Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 17:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


12:19
Президент РФ подписал указ "О стратегии национальной безопасности России до 2020 года". Комментарии Л.Г. Ивашова и А.Н. Савельева
Как сообщает сегодня информационный портал Утро.Ru, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О стратегии национальной безопасности России до 2020 года". В основе документа находятся ключевые установки развития России и обеспечения нацбезопасности, которые были сформулированы в Послании Президента Федеральному Собранию 5 ноября прошлого года. Стратегия была представлена на заседании Совбеза в марте, после чего в нее были внесены незначительные изменения.

Стратегические цели совершенствования национальной обороны заключаются в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Согласно документу, в мире складывается иная геополитическая ситуация в силу укрепления новых центров экономического роста и политического влияния. При этом отмечается, что несостоятельность ориентированной исключительно на НАТО системы безопасности и несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу международной безопасности. Как отметил глава Совбеза Николай Патрушев, отношения России и НАТО будут определяться неприемлемыми для нашей страны планами продвижения военной инфраструктуры Альянса к российским границам.

В стратегии национальной безопасности также говорится, что политика некоторых ведущих зарубежных государств, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего – в стратегических ядерных силах, представляет угрозу для военной безопасности России. Согласно документу, формирование в одностороннем порядке глобальной системы ПРО и милитаризация околоземного космического пространства могут привести к новому витку гонки вооружений. А отход от международных договоренностей в сфере ограничения и сокращения вооружений отрицательно влияет на военную безопасность России и ее союзников.

При этом, согласно стратегии, наша страна будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, которая исключает затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.

На национальные интересы России также повлияют возможные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики и угроза распространения оружия массового поражения и его попадания в руки террористов. Кроме того, ожидается усиление глобального информационного противостояния, националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе – под лозунгами религиозного радикализма. Более ощутимым также станет дефицит пресной воды.

Кроме того, в среднесрочной перспективе будут напоминать о себе ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

В документе особо отмечается, что наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи российской государственной границы и незавершенность международно-правового оформления рубежей России с рядом сопредельных государств представляют угрозу безопасности нашей страны.

Что касается экономики, актуальной в свете кризиса, секретарь Совбеза сообщил, что безопасность страны будет обеспечена через достижение стратегических национальных приоритетов. "Должно обеспечиваться устойчивое развитие России, ее становление в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом и достойным качеством и уровнем жизни народа. В стратегии заложен принцип безопасности через устойчивое развитие, в первую очередь, экономики и социальной сферы, предусматривающий социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан", – заявил Патрушев.
"Стратегия национальной безопасности нам нужна. Концепцию национальной безопасности, которая была у нас ранее, мы собезьянничали, скопировав с американской. У них стратегия национальной безопасности есть на все XXI столетие, и потом они ежегодно вносят в нее коррективы. Если давать общую оценку нашей стратегии, то делалась она, видимо, скороспешно, под давлением военной общественности, в связи с проводимыми реформами. У нас получилось, что телега бежит впереди лошади. Сначала мы стали ломать структуру Вооруженных Сил, решать какие-то частности, потом опомнились и срочно подготовили достаточно сумбурную стратегию", – заявил в интервью "Русской линии" известный военный эксперт, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов.
 
Как отметил генерал, "в общих положениях принятой стратегии констатируется состояние России, но, мне кажется, это сугубо пропагандистский вариант: в документе прописано, что в России настолько все безоблачно и благополучно, что и делать ничего не нужно". "Кроме того, в документе присутствует сумбур в оценке мировой ситуации. Нет отображения реальных геополитических вызовов России – таких, как однополярный мир, блоковые схемы, перспективы обострения борьбы за ресурсы и т. д., а в основном надерганы частности", – продолжил эксперт.

 "Что же касается угроз военной безопасности России, то и здесь подход несистемный. Есть апелляция к тому, что для нас, учитывая наше состояние и нынешние тенденции, представляет угрозу НАТО, размещение ПРО в Европе. А размещение ПРО в космосе, на Дальнем Востоке и так далее – подобные угрозы в документе никак не отображаются. Вообще не упомянуто, что американцы уже имеют над нами десятикратное превосходство в наступательных обычных вооружениях, то, что существует нацеленная на Россию концепция быстрого глобального удара. В общем, надергали авторы нового документа все, что лежит на поверхности, и н6е более того", – подчеркнул аналитик.

"Далее в документе ставятся задачи. Причем присутствуют такие посылы: Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание среднесрочной перспективы и закрепиться в числе государств-лидеров в мировой экономике и разделении труда. Ставятся задачи закрепить Россию на позициях мировой державы. Я не знаю, с чем это связано. Если завтра перекрыть нашу трубу, то наше участие в мировой экономике в лучшем случае сведется к торговле матрешками. Я бывал на Западе, ходил по магазинам – там найдешь товары из Вьетнама, Южной Кореи, Латинской Америки, но русских товаров там просто нет. Так что наше участие в мировой экономике и вся наша "великодержавность" сводится только к двум элементам: это наши нефтегазовые ресурсы и пока еще поддерживающийся ядерный потенциал. Говорить о том, что мы станем мировой, в том числе экономической, державой, – это бред", – считает Л.Ивашов.

"Что же касается военной организации, то да, в документе провозглашается "новый облик" и поддерживаются текущие реформы. Но опять же – ссылка на вооружение и военно-промышленный комплекс (ВПК) несостоятельна, потому ВПК как системы у нас нет. Есть отдельные направления, которые выжили. Нет основы для ВПК, нет экономики, построенной на современных технологиях, на инновациях. Раз нет такой экономики – ВПК будет деградировать. Так что и этот раздел можно подвергнуть обоснованной критике", – продолжил ученый.

"Что касается внешней политики, то новый документ говорит о стремлении выстраивания Россией равноправного полноценного стратегического партнерства с США на основе совместных интересов. Это не более, чем блеф. Стратегическое партнерство, как правило, осуществляется между государствами, имеющими примерно равный стратегический потенциал. Если взять экономику, то это какой-то клочок по сравнению с цельной экономической мощью США. То же самое обстоит и с вооруженными силами. Если исключить ядерный потенциал, (количество и качество которого мы с американцами сегодня сокращаем), то с обычными вооруженными силами мы с американцами даже ни в какое сравнение не идем. А это значит, что никаких равноправных договоренностей с американцами не будет. Они будут нам диктовать свои условия, а мы будем их выполнять, потому что они в сто крат сильнее", – полагает эксперт.

"Есть, конечно, в документе и какие-то сильные, хорошие, правильные моменты. Но они не имеют материального и волевого основания для того, чтобы о них объявлять. Это в целом бессистемный, рваный документ. И он основывается не на реалиях, а на наших мечтах и пожеланиях", – считает Леонид Ивашов.
В свою очередь, известный политик, лидер незарегистрированной партии "Великая Россия" А.Н. Савельев так прокомментировал принятие новой концепции: "Как и прежние «Концепции национальной безопасности». Если в прошлом подобные документы писали люди двух категорий: бюрократы и патентованные либералы-космополиты (коим вообще идея нации омерзительна),  то теперь к ним добавился некто – еще один субъект, которого я бы назвал «националистом». Но поскольку в данном документе национализм несколько раз упоминается в уничижительном смысле, то в духе кремлевской риторики можно было бы назвать этого автора (группу авторов) «националистами в хорошем смысле слова».
Появление этого нового субъекта смешало карты. Если прежние документы, посвященные национальной безопасности, были органичны – во всем противны национальным интересам России, то теперь возникла эклектика и непримиримые противоречия. Разбирать их подробно можно, но не особенно нужно. Потому что этот документ состоит почти сплошняком из общих фраз (влияние бюрократического субъекта) и никогда не станет руководством к действию. Он будет забыт очень быстро. Ведь чиновники понимают только однозначный приказ, а там, где есть выбор – будут действовать в своих частных интересах. «Стратегия…» такой выбор чиновнику дает. 
Местами документ настолько безграмотен и алогичен, что аж глаза щиплет от стыда. Местами в него проникли здравые мысли. Местами прямо заявляется репрессивный настрой бюрократии против оппонирующих ей политических сил. По всему видно, что государственная власть на переломе – балансирует в неустойчивом положении между обрушением в тоталитаризм (и даже находится в нем одной ногой) и национальным возрождением – освобождением от искусственных идейных комплексов коммунизма и либерализма, проповедующих сдачу национальных интересов (интернационализм и космополитизм) и соответствующих им пороков политического устройства (бюрократия) и экономической системы (олигархия). На смену может прийти только национализм. Конечно же, «в хорошем смысле слова»".
 
Источники:
 
Категория: Армия и нацбезопасность | Просмотров: 1312 | Добавил: rys-arhipelag