного экзамена, как средства снижения качества подготовки будущих специалистов. - запретить введение системы бакалавр-магистр, как средства снижающего общий уровень российского образования. - в условиях экологического кризиса организовать расширенную подготовку специалистов-экологов. - в крупных технических вузах восстановить роль вузовкой науки, организовав и оснастив специализированные лаборатории. А пока в стране пользуются спросом юристы, журналисты-международники, экономисты - их готовят за 170-430 тысяч рублей в год, это специальности для избранных, для будущих российских чиновников. В России внедряется модель развития высшей школы, главным содержанием которой является полная ликвидация подготовки в стране специалистов-профессионалов для реальных секторов экономики и замена их подготовкой бакалавров и магистров, не владеющих необходимыми знаниями. Обратите внимание: о реальном секторе экономики наши чиновники заговорили в кризис, когда уже нельзя говорить об экономике ВИРТУАЛЬНОЙ - гордости чиновников. Совершенно ясно, что без квалифицированных кадров не может быть восстановлен промышленный, высокотехнологический потенциал страны. И опять интересный момент: людей с учёными степенями в руководящих органах России полно, а о науке позаботиться некому, реформы, начинавшиеся кандидатами наук, завершаются несостоявшимися аспирантами (магистрами экономики) - Владиславом Сурковым и Аркадием Дворковичем. Но если нет цельной государственной политики, не будет, ни науки, ни образования, ни высоких технологий и не спасут положение отдельные, частные, «национальные программы», нацеленные только на снижение политической напряжённости в стране.
| |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 539 | |